Порядок проведения проверок хозяйственной деятельности: теория и первые практические результаты

С 1 января 2010 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510).

Тем самым закончился установленный Указом Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 N 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» действовавший в стране мораторий на проведение большинства видов проверок, а также утратили юридическую силу Указ Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 N 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь» и утвержденный им Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности.

Указом N 510 установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности.

Что же изменилось в проведении проверок хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования?

Субъекты проверки

Проверены могут быть:

  • организации, т.е. юридические лица;
  • их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика (УНП);
  • представительства иностранных организаций;
  • индивидуальные предприниматели (ИП);
  • лица, осуществляющие частную нотариальную деятельность;
  • лица, осуществляющие ремесленную деятельность;
  • лица, осуществляющие деятельность в сфере агроэкотуризма.

Ранее проверка проводилась в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В частности, при необходимости проведения проверки обособленного структурного подразделения юридического лица контролирующий орган обязан был выписать предписание на проведение проверки непосредственно юридического лица или юридического лица в части проведения проверки того или иного его структурного подразделения.

В соответствии с новым порядком предписание на проведение проверки может быть выписано непосредственно на обособленное структурное подразделение, если оно имеет УНП. Тем самым фактически упразднена имевшая в некоторых контролирующих органах место процедура внутриведомственного согласования проведения проверки обособленных структурных подразделений юридического лица, расположенных на территории иных административно-территориальных единиц.

Мораторий на проведение проверок

Запрещено проведение проверок в течение двух лет со дня:

  • государственной регистрации — организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
  • присвоения учетного номера плательщика — обособленных подразделений организаций;
  • создания — представительств иностранных организаций. Днем создания представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь следует считать день получения в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь разрешения на его открытие (Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 N 929);
  • первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) — лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность;
  • первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма — лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Представляется, что не имеет значения то, когда организация зарегистрирована: до или после 1 января 2009 г. Если после 1 января 2009 г., то она прямо подпадает под действие Указа N 510 и не подлежит проверке в течение двух лет со дня государственной регистрации, если же до указанного срока — то мораторий на проведение проверок распространяется на оставшийся период до истечения двух лет со дня государственной регистрации.

Мораторий распространяется на все виды проверок.

Однако и имеет исключения в случае проведения внеплановых проверок:

  • по поручению Президента Республики Беларусь;
  • проводимых Комитетом государственного контроля Республики Беларусь (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве или о совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1000 базовых величин;
  • по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей этих органов по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансировании террористической деятельности;
  • при проведении встречных, контрольных и дополнительных проверок;
  • по заявлению проверяемого субъекта;
  • при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств
  • при осуществлении государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира;
  • соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве);
  • в других случаях.

Контролирующие органы

Указ N 510 предполагает проведение двух видов контроля: государственного и общественного.

В рамках государственного контроля проверки вправе проводить только государственные органы (в том числе их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные им организации), включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности. В указанный перечень вошли 36 государственных органов и организаций.

В рамках осуществления государственного контроля будут проводиться проверки и органами, осуществляющими ведомственный контроль. Указанные проверки направлены на обеспечение соблюдения требований законодательства подчиненными или входящими в состав (систему) указанных органов организациями.

Указ N 510 не исключает возможность проведения проверок и в рамках общественного контроля. Однако такой контроль вправе осуществлять только профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных другими законодательными актами.

В результате такого нововведения общественные объединения потребителей не вправе осуществлять проверки, проведение которых было возможно в рамках Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей».

Планирование контрольной (надзорной) деятельности

Планирование контрольной (надзорной) деятельности осуществляется путем включения субъектов хозяйствования, подлежащих проверке, в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

В Республике Беларусь формируется семь координационных планов контрольной (надзорной) деятельности: по шести областям и г. Минску.

Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности формируются органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь на полугодие на основании сводных планов проверок, представленных каждым контролирующим (надзорным) органом.

Периодичность включения организации в сводный план зависит от ее отнесения к высокой, средней или низкой группе риска.

Группа риска проверяемого субъекта хозяйствования напрямую влияет на периодичность проведения у него плановых проверок:

  • высокая — не чаще одного раза в течение календарного года;
  • средняя — не чаще одного раза в три года;
  • низкая — не чаще одно раза в пять лет.

При этом, если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта данным контролирующим (надзорным) органом назначается:

  • высокая группа риска — не ранее чем через два года;
  • средняя группа риска — не ранее чем через пять лет;
  • низкая группа риска — по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности размещаются на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь (www.kgk.gov.by).

В сформированные координационные планы контрольной (надзорной) деятельности допускается внесение изменений только в части исключения проверки либо контролирующего (надзорного) органа из состава соисполнителей (при проведении совместной проверки), а также изменения срока проведения проверки.

