Деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере производства и оборота табачных изделий ограничена нормами действующего законодательства. Так, на основании ч. 3 п. 1 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее — Положение N 28), индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Беларусь, предоставлено право осуществления только розничной торговли табачными изделиями. Иные виды деятельности в табачной сфере в Республике Беларусь: экспорт, импорт, производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачного сырья, табачных изделий, оптовая торговля указанными изделиями — вправе осуществлять только юридические лица Республики Беларусь.
Рассмотрим основные требования законодательства, которые необходимо знать при осуществлении индивидуальным предпринимателем розничной торговли табачными изделиями.
Лицензирование розничной торговли
Розничная торговля табачными изделиями осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в установленном законодательными актами порядке.
Правила лицензирования данного вида деятельности установлены в гл. 40 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение N 450).
Справочно. Для целей лицензирования термин «розничная торговля табачными изделиями» обозначает осуществление предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей табачных изделий для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, а также продажу и организацию потребления табачных изделий при осуществлении общественного питания.
Лицензирование розничной торговли табачными изделиями осуществляется Минским городским исполнительным комитетом, районными и городскими (в том числе в городах с районным делением) исполнительными комитетами по местонахождению индивидуального предпринимателя.
Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю специального разрешения (лицензии) на право осуществления розничной торговли табачными изделиями, закреплены в п. 407-1 Положения N 450, а именно:
- размещение торговых объектов, объектов общественного питания, на которых предполагается осуществлять розничную торговлю табачными изделиями, в местах, где такая торговля не запрещена актами законодательства;
- выбор формы торговли табачными изделиями, при которой такая торговля в соответствии с законодательными актами не запрещена (если соискатель лицензии не имеет торговых объектов, объектов общественного питания).
Для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления розничной торговли табачными изделиями индивидуальный предприниматель указывает в заявлении о его выдаче сведения, предусмотренные подп. 15.1 п. 15 и п. 410 Положения N 450, такие как:
- фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), данные паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство в Республике Беларусь (серия, номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего паспорт или вид на жительство, регистрация по месту жительства);
- дата государственной регистрации и регистрационный номер индивидуального предпринимателя в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименование регистрирующего органа;
- почтовый адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты (при ее наличии);
- лицензируемый вид деятельности, а также работы и (или) услуги, составляющие соответствующий лицензируемый вид деятельности, которые соискатель намерен осуществлять (в данном случае — розничная торговля табачными изделиями);
- территория, на которой соискатель намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;
- наименование и адрес налогового органа по месту постановки на учет, учетный номера плательщика соискателя;
- о торговых объектах и (или) объектах общественного питания, принадлежащих соискателю на праве собственности или ином законном основании (наименование (при его наличии), местонахождение (кроме летних, сезонных кафе, вагонов-ресторанов, купе-баров, купе-буфетов, мини-баров воздушных судов), площадь торгового зала);
- о форме торговли (если соискатель не имеет торговых объектов).
В заявлении о выдаче специального разрешения (лицензии) также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны.
Справочно. Частью первой статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно.
Индивидуальные предприниматели при осуществлении розничной торговли табачными изделиями обязаны соблюдать установленные к этому виду деятельности лицензионные требования и условия (п. 408 Положения N 450).
К таким лицензионным требованиям и условиям относятся:
- осуществление лицензируемой деятельности при отсутствии у лицензиата торгового объекта, объектов общественного питания с соблюдением указанной в специальном разрешении (лицензии) формы торговли в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;
- осуществление лицензируемой деятельности в летних, сезонных кафе в установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, если о предоставлении такого права указано в специальном разрешении (лицензии);
- осуществление лицензируемой деятельности в вагонах-ресторанах, купе-барах, купе-буфетах, мини-барах воздушных судов, если о предоставлении такого права указано в специальном разрешении (лицензии);
- торговля табачными изделиями при наличии сопроводительных документов, подтверждающих легальность их приобретения (поставки);
- торговля табачными изделиями при наличии акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок;
- торговля табачными изделиями при наличии документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия данных изделий обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
- осуществление розничной торговли табачными изделиями в местах, в которых такая торговля законодательными актами не запрещена;
- отсутствие просроченной задолженности два раза и более в течение календарного года по расчетам за поставленные табачные изделия;
- продажа табачных изделий, соответствующих по физико-химическим показателям, показателям безопасности обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, при соблюдении условий хранения и реализации табачных изделий;
- отсутствие в договорах, предусматривающих поставки табачных изделий, иных гражданско-правовых договорах требования о вознаграждении за осуществление лицензиатом операций, относящихся к торгово-технологическому процессу;
- осуществление розничной торговли табачными изделиями в торговых объектах, объектах общественного питания, местонахождение которых указано в специальном разрешении (лицензии), в любых формах торговли, в которых законодательными актами не запрещена розничная торговля табачными изделиями.
