Алгоритм наложения административного взыскания за правонарушения по ходатайству управляющего в соответствии со статьей 52 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» в контексте с административным законодательством

Согласно части 1 статьи 52 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) за неисполнение должником обязанностей, предусмотренных:

— частью первой статьи 8 Закона, — должник обязан подать заявление должника в хозяйственный суд в случаях, когда:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника — юридического лица;
  • органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника — юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
  • органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
  • выявлено обстоятельство, предусмотренное частью первой статьи 247 Закона;

— частью второй статьи 8 Закона, — руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор), а также иные уполномоченные органы обязаны подать в хозяйственный суд заявление должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме;

— частью третьей статьи 8 Закона, — в случаях, предусмотренных частями первой и второй статьи 8 Закона, заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания;

— частью второй статьи 32 Закона, — в случаях, когда подача в хозяйственный суд заявления должника в соответствии с Законом является обязательной, но к указанному заявлению не приложены документы, предусмотренные статьей 24 Закона, такое заявление принимается хозяйственным судом, а недостающие документы в установленном порядке истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству;

— статьей 92 Закона, — в связи с производством по делу о банкротстве должник обязан, если это не противоречит законодательству об охране государственных секретов, представить в хозяйственный суд, управляющему и в комитет кредиторов все истребуемые ими сведения о своем имуществе и долгах, в том числе и об имуществе, которое может быть возвращено.

Должник обязан лично присутствовать на судебном заседании, заседании комитета кредиторов и собрании кредиторов, при описи (инвентаризации) имущества, а также участвовать в других процессуальных действиях производства по делу о банкротстве, если его к этому обязывают хозяйственный суд или управляющий.

Должник до первого общего собрания кредиторов обязан подтвердить в хозяйственном суде своей подписью правильность сведений о его имуществе и долгах и при необходимости внести в них дополнения и изменения.

Должнику запрещается выезд за границу без разрешения хозяйственного суда в период от вынесения хозяйственным судом определения об открытии в отношении должника конкурсного производства до вынесения решения о банкротстве должника. В этот период должник обязан по первому требованию являться в хозяйственный суд;

— частью четвертой статьи 96 Закона, — на собрании кредиторов по защите требований должен присутствовать должник;

— частью третьей статьи 106 Закона, — должник обязан сообщить о наличии дел, указанных в частях первой и второй статьи 106 Закона, в хозяйственный суд и управляющему;

— частью третьей статьи 247 Закона, — при выявлении обстоятельства, предусмотренного частью первой статьи 247 Закона, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до назначения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) собственник имущества юридического лица — унитарного предприятия, учредитель (участник) юридического лица или его руководитель либо иной уполномоченный орган обязаны подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение одного месяца со дня выявления этого обстоятельства.

Порядок наложения хозяйственным судом штрафа на виновное лицо по ходатайству управляющего в соответствии со статьей 52 Закона в контексте с административным законодательством

Ответственность за неисполнение должником обязанностей, предусмотренных частями первой, второй и третьей статьи 8, частью второй статьи 32, статьей 92, частью четвертой статьи 96, частью третьей статьи 106 и частью третьей статьи 247 Закона, закреплена в статье 12.13 «Неправомерные деяния при принятии мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) или при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства)» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), установленных в отношении индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо представление не соответствующего действительности обоснования отказа в принятии таких мер, а также умышленное принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству), влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до пятисот базовых величин (часть 1 статьи 12.13 КоАП).

Сокрытие, отчуждение, повреждение или уничтожение имущества индивидуального предпринимателя или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, с целью сорвать или уменьшить возмещение убытков кредитору (кредиторам), совершенные этим индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица, если эти деяния не влекут уголовной ответственности, влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до пятисот базовых величин (часть 2 статьи 12.13 КоАП).

Совершенные при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства) сокрытие, повреждение или уничтожение имущества индивидуального предпринимателя или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, либо сокрытие сведений о наличии имущественных обязательств перед кредиторами или сведений о наличии имущественных обязательств перед этим индивидуальным предпринимателем или этим юридическим лицом, а равно нарушение установленных законодательством порядка или условий отчуждения такого имущества или совершения иных сделок с ним влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до пятисот базовых величин (часть 3 статьи 12.13 КоАП).

Неисполнение предусмотренной законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до пятисот базовых величин (часть 4 статьи 12.13 КоАП).