Размещенные на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь координационные планы контрольной (надзорной) деятельности обновляются Комитетом государственного контроля Республики Беларусь совместно с комитетами государственного контроля областей еженедельно по четвергам.

Указанный механизм направлен на реализацию принципа выборочного, а не сплошного контроля, учитывать законопослушность субъектом хозяйствования, а процесс планирования проверок перестанет быть сугубо внутренней процедурой контролирующих органов.

Отдельно следует отметить, что плановые проверки одного и того же субъекта хозяйствования в рамках осуществления ведомственного контроля проводятся не чаще одного раза в два года независимо от отнесения проверяемого субъекта к группам риска.

Группы риска субъектов хозяйствования

Законодательное закрепление Указом N 510 критериев отнесения субъекта к соответствующей группе риска является существенным нововведением.

Отнесение субъектов хозяйствования к той или иной степени риска будет проводиться на основании анализа информации об их деятельности, а также с учетом потенциальной опасности для государства и общества нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности.

Предполагается, что до каждой организации будет доведена информация, к какой из групп риска она отнесена, а сама указанная информация будет являться конфиденциальной, т.е. недоступной для иных субъектов хозяйствования.

Виды проверок

Как и ранее, все проверки можно разделить на два вида: плановые и внеплановые.

Плановая проверка — проверка, включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

Плановая проверка одного и того же субъекта хозяйствования в течение календарного года может быть осуществлена несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки.

Иные проверки являются внеплановыми, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  • тематическую оперативную проверку;
  • встречную проверку;
  • дополнительную проверку;
  • контрольную проверку.

Внеплановая тематическая оперативная проверка направлена на оперативное выявление и пресечение нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности. Ранее она называлась рейдовой проверкой финансово-хозяйственной деятельности.

Указом N 510 определен исчерпывающий перечень контролирующих (надзорных) органов, имеющих в пределах компетенции право на их проведение:

  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и ее территориальные органы;
  • Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его территориальные органы;
  • Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы;
  • Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь и его территориальные органы;
  • Национальный банк Республики Беларусь и его главные управления по областям;
  • подразделения Государственной автомобильной инспекции;
  • Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и ее филиалы.

В отличие от иных видов проверок в ходе проведения внеплановой тематической оперативной проверки представителями проверяемого субъекта являются лица, принимающие участие в совершении проверяемым субъектом хозяйственных и иных операций, т.е. водители, экспедиторы, продавцы и другие работники независимо от наличия у них доверенности.

Встречная проверка — это внеплановая проверка, проводимая в целях установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям.

На встречные проверки не распространяется описанный выше двухлетний мораторий.

Как и ранее, нет необходимости в выписке отдельно взятого предписания на проведение встречной проверки, она проводится на основании ранее выписанного предписания на основную проверку.

Нововведением Указа N 510 является то, что такие проверки не будут проводиться, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, с субъектами хозяйствования — иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, — 500 базовых величин.

Данные требования не применяются в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Кроме того, проверяющим предоставлено право, не проводя встречной проверки, истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям.

Из определения встречной проверки вытекает, что ее предметом могут быть только те операции, участником которых является проверяемый субъект. Истребование в рамках встречной проверки документов, относящихся исключительно к деятельности как самого контрагента, так и иных лиц, является неправомерным.

По результатам встречной проверки составляется справка.

Дополнительная проверка может быть назначена для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок.

В ходе проведения контрольной проверки проверяется устранение проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки.

Дополнительная и контрольная проверки являются нововведениями Указа N 510.

Период, подлежащий проверке

Проверку можно будет провести за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором принято в установленном порядке решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

Однако имеются и исключения из указанного правила. Так, в частности, период проверки не ограничивается в случаях:

  • проведения проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, Генерального прокурора Республики Беларусь и его заместителей;
  • осуществления проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
  • проведения проверки соблюдения бюджетного и налогового законодательства, использования мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;
  • осуществления надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе;
  • обращения физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • проведения проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;
  • проведения проверки объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
  • осуществления проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • проведения дополнительных и встречных проверок.

Обращает на себя внимание тот факт, что перечень исключений является исчерпывающим.

Установление трехлетнего периода проверки согласуется с предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях трехгодичным сроком для наложения административного взыскания за нарушения в экономической сфере.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать при проведении проверок:

  • индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, — 15 рабочих дней;
  • иных проверяемых субъектов — 30 рабочих дней.

Указанные сроки не распространяются на проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Срок проведения иных проверок не должен превышать:

  • 2 рабочих дней при проведении внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения;
  • 5 рабочих дней при проведении контрольной проверки;
  • 10 рабочих дней при проведении дополнительной проверки, за исключением дополнительных проверок, проводимых по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Проведение плановой проверки может быть приостановлено на срок, не превышающий трех месяцев, а в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств — не превышающий шести месяцев.

