Уголовная ответственность за контрабанду предусмотрена статьей 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Объектом данного преступления является установленный порядок перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению.
Порядок перемещения товаров и ценностей через таможенную границу и осуществления при этом таможенного контроля регулируется таможенным законодательством, в первую очередь Таможенным кодексом Таможенного союза (далее — ТмК ТС) и Таможенным кодексом Республики Беларусь (далее — ТмК).
В соответствии со статьей 3 ТмК территория Республики Беларусь составляет единую таможенную территорию Республики Беларусь, пределы которой являются таможенной границей Республики Беларусь. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Республики Беларусь, представляющей собой согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь (суши, вод, недр, воздушного пространства).
В соответствии со статьей 2 ТмК ТС таможенной границей Таможенного союза являются пределы территории государств — членов Таможенного союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации). Таким образом, таможенная граница Республики Беларусь представляет собой часть таможенной границы Таможенного союза и совпадает с Государственной границей Республики Беларусь с сопредельными странами, за исключением Российской Федерации.
На территории Таможенного союза действует таможенное законодательство Таможенного союза, которым предусмотрены случаи, когда таможенное регулирование на территории государства — члена Таможенного союза осуществляется в соответствии с таможенным законодательством этого государства.
Предметом контрабанды являются товары и ценности, запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу. Согласно части первой статьи 228 УК к ним относятся запрещенные или ограниченные к перемещению товары и ценности, за исключением предметов и ценностей, прямо указанных в части второй статьи 228 УК.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ТмК ТС (пункт 1 статьи 8 ТмК) под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Согласно статье 130 Гражданского кодекса Республики Беларусь вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Товары для личного пользования — товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в международных почтовых отправлениях либо иным способом. Понятие ценностей охватывается содержащимся в ТмК ТС более широким понятием товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ТмК ТС законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза могут вводиться запреты и ограничения, т.е. комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, меры экспортного контроля, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования. Согласно статье 152 ТмК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением установленных запретов и ограничений.
Во исполнение Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (заключено в г. Москве 25.01.2008), Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран (заключено в г. Москве 09.06.2009) и Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли (заключено в г. Москве 09.06.2009) Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее — Решение N 19) утверждены:
- Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее — Единый перечень);
- Положения о применении ограничений.
Единый перечень состоит из двух видов товаров:
- товары, запрещенные к ввозу и (или) вывозу;
- товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу.
К первому виду товаров относятся следующие группы товаров:
- озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу на территорию Таможенного союза;
- опасные отходы, ввоз которых на территорию Таможенного союза запрещен;
- информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза;
- средства защиты растений, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, подпадающие под действие приложений А и В Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, подписанной в Стокгольме 22.05.2001;
- лесоматериалы, регенерируемая бумага, картон, макулатура, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза;
- служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, запрещенные для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза;
- орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.
Ко второму виду товаров относятся следующие группы товаров:
- озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе;
- химические средства защиты растений, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при импорте;
- опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе;
- коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе;
- дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды), ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте;
- дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте;
- виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (заключена в г. Вашингтоне 03.03.1973), ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе;
- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и дикорастущих растений, их частей и (или) дериватов, включенных в красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе;
- драгоценные металлы и драгоценные камни, экспорт которых с территории Таможенного союза ограничен;
- необработанные драгоценные камни, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, экспорт которых с территории Таможенного союза ограничен;
- виды минерального сырья, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе;
- наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии;
- ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических и психотропных средств, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе;
- лекарственные средства и фармацевтические субстанции, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе;
- лекарственные средства, применяемые в ветеринарии, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе;
- радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров, ограниченные к ввозу на территорию Таможенного союза;
- специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза и вывоз с таможенной территории Таможенного союза ограничен;
- этиловый спирт и алкогольная продукция, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при импорте;
- шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза и вывоз с таможенной территории Таможенного союза ограничен;
- культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе;
- органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе;
- служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, ограниченное для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза;
- информация о недрах, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе;
- товары, при экспорте и (или) импорте которых установлены количественные ограничения;
- товары, при экспорте и (или) импорте которых установлен разрешительный порядок;
- товары, при экспорте или импорте которых установлено исключительное право;
- товары, импорт которых на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в рамках тарифных квот.
Перемещение товаров каждой из указанных выше групп второго вида осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующими положениями о применении ограничений, утвержденными Решением N 19.
Кроме того, законодательством Республики Беларусь установлены дополнительные ограничения для товаров при перемещении их через таможенную границу.
Статьей 48 ТмК установлено, что перемещение товаров через таможенную границу должно осуществляться с соблюдением запретов и ограничений на ввоз (вывоз) товаров, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь. Такие запреты и ограничения применяются также и к товарам, перемещаемым транзитом.
