Статья 23.1. Неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления
Комментарий к статье 23.1
Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок деятельности государственных органов.
Таможенные органы осуществляют один из видов государственного контроля — таможенный контроль, поэтому противоправные деяния, указанные в статье 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), посягают и на деятельность таможенных органов. При конкуренции положений указанной статьи с нормами, предусмотренными главой 14 КоАП, применяются нормы об административных таможенных правонарушениях, поскольку они носят более узкий, специализированный характер.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается как в противоправном действии, так и в противоправном бездействии. Эти противоправные деяния могут осуществляться такими альтернативными способами, как:
- неисполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего таможенный контроль;
- ненадлежащее исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего таможенный контроль;
- несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего таможенный контроль.
Неисполнение требования представляет собой полный отказ от его исполнения. Отказ может быть выражен письменно, устно, посредством средств связи либо выражаться в фактическом неисполнении требования. При этом у лица должна быть реальная возможность его исполнения.
Ненадлежащее исполнение требования представляет собой его неполное исполнение, исполнение иных действий, нежели указанные в требовании, и др.
Несвоевременным исполнением требования является его исполнение с нарушением срока, определенного законодательством либо должностным лицом таможенного органа в соответствии с его полномочиями.
Требование должностного лица, осуществляющего таможенный контроль, должно соответствовать его полномочиям и установленной законодательством для данного требования форме.
Состав данного административного правонарушения является формальным, т.е. оно считается оконченным с момента осуществления противоправного действия либо с момента наступления срока исполнения требования.
Субъектом данного административного правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в прямом умысле или небрежности.
Статья 23.2. Воспрепятствование проведению проверки, экспертизы
Комментарий к статье 23.2
Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок деятельности государственных органов.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в таких альтернативных противоправных действиях, как:
- воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных;
- воспрепятствование должностному лицу государственного органа в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством;
- создание условий, препятствующих проведению проверки, экспертизы.
Воспрепятствование представляет собой целенаправленную деятельность, затрудняющую либо делающую невозможным проведение проверки, экспертизы или доступ к информационным базам данных либо осуществление иных законных действий в рамках полномочий должностного лица.
Создание условий, препятствующих проведению проверки и экспертизы, выражается в непредоставлении запрашиваемой информации, объектов, неявке вызываемых лиц по надуманным причинам, присваивании грифа ограничения пользования документам, не содержащим охраняемую законом тайну, отбору проб и образцов для проведения экспертизы и т.п.
Состав данного административного правонарушения формальный, т.е. оно считается оконченным с момента совершения любого из альтернативных противоправных деяний.
Субъектом данного административного правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в прямом умысле.
Статья 23.3. Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении
Комментарий к статье 23.3
Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок деятельности должностного лица, ведущего административный процесс, по разрешению дела об административном правонарушении.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в противоправном действии — воздействии на должностное лицо, ведущее административный процесс. Формы воздействия могут быть самыми различными, но при этом следует учитывать, что если при осуществлении физического или психологического воздействия такие противоправные деяния охватываются уголовным законодательством, то они квалифицируются согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь как противоправные деяния с отягчающими обстоятельствами (к примеру, при исполнении лицом служебных полномочий) и дополнительной квалификации по статье 23.3 КоАП не требуют. Если же противоправные деяния подпадают под действие иных норм Особенной части КоАП (к примеру, клевета, побои и т.п.), то они квалифицируются по совокупности со статьей 23.3 КоАП. По статье 23.3 КоАП необходимо квалифицировать противоправные действия не только в отношении должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, но и в отношении должностного лица, которое осуществляет подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению. Это связано с тем, что последнее лицо собирает и проверяет доказательства по делу об административном правонарушении и имеет полномочия на прекращение дела об административном правонарушении, что является одной из форм разрешения дела об административном правонарушении.
Состав данного административного правонарушения является формальным, т.е. оно считается оконченным с момента совершения любого из противоправных деяний.
Субъектом данного административного правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в прямом умысле. Факультативным признаком субъективной стороны административного правонарушения в данном случае является наличие цели — воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или добиться вынесения незаконного решения.
Статья 23.4. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий
Комментарий к статье 23.4
Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок деятельности государственных органов и их должностных лиц.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в бездействии, т.е. в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий.
Фактически неповиновение может выражаться как в отказе выполнять законные требования или распоряжения должностного лица, так и в активных действиях, совершаемых вопреки законному требованию или распоряжению (попытка скрыться, продолжение противоправного поведения и др.).
