Административная ответственность как форма контроля за деятельностью временного (антикризисного) управляющего в деле об экономической несостоятельности (банкротстве)

Общие дефиниции статьи 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) наделяют временного, антикризисного управляющего (далее — управляющего) — физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом — обширными полномочиями в части проведения проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведения некоторых процедур банкротства и другими полномочиями, предусмотренными Законом о банкротстве.

В компетенции антикризисного управляющего и временного управляющего в действительности есть много общего. Так, определенные права временного управляющего трансформируются в конкурсном производстве в обязанности антикризисного управляющего с учетом того, что в процедуре конкурсного производства управляющий выполняет и функции руководителя должника. Такое же преобразование прав в обязанности происходит и в защитном периоде при условии отстранения руководителя должника и возложения обязанностей по управлению на временного управляющего.

Фактически с момента возбуждения в отношении должника производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и введения защитного периода к управляющему переходит широкий, а с момента открытия конкурсного производства — неограниченный перечень полномочий руководителя должника.

Следовательно, управляющий является не только значимым лицом, участвующим в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), но и организатором всей хозяйственной деятельности должника, и от того, как он сможет организовать эту деятельность, будет зависеть судьба как самого должника, так и его кредиторов.

Сегодня основной формой подтверждения соответствия деятельности управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) требованиям законодательства является получение таким лицом специального разрешения (лицензии), предусмотренной Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в порядке, определенном в Положении о лицензировании деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 N 1364.

Необходимость получения таких лицензий подлежит упразднению со вступлением в силу с 01.01.2011 Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

По данным официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь по состоянию на 01.11.2010 лицензиями управляющих в республике обладают 57 юридических лиц и 125 индивидуальных предпринимателей (http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/restructuring-insolvency).

В свою очередь наличие широкого спектра полномочий управляющего обусловило существование и немалого числа обязанностей, за неисполнение которых к нему могут быть применены меры административной, а в отдельных случаях — и уголовной ответственности.

Так, за неисполнение или ненадлежащее исполнение временным (антикризисным) управляющим своих обязанностей, если в этих действиях нет состава преступления, часть 8 статьи 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает применение административной ответственности в виде предупреждения или наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

В соответствии с пунктом 63 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях по части 8 статьи 12.13 КоАП наделены правом составлять уполномоченные на то должностные лица органов Министерства экономики Республики Беларусь, а также в отдельных случаях и секретарь судебного заседания — помощник судьи.

К таким органам, в функции которых входит осуществление контроля за соблюдением управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), относится Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь и его структурные подразделения (далее — Департамент) (подп. 5.18 пункта 5 Положения о Департаменте по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь»).

Основным методом контроля за соблюдением управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) и выполнением уполномоченными должностными лицами управляющего возложенных на них обязанностей по данным вопросам является проведение Департаментом проверки деятельности управляющего в соответствии с методами и способами, установленными подп. 1.2 п. 1 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 31.12.2009 N 204 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510».

С момента вступления в силу КоАП в хозяйственном суде Гомельской области было рассмотрено 18 протоколов об административных правонарушениях, составленных Департаментом в отношении управляющих с квалификацией допущенных нарушений по части 8 статьи 12.13 КоАП. При этом в 16 случаях правонарушителями выступили управляющие — индивидуальные предприниматели, в 2 случаях — юридические лица.

Из проведенного анализа рассмотренных судом дел указанной категории следует, что основаниями привлечения к административной ответственности управляющих являются в большинстве случаев следующие нарушения норм Закона о банкротстве, Указа Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ N 508):

