Уголовная ответственность за дискредитацию деловой репутации конкурента предусмотрена статьей 249 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Объектом данного преступления является деловая репутация субъекта предпринимательской деятельности.
Дискредитация представляет собой подрыв доверия к кому-нибудь или чему-нибудь, умаление чьего-нибудь авторитета. Дискредитация деловой репутации конкурента означает распространение наносящих ему вред заведомо ложных сведений в рекламе, средствах массовой информации и иным способом.
Понятие деловой репутации содержится в пункте 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 N 16 «О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации» и пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.1999 N 15 «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации». Под деловой репутацией понимается положительная оценка хозяйственной (экономической) деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица как участника хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота, формирование и поддержание которой способствуют осуществлению предпринимательской деятельности.
Объективную сторону данного преступления образует распространение в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента.
Под конкурентами понимаются хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке. Товарный рынок представляет собой сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Под товарами в силу статьи 1 Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон) понимаются все виды объектов гражданских прав, могущие быть предметами сделок купли-продажи, мены, а также не запрещенные законодательством работы и услуги, которые выполняются, оказываются, могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются либо оказываются потребителям на возмездной основе.
Дискредитация деловой репутации конкурента является одной из форм недобросовестной конкуренции. Согласно статье 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (вступила в силу для Республики Беларусь 25.12.1991) подлежат запрету ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента.
Статья 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь определяет, что недобросовестной конкуренцией признаются ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента.
Пунктом 2 статьи 14-2 Закона, а также пунктом 18 Инструкции о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 N 60, установлено, что запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в результате:
- распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;
- распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» (далее — Закон «О рекламе») под рекламой понимается информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Если ложные, недостоверные, искаженные (не соответствующие действительности) сведения о товаре или сведения, порочащие субъекта предпринимательской деятельности, сообщаются в рекламе, такая реклама является ненадлежащей рекламой. Разновидностями ненадлежащей рекламы является недобросовестная и недостоверная реклама.
В соответствии со статьей 26 Закона «О рекламе» недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина, в том числе в отношении:
- состава, способа и даты изготовления, назначения, потребительских свойств, условий применения, наличия документа об оценке соответствия и знаков соответствия, количества и места происхождения и иных характеристик товара;
- наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
- цены и условий оплаты товара на момент размещения (распространения) рекламы (для электронных средств массовой информации моментом размещения (распространения) рекламы считается день ее выхода; для периодических печатных изданий — период до выхода следующего номера, но не более одного месяца; для рекламы на почтовых отправлениях — два дня после отправки (по дате почтового штемпеля); для прочей рекламы — один месяц);
- доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
- гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности и (или) сроков хранения товара;
- официального или общественного признания товара, присвоения ему моделей, призов, дипломов и иных наград;
- предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если он является частью серии;
- использования слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально;
- исключительности прав на реализацию какого-либо товара и (или) его обслуживание.
Недостоверной является реклама, не соответствующая действительности в отношении:
- прав на использование государственных символов (флага, герба, гимна), а также символов международных организаций;
- результатов интеллектуальной деятельности, исследований или испытаний;
- статистических данных, представленных в искаженном виде;
- ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение организаций или граждан;
- наименования и места нахождения организации, имени и места жительства гражданина, иных сведений об этой организации или этом гражданине, за исключением сведений о виде деятельности рекламодателя;
- сравнения прав либо положения организаций или граждан с правами либо положением других организаций или граждан;
- проведения конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных или иных мероприятий, пари.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З «О средствах массовой информации» видами средств массовой информации являются: газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц. Недостоверная информация представляет собой не соответствующие действительности информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые средствами массовой информации.
Во исполнение требований Закона «О рекламе» постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 N 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» утверждены:
- Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы продукции, товаров, работ, услуг, производимых на этой территории;
- Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации;
- Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах;
- Положение о порядке согласования наружной рекламы и рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах областными (Минским городским) исполнительными комитетами.
Под распространением понимается доведение ложной информации до сведения других лиц (потребителей, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и иных). Доведение такой информации до сведения самого конкурента не влечет ответственности за дискредитацию деловой репутации конкурента. При этом такое распространение может осуществляться как в рекламе или средствах массовой информации, так и иными способами (например, направление таких сведений посредством электронной или почтовой связи, устные сообщения на различных собраниях, встречах и т.п.).
Способы распространения ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента, не влияют на квалификацию. Оконченным данное преступление является с момента сообщения ложных сведений хотя бы одному лицу.
Для привлечения к ответственности по статье 249 УК необходимо наличие следующих условий:
- сведения распространены в отношении конкурента;
- распространенные сведения являются ложными (недостоверными);
- такие ложные сведения наносят вред деловой репутации конкурента (подрывают его авторитет у потребителей и в конечном итоге оказывают влияние на его деятельность);
- действия по распространению ложных сведений в отношении конкурента совершены умышленно (в форме прямого умысла).
Распространение ложных сведений, наносящих вред деловой репутации иного субъекта предпринимательской деятельности, не являющегося конкурентом, ответственности по статье 249 УК не влечет. Если при этом должностное лицо использует свои служебные полномочия, ответственность при наличии соответствующих условий наступает за преступления против интересов службы.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное статьей 249 УК, характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что распространяет заведомо ложные сведения, наносящие вред деловой репутации конкурента, и желает совершить эти действия.
Заведомость означает, что виновному известно о несоответствии действительности распространяемых им сведений еще до момента такого распространения. В том случае, если лицо заблуждается (добросовестно или недобросовестно) по поводу истинности распространяемых им сведений, ответственность по статье 249 УК исключается.
Мотивы и цели указанного преступления могут быть различными (например, зависть, месть и т.п.) и не влияют на квалификацию. Для привлечения виновного к ответственности за дискредитацию деловой репутации конкурента не имеет значения, что его действия могли и не достичь цели, т.е. деловая репутация конкурента не пострадала.
Субъектами преступления, предусмотренного статьей 249 УК, являются индивидуальные предприниматели и должностные лица юридических лиц. Понятие должностного лица содержится в части четвертой статьи 4 УК.
Если распространяемая информация касалась не только деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности, но и конкретной личности (индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица либо его учредителя (участника) или собственника имущества), то при наличии условий, указанных в статье 188 УК (клевета), ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 249 и 188 УК.