Требование или распоряжение должностного лица является законным лишь в том случае, если оно заявляется (отдается) на основании регламентируемых законодательством полномочий должностного лица. Ссылку на правовые основы реализуемых полномочий обязательно необходимо указывать при составлении протокола об административном правонарушении. Законное требование или распоряжение может заявляться (отдаваться) как при нарушении виновным лицом требований законодательства, так и до такого нарушения — в целях его предупреждения. Нарушение виновным лицом только требований законодательства без озвучивания их должностным лицом состава данного правонарушения не образует.
Законное требование или распоряжение должно быть выражено в установленной законодательством форме. Оно должно ясно и доступно доводиться до сведения соответствующего лица.
Законным требование или распоряжение является также только в том случае, если заявляется (отдается) должностным лицом при исполнении своих служебных полномочий, т.е. в рабочее время и на рабочем месте в рамках служебной компетенции.
Состав данного административного правонарушения формальный, т.е. оно считается оконченным с момента неповиновения.
Субъектом данного административного правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается только в прямом умысле.
Статья 23.5. Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий
Комментарий к статье 23.5
Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок деятельности государственных органов и их должностных лиц. В качестве дополнительного объекта могут рассматриваться честь и достоинство должностного лица государственного органа. Вместе с тем это должностное лицо является потерпевшим при совершении данного административного правонарушения.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в действии — оскорблении. Законодательное определение оскорбления раскрыто в статье 9.3 КоАП. Согласно ему оскорбление «есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме». Для привлечения к административной ответственности по статье 23.5 КоАП необходимо учитывать следующие особенности квалификации.
Необходимо, чтобы оскорбление осуществлялось исключительно в связи с исполнением должностным лицом государственного органа своих служебных полномочий. Кроме того, действие, унижающее честь и достоинство, должно адресоваться конкретному должностному лицу. Общие высказывания, обращенные к неопределенному кругу лиц, не могут квалифицироваться как оскорбление, но могут интерпретироваться как мелкое хулиганство, если выражаются в неприличной форме.
Оскорбления могут выражаться в следующих формах (способах):
- вербальная;
- жестовая;
- посредством исполнения оскорбительных надписей, рисунков;
- с использованием электронных средств связи.
Неприличная форма оскорбления не обязательно означает использование табуированной лексики. Важно, чтобы содержание оскорбления объективно могло затронуть честь и достоинство конкретного должностного лица государственного органа, находящегося при исполнении полномочий. При этом для квалификации оскорбления нет необходимости констатировать причинение морального вреда должностному лицу.
Состав данного административного правонарушения формальный, для признания его оконченным достаточно совершения оскорбительного действия.
Субъектом данного административного правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, не подчиненное по службе должностному лицу государственного органа.
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается только в прямом умысле.
Статья 23.16. Непредставление документов, отчетов и иных материалов
Комментарий к статье 23.16
Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок представления документов, отчетов, сведений и иных материалов.
Предметом данного административного правонарушения являются документы, отчеты, сведения и иные материалы.
Объективная сторона выражается в таких альтернативных противоправных деяниях, как:
- непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений и иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством (бездействие);
- представление документов, отчетов, сведений и иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения (действие).
Состав является формальным, т.е. деяние считается оконченным с момента непоступления документов, отчетов, сведений и иных материалов в установленный законодательством срок либо с момента представления таких материалов, содержащих заведомо ложные сведения.
Заведомая ложность предполагает, что лицо, представившее сведения, знало о том, что в них содержится недостоверная информация, т.е. информация, не соответствующая действительности.
Субъект данного административного правонарушения специальный:
- должностное лицо;
- иное уполномоченное лицо;
- индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона в отношении бездействия — прямой умысел или небрежность, в отношении действия — только прямой умысел.
Статья 23.23. Нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи
Комментарий к статье 23.23
Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок использования иностранной безвозмездной помощи.
Предметом данного административного правонарушения является иностранная безвозмездная помощь (товарно-материальные ценности, денежные средства).
1. Объективная сторона в противоправном действии, предусмотренном частью 1 статьи 23.23 КоАП, — использование иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию (могут быть также вредные последствия в виде умаления количественных или изменения качественных характеристик объектов, составляющих иностранную безвозмездную помощь, но они не влияют на квалификацию).
