Алгоритм юридических действий по государственной регистрации информационных ресурсов, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты

Правовое регулирование осуществляется такими нормативными правовыми актами, как:

  • Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон);
  • Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — единый перечень);
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 N 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 673);
  • постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 05.08.2009 N 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и о признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. N 51» (далее — постановление N 32).

Определение информационного ресурса. Виды информационных ресурсов

В соответствии с абзацем 19 статьи 1 Закона информационный ресурс (далее — ИР) — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах. Отметим, что законодатель в абзацах 7, 2, 14 статьи 1 Закона соответственно также дает определения документированной информации, базы данных и информационной системы. Так, под документированной информацией понимается информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. База данных — совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях. Информационная система — совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств.

В соответствии с частью первой статьи 23 Закона ИР делятся на государственные и негосударственные.

Состав государственных ИР, порядок их формирования и использования документированной информации из государственных ИР субъектами информационных отношений определен Положением о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утвержденным постановлением N 673.

В соответствии с частью третьей статьи 23 Закона порядок формирования негосударственных ИР определяется их собственниками.

Цели государственной регистрации ИР, не содержащих сведений, составляющих государственные секреты

Согласно части первой статьи 24 Закона государственная регистрация ИР осуществляется в целях создания единой системы учета и сохранности ИР, создания условий для их передачи на государственное архивное хранение, информирования государственных органов, физических и юридических лиц о составе и содержании ИР в Республике Беларусь.

В соответствии с частями пятой — шестой статьи 24 Закона государственной регистрации подлежат государственные ИР; негосударственные ИР регистрируются в Государственном регистре информационных ресурсов на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Согласно абзацу 6 статьи 1 Закона под государственным ИР понимается ИР, формируемый или приобретаемый за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц.

Отметим, что согласно пункту 5 Положения о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения государственного регистра информационных ресурсов, утвержденного постановлением N 673 (далее — Положение), предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных ИР, допускается только после их государственной регистрации.

Условия государственной регистрации ИР

В силу пункта 12 Положения условиями государственной регистрации ИР являются:

  • соответствие ИР фактическим и формальным характеристикам (признакам) ИР и требованиям Положения о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утвержденного постановлением N 673;
  • отсутствие аналогичных зарегистрированных и эксплуатируемых ИР.

Алгоритм юридических действий по государственной регистрации ИР

Шаг 1. Составление заявки на государственную регистрацию информационного ресурса.

Согласно форме заявки на государственную регистрацию информационного ресурса, утвержденной постановлением N 32 (далее — заявка), в заявке указываются:

  • наименование заявителя (указываются фамилия, собственное имя и отчество собственника (владельца) ИР либо должностного лица собственника (владельца) ИР), а также подчеркивается обозначение «зарегистрировать»;
  • краткое и полное наименование ИР (допускается использовать иностранные наименования);
  • сведения о собственнике (владельце) ИР (с учетом требований пункта 3 Инструкции о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационного ресурса и формы свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса, утвержденной постановлением N 32 (далее — Инструкция));
  • сведения о разработчике ИР (с учетом требований пункта 3 Инструкции; в случае если собственник (владелец) ИР и разработчик ИР совпадают в одном лице, то заполняется только полное наименование разработчика ИР и учетный номер плательщика);
  • сведения об авторах ИР (указываются фамилия, собственное имя и отчество автора (соавторов) ИР);
  • сведения о подразделении, осуществляющем ведение ИР (с учетом требований пункта 5 Инструкции);
  • общие сведения об ИР (вносятся качественные и количественные характеристики ИР с учетом требований пункта 6 Инструкции);
  • сведения о возникновении ИР, источниках финансирования работ по его созданию, характеристика взаимодействия с другими ИР (с учетом требований пункта 7 Инструкции);
  • пользовательские характеристики ИР (указываются характеристики технических и программных средств, обеспечивающих работу с ИР с учетом требований пункта 8 Инструкции);
  • требования к обеспечению безопасности ИР (указываются используемые при ведении и эксплуатации способы защиты данных ИР);
  • состав ИР и идентификаторов доступа (заполняется только для ИР типа «база данных» с учетом требований пункта 10 Инструкции);
  • инициалы и фамилия заявителя, который ставит собственноручную подпись;
  • дата составления заявки.

В незаполняемые строки заявки вносится отметка «Нет».

Шаг 2. Подача заявки.

В силу пункта 4.12 единого перечня, пункта 7 Положения заявка подается заявителем в научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (далее — орган по государственной регистрации ИР).

Согласно части первой пункта 9 Положения заявка представляется в орган по государственной регистрации ИР заявителем в течение 3 месяцев с даты подписания акта приемки в постоянную эксплуатацию информационной системы, в состав которой входит ИР.

В случае государственной регистрации негосударственных ИР представление заявок может осуществляться на любом этапе эксплуатации таких ИР.