Товары, ввоз или вывоз которых запрещен, включаются в перечни товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе, утверждаемые Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.
В таком же порядке утверждаются перечни товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе. Перемещение таких товаров допускается при наличии разрешения и (или) лицензии уполномоченного государственного органа на ввоз и (или) вывоз этих товаров.
Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 502 «О запретах и ограничениях на перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» установлено, что к товарам, ограниченным к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе по основаниям экономического характера, относятся товары, внешняя торговля которыми подлежит лицензированию. Во исполнение названного Указа постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 N 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» утверждены:
— перечни товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе:
- перечень условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешения Министерства здравоохранения;
- перечень взрывчатых веществ, взрывных устройств и средств взрывания промышленного назначения, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешения Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям;
- перечень источников ионизирующего излучения, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешения Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям;
- перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешений (лицензий) органов внутренних дел, Государственного военно-промышленного комитета либо Государственного таможенного комитета в соответствии с иными актами законодательства Республики Беларусь;
— положения о порядке и условиях выдачи разрешений на ввоз и (или) вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу.
Часть вторая статьи 228 УК содержит специальный перечень предметов контрабанды и предусматривает повышенную ответственность за совершение контрабанды этих предметов. К этим предметам относятся следующие:
1) наркотические средства и психотропные вещества.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 22.05.2002 N 102-З «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» наркотические средства и психотропные вещества — это вещества природного или синтетического происхождения, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах (заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961), Конвенцией о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971).
Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.05.2003 N 26.
Решением N 19 утверждены перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии, и Положение о порядке ввоза, вывоза и транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза;
2) сильнодействующие, ядовитые и отравляющие вещества.
Сильнодействующие и ядовитые вещества — вещества природного и синтетического происхождения, в том числе используемые в качестве лекарственных средств, не относящиеся к наркотическим средствам или психотропным веществам.
Исходя из положений статьи 173 УК сильнодействующие вещества относятся к категории одурманивающих веществ.
Ядовитые вещества представляют собой химические, биологические соединения с высокой биологической активностью, способные вызывать патологические изменения при их попадании в организм в малых дозах и концентрациях.
Отравляющие вещества — это такие химические вещества и их смеси, которые хотя и не относятся к химическому оружию, однако при попадании даже в небольших дозах в организм человека приводят к поражению центральной нервной системы или органов дыхания (например, аммиак, хлор и др.).
Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.07.2002 N 70 «Об утверждении номенклатур товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь» была утверждена номенклатура ядовитых, отравляющих и сильнодействующих веществ, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, которая содержала общий перечень всех ядовитых, отравляющих и сильнодействующих веществ, ограниченных к перемещению через таможенную границу (перечень содержит 152 наименования таких веществ). В настоящее время указанное постановление утратило силу.
Решением N 19 утверждены перечень ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе, а также Положение о порядке ввоза, вывоза и транзита ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, по таможенной территории Таможенного союза;
3) радиоактивные вещества.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.1998 N 122-З «О радиационной безопасности населения» радиоактивное вещество — это вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью сверх уровней, установленных нормативными правовыми актами. Радиоактивное вещество является источником ионизирующего излучения.
Приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 23.12.1997 N 434-ОД «О таможенном контроле за радиоактивными веществами» утвержден Порядок организации таможенного контроля за радиоактивными веществами.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного Порядка под радиоактивными веществами понимаются вещи (в т.ч. вещества), содержащие делящиеся и радиоактивные материалы, включая радиоактивные отходы;
4) взрывчатые вещества.
Под взрывчатыми веществами понимаются химические соединения или смеси веществ, способные под воздействием внешнего импульса (удара, тепла и т.д.) к самораспространяющейся с большой скоростью химической реакции с образованием газообразных продуктов и выделением тепла.
Взрывчатые вещества подразделяются на инициирующие (сообщающие взрывной импульс), бризантные (детонирующие — разрывной заряд снаряда), метательные (метательный заряд патрона или артиллерийского выстрела) и пиротехнические составы (световые, тепловые, дымовые и звуковые эффекты);
5) вооружение.
Под вооружением понимаются различные виды продукции военного назначения: боевая техника, иные виды боевого оружия (кроме огнестрельного), средства связи, радиолокационное оборудование, средства прицеливания, навигационные приборы и т.п.;
6) взрывные устройства.
К взрывным устройствам относятся устройства, предназначенные для осуществления преднамеренного взрыва, изготовленные промышленным или самодельным способом, содержащие взрывчатое вещество и конструктивное приспособление для инициирования взрыва (детонатор, взрыватель);
7) огнестрельное оружие, его составные части и компоненты.
