В теории права существуют различные интерпретации понятия «правовой статус» в зависимости от субъекта, к которому применяется данное понятие. Вместе с тем в рамках настоящей статьи рассмотрим следующие элементы указанного понятия применительно к представителям государства в органах управления хозяйственного общества:
- правосубъектность;
- установленные законодательством права и обязанности;
- гарантии установленных прав;
- ответственность субъекта за неисполнение обязанностей.
Правовой статус представителей государства регулируется такими основными нормативными правовыми актами, как:
— Указ Президента Республики Беларусь от 19.02.2008 N 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора» (далее — Указ N 100);
— Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон N 2020-XII);
— постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 N 694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам» (далее — Постановление N 694) и утвержденное им Положение о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам (далее — Положение о представителях);
— Инструкция о порядке согласования Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь предложений государственных органов и иных государственных организаций, уполномоченных управлять принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ, о назначении представителей государства в органы управления хозяйственных обществ и позиции представителей государства по вопросам, требующим согласования с Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, утвержденная постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 15.08.2013 N 40 (далее — Инструкция N 40);
— постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 11.08.2015 N 34 «Об установлении формы отчета представителя государства в органах управления хозяйственного общества, акции (доли в уставном фонде) которого принадлежат Республике Беларусь» (далее — Постановление N 34);
— приказ Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 31.12.2014 N 347 «Об утверждении примерной формы договора» (далее — Приказ N 347).
1. Правосубъектность представителей государства.
Говоря о правосубъектности представителей государства, стоит отметить, что речь идет не о правосубъектности физического лица как такового, а о правосубъектности отдельного лица в довольно узком круге правоотношений, возникающих по поводу осуществления прав и обязанностей представителя государства. Проще говоря, нужно ответить на вопрос о том, когда представитель государства возникает как субъект конкретных правоотношений, который может иметь соответствующие права и обязанности. Ответ очевиден — с момента присвоения ему статуса представителя государства. Полагаем, что возникновение такого статуса обусловлено принятием решения уполномоченным органом, а именно органом, осуществляющим владельческий надзор, о назначении представителем государства в хозяйственное общество (пункт 3 Положения о представителях).
Таким образом, представитель государства может иметь соответствующие права и обязанности, т.е. быть субъектом правоотношений, с момента его назначения таковым в хозяйственное общество.
2. Права и обязанности представителей государств.
Обязанности представителей государства.
В кратком виде обязанности представителей государства сформулированы в пункте 12 Положения о представителях, как то:
- участвовать в работе органов управления хозяйственного общества, а при ликвидации хозяйственного общества и назначении представителя государства в ликвидационную комиссию — в работе ликвидационной комиссии (обязанность также дублируется в норме пункта 9 Положения о представителях);
- принимать меры по защите экономических интересов государства при осуществлении деятельности хозяйственного общества (обязанность основана на норме пункта 10 Положения о представителях);
- представлять органу, осуществляющему владельческий надзор, отчет о своей работе в качестве представителя государства (форма отчета представителя государства в органах управления хозяйственного общества, акции (доли в уставном фонде) которого принадлежат Республике Беларусь, регулируется нормами Постановления N 34);
- осуществлять контроль за сроками и полнотой перечисления в республиканский и (или) местный бюджеты дивидендов (процентов), начисленных на акции (долю в уставном фонде) хозяйственного общества, принадлежащие государству;
- информировать орган, осуществляющий владельческий надзор, о перечислении в бюджет дивидендов (процентов), начисленных на акции (долю в уставном фонде) хозяйственного общества, принадлежащие государству (наличие указанных обязанностей обусловлено нормой подпункта 1.18 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 N 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»);
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности хозяйственного общества, не допускать иных действий, которые могут нанести ущерб хозяйственному обществу (полагаем, что существование обязанности основывается на общих принципах гражданского законодательства и, к слову, применимо не только к представителям государства, но и к гораздо более широкому кругу лиц: работникам, участникам (акционерам) и т.д.);
- исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством и заключенным с ним трудовым договором (контрактом) либо гражданско-правовым договором.
