Алгоритм трудоустройства иностранцев в вопросах и ответах

Принимая на работу иностранных граждан, наниматель обязан соблюдать отечественное законодательство в области трудовой миграции и занятости населения.

Трудящемуся-иммигранту (далее – иностранец) для осуществления на территории нашей страны трудовой деятельности необходимо иметь специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение), которое выдается по ходатайству нанимателя Республики Беларусь (далее – белорусский наниматель). При этом специальное разрешение белорусский наниматель получает на каждого привлекаемого к работе иностранца вне зависимости от их количества.

Субъекты хозяйствования при получении специального разрешения иногда сталкиваются с некоторыми практическими вопросами. В данной статье мы постараемся разъяснить наиболее актуальные аспекты порядка трудоустройства иностранцев, в том числе резидентов Украины.

Что необходимо сделать белорусскому нанимателю для получения специального разрешения?

Действие 1. Письменно уведомить территориальные органы по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансий в течение двух недель со дня их образования.

Белорусский наниматель указывает в уведомлении условия труда и размер его оплаты по каждой вакансии. Отметим, что уведомление должен получить территориальный орган по труду, занятости и социальной защите именно по месту нахождения свободных рабочих мест (вакансий).

Белорусским нанимателям запрещается указывать в предложении о вакансии дискриминационные условия, о чем говорит абзац девятый части первой ст. 21 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года N 125-З “О занятости населения Республики Беларусь”.

Действие 2. Подать документы в орган внутренних дел по месту своей регистрации в соответствии с п. 16.7 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156.

Почему белорусскому нанимателю могут отказать в выдаче специального разрешения?

Одним из оснований для отказа в выдаче специального разрешения является отрицательное заключение о возможности осуществления в стране иностранцем, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности по трудовому договору (далее – заключение). Заключение выдает территориальный орган по труду, занятости и социальной защите в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

При этом территориальный орган руководствуется утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2011 г. N 63 Инструкцией о порядке выдачи заключений о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранных граждан либо лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности на ее территории и о возможности осуществления иностранным гражданином либо лицом без гражданства, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь.

На что обращают внимание органы по труду, занятости и социальной защите при выдаче заключений?

При принятии решения о выдаче заключений органы по труду, занятости и социальной защите учитывают вполне конкретные аспекты, связанные с защитой интересов белорусских граждан, потребностями белорусского нанимателя, необходимостью соблюдения законодательства Республики Беларусь и привлечения в страну иностранной рабочей силы.

1. На основании части первой ст. 23 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года N 225-З “О внешней трудовой миграции” иностранцы вправе трудиться в нашей стране, если вакансию не могут занять постоянно проживающие здесь белорусские и иностранные граждане либо лица без гражданства. Это положение Закона ставит целью защиту национального рынка труда.

2. В соответствии с п. 5 вышеупомянутой Инструкции органы по труду, занятости и социальной защите в пределах компетенции выдают заключения, исходя из потребностей нанимателя, государственных интересов, ситуации на рынке труда конкретного региона, в течение семи дней с момента получения запроса из органов внутренних дел.

3. Органы по труду, занятости и социальной защите учитывают соблюдение нанимателями законодательства о занятости. В частности, в данные органы необходимо представить сведения о наличии вакансии по форме, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. N 149. При этом следует указать наименования профессий рабочих и должностей служащих в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 “Профессии рабочих и должности служащих”, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2009 г. N 125, условия труда, размер его оплаты, а также требования к наличию у соискателей определенного образования. Сведения о вакансиях размещаются в автоматизированной информационной системе “Общереспубликанский банк вакансий”. С 14 апреля 2016 г. она в модернизированном виде размещается на новом интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь – Информационном портале государственной службы занятости (www.gsz.gov.by).

Минимальный срок нахождения вакансии в данной системе законодательство в настоящее время не определяет. В связи с указанным территориальные органы по труду, занятости и социальной защите самостоятельно устанавливают объективно необходимый для этого срок.

Причем данные органы исходят из наличия на учете в качестве безработных или обратившихся за содействием в трудоустройстве и имеющих необходимую квалификацию граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Учитывается также средний период трудоустройства безработных, приоритетность права на занятие вакансий.

4. Белорусский наниматель обязан в заявлении о выдаче специального разрешения обосновать необходимость привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

Кроме того, белорусский наниматель должен представить в органы внутренних дел информацию о мерах, принятых для того, чтобы вакансию заняли граждане Республики Беларусь, иностранные граждане либо лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране.