Огнестрельное оружие — это оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества.
Составные части и компоненты огнестрельного оружия — это любые элементы или запасные детали, специально предназначенные для огнестрельного оружия и необходимые для его функционирования, в том числе ствол, корпус или ствольная коробка, затвор или барабан, ось затвора или казенник, а также любое устройство, предназначенное или адаптированное для уменьшения звука, производимого выстрелом;
8) боеприпасы.
Боеприпасы представляют собой устройства и предметы, непосредственно предназначенные для поражения цели, выполнения задач, способствующих ее поражению, и содержащие разрывной, пиротехнический или метательный заряд либо их сочетание.
Понятие огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов содержится в статье 1 Закона Республики Беларусь от 13.11.2001 N 61-З «Об оружии».
Решением N 19 утверждены перечень служебного и гражданского оружия, его основных частей и патронов к нему, ограниченного для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза, и Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных частей и патронов к нему;
9) ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения и его основные части, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.
Оружие массового поражения — это оружие, действующее путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомным или другим упомянутым выше оружием.
Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 228 УК, выражается в совершении перемещения через таможенную границу предметов, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, с нарушением установленного порядка таможенного оформления.
Статьей 4 ТмК ТС установлено, что под перемещением товаров через таможенную границу понимаются ввоз товаров на таможенную территорию или вывоз товаров с таможенной территории.
Ввоз товаров на таможенную территорию означает совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами, который заключается в разрешении таможенных органов заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенными процедурами.
Вывоз товаров с таможенной территории означает совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.
Уголовно наказуемое перемещение товаров с нарушением установленного порядка таможенного контроля выражается в совершении альтернативных деяний, таких как:
- перемещение товаров помимо таможенного контроля или с сокрытием их от таможенного контроля;
- перемещение товаров с обманным использованием документов или средств идентификации;
- перемещение товаров, сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием этих товаров.
Перемещение товаров помимо таможенного контроля означает их перемещение через таможенную границу вне установленных мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, если законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу без таможенного контроля.
Перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля означает их перемещение через пункты таможенного контроля во время таможенного оформления, совершаемое способом, затрудняющим обнаружение или обозрение этих товаров либо направленным на утаивание их подлинных свойств или количества. Такими способами могут быть: размещение товаров в специально приготовленных тайниках, в приспособленных или оборудованных под тайники предметах багажа, одежды, транспортных средствах, придание товарам одного вида вида другого товара и др.
Перемещение товаров с обманным использованием документов или средств идентификации означает, что при таможенном оформлении товаров были предъявлены в качестве оснований или условий для перемещения этих товаров заведомо подложные документы (т.е. те документы, которые получены незаконным путем, либо полностью или частично подделаны, либо утратили силу, либо содержат недостоверную информацию и т.д.) либо средства идентификации не соответствуют действительности или относятся к другим товарам. Идентификация товаров представляет собой наложение пломб, печатей или штампов; нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки либо идентификационных знаков; взятие образцов или проб; описание товаров; использование товаросопроводительных или иных документов; и т.п.
Перемещение товаров, сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием, означает уклонение от подачи таможенной декларации либо сообщение в таможенной декларации заведомо ложных сведений. Согласно статье 4 ТмК ТС таможенное декларирование — это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии со статьей 180 ТмК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявленных таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация и декларация на транспортное средство. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, а также формы и порядок заполнения таможенной декларации устанавливаются законодательством.
Момент окончания преступления, предусмотренного статьей 228 УК, определяется в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка и др.), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения (таможенных процедур) товаров.
Контрабанда, совершенная при ввозе товаров помимо или с сокрытием от таможенного контроля, считается оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами таможенной границы.
Контрабанда, совершенная при ввозе товаров с обманным использованием документов или средств идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, считается оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров осуществляется одним из указанных противоправных способов. В случае, если в процессе перемещения товаров указанными противоправными способами эти способы не были обнаружены, преступление считается оконченным с момента принятия таможенным органом решения о выпуске товаров, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры — с момента совершения уголовно наказуемых деяний по фактическому выведению товаров из-под таможенного контроля.
Контрабанда, совершенная при вывозе товаров с таможенной территории, считается оконченным преступлением с момента представления таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения, или совершения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, если такие действия совершались способами, перечисленными в статье 228 УК.
К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории, относятся: подача таможенной декларации, вход или въезд физического лица в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска, сдача товаров автотранспортному предприятию или организации международной почтовой связи, действия, направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных мест, иные действия.