Основаниями для приостановления проверки являются:

  • проведение исследований (испытаний) или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;
  • необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
  • направление запроса в компетентные органы, в том числе иностранных государств;
  • необходимость получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами Республики Беларусь;
  • невозможность продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта.

Плановая и внеплановая (за исключением внеплановой тематической оперативной и контрольной) проверки могут быть однократно продлены, но не более чем на 15 рабочих дней.

По заявлению проверяемого субъекта начало проведения плановой проверки может быть однократно перенесено.

Порядок проведения проверки

Нововведением является письменное уведомление субъекта хозяйствования о назначении плановой проверки. Уведомление должно быть направлено контролирующим (надзорным) органов не позднее чем за 10 рабочих дней до начала проверки.

В уведомлении, в частности, в обязательном порядке должны быть указаны дата начала проверки, проверяемый период, а также исчерпывающий перечень вопросов, которые будут проверяться.

В свою очередь, если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки, проверяемый субъект обязан до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган, названный в уведомлении, и направить ему копию акта (справки) проверки. На основании полученной от субъекта хозяйствования информации контролирующий (надзорный) орган корректирует перечень вопросов, подлежащих проверке.

Независимо от того, является проверка плановой или внеплановой, для ее проведения требуется наличие у проверяющих предписания.

В предписании, как и в уведомлении, также является обязательным указание исчерпывающего перечня вопросов, подлежащих проверке.

Предписание может быть выписано и на проверку нескольких субъектов хозяйствования с указанием для каждого в отдельности периода проверки, срока проверки и перечня вопросов, подлежащих проверке.

Отдельно установлены требования для предписания на внеплановую тематическую оперативную проверку. В частности, вместо наименования субъекта, подлежащего проверке, указывается территория, на которой будут проводиться контрольные мероприятия.

Как и ранее, перед началом проверки проверяющий должен предъявить предписание и внести запись в книгу учета проверок.

Невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок, а также нарушение установленного порядка назначения проверки являются основаниями для признания проверки незаконной. Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано в течение 10 дней со дня начала проверки в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или непосредственно руководителю контролирующего (надзорного) органа (при отсутствии вышестоящего контролирующего (надзорного) органа).

Признание проверки незаконной влечет административную ответственность виновного должностного лица контролирующего (надзорного) органа в виде штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин с возможным одновременным рассмотрением вопроса о его привлечении и к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Если же будет установлено, что проверка назначена с использованием служебных полномочий из корыстной или иной заинтересованности, повлекшей причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, то уже будет рассматриваться вопрос о привлечении к уголовной ответственности.

Нововведением является и регистрация совместной проверки в книге учета проверок под одним порядковым номером каждым контролирующим (надзорным) органом.

После внесения записи о проверке в книгу учета проверок проверяющий обязан ознакомить проверяемых с перечнем вопросов, подлежащих проверке, и одновременно уточнить, проверялись ли они ранее и каким органом. Если будет установлено, что запланированные к проверке вопросы проверялись, повторной проверке они не подлежат.

Методы и способы проверки определяются проверяющим самостоятельно.

Проверяющим предоставлено право в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) по законодательству не должны находиться в месте проверки, проверяющий обязан установить разумный срок (но не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий).

Проверяющие вправе требовать представления им выписок из документов или копий документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям. Изъять подлинники документов проверяющие могут только в случае:

  • невозможности снятия копий или представления выписок из них;
  • отказа проверяемого субъекта представить копии документов;
  • необходимости проведения экспертизы (исследования) документов в целях установления их подлинности.

Для изъятия требуется наличие соответствующего постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку. Само изъятие должно проводиться в присутствии представителей проверяемого субъекта, а в случае их отсутствия — в присутствии не менее двух понятых.

Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества изъятых документов. Копия акта изъятия документов вручается под роспись (высылается) проверяемому субъекту, у которого эти документы были изъяты, или его представителю.

В случаях, если у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, проверяющий вправе изъять подлинные документы без постановления контролирующего (надзорного) органа, но с обязательным их перечислением и описанием в акте изъятия.

Подлинники документов могут быть изъяты на срок, не превышающий срок проведения проверки, за исключением случаев их передачи в органы уголовного преследования и суды или их использования в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении.

Оформление результатов проверки

Как и ранее, по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения, составляется акт проверки, если нарушений нет — справка. Данное правило обязательно для всех контролирующих (надзорных) органов.

Акт (справка) проверки оформляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания проверки в количестве не менее двух экземпляров.

В рамках проведения совместной проверки акт (справка) оформляется каждым принимавшим в ней участие контролирующим (надзорным) органом.

