Основным источником административно-деликтного права является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) — кодифицированный нормативный правовой акт, закрепляющий принципы, задачи и общие положения административно-деликтного права, определяющий, какие деяния являются административными правонарушениями, основания и условия административной ответственности, устанавливающий административные взыскания, которые применяются к физическим лицам, совершившим административное правонарушение, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащим административной ответственности (ч. 1 ст. 1.1 КоАП).
Нормы других законодательных актов (законов, декретов, указов), предусматривающих административную ответственность, самостоятельно вне КоАП действовать не могут, а подлежат обязательному включению в КоАП в качестве отдельной статьи или ее пункта (ч. 2 ст. 1.1 КоАП).
КоАП основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права (ч. 3 ст. 1.1 КоАП). Статьей 20 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь. Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Юридической обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, является обязанность соблюдать ее Конституцию и законы (ст. 52 Конституции Республики Беларусь). Из ч. 1 ст. 1.4 КоАП следует, что физические или юридические лица, признанные виновными в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП, а в ч. 2 указанной статьи раскрывается понятие принадлежности к Республике Беларусь физических и юридических лиц: «Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не установлено настоящей статьей». Исходя из этого следует, что принадлежность к государству не имеет значения для привлечения виновного лица (гражданина Республики Беларусь, юридического лица Республики Беларусь, иностранного гражданина и лица без гражданства, а также иностранного юридического лица) к административной ответственности.
Действие административно-деликтных норм в пространстве определяет территорию их распространения. По общему правилу указанные нормы распространяют действие на всю территорию государства.
Из содержания ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» следует, что Государственная граница Республики Беларусь определяет пределы территории Республики Беларусь, которая включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды и воздушное пространство над ними. Термином «Государственная граница» обозначается предел масштабного и сложного социально-политического образования, каким является белорусское государство, и территории, находящейся под его суверенитетом. Территория нашего государства едина и неотчуждаема, охраняется всей государственной системой.
Таким образом, к территории Республики Беларусь относятся:
- Сухопутное пространство. Сушей Республики Беларусь является вся сухопутная территория в пределах государства. Пределы сухопутной границы Республики Беларусь определяются, как правило, международными договорами Республики Беларусь с сопредельными государствами.
- Внутренние воды. Водную территорию Республики Беларусь составляют внутренние (национальные) воды, к которым относятся реки, озера и иные водные объекты. Водная территория включает в себя белорусскую часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, а также внутренние воды Республики Беларусь.
- Недра. Недра земли простираются от ее поверхности до центра и включают в себя часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
- Воздушное пространство. Под воздушным пространством Республики Беларусь понимается часть воздушной сферы, расположенная над территорией Республики Беларусь. Воздушное пространство включает в себя тропосферу, стратосферу, а также значительную часть вышележащего пространства. Боковой границей воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю, а высотной — в пределах 100 — 110 км (определяется лишь в связи с установившимся по этому поводу международным обычаем).
Кроме того, к территории Республики Беларусь относятся:
- гражданские судна под флагом Республики Беларусь, находящиеся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь;
- воздушные судна, зарегистрированные в Республике Беларусь, находящиеся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь;
- военные корабли или военные воздушные судна Республики Беларусь независимо от места их нахождения;
- дипломатические представительства Республики Беларусь (здания и земля, на которой они находятся, являются собственностью Республики Беларусь).
Административное правонарушение считается совершенным на территории Республики Беларусь, если:
- на территории Республики Беларусь были совершены действия (бездействие) и наступили вредные последствия;
- на территории Республики Беларусь были совершены действия (бездействие), а вредные последствия наступили за ее пределами;
- действия (бездействие) были совершены за пределами Республики Беларусь, а вредные последствия наступили на территории Республики Беларусь.
Исключение из действия административно-деликтного закона в пространстве дано в ч. 4 ст. 1.4 КоАП и охватывает термин «дипломатическая неприкосновенность». Под дипломатической неприкосновенностью понимается ряд иммунитетов, в том числе от административной юрисдикции, и привилегий, предоставляемых в соответствии с национальным законодательством и международными договорами таким категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Республики Беларусь (в том числе следующих транзитом), как:
- главы иностранных государств;
- министры иностранных дел;
- руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов власти государств;
- сотрудники дипломатических представительств и члены их семей;
- работники консульских учреждений;
- сотрудники международных организаций и представители государств в этих организациях;
- военные наблюдатели;
- лица (как граждане иностранных государств, так и белорусские граждане, проживающие в других государствах), прибывающие в Республику Беларусь в соответствии с международными договорами для оказания помощи в ликвидации последствий катастроф или стихийных бедствий либо для участия по вызову правоохранительных органов в следственных или судебных действиях.
Кроме того, в ч. 5 ст. 1.4 КоАП установлено: «Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по настоящему Кодексу, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к ответственности в этом государстве. В указанных случаях административное взыскание налагается на лицо в пределах санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, но не должно превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено правонарушение». Как видно из приведенного определения, принадлежность к гражданству также имеет значение для действия административно-деликтного закона в пространстве. Для привлечения граждан Республики Беларусь и лиц без гражданства к административной ответственности в соответствии КоАП за совершенное административное правонарушение за пределами Республики Беларусь необходимо наличие следующих условий:
- лицо, совершившее административное правонарушение вне пределов Республики Беларусь, должно быть гражданином Республики Беларусь или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь;
- совершенное деяние признается административным правонарушением в Республике Беларусь;
- совершенное деяние признается правонарушением в государстве, на территории которого оно было совершено;
- виновное лицо не было привлечено к ответственности за совершенное противоправное деяние иностранным государством.