Подача в хозяйственный суд заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом), содержащего заведомо недостоверные, документально не подтвержденные сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, влечет наложение штрафа в размере пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — пятисот базовых величин (часть 5 статьи 12.13 КоАП).

Представление кандидатур временных (антикризисных) управляющих, имеющих недостаточную квалификацию, препятствующую выполнению функции временного (антикризисного) управляющего, а также кандидатур временных (антикризисных) управляющих, которые своей деятельностью причинили вред должнику, или кредитору, или интересам государства, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до пятисот базовых величин (часть 6 статьи 12.13 КоАП).

Воздействие в какой-либо форме на временного (антикризисного) управляющего в целях воспрепятствования исполнению им обязанностей временного (антикризисного) управляющего, если это деяние не влечет уголовной ответственности, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до пятисот базовых величин (часть 7 статьи 12.13 КоАП).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение временным (антикризисным) управляющим своих обязанностей влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до пятисот базовых величин (часть 8 статьи 12.13 КоАП).

Неисполнение предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанностей при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства), при отсутствии признаков административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 8 статьи 12.13 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо — от сорока до ста базовых величин (часть 9 статьи 12.13 КоАП).

Порядок ведения административного процесса регламентирован Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.13 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

  • органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь по частям 1 — 4, 6, 7 и 9 статьи 12.13 КоАП (пункт 16 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП);
  • органов Министерства экономики Республики Беларусь по частям 1 — 4 и 7 — 9 статьи 12.13 КоАП (пункт 63 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП);
  • секретарь судебного заседания — помощник судьи по частям 5 — 8 статьи 12.13 КоАП (пункт 4 части 2 статьи 3.30 ПИКоАП).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.13 КоАП, рассматриваются:

  • единолично судьей хозяйственного суда (часть 2 статьи 3.2 ПИКоАП);
  • органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 4, 6, 7 и 9 статьи 12.13 КоАП (часть 1 статьи 3.7 ПИКоАП), протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Поводами к началу административного процесса согласно части 1 статьи 9.1 ПИКоАП являются:

  1. заявление физического лица;
  2. сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;
  3. непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.

С учетом изложенных норм возможны три алгоритма наложения административного взыскания за правонарушения, предусмотренные статьей 12.13 КоАП.

1. Хозяйственным судом:

  • а) при наличии у антикризисного управляющего сведений о совершении правонарушения, предусмотренного частями 5 — 8 статьи 12.13 КоАП, он обращается с соответствующим заявлением в хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве, либо сообщает о правонарушении непосредственно в судебном заседании (с соблюдением требований статьи 9.3 ПИКоАП);
  • б) при отсутствии обстоятельств, исключающих административный процесс (статья 9.6 ПИКоАП), секретарь судебного заседания — помощник судьи хозяйственного суда составляет протокол об административном правонарушении;
  • в) хозяйственным судом выносится одно из постановлений, предусмотренных статьей 11.10 ПИКоАП.

2. Органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь:

  • а) при наличии у антикризисного управляющего сведений о совершении правонарушения, предусмотренного частями 1 — 4, 6, 7 и 9 статьи 12.13 КоАП, он обращается с соответствующим заявлением в органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (с соблюдением требований статьи 9.3 ПИКоАП);
  • б) при отсутствии обстоятельств, исключающих административный процесс (статья 9.6 ПИКоАП), должностным лицом органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь составляется протокол об административном правонарушении;
  • в) органом Комитета государственного контроля Республики Беларусь выносится одно из постановлений, предусмотренных статьей 11.10 ПИКоАП.

3. Органами Министерства экономики Республики Беларусь:

  • а) при наличии у антикризисного управляющего сведений о совершении правонарушения, предусмотренного частями 1 — 4, 7 — 9 статьи 12.13 КоАП, он обращается с соответствующим заявлением в органы Министерства экономики Республики Беларусь (с соблюдением требований статьи 9.3 ПИКоАП);
  • б) при отсутствии обстоятельств, исключающих административный процесс (статья 9.6 ПИКоАП), должностным лицом органа Министерства экономики Республики Беларусь составляется протокол об административном правонарушении;
  • в) дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 10.30 ПИКоАП направляется в хозяйственный суд либо орган Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • г) хозяйственным судом либо органом Комитета государственного контроля Республики Беларусь выносится одно из постановлений, предусмотренных статьей 11.10 ПИКоАП.