Указанные лицензионные требования и условия являются одновременно особыми лицензионными требованиями и условиями.
При этом п. 413 Положения N 450 определены грубые нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий при осуществлении розничной торговли табачными изделиями, а именно:
- торговля табачными изделиями без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их приобретения (поставки);
- торговля табачными изделиями без акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок;
- торговля табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия данных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
- осуществление розничной торговли табачными изделиями в местах, где она запрещена актами законодательства, а также в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом;
- наличие просроченной задолженности два раза и более в течение календарного года по расчетам за поставленные табачные изделия;
- продажа фальсифицированных табачных изделий, а также продажа два раза и более в течение календарного года табачных изделий, не соответствующих по физико-химическим показателям, показателям безопасности обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, если такие несоответствия возникли в результате нарушений лицензиатом условий хранения и реализации табачных изделий;
- установление в договорах, предусматривающих поставки табачных изделий, иных гражданско-правовых договорах вознаграждений за осуществление лицензиатом операций, относящихся к торгово-технологическому процессу.
Справочно. Частью первой статьи 12.7 КоАП предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях).
Кроме того, действие специального разрешения (лицензии) на право розничной торговли табачными изделиями может быть:
1) приостановлено на срок до 6 месяцев, если в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, указанные в требовании (предписании) об устранении выявленных нарушений, либо в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений, либо лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом выявлено нарушение лицензиатом (его работником, обособленным подразделением) особых лицензионных требований и условий (п. 76 Положения N 450);
2) прекращено в случаях, предусмотренных п. 77 и 78 Положения N 450:
- если в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, повлекшие приостановление действия специального разрешения (лицензии), либо в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений;
- если лицензиатом или его обособленным подразделением в период приостановления действия специального разрешения (лицензии) продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности; выявления лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом повторного (в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления об устранении аналогичных нарушений) либо грубого нарушения лицензиатом (его работником, обособленным подразделением) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия специального разрешения (лицензии).
Требования к оптовой покупке табачных изделий
Рассматривая совершение оптовой покупки табачных изделий индивидуальными предпринимателями для использования их в розничном товарообороте, следует выделить два требования законодательства.
Во-первых, на основании абз. 3 подп. 3.2 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее — Декрет N 28) запрещается оптовая покупка на территории Республики Беларусь табачных изделий у юридических лиц, не имеющих права на осуществление производства этих изделий либо оптовой торговли данными изделиями.
Справочно. Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, предусмотрена ч. 2 ст. 12.7 КоАП.
Согласно п. 1 Положения N 28 производство и оптовая торговля табачными изделиями осуществляются на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в установленном законодательными актами порядке (за исключением оптовой торговли табачными изделиями собственного производства, осуществляемой организациями — производителями таких табачных изделий). При этом право на осуществление экспорта, импорта, производства, хранения (как вида предпринимательской деятельности) табачного сырья, табачных изделий, оптовой торговли указанными изделиями имеют только юридические лица Республики Беларусь.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, для целей розничной торговли индивидуальные предприниматели имеют право приобрести табачные изделия:
- у отечественных производителей: ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» и ООО «Табак-инвест»;
- у юридических лиц Республики Беларусь, осуществляющих оптовую торговлю табачными изделиями на основании соответствующих специальных разрешений (лицензий) на право оптовой торговли.
Следовательно, в целях недопущения нарушений данного требования индивидуальным предпринимателям при покупке табачных изделий необходимо уточнить у контрагента наличие действующего специального разрешения (лицензии).
Справочно. Юридические лица, осуществляющие производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю табачными изделиями, подлежат внесению в Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими (далее — Государственный реестр). Ведение Государственного реестра возложено на Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Сведения из Государственного реестра размещены на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (http://www.nalog.gov.by/ru/svedenia_o_tabachnuh_izdeliah/).
