Административное задержание физического лица как мера обеспечения административного процесса, применяемая органами пограничной службы Республики Беларусь

В силу абз. 5 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 11.11.2008 N 454-З «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» органам пограничной службы (ОПС) в целях выполнения возложенных на них задач предоставляется право производить задержание граждан по основаниям и на сроки, определенные законодательными актами Республики Беларусь.

Должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь имеют право осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 52 ч. 1 и п. 8 и 9 ч. 2 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) органы пограничной службы составляют протоколы об административных правонарушениях (абз. 3 ст. 8.3 ПИКоАП).

В соответствии с постановлением Государственного пограничного комитета Республики Беларусь от 10.02.2010 N 5 «О некоторых вопросах ведения административного процесса в органах пограничной службы Республики Беларусь» полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку таких дел к рассмотрению наделяются следующие должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь:

1) по правонарушениям, предусмотренным ч. 1, 2 и 4 ст. 18.20, ст. 23.29 — 23.32, 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП):

  • должностные лица Государственного пограничного комитета Республики Беларусь: офицеры главного оперативного управления Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, офицеры управления международного сотрудничества;
  • должностные лица территориальных органов пограничной службы: офицеры оперативных управлений, управления пограничного контроля; офицеры отделений международного сотрудничества и погранпредставительской деятельности (отделений международного сотрудничества, помощники начальников территориальных органов пограничной службы по погранпредставительской деятельности); офицеры отделов пограничной службы (отделов береговой охраны), пограничных (мобильных) застав (постов), иные сотрудники указанных подразделений, наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность; офицеры отделений пограничного контроля; старшие смен пограничных нарядов в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и подчиненные им сотрудники при исполнении обязанностей по охране Государственной границы Республики Беларусь; старшие пограничных нарядов и подчиненные им сотрудники при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Республики Беларусь;

2) за правонарушения, предусмотренные ст. 24.3 — 24.6 КоАП, — штатные (внештатные) дознаватели органов пограничной службы при ведении административного или уголовного процесса;

3) за правонарушение, предусмотренное ст. 10.9 КоАП, — офицеры органов пограничной службы;

4) за правонарушения, предусмотренные ч. 1, 3 и 4 ст. 18.5 КоАП (за правонарушения, совершенные на аэродромах, не подведомственных Департаменту по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, или в районе таких аэродромов), — офицеры отдельного авиационного отряда;

5) за правонарушения, предусмотренные ст. 9.17, ч. 2 ст. 12.17, ст. 12.46, ч. 1 ст. 15.4, 15.51 — 15.53, 15.63, 16.7, 16.8, ч. 2 ст. 21.14, ч. 1 ст. 21.16 КоАП, — главный государственный санитарный врач Государственного пограничного комитета Республики Беларусь и подчиненные ему сотрудники, осуществляющие государственный санитарный надзор;

6) за правонарушения, предусмотренные ст. 23.1 — 23.5, 24.3 — 24.6 КоАП, — все вышеперечисленные должностные лица органов пограничной службы.

Полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 статьи 18.20 КоАП, и подготовку таких дел к рассмотрению согласно п. 9 ч. 2 ст. 3.30 ПИКоАП предоставлены старшим смен пограничных нарядов в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 8.2 ПИКоАП административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс, и содержании в данном органе.

Виды административного задержания

I. Административное задержание, осуществляемое на общих основаниях на срок не более трех часов с момента фактического задержания.

Цели данного вида задержания перечислены в ч. 2 ст. 8.2 ПИКоАП. К ним относятся следующие:

  1. пресечение противоправной деятельности;
  2. составление протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;
  3. установление личности;
  4. обеспечение участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;
  5. пресечение сокрытия или уничтожения доказательств;
  6. обеспечение исполнения административного взыскания в виде ареста или депортации.

Перед началом задержания лицо, в деянии которого усматриваются признаки соответствующего правонарушения, должно быть предупреждено о необходимости прекратить противоправную деятельность и подчиниться требованиям сотрудника ОПС. Однако, если лицо не услышало предупреждение или его проигнорировало, это не является основанием для признания задержания незаконным. После осуществления фактического задержания (остановки) лицу объясняется, что оно задержано сотрудниками ОПС при совершении или покушении на совершение административного правонарушения, с указанием статьи КоАП и названия правонарушения. В качестве оснований задержания фиксируются вышеприведенные цели задержания. После задержанному лицу разъясняются под роспись его права и обязанности в качестве лица, в отношении которого ведется административный процесс (ст. 4.1 ПИКоАП), а также устанавливается, есть ли необходимость в уведомлении защитника, совершеннолетних членов его семьи, близких родственников, нанимателя, администрации учреждения образования. В случае, если задержанный является несовершеннолетним, уведомление родителей или лиц, их заменяющих, осуществляется вне зависимости от наличия ходатайств. Срок уведомления указанных выше лиц — не позднее трех часов с момента заявления ходатайства или фактического задержания (для несовершеннолетних). По требованию иностранца о его задержании не позднее одних суток со дня его задержания направляется уведомление в Министерство иностранных дел Республики Беларусь. Ознакомление же с правами и обязанностями, причинами задержания иностранцев производится на любом языке, которым они владеют. При этом о сроках ознакомления правонарушителей-иностранцев ч. 4 ст. 8.2 ПИКоАП говорит лишь то, что ознакомление должно быть произведено без промедления. Соответственно должны предприниматься меры к поиску переводчика, без участия которого невозможно проведение процессуальных действий с задержанным. Однако язык перевода необязательно должен являться родным для задержанного. Это может быть любой язык, которым он владеет в объеме, достаточном для понимания.

