Перед тем как перейти к исследованию процессуальных особенностей рассмотрения дел об административных правонарушениях, следует отметить, что ПИКоАП — единственный закон, устанавливающий порядок административного процесса, действующий на территории Республики Беларусь.
В административном процессе рассмотрение начинается с объявления судьи, рассматриваемого дела и субъекта, в отношении которого ведется административный процесс. Факт явки участников административного процесса устанавливается, как правило, заблаговременно. Важное значение имеют обстоятельства, связанные с надлежащим извещением участников административного процесса (ст. 10.9 ПИКоАП), а также с возможностью рассмотрения дела с участием физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, представителя юридического лица, и иных участников с учетом требований ПИКоАП (ст. 11.4 ПИКоАП).
После этого суд разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, до начала дачи объяснений свидетелей удаляет из помещения, разъясняет право отвода, оглашает протокол об административном правонарушении, разрешает ходатайства, определяет порядок дачи объяснений и исследования доказательств.
В административном процессе не существует понятия тайны совещательной комнаты, поэтому постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В связи с этим важно с учетом незначительного срока для рассмотрения дела (15 дней со дня его получения судьей) изучить его материалы, определить обязательность явки участников, вызвать свидетелей и т.п.
Важнейшая особенность административного процесса — отсутствие таких принципов процессуального права, как диспозитивность и состязательность.
Один из главных принципов административного процесса — презумпция невиновности (ст. 2.7 ПИКоАП). Данному принципу корреспондирует обязанность должностного лица органа, ведущего административный процесс (ст. 3.30 ПИКоАП), доказать виновность лица, в отношении которого он ведется. В ПИКоАП законодатель дополнительно к доказыванию вины возлагает на должностное лицо указанного органа обязанность доказать наличие оснований для административной ответственности и обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении (часть 2 ст. 6.1 ПИКоАП).
Мнение, что наличие вины и иные обстоятельства по делу может доказывать представитель государственного органа (например, юрисконсульт налоговой инспекции), ошибочно. В ПИКоАП не упоминается о таком участнике процесса, как представитель органа, ведущего административный процесс; его права и обязанности, полномочия не предусмотрены, не оговорен и порядок выдачи доверенности такому лицу. На практике юрисконсульты органов, ведущих административный процесс, по-прежнему приходят в судебные заседания, дают пояснения, фактически выполняя функции должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении. Полагаем, что данное положение может исправить только законодатель, а до этого юрисконсульты могут как минимум присутствовать в судебном заседании.
На наш взгляд, целесообразно вызывать в судебное заседание именно то должностное лицо, которое составило протокол и может пояснить фактические обстоятельства дела (например, участвовало в проверке или контрольной закупке).
Закон требует, чтобы суд принял все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц (ст. 2.10 ПИКоАП).
При рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо выяснить:
- было ли совершено административное правонарушение;
- виновно ли физическое или юридическое лицо в его совершении;
- подлежит ли лицо административной ответственности;
- причинен ли вред административным правонарушением;
- иные обстоятельства, указанные в ст. 11.6 ПИКоАП.
Многие из обстоятельств суд не может установить без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс, в судебном заседании и представления необходимых доказательств. Поэтому так важен вопрос о правах и обязанностях участников административного процесса и как они могут быть реализованы.
Данные права и обязанности достаточно подробно регламентированы гл. 4 ПИКоАП. Так, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, вправе не только давать объяснения, но и отказаться от этого.
Важно, чтобы с первого дня у предполагаемого правонарушителя была четкая позиция и необходимые доказательства: в последующем физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, может лишиться возможности доказать свою невиновность, поскольку объективно ничто не мешало представить оправдывающие документы в ходе подготовки дела об административном правонарушении должностному лицу, которое составляет протокол.
ПРИМЕР
Индивидуальному предпринимателю А. вменялось хранение автозапчастей в торговом месте без документов, подтверждающих факт их поступления (приобретения).
А. вину в совершении правонарушения не отрицал, пояснив, что на момент проведения контрольной закупки необходимые документы не нашел, о их наличии при проведении контрольной закупки не говорил, остальные документы нашел позже случайно. Не представил А. указанные документы и при проведении плановой проверки.
Акты закупки товаров А. представил только в суде, хотя ранее ему было предъявлено письменное требование о представлении документов, при проведении проверки он не сообщал налоговым инспекторам о нехватке времени для представления документов.