Для каждой процедуры перемещения товаров через таможенную границу таможенным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащих представлению таможенному органу. Непредставление иных (дополнительных) документов и сведений по требованию таможенного органа не может рассматриваться как совершение незаконных действий, влекущих ответственность за контрабанду.
Ответственность по статье 228 УК наступает в том случае, если контрабанда совершена в крупном размере. В соответствии с примечанием к статье 228 УК контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
В соответствии со статьей 64 ТмК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а также таможенным органом.
Декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (в случае заявления недостоверных сведений). Корректировка заявленной таможенной стоимости осуществляется на основании дополнительно представленных документов и сведений о товарах либо на основании информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
При определении размера контрабанды следует исходить из таможенной стоимости товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу, на момент совершения преступления. При отсутствии таких сведений стоимость товаров может быть установлена на основании заключений экспертов.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 228 УК, характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо при этом сознает, что оно незаконно перемещает через таможенную границу запрещенные или ограниченные к перемещению товары в крупном размере, и желает совершить эти действия.
Мотивы и цели контрабанды не влияют на квалификацию, однако могут иметь значение для установления в действиях виновного лица составов иных преступлений.
Субъектом указанного преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъектом контрабанды является лицо, которое непосредственно осуществило оформление и перемещение товаров через таможенную границу.
В случае, если лицо использовало для незаконного перемещения товаров через таможенную границу другое (подставное) лицо, его действия квалифицируются по статье 228 УК как действия исполнителя данного преступления, а действия иного (подставного) лица — как пособника, если он сознавал, что участвует в совершении контрабанды, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.
При контрабанде валюты и валютных ценностей следует иметь в виду, что законодательством определяется сумма наличной валюты, в пределах которой единовременно ввозимая или вывозимая валюта не подлежит декларированию таможенному органу. В случае декларирования лицом части единовременно ввозимой или вывозимой валюты предметом контрабанды будет являться недекларированная часть валюты.
Часть третья статьи 228 УК устанавливает повышенную ответственность за контрабанду при наличии квалифицирующих признаков.
С учетом положений статьи 17 УК контрабанда считается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если в группе участвовали двое или более лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления.
Действия лиц, которые непосредственно не перемещали предметы контрабанды через таможенную границу, а лишь организовывали или оказывали помощь в совершении этого преступления, надлежит квалифицировать как соучастие в контрабанде со ссылкой на соответствующую часть статьи 16 УК.
При совершении контрабанды группой лиц по предварительному сговору такие квалифицирующие признаки, как совершение этого преступления лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, должны учитываться при квалификации действий лишь тех участников преступления, к которым эти признаки относятся непосредственно.
Контрабанда считается совершенной лицом, ранее судимым за контрабанду, если такое преступление (преступления) совершено в течение сроков судимости за предшествующую контрабанду.
Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своих служебных полномочий предполагает действия со стороны должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением, в целях совершения контрабанды. Контрабанда, которая совершается должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, не требует дополнительной квалификации действий виновного по статье 424 УК.
Контрабанда, совершенная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, предполагает совершение любого физического воздействия (например, с нанесением ударов, связыванием и т.п.), включая причинение телесных повреждений, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров через таможенную границу. В том случае, если насилие выразилось в умышленном причинении тяжких телесных повреждений или убийстве, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 228 УК и соответственно статьей 147 УК или пунктом 10 части второй статьи 139 УК.
Применение насилия к лицам, осуществляющим таможенный контроль, с иной целью (например, месть и др.), а также применение насилия к иным должностным лицам таможенного органа, не осуществляющим таможенный контроль, не охватывается частью третьей статьи 228 УК. Не является насилием попытка открыто совершить незаконное перемещение товаров через таможенную границу вопреки запрету указанных лиц таможенного органа.
Перечень особо опасных наркотических средств и психотропных веществ содержится в Списке 1 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях, и Списке 2 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту, республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.05.2003 N 26.
Часть четвертая статьи 228 УК содержит такой квалифицирующий признак, как совершение контрабанды организованной группой. В соответствии со статьей 18 УК преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.
В постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.09.2003 N 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций» (пункт 2) указано, что в отличие от предварительного сговора соисполнителей на совершение конкретного преступления (статья 17 УК) предварительная объединенность организованной группы означает совершение целенаправленных действий по ее созданию, формированию структуры, определению места и роли (распределению функций) каждого участника. О предварительной объединенности преступной группы могут свидетельствовать, в частности, планирование преступной деятельности, согласованность действий соучастников.
В том случае, если лицо наряду с контрабандой совершает другие преступления (например, незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями, незаконный оборот наркотических средств, незаконное обращение огнестрельного оружия и др.), действия такого лица следует квалифицировать по совокупности совершенных преступлений.