  • неоказание содействия производству по делу о банкротстве, неисполнение управляющим своих обязанностей (статьи 61, 76 Закона о банкротстве). Так, в частности, нарушение указанных статей Закона о банкротстве вменялось при несвоевременной публикации объявления об открытии конкурсного производства в отношении должника, непринятии мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, в том числе находящегося у третьих лиц (9 протоколов);
  • представление на утверждение собранию кредиторов плана ликвидации должника в срок, превышающий установленный законодательством (статья 124 Закона о банкротстве). При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения. В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника в аналогичный срок (6 протоколов);
  • непредставление ежемесячно собранию кредиторов отчетов о деятельности управляющего (статья 154 Закона о банкротстве). Управляющий ежемесячно представляет комитету кредиторов, а в случае его отсутствия — собранию кредиторов отчет о своей деятельности, включающий копию реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и информацию об имуществе должника на дату открытия ликвидационного производства и на дату соответствующего отчетного периода ликвидационного производства, а также по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов — иную необходимую информацию (5 протоколов);
  • проведение первого общего собрания кредиторов в срок, превышающий установленный (статья 56 Закона о банкротстве). Первое общее собрание кредиторов должно состояться в срок, не превышающий семидесяти пяти дней со дня возбуждения хозяйственным судом конкурсного производства (4 протокола);
  • несвоевременное рассмотрение и (или) уведомление управляющим кредиторов о результатах рассмотрения требования кредитора (статья 93 Закона о банкротстве). Управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее семи дней после их получения и по результатам их рассмотрения вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов. О результатах рассмотрения требования кредитора управляющий уведомляет этого кредитора в срок, не превышающий семи дней со дня получения данного требования (4 протокола);
  • оплата услуг специалистов по оценке для проведения описи (инвентаризации) и оценки имущества должника без определения и утверждения хозяйственным судом суммы платежа (статья 99 Закона о банкротстве). Оплата услуг лиц, привлеченных управляющим для осуществления указанной деятельности, производится за счет имущества должника в той же очередности, что и выплаты вознаграждения управляющему, если иное не предусмотрено собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в размере, определяемом хозяйственным судом (3 протокола);
  • незакрытие всех счетов должника в банках, кроме основного, известных на момент открытия конкурсного производства (статья 102 Закона о банкротстве). Управляющий обязан использовать в процессе конкурсного производства только один счет должника в банке (далее — основной счет должника), если иное не установлено хозяйственным судом в соответствии с законодательными актами. Все счета должника в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, известные на момент открытия конкурсного производства, а также выявленные в процессе конкурсного производства, за исключением основного счета должника, подлежат закрытию управляющим по мере их выявления (3 протокола);
  • непредоставление возможности кредиторам ознакомиться с планом ликвидации за 10 дней до даты проведения первого собрания кредиторов; неуведомление в письменной форме всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов по утверждению плана санации (статья 125 Закона о банкротстве). Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания (3 протокола);
  • невнесение сведений о погашении требований в реестр требований кредиторов, погашение требований отдельных кредиторов пятой очереди до полного погашения требований кредиторов предыдущих очередей, проведение расчетов с кредиторами, требования которых предъявлены по истечении установленного срока до погашения требований кредиторов, предъявленных в срок (статья 150 Закона о банкротстве). Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Требования кредиторов, предъявленные по истечении 2-месячного срока, предусмотренного для их предъявления, в том числе требования по уплате обязательных платежей, если они возникли после открытия конкурсного производства, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок (3 протокола);
  • неуказание в реестре требований кредиторов, в отдельных случаях, почтовых и банковских реквизитов кредиторов (статья 57 Закона о банкротстве). Реестр требований кредиторов ведет управляющий. В реестре требований кредиторов указываются: имя (наименование) каждого кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты; размер требований каждого кредитора к должнику по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений; очередность удовлетворения каждого требования кредитора (2 протокола);
  • нарушение порядка назначения помощника управляющего (статья 69 Закона о банкротстве). Для выполнения задач, связанных с производством по делу о банкротстве, и обеспечения своей деятельности управляющий может привлекать в порядке, установленном законодательством, на договорной основе помощника (помощников) управляющего, а также иных лиц с оплатой их деятельности из назначенного управляющему вознаграждения. Помощником управляющего не может быть заинтересованное лицо в отношении должника (2 протокола);
  • непредставление в хозяйственный суд ежемесячных отчетов о деятельности управляющего (подпункт 1.30 пункта 1 Указа N 508). Помимо отчетности, представляемой в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), временный (антикризисный) управляющий не реже одного раза в месяц должен представлять в хозяйственный суд, орган государственного управления по делам о банкротстве, государственный орган, представивший его кандидатуру, отчеты о своей деятельности, а в процедурах защитного периода, конкурсного производства — также о хозяйственной (экономической) деятельности должника (2 протокола).

Реже основаниями для составления протоколов и привлечения к административной ответственности являлись иные, иногда более серьезные, нарушения законодательства о банкротстве: непредъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством или договором (статья 105 Закона о банкротстве); непредставление управляющим списка имущества и долгов должника в хозяйственный суд, отчета об имуществе должника в хозяйственный суд, комитет кредиторов и для ознакомления кредиторам (статьи 118, 119 Закона о банкротстве); принятие управляющим без согласия собрания (комитета) кредиторов решений, повлекших увеличение расходов должника (статья 122 Закона о банкротстве); непредставление управляющим в процессе санации ежеквартальных отчетов о своей деятельности комитету (собранию) (статья 134 Закона о банкротстве); продажа имущества должника без проведения торгов (статья 142 Закона о банкротстве); неисполнение управляющим обязанности после завершения расчетов с кредиторами представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства (статья 152 Закона о банкротстве); неуплата обязательных страховых взносов и других платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты одновременно с выплатой заработной платы (часть 2 подпункта 1.31 пункта 1 Указа N 508).

Таким образом, необходимо отметить, что непредставление отчетности собранию кредиторов, Департаменту, хозяйственному суду является одним из самых распространенных правонарушений, допускаемых управляющими с неизменной регулярностью.

По итогам рассмотрения дел в 61% случаев управляющие были привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 12 базовых величин (8 дел) или предупреждения (3 дела). При этом в рассматриваемом периоде некоторые управляющие привлекались к административной ответственности более одного раза, что впоследствии привело к аннулированию лицензии одного из управляющих за выявленные грубые нарушения установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности по решению лицензирующего органа.

По 39% дел производство было прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения со ссылкой на статьи 8.2 или 8.3 КоАП. Как правило, указанное обстоятельство было обусловлено совершением управляющим проступка, который не нанес ущерба интересам государства, кредиторам должника, совершение которого было допущено по неосторожности, виновное в его совершении лицо ранее к административной ответственности за подобное правонарушение не привлекалось; само правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

В заключение следует отметить, что в настоящее время судебная практика по административным правонарушениям в отношении управляющих еще не сложилась. Так, нередко Департаментом различно квалифицируются идентичные нарушения управляющими требований законодательства о банкротстве: в одном случае вменяется нарушение общих норм, устанавливающих обязанности управляющих (статьи 61, 76 Закона о банкротстве), в другом — специальных норм Закона о банкротстве. Имеют место случаи, когда за одно и то же правонарушение назначается наказание в виде штрафа, предупреждения либо прекращается производство по делу в связи с малозначительностью.