Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является фонд. Благодаря существованию фондов могут быть достигнуты самые разнообразные общественно полезные цели (благотворительные, культурные, научные и др.). В настоящей статье будут рассмотрены особенности создания и деятельности фонда как организационно-правовой формы некоммерческой организации.
Основу правового регулирования создания и деятельности фондов составляют Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) и Положение о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 N 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов» (далее — Положение). Согласно части первой пункта 1 статьи 118 ГК под фондом понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда. Таким образом, из данного определения фонда можно выделить его следующие характерные признаки:
1) фонд является некоммерческой организацией, в связи с чем извлечение прибыли не является основной целью его деятельности и полученная прибыль не может распределяться между его учредителями (пункт 1 статьи 46 ГК). Фонд в своей деятельности преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели (часть первая пункта 1 статьи 118 ГК). Согласно части второй пункта 2 Положения фонд не вправе преследовать цели, связанные с выявлением и выражением политической воли граждан. Запрещается создание и деятельность фондов, имеющих целью осуществление экстремистской деятельности (часть третья пункта 2 Положения). Определение экстремизма (экстремистской деятельности) приведено в части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2007 N 203-З «О противодействии экстремизму». Согласно части первой пункта 4 Положения фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения целей, ради которых он создан, соответствует этим целям и отвечает предмету его деятельности. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью (часть вторая пункта 4 Положения). Таким образом, с учетом ограничений, установленных частью первой пункта 4 Положения, фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность:
- а) от своего имени. Несмотря на то что частью второй пункта 4 Положения предусмотрены формы, в которых фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, как в ГК, так и в Положении отсутствует запрет на осуществление фондом предпринимательской деятельности;
- б) путем создания унитарных предприятий, хозяйственных обществ или участия в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью. Таким образом, в законодательстве предусмотрен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, посредством создания которых или участия в которых фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность. Так, например, фонд не может быть вкладчиком в коммандитном товариществе;
2) фонд не имеет членства, хотя и может быть создан несколькими физическими и (или) юридическими лицами. Один или несколько учредителей фонда в целях его создания вносят имущественные взносы (часть первая пункта 1 статьи 118 ГК). Имущество, передаваемое фонду его учредителями (учредителем), должно принадлежать учредителям (учредителю) на праве собственности (праве хозяйственного ведения, оперативного управления), быть необходимым и пригодным для использования в деятельности фонда (часть третья пункта 1 статьи 118 ГК). Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители (учредитель) фонда не отвечают по обязательствам созданного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (учредителя) (часть пятая пункта 1 статьи 118 ГК). Таким образом, учредители передают фонду имущество, принадлежащее им на праве собственности или ином вещном праве, после чего данное имущество переходит в собственность фонда. Учредители в свою очередь не имеют каких-либо имущественных прав на имущество, переданное фонду. Отсутствие членства в фонде и, как следствие, необходимости с установленной периодичностью уплачивать членские взносы зачастую делает фонд выгодной альтернативой другим организационно-правовым формам некоммерческих организаций. Так, у жителей коттеджного поселка возник вопрос о том, возможно ли создать в форме фонда некоммерческую организацию, целью деятельности которой будет создание и развитие инфраструктуры в коттеджном поселке (поддержание надлежащего состояния дорог и т.д.). Необходимость создания такой некоммерческой организации вызвана наличием проблемы оперативного сбора и объединения средств жильцов с целью финансирования соответствующих нужд коттеджного поселка. Однако устанавливать определенную периодичность внесения взносов и их конкретный размер в рассматриваемой ситуации не предполагалось. В связи с этим такая организационно-правовая форма некоммерческой организации, как потребительский кооператив, в данном случае неприемлема, поскольку членство в потребительском кооперативе предполагает периодическую уплату членских взносов. Что касается фонда, то, на наш взгляд, его создание в рассматриваемой ситуации вполне приемлемо, поскольку финансирование создания и развития инфраструктуры можно отнести к социальным целям.
Частью первой пункта 15 Положения определен минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фонда, который составляет 100 базовых величин — для местных фондов и 1000 базовых величин — для республиканских и международных фондов. При создании фонда стоимость его имущества определяется по стоимости имущественных взносов учредителей (учредителя) фонда в денежной и неденежной форме, а при деятельности фонда — по стоимости чистых активов фонда (часть вторая пункта 15 Положения). Если по окончании календарного года стоимость имущества фонда станет менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, и в указанный регистрирующим органом в письменном предупреждении срок эта стоимость не доведена до минимального размера, необходимого для его создания и деятельности, фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных лиц по решению суда (абзац четвертый пункта 3 статьи 119 ГК).