Во-вторых, при покупке табачных изделий в целях дальнейшей розничной торговли ими индивидуальным предпринимателям необходимо соблюдать требования п. 30 Положения N 28. Указанные требования заключаются в следующем. При оптовой торговле табачными изделиями расчеты осуществляются в безналичном порядке на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок, за исключением сделок, при которых за поставленные табачные изделия рассчитываются со счетов банков и других небанковских кредитно-финансовых организаций, на которых находятся денежные средства, предоставленные ими в качестве кредита покупателю этих изделий. При этом запрещаются сделки, предусматривающие уступку требования, перевод долга, мену, оплату посредством выдачи или передачи (индоссамента) векселя, за исключением сделок мены, которые осуществляются производителями табачных изделий в счет оплаты поставок сырья по согласованию с Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром».
Административная ответственность за указанное правонарушение наступает по ч. 1 ст. 12.28 КоАП: нарушение установленного законодательными актами порядка расчетов при оптовой торговле табачными изделиями влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере суммы сделки. При этом структура санкции такова, что к административной ответственности могут быть привлечены обе стороны сделки — как поставщик-продавец, так и покупатель.
Особенности оформления сопроводительных документов
Документальное оформление оборота табачных изделий, как и иных товаров, осуществляется с использованием первичных учетных документов, а именно: типовой формы ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», и типовой формы ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной названным постановлением. Субъектам предпринимательской деятельности также предоставлено право создавать, передавать, принимать товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов. При этом электронные накладные должны содержать все предусмотренные законодательством сведения и реквизиты.
Однако в отношении документального оборота табачных изделий индивидуальным предпринимателям необходимо учитывать следующие дополнительные требования.
Во-первых, на основании п. 4 Положения N 28 юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие производство табачных изделий, оптовую торговлю ими, в сопроводительных документах на покупку (поставку) этих изделий указывают номер специального разрешения (лицензии) на право осуществления ими такой деятельности, а также номер соответствующего специального разрешения (лицензии), выданного юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, являющимся получателями табачных изделий.
Таким образом, в товарно-транспортной накладной или товарной накладной грузоотправитель (отправитель) при отпуске табачных изделий обязан указать номера:
- специального разрешения (лицензии) грузоотправителя (отправителя) на право оптовой торговли табачными изделиями, в случае если грузоотправитель (отправитель) является производителем этих изделий — на право их производства;
- специального разрешения (лицензии) грузополучателя (получателя) — индивидуального предпринимателя — на право розничной торговли им табачными изделиями.
Во-вторых, специальные требования установлены законодательством к оформлению оборота табачных изделий иностранного производства (п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.05.2010 N 695 «Об информации, указываемой в сопроводительных документах на алкогольные напитки и табачные изделия иностранного производства, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений»). Определено, что в сопроводительных документах (товарно-транспортных и (или) товарных накладных) по каждому наименованию табачных изделий иностранного производства кроме реквизитов, установленных законодательством, указывается следующая информация:
- дата и номер таможенного свидетельства о помещении товаров под таможенный режим или дата и номер регистрации статистической декларации (периодической статистической декларации) на партию ввезенных табачных изделий;
- регистрационный номер и срок действия сертификата соответствия, выданного изготовителю или импортеру;
- регистрационный номер и срок действия акта государственной санитарно-гигиенической экспертизы на табачные изделия, выданного импортеру.
Справочно. На основании п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 18.10.2007 N 4 «О государственном регулировании импорта табачного сырья и табачных изделий и внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N 28» за государством закреплено исключительное право на осуществление импорта табачных изделий, реализация которого осуществляется РПТУП «Беларусьторг» Управления делами Президента Республики Беларусь.
Прямой нормы административной ответственности за нарушение данного требования законодательством не предусмотрено. Вместе с тем следует обратить внимание, что нарушение данного требования в совокупности с иными доказательствами может повлечь признание сопроводительных документов не соответствующими действительности, что, в свою очередь, может являться составом для привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.17 КоАП: приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов).
Проверка подлинности акцизных марок
Акцизная марка Республики Беларусь — документ с определенной степенью защиты, предназначенный для маркировки произведенных в Республике Беларусь или ввозимых на территорию Республики Беларусь табачных изделий. Специальная марка — документ с определенной степенью защиты, предназначенный для маркировки табачных изделий, обращенных в доход государства. Акцизная марка Республики Беларусь и специальная марка призваны подтвердить легальность нахождения в обороте табачных изделий.
Согласно абз. 2 ч. 1 п. 31 Положения N 28 запрещена розничная торговля табачными изделиями без акцизных и (или) специальных марок установленного образца.
Справочно. Торговля табачными изделиями, не маркированными в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, влечет в соответствии с ч. 1 ст. 12.23 КоАП административную ответственность.
