Административная ответственность за лжепредпринимательство

Административная ответственность за лжепредпринимательство предусмотрена статьей 12.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Под лжепредпринимательством в административном законодательстве понимается создание юридического лица без намерения осуществлять уставную

деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, если в этих деяниях нет состава преступления.

Санкцией статьи 12.12 КоАП предусмотрена ответственность за лжепредпринимательство в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин.

В соответствии со статьей 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) органами, уполномоченными выявлять правонарушения, выразившиеся в осуществлении лжепредпринимательской деятельности, являются налоговые органы и органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — КГК). Рассматривать дела по данной категории административных правонарушений вправе органы КГК (часть первая статьи 3.7 ПИКоАП) и судьи районных (городских) судов (часть первая статьи 3.2 ПИКоАП).

Следует отметить, что административная ответственность за лжепредпринимательство применяется, если в этих деяниях нет состава преступления. В случае причинения ущерба в крупном размере (в 250 и более раз превышающем размер базовой величины) наступает уголовная ответственность по части 1 статьи 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), в случае причинения ущерба в особо крупном размере (в 1000 и более раз превышающем размер базовой величины) наступает уголовная ответственность по части 2 статьи 234 УК.

Таким образом, разграничение между уголовно-правовым составом и административно-правовым осуществляется по конструкции объективной стороны.

Объектом правонарушения является установленный порядок осуществления экономической деятельности.

В административном процессе объективная сторона лжепредпринимательства включает в себя: создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность; противоречащие закону цели создания такой структуры. Отсутствие одного из перечисленных элементов устраняет административную ответственность.

Субъектами административного правонарушения являются физические лица или юридические лица, выступающие в качестве создателей юридического лица.

Создателями юридических лиц являются их учредители, в качестве которых выступают либо граждане, либо юридические лица.

В большинстве случаев в качестве создателей юридических лиц — лжепредпринимательских структур выступают подставные лица, которые становятся учредителями и должностными лицами организаций, но фактически таковыми не являются, например по просьбе знакомых либо в целях «подзаработать» предоставляют свой паспорт для использования данных о личности при регистрации и деятельности субъекта хозяйствования. В дальнейшем они подписывают налоговые декларации, необходимые платежные инструкции для представления в обслуживающий банк, получают и передают другим лицам бланки строгой отчетности, при помощи которых оформляются фиктивные хозяйственные операции, и т.п. Созданные подставными лицами субъекты хозяйствования реальной хозяйственной деятельности не осуществляют, они используются только для достижения определенных корыстных целей.

Субъективная сторона лжепредпринимательства выражена умышленной формой вины и наличием специальной цели. Виновный сознает противоправный характер своих действий по созданию юридического лица, не имея намерения осуществлять экономическую деятельность, преследует корыстные цели.

Создание юридического лица составляет неотъемлемую часть лжепредпринимательства.

Пунктом 1 статьи 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.

Создание юридического лица — это приобретение этой структурой статуса юридического лица в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 47 ГК юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Пунктом 1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение), предусмотрено, что государственной регистрации подлежат создаваемые (реорганизуемые) юридические лица (коммерческие, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели).

К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

К некоммерческим организациям относятся ассоциации (союзы) — объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, государственные объединения, являющиеся некоммерческими организациями, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников.

Некоммерческими являются организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Как следует из пункта 1 Положения, государственной регистрации подлежат также реорганизуемые юридические лица.

В соответствии со статьей 53 ГК реорганизация юридического лица допускается в одной из следующих форм: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Слияние предполагает такую форму реорганизации, при которой к вновь создаваемой организации переходят все права и обязанности нескольких организаций-правопредшественников с прекращением последних.

Присоединение предполагает форму реорганизации, при которой к существующей организации переходят все права и обязанности одной или нескольких организаций-правопредшественников с прекращением последних.

Разделение предполагает форму реорганизации, при которой все права и обязанности организации-правопредшественника переходят к двум или более вновь создаваемым организациям с прекращением организации-правопредшественника.

Выделение предполагает форму реорганизации, при которой указанная в передаточном акте часть прав и обязанностей организации-правопредшественника переходит к одной или нескольким вновь создаваемым организациям без прекращения организации-правопредшественника.

