Постановление экономического суда Могилевской области от 23.05.2016 (дело N 49-4/Ап/2016) «О наложении административного взыскания». ст. 12.35 КоАП РБ

Обстоятельства: Юридическому лицу вменялось приобретение товара в таре без нанесения на товар контрольных (идентификационных) знаков.

Решение: На юридическое лицо было наложено административное взыскание в виде штрафа.

Название документа: Постановление экономического суда Могилевской области от 23.05.2016 (дело N 49-4/Ап/2016) «О наложении административного взыскания»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

Судья экономического суда Могилевской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее от инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Б. (далее — ИМНС по г. Б.), по статье 12.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении открытого акционерного общества «Б» (далее — ОАО «Б»), с участием представителей

Установил:

В марте 2016 года ИМНС по г. Б. проведена проверка ОАО «Б», в ходе которой выявлен факт ввоза акционерным обществом из Российской Федерации (продавец — общество с ограниченной ответственностью «В»; далее — ООО «В») в Республику Беларусь масла растительного на общую сумму 1 652 876 481 руб. в период с 06.05.2013 по 20.01.2016. Перемещение товара осуществлялось в полиэтиленовых емкостях в металлической обрешетке объемом 1000 литров.

По результатам проверки ИМНС по г. Б. составлен протокол об административном правонарушении от 10.03.2016, согласно которому ОАО «Б» вменяется административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.35 КоАП, а именно приобретение масла растительного в таре без нанесения на товар контрольных (идентификационных) знаков, что является нарушением требований Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 N 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 N 1030 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. N 243».

Согласно перечню товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров», утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 N 1030 (далее — Перечень), маркировке подлежит масло растительное, разлитое в тару любой вместимости и предназначенное для употребления в пищу.

В примечании к Перечню указано, что для целей маркировки контрольными (идентификационными) знаками товаров термин «тара» применяется в значениях, установленных техническими нормативными правовыми актами.

ОАО «Б» представлены возражения на протокол об административном правонарушении. По мнению лица, в отношении которого ведется административный процесс, масло растительное в полиэтиленовых емкостях в металлической обрешетке объемом 1000 литров не подлежит маркировке. В обоснование своих доводов акционерное общество ссылается на то, что полиэтиленовые емкости в металлической обрешетке объемом 1000 литров — это контейнеры кубовые среднетоннажные номинальной емкостью 1000 литров, которые относятся к транспортному оборудованию и не являются тарой.

В подтверждение своей позиции акционерное общество представило ответ РУП «Б» от 17.03.2016 на запрос от 16.03.2016. Согласно письму РУП «Б» контейнер кубовый среднетоннажный номинальной емкостью 1000 литров относится к транспортному оборудованию многократного применения и не является тарой.

По ходатайству ОАО «Б» по делу была назначена судебная товароведческая экспертиза, проведение которой поручено ООО «С». На разрешение эксперту поставлен вопрос о том, относятся ли емкости, в которых ОАО «Б» ввезло на территорию Республики Беларусь масло растительное от ООО «В», к таре в значениях данного термина, установленных техническими нормативными правовыми актами.

Кроме того, в связи с возникшими в ходе рассмотрения дела вопросами судом были направлены запросы в компетентные органы (Госстандарт Республики Беларусь, МНС Республики Беларусь) относительно правил маркировки масла растительного, разлитого в тару любой вместимости и предназначенного для употребления в пищу.

Ко дню слушания дела в суд поступило заключение эксперта и ответы компетентных органов на запросы суда.

Согласно заключению эксперта от 27.04.2016 полиэтиленовые емкости в металлической обрешетке объемом 1000 литров, в которых ОАО «Б» ввезло на территорию Республики Беларусь масло растительное от ООО «В», не относятся к таре в значениях данного термина, установленных техническими нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Беларусь.

В письме от 11.05.2016 Госстандарт сообщил следующее:

Госстандарт не наделен полномочиями по решению вопроса о возможности отнесения указанной в письме емкости ПЭТ б/у в металлической обрешетке 1000 л на поддоне к таре в целях маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.