Состав административного правонарушения формальный, т.е. административное правонарушение считается оконченным с момента начала использования иностранной безвозмездной помощи.
Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается как в прямом умысле, так и в небрежности.
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 23.23 КоАП, выражается в таких альтернативных действиях, как:
- нецелевое использование (полностью или частично) иностранной безвозмездной помощи;
- нецелевое использование (полностью или частично) имущества и иных средств, полученных от ее реализации;
- использование иностранной безвозмездной помощи и (или) средств в нарушение законодательства.
Субъект специальный:
- физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, получившее иностранную безвозмездную помощь в порядке ее распределения согласно плану;
- юридическое лицо, получившее иностранную безвозмездную помощь в порядке ее распределения согласно плану.
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается как в прямом умысле, так и в небрежности.
Статья 23.32. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь
Комментарий к статье 23.32
Объектом административного правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь. Эти нарушения касаются следующих правил режима в пунктах пропуска:
- въезда (входа) в пункты пропуска;
- нахождения (передвижения) в пунктах пропуска;
- выезда (выхода) из пунктов пропуска;
- осуществления на территории пунктов пропуска хозяйственной и иной деятельности.
Посадка пассажиров в транспортные средства и высадка пассажиров из транспортных средств, погрузка (выгрузка) багажа, почты и иного имущества в пунктах пропуска осуществляются только по разрешению сотрудников органов пограничной службы или должностных лиц таможен в пунктах пропуска.
Физическому лицу, управляющему транспортным средством, при прохождении пограничного, таможенного и иных видов контроля разрешается покидать транспортное средство, начинать движение и менять место стоянки транспортного средства только с разрешения сотрудников и должностных лиц государственных контрольных органов.
Стоянка транспортных средств, посадка в них и высадка из них пассажиров, проведение погрузочно-разгрузочных работ между пунктами пропуска Республики Беларусь и сопредельных государств не допускаются.
Физическим лицам, пересекающим Государственную границу Республики Беларусь, запрещается совершать действия, направленные на подстрекательство сотрудников и должностных лиц государственных контрольных органов к нарушению установленного порядка осуществления пограничного, а также проведения таможенного и иных видов контроля, в том числе оставлять денежные средства в документах, предъявляемых для проверки, предлагать и (или) передавать сотрудникам и должностным лицам государственных контрольных органов какие-либо материальные ценности, предлагать и (или) предоставлять выгоды имущественного характера, вести фото-, видеосъемку, совершать иные действия, препятствующие осуществлению пограничного, а также проведению таможенного и иных видов контроля.
Стоянка транспортных средств, а также нахождение физических лиц в пунктах пропуска после прохождения установленных видов контроля запрещаются.
Физическим лицам, пересекающим Государственную границу Республики Беларусь, разрешается покидать транспортное средство или осуществлять посадку в него, а также при пересечении Государственной границы Республики Беларусь в пешем порядке отклоняться от маршрута движения по территории пункта пропуска только с разрешения сотрудников и должностных лиц государственных контрольных органов.
Не допускаются въезд и стоянка на территории пунктов пропуска индивидуальных транспортных средств физических лиц, участвующих в контроле и обслуживании пассажиров и транспортных средств, а также ведущих хозяйственную и иную деятельность в пунктах пропуска, в период исполнения ими функциональных обязанностей, а также сотрудников органов уголовного преследования, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прибывающих в пункты пропуска для проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий в пределах своей компетенции.
В пунктах пропуска (за исключением пунктов упрощенного пропуска) может осуществляться хозяйственная деятельность — деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя и владельца склада временного хранения, по обеспечению функционирования расчетно-кассовых центров, пунктов обмена валюты, пунктов страхования, пунктов общественного питания, а также другая хозяйственная и иная деятельность, осуществляемая по решению Правительства Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Хозяйственная деятельность в пунктах пропуска осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь.
Состав данного административного правонарушения формальный, т.е. оно считается оконченным с момента осуществления любого действия или бездействия из числа вышеизложенных.
При умышленной форме вины возможно привлечение к административной ответственности и за покушение на нарушение режима в пунктах пропуска.
Субъектом административного правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона может выражаться как в прямом умысле, так и в небрежности. При прямом умысле лицо сознает, что своими действиями (бездействием) нарушает режим в пунктах пропуска, и желает действовать (бездействовать) таким образом. При небрежности лицо не сознает, что своими действиями (бездействием) нарушает режим в пунктах пропуска, хотя должно было и могло это сознавать.