Как видно, указанный перечень обязанностей представителей государства не является исчерпывающим. Так, например, обязанностями представителей государства будут являться обязанности, указанные в пункте 2.1 примерной формы договора на осуществление полномочий представителя государства в органах управления хозяйственного общества, акции (доля в уставном фонде) которого принадлежат Республике Беларусь, утвержденной Приказом N 347 (далее — Примерная форма договора), а именно:
— определять единую позицию с остальными представителями государства в органах управления хозяйственного общества, а при недостижении согласия — ставить об этом в известность орган, осуществляющий владельческий надзор, и руководствоваться его указаниями (в целях защиты прав и интересов государства наличие единой позиции всех представителей государства в органах управления хозяйственного общества является обязательным условием такой защиты);
— не представлять в органах управления хозяйственного общества интересы других участников хозяйственного общества без согласия органа, осуществляющего владельческий надзор (вполне логично, что представитель государства должен представлять интересы исключительно государства как участника хозяйственного общества, однако формулировка указанной обязанности допускает ситуацию, когда по согласию органа, осуществляющего владельческий надзор, возможно представление интересов других участников хозяйственного общества);
— в случае когда по уважительным причинам не сможет принимать участия в работе органов управления хозяйственного общества, своевременно извещать об этом орган, осуществляющий владельческий надзор (указанная обязанность необходима с точки зрения недопущения исключения государства из процесса управления хозяйственным обществом);
— не передавать исполнение своих функций другому лицу (полагаем, что наличие такого запрета обусловлено тем, что представитель государства, перед тем как получить такой статус, проходит соответствующую аттестацию, являющуюся необходимым условием для назначения в качестве представителя государства, поэтому важно не допустить к управлению хозяйственным обществом лиц, не прошедших такую аттестацию. Справедливости ради отметим, что на практике передать полномочия от представителя государства другому лицу не представляется возможным, т.к. правовым основанием осуществления его функций является соответствующее решение органа, осуществляющего владельческий надзор, о назначении представителем государства);
— уведомлять орган, осуществляющий владельческий надзор, о каждом случае, когда органом управления хозяйственного общества принято решение, против которого представитель государства голосовал в соответствии с указанием органа, осуществляющего владельческий надзор, но его голосов было недостаточно для отклонения такого решения (полагаем, что данная обязанность необходима в целях контроля за деятельностью хозяйственного общества);
— представлять в орган, осуществляющий владельческий надзор, предложения о своей позиции не позднее 10 дней до даты проведения общего собрания участников хозяйственного общества, заседания совета директоров (наблюдательного совета), а по вопросам, требующим согласия Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, — не позднее 20 дней до даты их проведения и согласовывать письменно с органом, осуществляющим владельческий надзор, свою позицию по выносимым на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) и общего собрания участников хозяйственного общества вопросам:
- образования исполнительных органов хозяйственного общества и досрочного прекращения их полномочий, определения условий оплаты труда членов указанных органов;
- передачи полномочий исполнительных органов хозяйственного общества управляющей организации (управляющему);
- приобретения, отчуждения и залога имущества хозяйственного общества;
- участия хозяйственного общества в создании (вхождении в состав) объединений, холдингов, в другом хозяйственном обществе или товариществе (в качестве учредителя, участника);
- изменения размера уставного фонда хозяйственного общества, товарищества, в которых хозяйственное общество является участником, в том числе увеличения размера уставного фонда за счет источников собственных средств и средств участников;
- приобретения акций, в том числе подписки на акции дополнительного выпуска акционерного общества, в котором хозяйственное общество является участником, отказа от приобретения акций такого акционерного общества;
- иным, отнесенным законодательством и (или) уставом хозяйственного общества к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества (указанные обязанности базируются на нормах пункта 11 Положения о представителях);
— своевременно сообщить органу, осуществляющему владельческий надзор, о возникновении обстоятельств (призыв на военную службу, болезнь, изменение места работы, места жительства и др.), препятствующих исполнению представителем государства своих обязанностей (данная обязанность дублирует ранее указанную обязанность представителя государства по извещению органа, осуществляющего владельческий надзор, о невозможности по уважительным причинам принимать участие в работе органов управления хозяйственного общества).
