Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, т.е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям. Противоправное же бездействие выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении физическим лицом субъективных обязанностей, а также полномочий (должностными лицами). Таким образом, под противоправными деяниями, посягающими на охраняемые законом права и интересы, понимаются целеустремленные, волевые поступки нарушителя с учетом его психоэмоционального отношения к факту совершенного правонарушения. При этом наличие вины правонарушителя в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения. Кроме того, важным признаком административного правонарушения является его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие его определенного состава — субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного виновного деяния или их отсутствие. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы:
объект правонарушения — общественные отношения, на которые посягает деяние (виды правоохраняемых общественных отношений указаны в заголовках глав 9 — 25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП));
объективная сторона правонарушения — конкретная разновидность противоправного деяния (действия или бездействия), наносящего вред правам граждан или общегосударственным (публично-правовым) интересам, охраняемым КоАП (признаки объективной стороны обычно указываются в диспозиции правовой нормы — повторность противоправного посягательства, длящееся правонарушение);
субъект правонарушения — вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения 16-летнего возраста (общий субъект), к которым относятся должностные лица, находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства (специальные субъекты), а также лица, на которых распространяется статус военнослужащего, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (особые субъекты); индивидуальный предприниматель; юридическое лицо;
субъективная сторона административного правонарушения характеризует психоэмоциональное отношение лица к деянию и предполагает выявление признаков вины в форме умысла или неосторожности (субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения, которые иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением).
Составы административных правонарушений подразделяют на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).