Требования по оформлению акта (справки) проверки не претерпели существенного изменения. Как нововведение можно отметить законодательное закрепление возможности изложения в них предложений об устранении выявленных нарушений.

Акт (справка) проверки в течение двух рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю, за исключением необходимости представления проекта акта (справки) для ознакомления должностному лицу органа уголовного преследования, возбудившего уголовное дело, руководителю органа уголовного преследования, суда, в производстве которого находятся дела (материалы), давшему поручение на проведение проверки. В этом случае акт (справка) проверки вручается под роспись (направляется) проверяемому субъекту или его представителю в течение двух рабочих дней со дня такого ознакомления.

Как и ранее, контролирующим (надзорным) органом может составляться промежуточный акт проверки. В отличие от ранее действовавшего порядка Указом N 510 определены требования к содержанию промежуточного акта.

Как и ранее, при наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней (ранее срок составлял 5 рабочих дней) со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись.

Ранее действовавшее законодательство не конкретизировало срок подготовки заключения на возражения, а также обязывало проверяющего лишь ознакомить с ним лицо, их представившее.

Как указывалось выше, при необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

Реализация материалов проверки

По результатам проведенной проверки и на основании акта в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений — со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям выносится соответствующее решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

В определенных случаях контролирующим (надзорным) органом может быть вынесено требование (предписание) о приостановлении и даже запрете деятельности субъекта хозяйствования или его структурных подразделений. Указанное требование (предписание) может выноситься в день выявления нарушения, не дожидаясь завершения самой проверки и ее надлежащего документального оформления.

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом. О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку.

Дабы убедиться в достоверности информации, может быть назначена контрольная проверка.

Как и ранее, при установлении в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления, контролирующий (надзорный) орган, проводивший проверку, обязан передать материалы проверки в органы уголовного преследования.

Нововведением является обязательное информирование соответствующих органов (организаций) о выявленных в ходе проверки признаках административного правонарушения.

Обжалование решений и (или) требований (предписаний) контролирующего (надзорного) органа

Проверяемый субъект имеет право обжаловать решение контролирующего (надзорного) органа и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) приняты с нарушением норм законодательства.

Обжаловать возможно и действия (бездействие) проверяющего.

Жалобу следует адресовать вышестоящему контролирующему (надзорному) органу или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд.

Срок подачи жалобы — 30 рабочих дней со дня вынесения решения и (или) требования (предложения), если иной порядок обжалования не установлен законодательными актами.

Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.

Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. Если срок обжалования пропущен по уважительной причине, то он по заявлению жалобщика может быть восстановлен.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий контролирующий (надзорный) орган вправе:

  • оставить решение, требование (предписание) без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
  • отменить решение, требование (предписание) полностью или частично;
  • отменить решение, требование (предписание) и назначить дополнительную проверку;
  • внести изменения в решение, требование (предписание).

По жалобе на действия (бездействие) проверяющего принимается одно из следующих решений:

  • удовлетворить жалобу;
  • оставить жалобу без удовлетворения.

Решение по жалобе направляется (вручается) лицу, подавшему жалобу в течение 3 рабочих дней со дня принятия.

Освобождение от ответственности

Указом N 510 законодательно закреплен ряд малозначительных правонарушений в финансово-хозяйственной сфере, которые не будут признаваться административными правонарушениями и влечь соответствующую ответственность.

Так, не будут налагаться штрафы в случаях:

  • неуплаты или неполной уплаты плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более одного процента от исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
  • неисполнения или ненадлежащего исполнения иных обязательств, повлекшего причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.

Речь может идти, в частности, о таких нарушениях, как:

  • невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины);
  • использования денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.

Обязательным условием для непривлечения к административной ответственности является устранение в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки совершенного нарушения и (или) возмещение причиненного вреда государству или иным лицам.

Следует отметить, что освобождение при указанных обстоятельствах субъекта хозяйствования от административной ответственности не исключает возможности привлечения к ней соответствующих должностных лиц юридического лица.

Заключительные положения

Указ N 510 не применяется при осуществлении:

  • контроля (надзора) за соблюдением законодательства о государственной регистрации и ликвидации юридических лиц, в т.ч. проверок, проводимых при ликвидации;
  • таможенного контроля (за исключением проведения таможенных проверок);
  • мероприятий по выявлению имущества юридического лица и его дебиторов;
  • проверок государственных органов, за исключением проводимых в рамках ведомственного контроля;
  • контрольных обмеров объемов выполненных строительно-монтажных работ с использованием льготных кредитов, проводимых ОАО «АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк»;
  • экспортного контроля;
  • и других.

Чего еще ожидать

Возможно, в той или иной степени изменятся порядок осуществления ведомственного контроля, а также система органов и организаций, уполномоченных на его проведение.