По официальным данным Министерства иностранных дел Республики Беларусь, в последнее десятилетие динамика внешней торговли страны характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Более 50% производимых у нас товаров поставляются на экспорт. При этом основным торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация: на ее долю приходится более 40% белорусского экспорта и более 50% импорта.
По общему правилу участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется как хозяйствующими субъектами Российской Федерации, так и резидентами Республики Беларусь в соответствии с п. 1 ст. 525 ГК России на основе государственного или муниципального контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Российская Федерация и Республика Беларусь заключили следующие многосторонние международные договоры, которые предоставили государствам-членам национальный режим в сфере закупок при условии унификации законодательства:
- Соглашение о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 года;
- Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года;
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
При осуществлении государственных закупок национальный режим применяется к товарам (работам, услугам) иностранного происхождения и предлагающим их поставщикам (подрядчикам, исполнителям), в случае если аналогичный режим действует в иностранном государстве или группе государств в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и их поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В частности, согласно абзацу пятому п. 1 ст. 88 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года государства-члены не вправе предоставлять третьим странам более благоприятный режим в сфере закупок, чем режим, предоставляемый государствам-членам.
Кроме того, п. 1 ст. 6 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года в отношении всех законов, нормативных актов, процедур и практики, касающихся государственных закупок, предусматривает, что каждая из сторон предоставляет в отношении товаров, происходящих с территории любой другой стороны, и их поставщиков режим не менее благоприятный, чем тот, который действует:
- для отечественных товаров и поставщиков;
- товаров, происходящих с территории любой другой стороны, и их поставщиков.
На заметку
Под национальным режимом согласно части второй п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года N 419-З “О государственных закупках товаров (работ, услуг)” понимается допуск товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и их поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедурах государственных закупок на равных условиях с товарами (работами, услугами) отечественного происхождения и их поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Сегодня основная проблема, с которой сталкиваются белорусские производители, участвуя в закупках на территории Российской Федерации, заключается в приравнивании товаров белорусского производителя к иностранным товарам и, как следствие, в повышении требований и к товарам, и к участнику.
Безусловно, это противоречит как законодательству Российской Федерации, так и международным соглашениям между нашими государствами. Нередко законодательство прямо запрещает закупку товаров у субъектов хозяйствования – нерезидентов. В качестве примера приведем постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 1224 “Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства”.
Однако товары из Республики Беларусь могут не признаваться иностранными, как это делает постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 “Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Если тендерные документы содержат положения о возможности закупки иностранного товара только в случае его отсутствия у поставщиков внутри страны (т.е. путем признания товара иностранным искусственно ограничивается конкуренция), полагаем, такие документы необходимо оспаривать в судебном порядке.
Отметим, что законодатель Российской Федерации строже, чем законодатель Республики Беларусь, подходит к процедуре закупки товаров для государственных или муниципальных нужд. В этом случае, безусловно, требуется гармонизация законодательства.
Понятие государственной закупки, закрепленное в абзаце третьем ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года N 419-З “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”, включает приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.
Согласно п. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” контрактная система в сфере государственных закупок подразумевает совокупность их участников, в то время как закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных или муниципальных нужд не только подразумевает совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, но и включает вопросы заключения контракта.
Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если закон не требует размещения извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств его сторонами.
Белорусским субъектам хозяйствования, участвующим в государственных закупках на территории Российской Федерации, предлагаем принять во внимание следующие важные моменты.
1. Банковская гарантия
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” заказчик в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимает банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Одно из условий включения в указанный перечень – наличие у банка лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации. Если в соответствии с условиями заявления на выдачу банковской гарантии ее должен выдать другой банк, банк принципала (банк, обслуживающий клиента по операциям, связанным с выдачей банковской гарантии) направляет такому банку инструкции о выдаче банковской гарантии. В зависимости от условий выдачи гарантии банк вправе выдать в пользу гаранта свою контргарантию либо предоставить другое обеспечение.
Таким образом, субъект хозяйствования Республики Беларусь может обратиться в обслуживающий его банк с заявлением о предоставлении гарантии банка Российской Федерации для дальнейшего ее размещения в едином реестре банковских гарантий, выданных в обеспечение обязательств по исполнению государственных и муниципальных договоров (контрактов).
2. Условия заключения контракта закупки
Резидент Российской Федерации может предусмотреть во внешнеторговом договоре сроки завершения внешнеторговых операций, которые превышают сроки, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. N 178 “О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций”. В такой ситуации белорусский субъект хозяйствования вправе продлить сроки завершения внешнеторговых операций, обратившись в Национальный банк Республики Беларусь за разрешением.
Национальный банк Республики Беларусь, как правило, идет навстречу субъектам хозяйствования, участвующим в процедурах государственных закупок на территории Российской Федерации, и выдает разрешение на срок, предусмотренный документацией о закупке.
3. Квалификация участников
Следует внимательно изучать документы по закупке. Тогда при изменении потребительских, технических и экономических показателей, которые используются при описании предмета закупки и оказывают влияние на расширение либо сужение круга потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часто это делается для того, чтобы сузить круг участников процедуры закупки), можно предъявить претензии, связанные с изменением предмета государственной закупки.
Заказчик может обоснованно потребовать дополнительно представить документы, подтверждающие опыт работы на рынке, сертификаты на продукцию и лицензии на виды деятельности, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности (в обязательном порядке, в случае если деятельность лицензируемая) либо сертификат работ и услуг собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой, ее унитарными предприятиями, их представительствами и филиалами.
4. Конкурсные документы
Перед тем как представить документы для участия в процедуре закупки, следует внимательно изучить предъявляемые к ним требования. Часто необходимо заверение копий документов как в порядке собственного делопроизводства участника, так и нотариальное. Кроме того, может предъявляться конкретное требование к форме подачи предложения (в запечатанном конверте, в электронной форме и т.д.).
Отдельно следует сказать о критериях отбора предложений участников. Как показывает практика, отбор предложений исключительно на основании предлагаемой цены недостаточно эффективный способ, хотя и наиболее распространенный. Становится все более очевидной потребность в дополнительных критериях для оценки поставщиков товаров и услуг, особенно при заключении договоров на долгосрочный период.
Белорусским производителям, которые стремятся поставлять свои товары на внешний рынок, необходимо продумать такие варианты улучшения своих предложений, как сроки гарантии на продукцию или условия ее обслуживания, условия поставки: они потенциально претендуют на роль критериев, существенно повышающих конкурентоспособность предложения.
Введение государством новых требований к параметрам эффективности и экологической безопасности закупаемых на общественные нужды товаров позволяет обеспечить население более качественной продукцией, мотивировать поставщиков и производителей совершенствовать подходы к производству товаров, развивать экспорт, повышать уровень жизни граждан, экономить бюджетные средства и, конечно же, заботиться о состоянии окружающей среды.
Об изменениях в законодательстве о закупках и о проведении процедур закупок, а также о планируемых государственных и муниципальных закупках товаров можно узнать на специализированных официальных сайтах Российской Федерации (zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html, goszakaz.ru, www.gov-zakupki.ru).