Название документа: Постановление экономического суда Витебской области от 12.02.2015 (дело N 37-7Ап/2015) «О наложении административного взыскания»
Обстоятельства: ИП реализовывал товар в нарушение установленного законодательством порядка: без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждавших приобретение (поступление) товаров, а также документов, подтверждавших отпуск товаров для реализации.
Решение: На ИП наложен штраф с конфискацией арестованного товара.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ
12 февраля 2015 г. (дело N 37-7Ап/2015)
О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Судья экономического суда Витебской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Витебска, по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении индивидуального предпринимателя Г. (далее — ИП Г.) (15.07.1951 года рождения, место рождения: В. обл., Б. р-н, дер. В., гражданка Республики Беларусь, место жительства: г. В., ул. П.), с участием ИП Г., представителя Г. — дочери Р., представителя налогового органа У., лица, составившего протокол об административном правонарушении, — старшего государственного налогового инспектора А.,
Установил:
Должностным лицом инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Витебска в отношении ИП Г. составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП.
В судебном заседании ИП Г. и ее представитель просили производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку документы на товар были представлены, но надлежащая оценка этим документам не дана; сотрудник ОБЭП РОВД г. Витебска не вправе был проводить проверку в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 (далее — Указ N 510), так как вопросы контроля за соблюдением проверяемым субъектом налогового законодательства не отнесены к компетенции органов внутренних дел; в книгу учета проверок проверка не регистрировалась, акт проверки не составлялся; сотрудником ОБЭП совершены отдельные процессуальные действия (осмотры, опросы) с нарушением требований Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; оформленная в установленном порядке товарная накладная на остатки товара, заявленного в налоговый орган, является документом, подтверждающим поступление товара в пункт продажи.
В судебном заседании представитель налогового органа обстоятельства, отраженные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил.
Заслушав участников административного процесса, свидетеля И., исследовав материалы дела, экономический суд считает установленными следующие обстоятельства.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 27.01.2015 в ходе внеплановой проверки ИП Г., проведенной 14.01.2015 в 14 часов 25 минут в торговом объекте, расположенном по адресу: г. В., пр-т С. (ТЦ «К»), для получения доказательств по делу об административном правонарушении установлено, что 14.12.2014 в 14 часов 49 минут в торговом объекте, расположенном по адресу: г. В., пр-т С. (ТЦ «К»), осуществлялась реализация изделий из натурального меха в ассортименте в количестве 53 единиц на общую сумму 742 800 000 руб. в нарушение установленного законодательством порядка: без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, а также документов, подтверждающих отпуск товаров для реализации.
ИП Г. применяется упрощенная система налогообложения.
Предметы административного правонарушения (изделия из натурального меха) в количестве 53 единиц на общую сумму 742 800 000 руб. арестованы и изъяты согласно постановлению об аресте и изъятии имущества от 16.01.2015, протоколу описи арестованного и изъятого имущества от 16.01.2015.
ИП Г. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП.
В судебном заседании свидетель И. (оперуполномоченный ОБЭП РОВД г. Витебска) пояснил, что 04.12.2014 поступила информация о том, что в торговом объекте ТЦ «К» осуществляется реализация товаров без документов, на основании чего составлен и зарегистрирован рапорт, начата проверка в порядке Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В павильоне находилась дочь ИП Г. Он попросил представить документы на реализуемый товар, ему были представлены документы. После этого был произведен пересчет шуб и установлено общее количество 90 шуб, документы представлены на 37 меховых изделий, на 53 шубы документы не представлены. Продавец пояснила, что эти шубы приобретены в 2006 — 2007 годах, на них имеется опись остатков, но где она находится, пояснить не смогла. Перечеркнутую накладную не видел. При описи товаров шубы идентифицировались согласно представленным накладным.
При рассмотрении дела об административном правонарушении экономический суд руководствуется следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 12.17 КоАП реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
Согласно акту внеплановой проверки от 21.01.2015 ИП Г. применяется упрощенная система налогообложения.
Частью 2 пункта 2 статьи 291 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что ведение книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не освобождает плательщиков налога при упрощенной системе от составления и хранения первичных учетных документов.
В силу подпункта 1.12 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, — в местах реализации.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192, накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств, расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Накладная ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).
Согласно протоколу осмотра места совершения административного правонарушения от 04.12.2014 на 53 меховых изделия (шубы) не представлены документы, подтверждающие факт их приобретения и отпуск в реализацию.
