Нарушение порядка оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий (комментарий к статье 12.23 КоАП) (часть 2)

1 (3). Частью 3 статьи 12.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлена ответственность за ввоз в Республику Беларусь, производство и хранение на ее территории, перевозку по ней юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем табачных изделий с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь, а также торговлю этими изделиями.

1.1 (3.1). Объектом правонарушения является установленный порядок оборота табачных изделий.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий (далее — Положение), утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее — Декрет N 28), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю табачными изделиями, обязаны обеспечивать проверку подлинности акцизных и (или) специальных марок на табачных изделиях, реализуемых ими в принадлежащих им торговых объектах и (или) объектах общественного питания, и несут ответственность за подлинность этих марок.

Пунктом 17 Положения установлено, что за правильность маркировки табачных изделий акцизными марками и подлинность этих марок несет ответственность собственник данных изделий, а также лицо, обладающее правами владения и распоряжения табачными изделиями (кроме лиц, приобретших табачные изделия в розничной торговой сети для собственного потребления).

Пунктом 26 Положения установлено, что импортер обязан обеспечивать выполнение требований по проверке подлинности акцизных марок на реализуемых им табачных изделиях.

1.2 (3.2). Порядок проверки подлинности акцизных и специальных марок регулируется Инструкцией о порядке проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок на алкогольных напитках, табачных изделиях, реализуемых (хранимых) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 01.02.2007 N 8 (далее — Инструкция).

Согласно пункту 3 Инструкции проверка подлинности акцизных марок и (или) специальных марок включает:

  • контроль наличия акцизной марки и (или) специальной марки установленного образца;
  • проверку соблюдения установленного законодательством порядка маркировки акцизными марками и (или) специальными марками табачных изделий;
  • проверку подлинности акцизных марок и (или) специальных марок с использованием исправных приборов для проверки подлинности акцизных марок и (или) специальных марок, включенных в Государственный реестр приборов для контроля подлинности ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты.

Пунктом 4 Инструкции установлено, что проверка подлинности акцизных марок и (или) специальных марок осуществляется:

  • при ввозе в Республику Беларусь юридическими лицами в установленном порядке табачных изделий — таможенными органами в установленном законодательством порядке;
  • при приемке табачных изделий у юридического лица, осуществляющего производство, импорт и (или) оптовую торговлю указанными изделиями, а также у индивидуального предпринимателя, осуществляющего оптовую торговлю табачными изделиями, — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, являющимся покупателем табачных изделий;
  • при отпуске продавцом (покупателем) табачных изделий в принадлежащие ему торговые объекты — продавцом (покупателем).

В соответствии с пунктом 5 Инструкции проверка подлинности акцизных марок и (или) специальных марок осуществляется должностным лицом юридического лица или индивидуального предпринимателя и производится на складе продавца (хранителя) или в ином месте в соответствии с условиями договора в присутствии продавца (поклажедателя) или его представителя.

Пунктом 6 Инструкции предусмотрено, что проверка подлинности акцизных марок при оптовой торговле осуществляется до реализации табачных изделий, а при хранении — до принятия их на хранение. При розничной торговле табачными изделиями проверка подлинности акцизных марок и (или) специальных марок осуществляется до передачи этих изделий в торговые объекты.

Пунктом 8 Инструкции установлено, что при передаче продавцом, покупателем табачных изделий в принадлежащие им торговые объекты на лицевой стороне сопроводительных документов проставляется штамп или производится запись: «Подлинность акцизной (специальной) марки проверена. Должность, фамилия, имя, отчество, дата проверки и подпись» и заверяется подписью должностного лица юридического лица, уполномоченного проводить проверку подлинности акцизных и (или) специальных марок, или индивидуальным предпринимателем.

1.3 (3.3). Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих действий:

  • ввоз в Республику Беларусь табачных изделий с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь;
  • производство табачных изделий с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь;
  • хранение табачных изделий с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь;
  • перевозка табачных изделий с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь;
  • торговля табачными изделиями с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь.

Ввоз, производство, хранение, перевозка или торговля табачными изделиями с поддельными акцизными (специальными) марками могут преднамеренно осуществляться после выявления таких марок в результате соответствующей проверки их подлинности либо непреднамеренно в результате непроведения соответствующей проверки их подлинности.

1.4 (3.4). Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектом правонарушения являются: работник (физическое или должностное лицо) индивидуального предпринимателя или юридического лица; индивидуальный предприниматель; юридическое лицо.