Преобразование предполагает форму реорганизации, при которой все права и обязанности юридического лица одной организационно-правовой формы переходят к вновь созданному юридическому лицу другой организационно-правовой формы.

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях и порядке, установленных законодательством, реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

В случаях, установленных законодательством, реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Порядок государственной регистрации юридических лиц определен Положением.

Государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования.

Пунктом 1 статьи 48 ГК предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора.

Устав — зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке документ, свод положений, правил деятельности юридического лица, определяющий его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия.

Устав и (или) учредительный договор являются учредительными документами юридического лица.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

В уставе, учредительном договоре юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица.

В учредительных документах некоммерческих организаций, а также в предусмотренных законодательными актами случаях в учредительных документах коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. Учредительными документами коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда в соответствии с законодательными актами это не является обязательным.

В уставе юридического лица (учредительном договоре — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом.

Как правило, лжепредпринимательская структура создается с соблюдением всех правил, предусмотренных для образования юридического лица, предполагающего осуществлять деятельность, предусмотренную учредительными документами.

Тем не менее кроме создания юридического лица лжепредпринимательство предполагает отсутствие намерения осуществлять уставную деятельность.

Лжепредпринимательство образуется вследствие законной регистрации организации, но с заведомым отсутствием намерения у ее создателей осуществлять уставную деятельность, то есть имеется в виду, что та деятельность, для которой формально создается организация, осуществляться не будет. Такая организация не производит никакой продукции, не выполняет никаких работ, не оказывает услуг, и это логично, поскольку цель лжепредпринимательства состоит отнюдь не в удовлетворении общественных потребностей и не в получении прибыли, а исключительно в достижении результата, признаваемого правонарушением (преступлением). Даже в том случае, если такая организация и занимается какой-либо деятельностью, то только для отвода подозрений, с целью вызвать к себе доверие как к партнеру.

Отсутствие намерения осуществлять уставную деятельность должно присутствовать в момент создания юридического лица.

О наличии такого намерения может свидетельствовать:

  1. отсутствие у организации необходимого для хозяйственной деятельности персонала;
  2. отсутствие длительный период времени совершения каких-либо сделок;
  3. отсутствие прибыли от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, пользования имуществом;
  4. совершение организацией только мнимых, притворных и иных недействительных сделок, что является способом сокрытия незаконной деятельности;
  5. непредставление организацией документов для получения лицензии, если в уставе содержатся положения о ведении только определенного вида лицензируемой деятельности, и т.д.

Обязательным элементом состава лжепредпринимательства является наличие у создателей юридического лица хотя бы одной из четырех целей, указанных в статье 12.12 КоАП, а именно:

1) получение ссуд, кредитов.

Например, собственник организации для погашения ее долгов создает другую организацию (без намерения осуществлять уставную деятельность), получает кредит от имени вновь созданной организации и направляет его не на осуществление уставной деятельности данной организации, а на погашение долгов первой организации;

2) прикрытие запрещенной деятельности.

Например, осуществление от имени юридического лица притворных сделок (п. 2 ст. 171 ГК), обеспечивающих прикрытие для осуществления таких видов деятельности, которые образуют состав административного правонарушения либо запрещены действующим законодательством;

3) сокрытие или занижение прибыли, доходов или других объектов налогообложения.

Например, могут создаваться организации в виде такой организационно-правовой формы, которая согласно действующему законодательству предоставляет возможность освобождения от уплаты определенных видов налогов (общество инвалидов и т.п.), т.е. предполагается уклонение от уплаты налогов;

4) извлечение иной имущественной выгоды.

Например, фиктивное создание юридического лица в определенной организационно-правовой форме и проведение от ее имени сделок, в том числе мнимых и притворных, когда это обеспечивает возможность незаконного получения материальных благ, привлечения денежных средств на льготных условиях и т.п.

Таким образом, исходя из вышеизложенного административное правонарушение, предусматривающее ответственность по статье 12.12 КоАП («Лжепредпринимательство»), образуется при одновременном наличии следующих условий:

  • создание юридического лица;
  • отсутствие намерения осуществлять уставную деятельность;
  • наличие цели получить ссуду, кредит, либо прикрыть запрещенную деятельности, либо сокрыть или занизить прибыль, доходы или другие объекты налогообложения, либо извлечь иную имущественную выгоду.