При осуществлении данного вида задержания его факт, ход и результаты фиксируются в протоколе об административном правонарушении. Там же фиксируются и результаты личного обыска, если он производился.

В отношении несовершеннолетних административное задержание осуществляется только на срок до трех часов.

II. Задержание до установления личности.

Если в течение трех часов с момента фактического задержания установить личность правонарушителя не представилось возможным, то согласно ч. 5 ст. 8.4 «Сроки административного задержания» ПИКоАП лицо, ведущее процесс, может задержать нарушителя на срок до 72 часов с обязательным письменным уведомлением надзирающего прокурора. Такое задержание оформляется протоколом административного задержания.

Обязательным условием применения данного вида задержания является совершение таких правонарушений, по которым должностные лица ОПС имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

При невозможности установить личность правонарушителя в течение 72 часов согласно ч. 5 ст. 8.4 ПИКоАП он может быть задержан на срок до десяти суток (срок считается с момента фактического задержания). В этом случае обязательно санкционирование административного задержания надзирающим прокурором. Оно осуществляется заблаговременно путем фиксации санкции прокурора с указанием срока задержания в протоколе административного задержания. Задержанный должен быть ознакомлен с содержанием протокола административного задержания, имеет право давать объяснения по факту задержания, подавать жалобы и ходатайства, подлежащие обязательной фиксации в протоколе. По ознакомлении с протоколом задержанный собственноручно подписывается в нем. При отказе задержанного подписаться лицо, составившее протокол, делает соответствующую запись с указанием мотивов отказа от подписи.

Хотя ПИКоАП не указывает, что при осуществлении задержания должны присутствовать понятые, факт отказа от подписи желательно фиксировать в их присутствии, о чем делается запись в протоколе задержания. В этом случае протокол подписывается и понятыми.

Содержится задержанный в изоляторе временного задержания органа пограничной службы, осуществившего задержания, подчиняясь правилам внутреннего распорядка изолятора. После установления личности задержанного или истечения срока задержания данное лицо должно быть освобождено из изолятора, о чем делается соответствующая запись в протоколе задержания, либо к нему применяется задержание по иным основаниям.

III. Задержание для обеспечения возможности исполнения административного взыскания в виде депортации.

Для данного вида административного задержания в качестве непременных условий характерно не только наличие признаков административного правонарушения по ст. 23.29 — 23.32, 23.55 КоАП, но и то, что задержанию по этому основанию могут подвергаться только иностранные граждане и лица без гражданства.

На стадии подготовки дела к рассмотрению данный вид задержания осуществляет должностное лицо ОПС, осуществляющее подготовку дела. При этом сроки задержания в данной стадии — не более 72 часов с момента фактического задержания. Полное истечение этих сроков практически невозможно, поскольку дело об административном правонарушении иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее 48 часов с момента фактического задержания должно быть передано соответствующему должностному лицу ОПС для рассмотрения и принятия решения. Это должностное лицо по вынесении постановления о наложении административного взыскания в виде депортации имеет право задержать правонарушителя на срок, необходимый для исполнения решения о депортации. В этом случае составляется отдельный протокол административного задержания, санкционируемый надзирающим прокурором. Максимальный срок задержания в данном случае не может превышать сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания, т.е. не более трех месяцев со дня вступления в законную силу окончательного решения по делу.

IV. Статья 8.4 ПИКоАП содержит и иные основания для задержания лица, совершившего административное правонарушение:

  • а) до вытрезвления лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических, психотропных, токсических и иных веществ и оскорбляющего человеческое достоинство и нравственность;
  • б) до передачи в организацию здравоохранения лица, имеющего признаки выраженного психического расстройства и создающего своими действиями явную опасность для себя и окружающих.

Задержание должностными лицами ОПС по этим основаниям возможно при выявлении административных правонарушений, по делам о которых органы пограничной службы составляют протоколы об административных правонарушениях.

По первому основанию задержанию должно предшествовать судебно-медицинское освидетельствование, подтверждающее факт опьянения или воздействия иных веществ соответствующим актом. Иным образом, т.е. свидетельскими объяснениями, рапортами военнослужащих и т.п. такое состояние доказать невозможно. Поскольку ОПС самостоятельно не осуществляют судебно-медицинское освидетельствование, то нельзя с точностью определить и момент вытрезвления. В силу этого задержание по указанному основанию очень сложно реализуемо в практической деятельности ОПС. В действительности оно возможно только при взаимодействии с органами внутренних дел.