Вместе с тем, учитывая определенные статьей 9 Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» полномочия Госстандарта, в том числе по официальному толкованию применения утвержденных технических нормативных правовых актов, в том числе государственных стандартов (ГОСТ, СТБ), Госстандарт разъяснил, что государственные стандарты применяются в добровольном порядке; в том случае, если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт либо предприятие применило стандарт и заявило о соответствии ему своей продукции, то требования данного стандарта, в том числе и ссылочных, становятся для него обязательными. Иные случаи обязательного применения государственных стандартов Законом о техническом нормировании и стандартизации не установлены.

Из разъяснения Госстандарта следует, что с 01.07.2012 вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011; утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769). Применение технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза на территории Республики Беларусь является обязательным в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе. ТР ТС 005/2011 установлены следующие термины и их определения:

  • «упаковка: изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции»;
  • «транспортная упаковка: упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу».

Термины «тара» и «транспортное оборудование» в упомянутом техническом регламенте Евразийского экономического союза не установлены.

В ответе на запрос суда МНС Республики Беларусь (письмо от 25.04.2016) указало следующее:

В рамках исполнения требований Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 N 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» и с учетом норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 N 1030 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. N 243» маркировке контрольными (идентификационными) знаками подлежит ряд товарных позиций, в том числе масло растительное, разлитое в тару любой вместимости и предназначенное для употребления в пищу, включаемое в подсубпозиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 1507 — 1517.

Порядок маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, в том числе масла растительного, определен постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.08.2011 N 32 «О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками».

В соответствии с установленным порядком маркировка масла растительного, предназначенного для употребления в пищу и разлитого в тару любой вместимости, за исключением тары, имеющей в своем строении фитинг, осуществляется путем нанесения контрольного знака формата 17 х 18 мм с сокращенным наименованием товара «МАСЛО раст.» на торцевую часть укупорочного средства тары либо на любое место ее боковой поверхности; разлитого в тару любой вместимости, имеющую в своем строении фитинг, — путем нанесения контрольного знака формата 17 х 18 мм с сокращенным наименованием товара «МАСЛО раст.» на верхнюю поверхность тары (кроме фитинга и крышки на фитинге).

Согласно запросу ОАО «Б» ввезло на территорию Республики Беларусь масло растительное от ООО «В» (Российская Федерация), при этом масло перемещалось в полиэтиленовых емкостях (далее — ПЭТ) в металлической обрешетке объемом 1000 литров без нанесения контрольных (идентификационных) знаков на тару. В международных товарно-транспортных накладных указано, что емкость ПЭТ б/у в металлической обрешетке 1000 л на поддоне является возвратной тарой.

С учетом позиций РУП «Б» (от 17.03.2016), Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (от 24.03.2016) и технических нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь, применение технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза) на территории Республики Беларусь является обязательным. В ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», вступившем в силу с 01.07.2012, установлены следующие термины и их определения:

  • «упаковка: изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции»;
  • «транспортная упаковка: упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу».

Термин «тара» в ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» не установлен.

До 01.04.2016 в республике действовал ГОСТ 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения», в котором были приведены следующие термины:

  • «упаковка: средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции». При этом под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции;
  • «тара: основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции».

С 01.04.2016 введен в действие ГОСТ 17527-2014 (ISO 21067:2007) «Упаковка. Термины и определения», согласно которому приведены следующие термины:

  • «упаковка: изделие, предназначенное для размещения, защиты, перемещения, доставки, хранения, транспортирования и демонстрации продукции (сырья и готовой продукции), используемое как производителем, пользователем или потребителем, так и переработчиком, сборщиком или иным посредником»;
  • «транспортная упаковка: упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу»;
  • «тара: изделие — элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции».

На основании изложенного МНС считает, что полиэтиленовая емкость в металлической обрешетке объемом 1000 литров является тарой, предназначенной для размещения масла растительного, и, соответственно, ввозимое ОАО «Б» на территорию Республики Беларусь масло растительное в данной таре подлежит маркировке контрольными (идентификационными) знаками.

В силу подпункта 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 N 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» порядок маркировки товаров, указанных в перечнях, контрольными (идентификационными) знаками, а также учета, хранения, реализации, уничтожения и признания недействительными контрольных (идентификационных) знаков определяется Министерством по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов, Министерством торговли и Государственным таможенным комитетом.

Как указано выше, Министерство по налогам и сборам полагает, что ввезенное ОАО «Б» на территорию Республики Беларусь масло растительное подлежит маркировке.