Отдельно остановимся на порядке согласования позиции представителей государства по выносимым на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) и общего собрания участников хозяйственного общества вопросам.
Свою позицию представитель государства формирует самостоятельно, однако в некоторых случаях такая позиция в обязательном порядке должна быть согласована с уполномоченными органами. На практике, скорее, следует вести речь не о самостоятельной позиции представителя государства, а о позиции, сформированной уполномоченными органами (органом, осуществляющим владельческий надзор, Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь).
Свою позицию представитель государства обязан согласовывать:
— с органом, осуществляющим владельческий надзор, по вопросам, указанным в частях 1, 2 пункта 11 Положения о представителях, а также по вопросам, отнесенным законодательством и уставом хозяйственного общества к исключительной компетенции общего собрания участников такого общества (абзац 6 части 1 пункта 11 Положения о представителях);
— Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь (согласование позиции происходит непосредственно через орган, осуществляющий владельческий надзор, тем не менее, первоначальную позицию должен предлагать именно представитель государства) по вопросам, указанным в части 6 пункта 11 Положения о представителях;
— Советом Министров Республики Беларусь (проект решения по позиции представителя государства вносится органом, осуществляющим владельческий надзор, в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, который готовит соответствующий проект постановления Совета Министров Республики Беларусь (часть 5 пункта 11 Положения о представителях)) по вопросам, указанным в частях 3, 4 пункта 11 Положения о представителях;
— местным исполнительным и распорядительным органом по вопросам, указанным в части 4 пункта 11 Положения о представителях.
Порядок согласования позиции представителя государства с Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь детально урегулирован в Инструкции N 40. Несмотря на то что Инструкцией N 40 обязанность по представлению необходимых документов для согласования позиции представителя государства возложена на орган, осуществляющий владельческий надзор (пункты 6 — 9 Инструкции N 40), полагаем, что подготовкой таких документов должен заниматься непосредственно представитель государства.
Права представителей государства.
Представитель государства обладает следующими правами:
- в порядке, предусмотренном законодательством и уставом хозяйственного общества, вправе требовать проведения общего собрания его участников, заседания совета директоров (наблюдательного совета), а также внеплановой ревизии деятельности хозяйственного общества или аудита его бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- вправе получать от органов управления хозяйственного общества информацию о его деятельности, данные о конъюнктуре рынка выпускаемой продукции (выполняемых работах, оказываемых услугах), потребляемом сырье (работах, услугах) и другие документы (пункт 13 Положения о представителях);
- вправе получать вознаграждение в соответствии с законодательством и в размере, установленном уставом хозяйственного общества или решением общего собрания его участников;
- имеет право на компенсацию понесенных им расходов при исполнении обязанностей представителя государства за счет средств хозяйственного общества в соответствии с уставом хозяйственного общества или решением общего собрания его участников (подпункты 2.2.3, 2.2.4 пункта 2.2 Примерной формы договора);
- вправе принимать участие в обсуждении иных вопросов помимо указанных в пункте 9 Положения о представителях у руководителя хозяйственного общества (часть 2 пункта 9 Положения о представителях).
Стоит отметить, что указанный перечень прав не является исчерпывающим, т.к. представитель государства, представляя интересы государства как участника хозяйственного общества, соответственно имеет права такого участника.
3. Гарантии установленных прав представителей государства.
Перечень прав представителей государства указан в пункте 13 Положения о представителях. Однако этот перечень не является исчерпывающим, т.к. нормы Закона N 2020-XII предусматривают и иные права участников хозяйственного общества, которые соответственно также может реализовывать представитель государства.