Маркировку табачных изделий акцизными марками осуществляют их производители либо их импортер. Указанные лица обязаны обеспечить правильность нанесения акцизных марок на табачные изделия.
При этом на основании п. 17 Положения N 28 за правильность маркировки табачных изделий акцизными марками и подлинность этих марок несет ответственность собственник данных изделий, а также лицо, обладающее правами владения и распоряжения табачными изделиями (кроме лиц, приобретших табачные изделия в розничной торговой сети для собственного потребления) в соответствии с законодательством.
Справочно. Ввоз в Республику Беларусь, производство и хранение на ее территории, перемещение по ней индивидуальным предпринимателем табачных изделий с поддельными акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, а также торговля этими изделиями влекут административную ответственность (ч. 3 ст. 12.23 КоАП).
В связи с этим в ч. 2 п. 2 Положения N 28 установлена обязанность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю табачными изделиями, обеспечивать проверку подлинности акцизных и (или) специальных марок на табачных изделиях, реализуемых ими в принадлежащих им торговых объектах и (или) объектах общественного питания, а также предусмотрено, что индивидуальные предприниматели несут ответственность за подлинность этих марок.
Проверка подлинности акцизных марок осуществляется в порядке, установленном в Инструкции о порядке проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок на алкогольных напитках и (или) табачных изделиях, реализуемых (хранимых) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 24.09.2013 N 23 «Об утверждении Инструкции о порядке проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок на алкогольных напитках и (или) табачных изделиях, реализуемых (хранимых) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь».
Проверка подлинности акцизных марок и (или) специальных марок осуществляется с использованием исправных приборов для проверки подлинности акцизных марок и (или) специальных марок, внесенных в Государственный реестр приборов для контроля подлинности бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты. При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю табачными изделиями, обязаны обеспечить наличие таких приборов (ч. 1 п. 2 Положения N 28).
Проверка подлинности акцизных марок и (или) специальных марок осуществляется:
- индивидуальным предпринимателем, являющимся покупателем табачных изделий, при приемке табачных изделий у юридического лица, осуществляющего их производство, импорт, оптовую торговлю ими. Такая проверка осуществляется в месте, определенном в договоре поставки табачных изделий. При этом в случаях установления признаков подделки акцизной марки и (или) специальной марки или наличия акцизной и (или) специальной марки неустановленного образца индивидуальный предприниматель, выявивший такие факты, вправе отказаться от приемки таких изделий в порядке, установленном законодательством;
- индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную торговлю табачными изделиями, при передаче в принадлежащие ему торговые объекты, объекты общественного питания. Такая проверка осуществляется в месте хранения этих изделий непосредственно до их передачи в торговые объекты, объекты общественного питания.
При передаче индивидуальным предпринимателем табачных изделий в принадлежащие им торговые объекты, объекты общественного питания на лицевой стороне документов, подтверждающих отпуск этих изделий в места реализации, проставляется штамп или производится запись: «Подлинность акцизной (специальной) марки проверена», которые заверяются подписью индивидуального предпринимателя. Кроме этого, указывается фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, а также дата проведения проверки. При использовании индивидуальным предпринимателем при передаче табачных изделий в принадлежащие им торговые объекты, объекты общественного питания товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, создаваемых в установленном законодательством порядке, указанная запись заносится в такую накладную.
Справочно. Несоблюдение индивидуальным предпринимателем предусмотренных законодательством требований по проверке подлинности акцизных марок Республики Беларусь и специальных марок на табачных изделиях либо требований о наличии разрешенных к применению и исправных приборов для проверки подлинности этих марок влечет предупреждение или наложение штрафа по ст. 12.24 КоАП.
Ограничения по реализации табачных изделий
Законодательством установлен ряд ограничений по продаже табачных изделий. Согласно п. 31 и 32 Положения N 28 запрещена розничная торговля табачными изделиями:
- без нанесенных на потребительскую упаковку этих изделий сведений на русском или белорусском языке, предупреждающих о вреде курения, о запрете продажи этих изделий гражданам в возрасте до 18 лет, а также информации, позволяющей идентифицировать указанные изделия.
Справочно. Нарушение требований законодательства к информации, содержащейся на потребительской таре (упаковке) табачных изделий, при осуществлении индивидуальным предпринимателем розничной торговли ими влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин;
- без документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения качества данных изделий.