Во втором же случае задержание лица с признаками ярко выраженного психического расстройства возможно, если это лицо представляет угрозу для себя или окружающих, о чем делается пометка в протоколе административного задержания с указанием того, в чем именно выражалась эта угроза. В дальнейшем это лицо под охраной направляется в медицинское учреждение, где возможно его принудительное содержание. В отношении задержанного в обязательном порядке назначается судебно-психиатрическая экспертиза.

Физическое лицо, в отношении которого применено административное задержание, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс. К таким местам в соответствии с постановлением Государственного пограничного комитета Республики Беларусь от 06.05.2009 N 31 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах содержания лиц под стражей и в специально оборудованных помещениях органов пограничной службы Республики Беларусь» относятся изоляторы временного содержания (ИВС), специально оборудованные помещения (СОП). ИВС предназначены для кратковременного содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также физических лиц, в отношении которых применено административное задержание. СОП предназначены для содержания физических лиц, в отношении которых применено административное задержание, при этом общий срок содержания таких лиц в СОП не должен превышать одних суток (с момента фактического задержания). В дальнейшем физические лица, в отношении которых применено административное задержание на срок более одних суток, подлежат обязательному направлению в соответствующий ИВС.

Административное задержание не допускается в отношении:

  1. лица, занимающего высшую государственную должность Республики Беларусь, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;
  2. члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов;
  3. судьи;
  4. народного заседателя.

Перечень высших государственных должностей Республики Беларусь и должностей руководящих работников государственных органов и иных организаций, включаемых в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, закреплен в Указе Президента Республики Беларусь от 08.11.2001 N 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь».

Указанные лица, задержанные за совершение административного правонарушения, доставленные в орган, ведущий административный процесс, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.

Однако необходимо отметить, что согласно ч. 4 ст. 1.3 ПИКоАП в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия, установленные ПИКоАП, производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь. Следует иметь в виду, что дипломатический иммунитет является не только правом отдельных категорий дипломатических и консульских служащих, но и определенной гарантией интересов государства. Поэтому административное задержание и другие меры обеспечения административного процесса не могут производиться, даже если сами эти служащие против них не возражают. Связано это, в частности, с тем, что согласно п. 1 ст. 32 Венской конвенции о дипломатических сношениях и ст. 45 Венской конвенции о консульских сношениях отказ от привилегий и иммунитетов является прерогативой того государства, которое соответствующий служащий представляет.

Таким образом, административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Круг лиц, на которых распространяется иммунитет в сфере административно-процессуальных отношений, определяется нормами международного права. Объем иммунитета определяется главным образом в зависимости от статуса соответствующего лица.

К числу лиц, на которых распространяется иммунитет, относятся:

  • главы иностранных государств;
  • министры иностранных дел;
  • руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов власти государств;
  • сотрудники дипломатических представительств и члены их семей;
  • работники консульских учреждений;
  • сотрудники международных организаций и представители государств в этих организациях;
  • военные наблюдатели;
  • лица (как граждане иностранных государств, так и белорусские граждане, проживающие в других государствах), прибывающие в Республику Беларусь в соответствии с международными договорами для оказания помощи в ликвидации последствий катастроф или стихийных бедствий либо для участия по вызову правоохранительных органов в следственных или судебных действиях.

Срок административного задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания.

Административное задержание физического лица на срок свыше трех часов оформляется отдельным протоколом, а до 3 часов — отражается в протоколе об административном правонарушении. Следует учесть, что протокол административного задержания в обязательном порядке оформляется должностным лицом, осуществившим задержание физического лица.

В протоколе административного задержания физического лица согласно ст. 8.5 ПИКоАП указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего протокол;
  • сведения о личности задержанного;
  • основания, изложенные в ст. 8.4 ПИКоАП, место и время его фактического задержания.

Протокол объявляется задержанному с разъяснением права пригласить защитника. При этом задержанный имеет право знать, за совершение какого административного правонарушения он задержан, требовать проверки прокурором правомерности задержания, пользоваться юридической помощью защитника. Задержанный также вправе отказаться от подписания данного протокола. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись с указанием мотивов отказа.

На практике имеют место случаи, когда анкетные данные, полученные со слов задержанного, в дальнейшем не подтверждаются полученными по делу доказательствами. Таким образом, в протоколе административного задержания бывает указано совсем иное лицо, чем то, которое фактически было задержано. В этом случае во избежание процессуальных нарушений целесообразным является вынесение отдельного постановления об установлении анкетных данных. Основанием вынесения такого постановления является п. 5 ч. 1 ст. 6.2 «Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении» ПИКоАП — установление иных обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении. Копия этого постановления направляется в администрацию места содержания задержанного, а также может быть выдана лицу, в отношении которого ведется административный процесс по его ходатайству.

Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить его личность в течение семидесяти двух часов может быть задержано на срок до десяти суток с санкции прокурора.

В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации физическое лицо, в отношении которого применена указанная мера административного взыскания, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации.

Задержанные лица освобождаются до истечения установленного срока их задержания, если:

  • отпала необходимость в их задержании;
  • истек установленный срок их задержания;
  • при наличии обстоятельств, исключающих административный процесс.