Данную информацию в соответствии с абзацем шестым п. 4 вышеназванной Инструкции органы внутренних дел направляют в территориальные органы по труду, занятости и социальной защите. Такое требование закрепляет п. 10 Инструкции о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 7 июля 2011 г. N 247.

Можно ли привести пример грамотного обоснования необходимости привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы?

В качестве примера предлагаем следующее обоснование необходимости привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

Предприятие занимается производством высокотехнологичного оборудования и в настоящее время планирует расширение производства. Для оптимального функционирования предприятия требуются высококвалифицированные работники, имеющие навыки монтажа и наладки оборудования, опыт управления в данной сфере деятельности.

Кроме того, предприятие планирует привлечь на должность заместителя директора по производству квалифицированного специалиста, обладающего высоким уровнем знаний и имеющего большой профессиональный опыт в данной сфере, поскольку возникает ряд обстоятельств, требующих оперативного принятия решений. Привлечение иностранного специалиста будет способствовать положительному обмену опытом и внедрению в области производства качественно новых подходов.

В настоящее время на предприятии работают граждане из Турецкой Республики, Азербайджанской Республики, Республики Узбекистан, Украины, Грузии. В связи с указанным руководить деятельностью предприятия должен человек, владеющий несколькими языками, в том числе турецким и азербайджанским, знающий национальные особенности данных республик, а также обладающий умением объединять людей разных национальностей для достижения поставленных целей.

Предприятие принимает необходимые меры по занятию вакансий гражданами Республики Беларусь и иностранными гражданами, представляя сведения обо всех вакансиях в территориальные органы по труду, занятости и социальной защите. Вакансии поданы 1 марта 2016 г. До настоящего момента подобрать специалистов с нужными знаниями и умениями, опытом работы из числа граждан Республики Беларусь и иностранных граждан предприятию не удалось.

Какими преференциями пользуются белорусские наниматели при приеме на работу граждан Украины?

В соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2014 г. N 420 “О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь” белорусские наниматели, привлекающие граждан Украины и лиц без гражданства, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей Украины, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь:

  • освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специальных разрешений. При этом срок принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) специальных разрешений гражданам Украины не может превышать пять рабочих дней, а срок предоставления заключения о возможности (невозможности) их привлечения – два рабочих дней;
  • могут принимать таких граждан на работу без прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных учреждениями образования или иными организациями Украины.

Какие меры содействия могут оказать органы по труду, занятости и социальной защите гражданам Украины?

Органы по труду, занятости и социальной защите, учреждения социального обслуживания в соответствии с законодательством оказывают необходимую социальную поддержку гражданам, прибывающим в нашу страну из Украины.

Одна из мер содействия со стороны органов по труду, занятости и социальной защите в трудоустройстве граждан Украины, не имеющих вида на жительство или статуса беженца в Республике Беларусь, – создание автоматизированной информационной системы “Общереспубликанский банк вакансий”, которая формируется на основании данных, предоставляемых нанимателями.

В целях оказания более оперативного и эффективного содействия в поиске рабочих мест Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь совместно с органами по труду, занятости и социальной защите на своем сайте сформировало и постоянно актуализирует перечень организаций, готовых принять на работу граждан Украины, в том числе с предоставлением жилых помещений (http://mintrud.gov.by/ru/organization-gotovye-prinyat-grazhdan-Ukrainy).

В чем специфика документов, предъявляемых при приеме на работу иностранца?

Статья 3 Трудового кодекса Республики Беларусь устанавливает, что данный нормативный правовой акт применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь.

Таким образом, действие Трудового кодекса Республики Беларусь распространяется как на временно пребывающих или проживающих на территории Республики Беларусь, так и на постоянно проживающих здесь иностранных граждан.

При трудоустройстве гражданин должен предъявить нанимателю документы в соответствии с частью первой ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь. Среди них должен быть документ, удостоверяющий личность. Личность временно пребывающего или проживающего в Республике Беларусь иностранца, за исключением иностранцев, которые получили статус беженца, удостоверяет документ для выезда за границу. Такое требование предусматривает ст. 52 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года N 105-З “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь”.

Личность иностранных граждан, получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, удостоверяет вид на жительство (абзац третий части первой подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. N 294 “О документировании населения Республики Беларусь”), документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу).

Наибольшее число проблем у субъектов хозяйствования возникает при подаче вакансий и обосновании необходимости привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. Часто наниматели-резиденты подходят к этой процедуре формально и в результате получают отрицательное заключение о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности в Республике Беларусь. Чтобы этого не произошло, рекомендуем больше внимания уделять содержанию обоснования <1> и указывать действительно значимые для нанимателя аргументы в пользу продления специального разрешения.