В техническом регламенте Евразийского экономического союза термин «тара» не определен. Согласно государственным стандартам, действующим до 01.04.2016 и после 01.04.2016, тара определена как элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.

Указы Президента Республики Беларусь от 14.09.2004 N 444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками» и от 10.06.2011 N 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» приняты в целях обеспечения экономической безопасности государства и защиты интересов граждан Республики Беларусь. Нормы указанных законодательных актов направлены, прежде всего, на пресечение нелегального ввоза и схем легализации потребительских товаров, обеспечение учета товаров с целью полноты отражения выручки и уплаты налогов.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности (в том числе заключение эксперта и разъяснения Госстандарта и МНС), суд пришел к выводу о том, что ввезенное ОАО «Б» масло растительное из Российской Федерации (продавец — ООО «В») в полиэтиленовой емкости в металлической обрешетке объемом 1000 литров подлежало маркировке; вина ОАО «Б» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.35 КоАП, доказана.

Доводы ОАО «Б» о прекращении дела об административном правонарушении не могут быть приняты судом во внимание по изложенным выше основаниям.

Факт нарушения ОАО «Б» законодательства подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.03.2016, промежуточным актом проверки от 04.03.2016, товарно-транспортными накладными (товарными накладными) на получение товара от ООО «В», сведениями об операциях с БСО, проведенных ОАО «Б» в период с 01.01.2002 по 02.03.2016.

Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств по данному делу не установлено.

С учетом изложенных выше обстоятельств совершения административного правонарушения следует наложить на ОАО «Б» штраф в размере 10 базовых величин, что составляет 2 100 000 руб., без применения дополнительного взыскания в виде взыскания в доход государства стоимости ввезенного на территорию Республики Беларусь масла растительного без нанесения на товар контрольных (идентификационных) знаков.

Суд не применяет дополнительное административное взыскание по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4.2 КоАП административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения.

Соблюдение принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено, в том числе возможностью назначения одного или нескольких видов административного взыскания, установленного санкцией соответствующей нормы закона.

Подпункт 5.5 пункта 5 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» указывает на необходимость обеспечения соразмерности административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности характеру правонарушения и степени причинения вреда, в том числе путем исключения административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за административные правонарушения, не связанные с получением ими какой-либо выгоды.

С учетом общих принципов и задач административного процесса по справедливому наказанию суд полагает, что административный штраф в размере, предусмотренном санкцией статьи 12.35 КоАП, без применения дополнительного взыскания в виде взыскания в доход государства стоимости предмета административного правонарушения, соответствует тяжести совершенного акционерным обществом административного правонарушения.

При этом суд исходит из того, что акционерным обществом легально по товарно-транспортным накладным установленной формы получен от поставщика товар; факт причинения ущерба государственной собственности действиями акционерного общества не доказан; акционерным обществом уплачены предусмотренные законодательством налоги. Кроме того, суд учитывает также и то, что ОАО «Б» является производственным предприятием; в настоящее время на заводе проводится модернизация производственных мощностей за счет иностранных инвестиций и средств местного бюджета; взыскание 1,6 млрд. руб. стоимости приобретенной с нарушением законодательства продукции негативно скажется на финансовом положении завода, может привести к срыву программы модернизации, несвоевременности уплаты налогов и расчетов с кредиторами.

Руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП),

Постановил:

Наложить административное взыскание по статье 12.35 КоАП на ОАО «Б» в виде штрафа в размере 10 базовых величин, что составляет 2 100 000 руб.

Штраф должен быть уплачен в срок не позднее 15 дней со дня вступления постановления в законную силу в республиканский бюджет. Платежный документ (подлинник) необходимо представить в экономический суд.

Перечислить с депозитного счета экономического суда Могилевской области 4 943 061 руб. стоимости работ по проведению экспертизы на расчетный счет ООО «С».

Возвратить с депозитного счета экономического суда Могилевской области на расчетный счет ОАО «Б» 1 056 939 руб., излишне уплаченных для возмещения расходов по проведению экспертизы.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток лицом, привлекаемым к административной ответственности, в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 ПИКоАП.

По истечении срока, установленного для добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа, если оно не исполнено либо не представлено в суд сообщение об исполнении постановления, постановление подлежит принудительному исполнению.