Право требования проведения общего собрания участников хозяйственного общества также гарантировано нормами абзаца 6 части 1 статьи 48, части 3 статьи 108 Закона N 2020-XII.
Право требования проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) отдельно не указывается в нормах Закона N 2020-XII, однако отдельно может быть гарантировано нормами устава хозяйственного общества. Полагаем, что даже если устав и не будет содержать указания на возможность предъявления представителем государства требования о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета), то все равно это право подлежит реализации исходя из нормы абзаца 2 пункта 13 Положения о представителях.
Право требования проведения внеплановой ревизии деятельности хозяйственного общества или аудита его бухгалтерской (финансовой) отчетности при наличии некоторых условий гарантировано участникам общества (акционерам) нормами абзаца 4 части 7 статьи 59, частями 2, 4 статьи 86, статьи 110 Закона N 2020-XII.
Право на получение от органов управления хозяйственного общества информации и документов о деятельности такого общества основано на нормах статьи 64 Закона N 2020-XII и соответственно также может быть реализовано представителем государства.
Касательно права получения вознаграждения за исполнение своих функций представителем государства отметим, что его реализация возможна только в том случае, если возможность выплаты такого вознаграждения предусмотрена уставом или решением общего собрания участников хозяйственного общества. То есть выплата вознаграждения представителям государства не происходит в безусловном порядке, а обусловлена наличием правового основания — указания в уставе или решении общего собрания участников хозяйственного общества. Данный вывод основан на нормах подпункта 1.3 пункта 1 Указа N 100, части 8 статьи 57 Закона N 2020-XII, пункта 17 Положения о представителях.
Право на компенсацию понесенных представителем государства расходов при исполнении обязанностей представителя государства гарантируется пунктами 16, 18 Положения о представителях, однако реализация такого права, как и в случае с вознаграждением, обусловлена наличием правового основания о возможности компенсации указанных расходов — указания в уставе или в решении общего собрания участников хозяйственного общества.
Иные права представителя государства, аналогичные правам участника хозяйственного общества, могут гарантироваться либо законодательством, либо уставом конкретного хозяйственного общества.
4. Ответственность представителей государства за неисполнение обязанностей.
Ответственность представителя государства регулируется главой 4 Положения о представителях, а также гражданско-правовым договором, если представитель государства исполняет свои функции на его основании.
К дисциплинарной ответственности в рамках исполнения своих функций представитель государства может быть привлечен при одновременном наличии следующих условий:
- представитель государства является работником органа, осуществляющего владельческий надзор;
- в должностных обязанностях представителя государства предусмотрено выполнение им полномочий представителя государства;
- установлен факт нарушения обязанностей, указанных в пункте 15 Положения о представителях.
При этом представитель государства может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение следующих обязанностей:
- за нарушение установленного Положением о представителях порядка согласования проектов решений, принимаемых органами управления хозяйственного общества;
- неисполнение указаний, данных представителю государства органом, осуществляющим владельческий надзор;
- непринятие представителем государства мер по предупреждению убыточности хозяйственного общества;
- несвоевременное представление органу, осуществляющему владельческий надзор, отчета о своей работе в качестве представителя государства и ненадлежащее оформление такого отчета (пункт 15 Положения о представителях).
Указанный перечень нарушений, за которые представитель государства может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, является закрытым.
Помимо указанного, учитывая пункт 14 Положения о представителях, представитель государства может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в порядке, установленном гражданским законодательством, в частности за причинение убытков хозяйственному обществу. Здесь необходимо отметить, что представитель государства согласно абзацу 11 части 1 статьи 56 Закона N 2020-XII признается аффилированным лицом хозяйственного общества и несет гражданско-правовую ответственность, указанную в части 11 статьи 57 Закона N 2020-XII.
Говоря об административной и уголовной ответственности, отметим, что законодательство не содержит указания на составы административных правонарушений или преступлений, когда речь идет о нарушении законодательства в сфере представительства государственных интересов при исполнении своих функций представителем государства. Соответственно представитель государства может быть привлечен к указанной ответственности в общем порядке.