Справочно. Торговля табачными изделиями, осуществляемая без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия их качества и безопасности установленным требованиям, влечет ответственность по ч. 2 ст. 12.25 КоАП;
- из открытых потребительских упаковок этих изделий, на вес, поштучно, за исключением торговли сигарами и сигариллами в индивидуальной упаковке;
- с использованием передвижных средств разносной торговли;
- на торговых местах на рынках;
- при осуществлении розничной торговли по образцам вне торгового объекта;
- с применением интернет-технологий, электронных устройств;
- методом самообслуживания, другими способами, при которых покупатель имеет прямой доступ к этим изделиям;
- в физкультурно-спортивных сооружениях и на их территориях, за исключением стационарных объектов общественного питания;
- в диетических столовых и детских кафе;
- в специализированных магазинах (товарных отделах, секциях иных магазинов), в которых осуществляется продажа товаров для детей, в том числе для подростков;
- в помещениях, в которых расположены учреждения образования, организации здравоохранения (за исключением специально предусмотренных помещений в санаториях для взрослых, санаториях для взрослых и детей), театрально-зрелищные и культурно-просветительные учреждения.
Также запрещается продажа табачных изделий гражданам (гражданами) Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в возрасте до 18 лет.
Справочно. Нарушение индивидуальным предпринимателем установленного порядка реализации табачных изделий, выразившееся в розничной торговле в местах и формах, в которых в соответствии с законодательными актами она запрещена, а также в продаже табачных изделий несовершеннолетним, влечет ответственность по ч. 4 ст. 12.26 КоАП.
Кроме того, в витринах, на (в) ином торговом оборудовании не допускается выкладка табачных изделий (их образцов). Информация о табачных изделиях, реализуемых в торговых объектах и объектах общественного питания, может размещаться только в виде перечня табачных изделий с указанием их наименования и цены.
Справочно. Аналогичное ограничение установлено ч. 4 п. 14 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 N 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания». В свою очередь, нарушение правил торговли влечет наложение штрафа по ч. 1 ст. 12.17 КоАП в размере до 10 базовых величин.
Индивидуальные предприниматели осуществляют розничную торговлю табачными изделиями при обязательном наличии у них, в том числе в принадлежащих им торговых объектах и (или) объектах общественного питания, кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, если иное не установлено законодательством.
Справочно. Отсутствие кассового оборудования при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 12.20 КоАП).
Розничные цены на табачные изделия
Розничные цены на табачные изделия в Республике Беларусь государством не регулируются. Однако при осуществлении розничной торговли сигаретами с фильтром необходимо учитывать, что розничные цены на такие сигареты не должны превышать максимальные цены, заявленные их производителем либо импортером, и не должны быть ниже минимальной цены, рассчитанной в порядке, установленном законодательством.
Максимальные розничные цены за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром устанавливаются их производителем либо импортером и заявляются Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь для доведения до субъектов посредством размещения на официальном сайте в порядке, предусмотренном ст. 112-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).
Производители либо импортер обязаны уведомить налоговые органы о максимальных розничных ценах (их изменении) не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого такие цены будут применяться. Заявленные максимальные розничные цены применяются с первого числа календарного месяца, следующего за датой представления уведомления, и действуют не менее одного календарного месяца.
Таким образом, следует учитывать, что максимальные розничные цены могу изменяться с первого числа каждого месяца.
Информация о заявленных и применяемых максимальных розничных ценах на сигареты с фильтром размещается на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (http://www.nalog.gov.by/ru/tabake/).
На основании п. 6 ст. 112-1 НК индивидуальные предприниматели при осуществлении розничной торговли сигаретами с фильтром реализуют такие сигареты по ценам, не превышающим заявленные их производителями либо импортером.
При формировании розничной цены следует учитывать происхождение сигарет, поскольку одни и те же марки могут как ввозиться в республику, так и производиться в республике, а следовательно, максимальная розничная цена может различаться в зависимости от ее заявителя (производителя, импортера).
В свою очередь, минимальная розничная цена за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром устанавливается в размере 80 процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном ст. 112-1 НК. Реализация табачных изделий по ценам ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен запрещена. Такое ограничение предусмотрено ч. 3 п. 29 Положения N 28.
Справочно. Нарушение установленного порядка формирования или применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей по ч. 1 ст. 12.4 КоАП.
Имитация табачных изделий
На основании абз. 8 подп. 3.2 п. 3 Декрета N 28 запрещается продажа товаров, не являющихся табачными изделиями, произведенных как имитация внешнего вида и (или) с использованием в наименованиях (дополнительных наименованиях) таких товаров наименований видов табачных изделий.