В соответствии с частью третьей пункта 9 Положения заявка может быть представлена как в виде документа на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, при этом соответственно к ней применяются нормы Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 N 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Шаг 3. Рассмотрение заявки в органе по государственной регистрации ИР.

В соответствии с частью первой пункта 11 Положения орган по государственной регистрации ИР в 3-дневный срок со дня поступления заявки осуществляет проверку правильности ее оформления.

Согласно части второй пункта 11 Положения неправильно оформленная заявка возвращается органом по государственной регистрации ИР заявителю с указанием выявленных недостатков. В свою очередь заявитель вправе в 10-дневный срок со дня возврата такой заявки устранить недостатки и представить заявку для дальнейшего рассмотрения. При отказе устранить выявленные недостатки или неустранении таких недостатков в установленный срок орган по государственной регистрации ИР отказывает в государственной регистрации ИР, о чем письменно извещает заявителя.

В силу пункта 13 Положения орган по государственной регистрации ИР создает экспертную комиссию, состав которой утверждается приказом руководителя органа по государственной регистрации ИР по согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь.

Шаг 4. Принятие решения о государственной регистрации ИР либо об отказе в государственной регистрации ИР.

В соответствии с пунктом 14 Положения экспертная комиссия рассматривает заявку в месячный срок со дня ее поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать выводы о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) ИР условиям государственной регистрации ИР, указанным в пункте 12 Положения.

Отметим, что, если в ходе рассмотрения заявки экспертная комиссия приходит к выводу о необходимости доработки ИР, данная комиссия извещает об этом заявителя. В свою очередь согласно части второй пункта 15 Положения заявитель вправе в срок, согласованный с экспертной комиссией, устранить выявленные недостатки и представить заявку экспертной комиссии для повторного рассмотрения. В таком случае срок рассмотрения этой заявки, установленный в пункте 14 Положения, отсчитывается со дня ее повторной подачи.

Шаг 5. Включение ИР в Государственный регистр информационных ресурсов и направление заявителю свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса. Обжалование решения об отказе в государственной регистрации ИР.

В случае вынесения экспертной комиссией положительного экспертного заключения орган по государственной регистрации ИР в 7-дневный срок со дня получения такого заключения включает ИР в Государственный регистр информационных ресурсов с присвоением ему регистрационного номера и направляет заявителю свидетельство о государственной регистрации информационного ресурса согласно форме, утвержденной постановлением N 32 (далее — регистрационное свидетельство). Отметим, что согласно части 1 пункта 4 Положения Государственный регистр информационных ресурсов — это республиканский государственный ИР, включающий в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных ИР с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них.

В соответствии с пунктом 18 Положения дата выдачи заявителю регистрационного свидетельства является датой готовности государственного ИР к оказанию на его основе информационных и (или) электронных услуг. Отметим, что вышеуказанная норма не распространяется на негосударственные ИР.

Согласно пункту 17 Положения при вынесении экспертной комиссией отрицательного экспертного заключения орган по государственной регистрации ИР отказывает в государственной регистрации ИР, о чем в 7-дневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения.

Постановление N 673 не содержит норм о возможности и порядке обжалования решения об отказе в государственной регистрации ИР. В связи с тем что государственная регистрация ИР входит в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к указанной процедуре применимы нормы законодательства об административных процедурах. Так, заявитель в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон N 433-З) обладает правом на обжалование решения об отказе в государственной регистрации ИР в административном (внесудебном) порядке. Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящую по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб. В рассматриваемом случае заявитель может подать административную жалобу в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь. Вместе с тем согласно части 1 пункта 3 статьи 30 Закона N 433-З обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами. Отметим, что обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

Проблемные моменты в правовом регулировании государственной регистрации информационных ресурсов

Согласно пункту 4.12 единого перечня срок осуществления рассматриваемой процедуры для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 15 дней. В то же время Положение устанавливает иной срок, который может превышать 1 месяц. В соответствии с частью второй статьи 71 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действует положение акта, принятого (изданного) позднее. В рассматриваемом случае должны действовать положения единого перечня, который утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 (напомним, Положение утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009).

Как отмечено ранее, процедура государственной регистрации ИР, заявленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относится к административным процедурам и соответственно к ней применимы нормы законодательства об административных процедурах. В силу статьи 5 Закона в качестве создателей (заявителей) ИР также могут выступать и физические лица. В перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», рассматриваемая процедура отсутствует. В связи с этим можно сделать вывод о том, что нормы законодательства об административных процедурах не распространяются на процедуру государственной регистрации ИР, заявленного физическим лицом. Анализируя нормы пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона N 433-З, можно сделать противоположный вывод, т.к. среди исключений из сферы действия Закона, таких, которые бы относились к государственной регистрации ИР, нет.

На основании вышеизложенного полагаем, что с учетом требований статей 5 и 24 Закона необходимо устранить рассмотренные коллизии в части сроков осуществления рассматриваемой процедуры и распространить нормы законодательства об административных процедурах с включением в соответствующий перечень процедуры государственной регистрации ИР, заявленных физическими лицами.