Суд при вынесении постановления указал, что А. с учетом проведенной у него незадолго до контрольной закупки плановой проверки должен был представить проверяющим акты закупки товаров, однако этого не сделал. Причины непредставления документов суд посчитал неуважительными. Наименование описанного товара полностью совпадало с дополнительно представленными в суде актами закупки товаров, а пояснения, данные в суде, противоречили объяснениям, данным при проведении проверки. В результате суд вынес постановление о наложении административного взыскания с конфискацией товаров.
Правом на заявление ходатайств рекомендуем воспользоваться до или во время составления протокола (ст. 10.7 ПИКоАП). Даже если ходатайство не будет удовлетворено, суд сможет предпринять дополнительные меры, связанные с выяснением вопросов, указанных в нем. Если же ходатайство будет заявлено непосредственно в суде (что тоже не исключается), то с учетом 15-дневного срока рассмотрения дела получение дополнительных доказательств может стать затруднительным.
Советуем заблаговременно представлять документы, подтверждающие смягчающие обстоятельства. Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, это могут быть сведения об иждивенцах, беременности, наличии кредитов, заболеваниях и т.п. Для юридических лиц — документы о финансово-экономическом положении предприятия (если оно неблагоприятное), наличии кредитов, своевременности уплаты налогов.
С материалами дела можно ознакомиться только по окончании подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения (п. 9 части 1 ст. 4.1 ПИКоАП), после поступления материалов в суд. На практике при составлении протокола лицо, в отношении которого ведется административный процесс, расписывается в том, что оно с материалами дела ознакомлено.
Часть 2 ст. 6.3 ПИКоАП подробно регламентирует, что является источником доказательств по делу. Акт проверки — один из основных источников доказательств в административном процессе — также признается источником доказательств, но только в случае, если составлен в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь (часть 1 ст. 6.11 ПИКоАП). Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения по делу об административном правонарушении, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства, указанного в ст. 6.2 ПИКоАП (часть 5 ст. 6.14 ПИКоАП).
Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд выносит постановление о наложении административного взыскания или о прекращении дела об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ПИКоАП, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 3 и 3-1 ст. 10.3 ПИКоАП (ст. 11.12 ПИКоАП).
Срок для обжалования и опротестования различается в зависимости от участия или неучастия лица, в отношении которого ведется административный процесс, в рассмотрении дела. Так, жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня получения лицом копии постановления.
ПРИМЕР
Если постановление вынесено судом 3 декабря 2012 г., направлено 10 декабря 2012 г. и получено лицом, в отношении которого ведется административный процесс, 13 декабря 2012 г., то срок на обжалование истекает 24 декабря 2012 г. В случае вынесения постановления в присутствии этого лица срок обжалования составляет не более 10 суток со дня объявления, т.е. жалоба может быть подана не позднее 13 декабря 2012 г.
Жалобу может подать не только лицо, в отношении которого вынесено постановление, но и потерпевший, их представители, защитник. Также постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части может обжаловать руководитель органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение (ст. 12.1 ПИКоАП). Однако он не вправе это сделать, если суд вынес постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа и не применил дополнительное взыскание в виде конфискации предмета совершения правонарушения, а также дохода от незаконной предпринимательской деятельности, товаров, выручки, в части неприменения дополнительного взыскания.
Не всегда обжалуется постановление в части наложения штрафа. Нередко лицо, совершившее правонарушение, факт нарушения признает и просит отменить вынесенное постановление только в части конфискации товара, стоимость которого может значительно превышать даже максимальный размер наложенного штрафа.
Наряду с постановлением, в установленном гл. 7 ПИКоАП порядке участниками административного процесса, иными юридическими и физическими лицами обжалованы могут быть действия и решения судьи (например, замечание участнику процесса или выдворение его из зала судебного заседания; отказ в допуске к участию в деле в качестве защитника или представителя).
Порядок обжалования подробно разъяснен в постановлении Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21 февраля 2011 г. N 8, которым утверждены Методические рекомендации по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Знать все законы невозможно, поэтому риск совершения правонарушения есть всегда. В то же время знать свои права и исполнять обязанности необходимо, и, возможно, суд при наличии оснований освободит от административной ответственности, признав правонарушение малозначительным.