В протоколе опроса от 04.12.2014 Р. (продавец ИП Г.) указала, что на момент проверки на 37 изделий (шуб) документы на приобретение и отпуск товаров в реализацию имелись, на 53 изделия (шубы) на момент проверки документов, подтверждающих факт приобретения и отпуск товаров в реализацию, не имелось; на указанные 53 шубы имеется опись из инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Витебска, заменяющая ТТН и ТН; опись будет представлена в ближайшее время; причину отсутствия описи остатков пояснить не смогла.
Согласно протоколу опроса ИП Г. от 15.01.2015 всего по состоянию на 04.12.2014 из остатков меховых изделий (по состоянию на 01.04.2014) в торговом объекте ТЦ «К» реализовывалось 22 шубы; все остальные описанные 04.12.2014 шубы в количестве 31 шт. были приобретены в период после 01.04.2007 по декабрь 2013 года; эти товары она приобретала без документов в г. Москве.
Согласно акту внеплановой проверки от 21.01.2015 общее количество товаров, реализуемых в нарушение действующего законодательства, составляет 53 единицы на общую сумму 742 800 000 руб.
При рассмотрении дела установлено, что товар (шубы), принадлежащий ИП Г., реализовывался ею в торговом объекте без документов, подтверждающих приобретение товара или отпуск товаров для реализации, что образует вменяемый ИП Г. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП.
Экономический суд критически оценивает пояснения ИП Г. и ее представителя Р. о том, что документы на весь товар были представлены, поскольку они не последовательны, противоречивы, опровергаются материалами дела и ранее данными ими объяснениями (протоколы опроса Р. от 04.12.2014 и 08.12.2014, протоколы опроса ИП Г. от 08.12.2014, 14.01.2015, 15.01.2015).
Показания свидетеля И. не вызывают у суда сомнений, поскольку объективны, последовательны и согласуются с другими доказательствами, представленными в материалы дела.
Доводы об отсутствии полномочий у сотрудника ОБЭП на проведение проверки в соответствии с требованиями Указа N 510 не принимаются экономическим судом, поскольку проверка в рамках Указа N 510 не проводилась, ввиду чего не регистрировалась в книге учета проверок, не составлялся акт проверки. В силу статьи 22 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции обязаны выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения, осуществлять производство по материалам и уголовным делам, вести административный процесс. Согласно рапорту от 04.12.2014 осуществлялась проверка информации в рамках выявления административного правонарушения.
Доводы о совершении сотрудником ОБЭП процессуальных действий (осмотра, опросов) с нарушением требований Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Доводы о том, что товарная накладная от 05.10.2007 на остатки товара, заявленного в налоговый орган, является документом, подтверждающим поступление в торговый объект товара в количестве 53 единиц, не принимаются судом, поскольку согласно протоколу опроса ИП Г. от 15.01.2015 всего по состоянию на 04.12.2014 из остатков меховых изделий в торговом объекте реализовывалось 22 шубы; все остальные описанные 04.12.2014 шубы в количестве 31 шт. были приобретены в период после 01.04.2007 по декабрь 2013 года; эти товары она приобретала без документов в г. Москве.
Основания для прекращения производства по делу отсутствуют, поскольку в материалы дела представлены доказательства о совершенном административном правонарушении ИП Г., которые суд признает объективными, достоверными, подтверждающими виновность ИП Г. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП.
Частью 2 статьи 7.1 КоАП предусмотрено, что при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
С учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, количества и стоимости реализуемого товара, сведений о личности, степени вины (вину не признала), отсутствия отягчающих обстоятельств, экономический суд приходит к выводу о наложении штрафа в размере 5 базовых величин с конфискацией товара. Экономический суд применяет дополнительное административное взыскание, учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства правонарушения, в целях исключения развития теневого оборота товарно-материальных ценностей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, экономический суд
Постановил:
За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, наложить на ИП Г. (15.07.1951 года рождения, место рождения: В. обл., Б. р-н, дер. В., гражданка Республики Беларусь, место жительства: г. В., ул. П.) штраф в размере 5 базовых величин в сумме 900 000 руб. с конфискацией товара (меховых изделий) согласно протоколу описи арестованного и изъятого имущества от 16.01.2015.
Квитанция об уплате штрафа должна быть предоставлена экономическому суду не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления (г. В., ул. П., с указанием номера судебного постановления). В противном случае будет возбуждено исполнительное производство с отнесением дополнительно расходов за исполнение на должника.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его объявления лицу, в отношении которого ведется административный процесс, или вручения (получения) копии постановления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Постановление составлено с мотивировочной частью.