На исполнение договора влияют ряд обстоятельств (конъюнктура рынка, нарушение обязательств контрагентами, изменение законодательства и т.д.). Достижение цели, которую стороны преследовали, заключая договор, становится затруднительным, и единственный выход в таком случае — изменить его условия. В то же время законодательство о госзакупках ограничивает возможность изменения условий договора. Так можно ли изменить цену договора, заключенного по результатам процедуры госзакупки?
Законодательство об изменении цены договора
Подпункт 3 п. 22 Протокола о порядке регулирования закупок <1> устанавливает общее правило о том, что законодательство государства — члена ЕАЭС должно предусматривать запрет на изменение условий договорных обязательств. Это требование распространяется в том числе на изменение цены договора (контракта). Вместе с тем национальное законодательство может устанавливать исключения из этого правила.
Согласно ст. 25 Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон о госзакупках) прямо или косвенно влияет на условия изменения цены договора:
- заключение договора на условиях, указанных в предложении участника-победителя и документах, предоставляемых участникам для подготовки предложения, а при проведении электронного аукциона — по цене последней ставки участника-победителя;
- заключение договора с учетом преференциальной поправки;
- изменение стоимости сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть до начала госзакупки, а также изменение законодательства;
- изменение количества товаров (работ, услуг) (в пределах 10%), влекущее пропорциональное изменение цены договора поставки.
Реальные возможности изменить цену договора
Изменяем цену предложения до момента выбора участника-победителя
Условия договора между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника), включая цену, предопределяются:
- условиями, указанными в предложении участника;
- документами, предоставляемыми участнику для подготовки и подачи предложения (включая проект договора).
Цена предложения должна отражаться в предложении участника, т.к. это один из обязательных критериев оценки предложений, а в запросе ценовых предложений по общему правилу — единственный <2>.
На заметку
При проведении электронного аукциона цена (выражается в ставке участника) предопределяет выбор победителя либо нерезультативность процедуры.
Участник вправе пересмотреть цену предложения, если обстоятельства, вынуждающие это сделать, возникли до окончания срока для подготовки и подачи предложений <3>. И именно измененная цена предложения ляжет в основу цены договора при выборе участника-победителя.
Справочно
Цену предложения можно скорректировать до истечения срока для подготовки и подачи предложений в связи с изменением заказчиком количества (объема) предмета закупки в пределах 10% в ходе процедуры.
Изменяем цену при заключении или исполнении договора с участником-победителем
Действие объективных обстоятельств, которые могут потребовать изменения цены договора по истечении срока для подготовки и подачи предложения, само по себе не означает безусловной необходимости такого изменения. Кроме того, условия договора могут обусловливать его фиксированную цену.
Участник-победитель (поставщик), согласившийся заключить сделку с заказчиком (получателем бюджетных средств), осуществляет предпринимательскую деятельность, принимая во внимание риск и не исключая своей имущественной ответственности.
Законодатель, справедливо ограничив возможность изменения цены договора, требует обосновать это наличием определенных условий. Так, по общему правилу <4> изменение цены договора не допускается ни на стадии его заключения, ни на стадии исполнения.
Повторимся: исключения из этого правила допускаются лишь при изменении:
- стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), причем это изменение невозможно было предусмотреть в начале процедуры госзакупки;
- законодательства.
Законодатель не уточнил, являются сырье, материалы, комплектующие и иные товары (работы, услуги) уже приобретенными либо приобретаются поставщиком у своего контрагента. Таким образом, принятие решения об изменении цены договора не может быть автоматическим.
Решая вопрос об изменении цены договора в связи с изменением стоимости сырья (материалов), целесообразно одновременно:
- учитывать конъюнктуру рынка товара, ставшего предметом закупки, а также сырья, материалов, комплектующих. Например, можно приобрести их у иных действующих на рынке поставщиков, которые на момент заключения договора поставки не являются контрагентами участника-победителя (поставщика);
- подтвердить необходимость такого изменения расчетами (калькуляция, иные подобные документы), содержащими указание на составляющие цены договора, их долю, влияние на величину изменения цены договора.
Момент изменения цены товара по договору в этом случае определяется с учетом общего правила, закрепленного п. 78 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь <5>.
Так, если договор предусматривает возможность изменить стоимость товара в зависимости от конкретных показателей (себестоимость и т.д.), но не указывает способа ее пересмотра, цена устанавливается исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент исполнения обязанности по передаче товара. Согласно вышеупомянутой норме при допущенной поставщиком просрочке действуют специальные правила определения цены товара.
Корректируем цену договора в связи с изменением количества предмета закупки
Изменение количества товара, предлагаемого к поставке, также может вызвать пересмотр цены договора. При этом норма абз. 2 п. 7 ст. 25 Закона о госзакупках, допускающая изменение объема (количества) предмета закупки, содержит отсылку к п. 4 ст. 20 данного НПА.
Обратите внимание
Законодатель разрешает в ходе исполнения договора изменить объем (количество) предмета закупки не более чем на 10%. Такую возможность должен закреплять договор.
В случае реализации заказчиком права скорректировать количество предмета закупки по договору и решить вопрос о величине изменения его итоговой цены следует руководствоваться стоимостью товара (работ, услуг), которая изменяется пропорционально изменению его объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения <6>.
Рекомендуем при приобретении определенного количества единиц товара исходить из цены его единицы по договору поставки. Цена договора (цена за увеличенный объем товара) тогда устанавливается с учетом ее увеличения на стоимость дополнительных товаров, рассчитанную путем умножения цены за единицу товара на его количество.
Что касается сопутствующих работ (услуг), полагаем возможным руководствоваться их ценой за единицу в первоначальном объеме (количестве).
Таким образом, несмотря на законодательные ограничения, скорректировать цену договора, заключенного по результатам процедур госзакупок, все же возможно. Во-первых, это можно сделать, когда изменение стоимости сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) нельзя было спрогнозировать; во-вторых, когда меняется законодательство.
<1> Приложение N 25 к договору о Евразийском союзе от 29 мая 2014 г.
<2> П. 2 ст. 39, п. 11 ст. 49 Закона о госзакупках.
<3> П. 7 ст. 35 Закона о госзакупках.
<4> П. 7 ст. 25 Закона о госзакупках.
<5> Утв. постановлением Кабинета министров от 8 июля 1996 г. N 444.
<6> Предложение второе абз. 2 п. 7 ст. 25 Закона о госзакупках.