Санкция: штраф в размере от пятидесяти до ста базовых величин; на индивидуального предпринимателя — штраф в размере от ста до трехсот базовых величин с конфискацией ввозимых, производимых, хранимых, перевозимых, реализуемых табачных изделий; на юридическое лицо — штраф в размере от трехсот до пятисот базовых величин с конфискацией ввозимых, производимых, хранимых, перевозимых, реализуемых табачных изделий.

2 (4). Частью 4 статьи 12.23 КоАП установлена ответственность за ввоз в Республику Беларусь, производство и хранение на ее территории, перевозку по ней алкогольных напитков с поддельными акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, а также торговлю этими напитками.

2.1 (4.1). Объектом правонарушения является установленный порядок оборота алкогольных напитков.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон) за подлинность акцизных марок несут ответственность собственник этих напитков, а также лицо, обладающее правами владения и распоряжения указанными напитками (кроме лиц, приобретших алкогольные напитки в розничной торговой сети).

Пунктом 6 статьи 21 Закона установлено, что юридические лица, осуществляющие импорт, хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольных напитков, оптовую и (или) розничную торговлю ими, обязаны обеспечить проверку подлинности акцизных и (или) специальных марок на алкогольных напитках, принадлежащих им либо находящихся на хранении у них, в том числе в их обособленных подразделениях, и несут ответственность за подлинность этих марок.

Согласно пункту 7 статьи 21 Закона индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю алкогольными напитками в объектах общественного питания, обязаны обеспечить проверку подлинности акцизных марок на принадлежащих им алкогольных напитках и несут ответственность за подлинность данных марок.

2.2 (4.2). Порядок проверки подлинности акцизных и специальных марок на алкогольных напитках регулируется указанной выше Инструкцией и аналогичен порядку проверки подлинности акцизных и специальных марок на табачных изделиях.

2.3 (4.3). Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих действий:

  • ввоз в Республику Беларусь алкогольных напитков с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь;
  • производство алкогольных напитков с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь;
  • хранение алкогольных напитков с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь;
  • перевозка алкогольных напитков с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь;
  • торговля алкогольными напитками с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь.

Ввоз, производство, хранение, перевозка или торговля алкогольными напитками с поддельными акцизными (специальными) марками могут преднамеренно осуществляться после выявления таких марок в результате соответствующей проверки их подлинности либо непреднамеренно в результате непроведения соответствующей проверки их подлинности.

2.4 (4.4). Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектом правонарушения являются: физическое лицо; индивидуальный предприниматель; юридическое лицо.

Санкция: на физическое лицо — штраф в размере от пятидесяти до ста базовых величин; на индивидуального предпринимателя — штраф в размере от двухсот пятидесяти до трехсот базовых величин с конфискацией ввозимых, производимых, хранимых, перевозимых, реализуемых алкогольных напитков; на юридическое лицо — штраф в размере от четырехсот пятидесяти до пятисот базовых величин с конфискацией ввозимых, производимых, хранимых, перевозимых, реализуемых алкогольных напитков.

3 (5). Частью 5 статьи 12.23 КоАП установлена ответственность за ввоз в Республику Беларусь, перевозку по ее территории, хранение на ней табачного сырья без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность его ввоза или приобретения, либо с документами, содержащими недостоверные сведения.

3.1 (5.1). Объектом правонарушения является установленный порядок оборота табачного сырья.

В соответствии с пунктом 1-1 Декрета N 28 под табачным сырьем понимается табак с неотделенной средней жилкой, с частично или полностью отделенной средней жилкой, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, табак «гомогенизированный» или «восстановленный», табачные экстракты и эссенции.

Под оборотом табачного сырья понимаются хранение, импорт, экспорт табачного сырья, оптовая торговля им.

3.2 (5.2). Объективная сторона правонарушения выражается в совершении любого из следующих действий:

  • ввоз в Республику Беларусь табачного сырья без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность его ввоза или приобретения, либо с документами, содержащими недостоверные сведения;
  • перевозка по территории Республики Беларусь табачного сырья без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность его ввоза или приобретения, либо с документами, содержащими недостоверные сведения;
  • хранение на территории Республики Беларусь табачного сырья без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность его ввоза или приобретения, либо с документами, содержащими недостоверные сведения.

(О не соответствующих действительности сопроводительных документах см. п. 1.5 части 1 настоящего комментария)

3.3 (5.3). Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

Субъектом правонарушения являются: физическое лицо; индивидуальный предприниматель; юридическое лицо.

Санкция: на физическое лицо — штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин; на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — штраф в размере от двухсот до двухсот пятидесяти базовых величин с конфискацией ввозимого, перевозимого, хранимого табачного сырья.