Виды фондов определены пунктом 7 Положения, согласно которому в Республике Беларусь создаются и действуют следующие фонды:
1) международные. Согласно части первой пункта 8 Положения международным фондом является фонд, который образован в Республике Беларусь и имеет представительства и (или) филиалы на территории одного или нескольких иностранных государств. Международный фонд обязан создать в течение шести месяцев со дня государственной регистрации представительства и (или) филиалы на территории одного или нескольких иностранных государств в соответствии с законодательством, действующим на их территории, и представить в установленном порядке в регистрирующий орган для государственной регистрации изменения и (или) дополнения, вносимые в устав фонда в связи с созданием таких представительств и (или) филиалов (часть вторая пункта 8 Положения). Неисполнение данной обязанности является основанием для ликвидации фонда по заявлению заинтересованных лиц по решению суда (абзац третий пункта 3 статьи 119 ГК, абзац третий пункта 49 Положения);
2) республиканские. Согласно части первой пункта 9 Положения республиканским фондом является фонд, который имеет представительства и (или) филиалы не менее чем в четырех областях Республики Беларусь и городе Минске. Республиканский фонд обязан создать в течение шести месяцев со дня государственной регистрации представительства и (или) филиалы не менее чем в четырех областях и городе Минске и представить в установленном порядке в регистрирующий орган для государственной регистрации изменения и (или) дополнения, вносимые в устав фонда в связи с созданием таких представительств и (или) филиалов (часть вторая пункта 9 Положения). Неисполнение данной обязанности является основанием для ликвидации фонда по заявлению заинтересованных лиц по решению суда (абзац третий пункта 3 статьи 119 ГК, абзац третий пункта 49 Положения);
3) местные. Согласно пункту 10 Положения местным фондом является фонд, не отвечающий требованиям, указанным в части первой пункта 8 и части первой пункта 9 Положения. Иными словами, местным является фонд, не имеющий филиалов и представительств или имеющий их в недостаточном количестве либо на несоответствующей требованиям пунктов 8 — 9 Положения территории для того, чтобы обладать статусом международного или республиканского фонда.
Согласно части второй пункта 1 статьи 118 ГК наименование фонда должно содержать слово «фонд» и указание на характер деятельности и вид фонда.
Согласно части шестой пункта 1 статьи 118 ГК правила, действующие в отношении создания, деятельности, реорганизации и ликвидации фондов, установленные ГК, не распространяются на фонды, созданные или создаваемые по решению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, если в актах законодательства о создании таких фондов не установлено иное.
Согласно части третьей пункта 4 Положения фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок опубликования и состав сведений отчета устанавливаются законодательством.
Согласно части первой пункта 3 статьи 118 ГК органами фонда являются правление (совет), дирекция (директор) и попечительский совет. Устав фонда может предусматривать иные органы, необходимые для осуществления его деятельности (часть вторая пункта 3 статьи 118 ГК). Правление (совет) фонда является высшим коллегиальным органом фонда, формируемым его учредителями (учредителем). Основная функция правления (совета) фонда — обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан (часть третья пункта 3 статьи 118 ГК). К исключительной компетенции правления (совета) фонда относятся вопросы, перечисленные в части четвертой пункта 3 статьи 118 ГК. К ним, в частности, относятся изменение устава фонда, его дополнение; образование либо назначение исполнительного органа фонда; создание представительств, филиалов фонда и их ликвидация; определение компетенции представительств и филиалов фонда. Ни ГК, ни Положение не регулируют порядок работы правления (совета) фонда, а также не определяют его структуру и количественный состав. Указанные вопросы подлежат урегулированию в уставе фонда.
Согласно части пятой пункта 3 статьи 118 ГК дирекция (директор) фонда является исполнительным органом фонда, осуществляющим текущее руководство его деятельностью. Дирекция (директор) фонда в своей деятельности подотчетна правлению (совету) фонда. Таким образом, исполнительный орган фонда может быть как коллегиальным (дирекция), так и единоличным (директор). Образование (назначение) исполнительного органа фонда и досрочное прекращение его полномочий относится к исключительной компетенции правления (совета) фонда (абзац третий части четвертой пункта 3 статьи 118 ГК).
Согласно части шестой пункта 3 статьи 118 ГК попечительский совет фонда — орган, осуществляющий контроль за деятельностью фонда, который формируется его учредителями (учредителем) при учреждении фонда, а в дальнейшем, если это предусмотрено уставом фонда, — правлением (советом) фонда. Исключительная компетенция попечительского совета фонда определена частью седьмой статьи 118 ГК. Так, к исключительной компетенции попечительского совета относятся в том числе контроль за использованием денежных средств фонда, а также иного его имущества в соответствии с уставными целями фонда, предварительное рассмотрение и согласование годового отчета фонда. Согласно части второй пункта 22 Положения работой попечительского совета фонда руководит председатель, который созывает и проводит заседания. В отсутствие председателя попечительского совета фонда его обязанности выполняет заместитель. Попечительский совет фонда по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает решения, обязательные для исполнения иными органами фонда и его представительствами и (или) филиалами (часть пятая пункта 22 Положения).
Согласно части первой пункта 4 статьи 118 ГК фонд действует на основании устава, утверждаемого учредителями (учредителем) фонда. Устав фонда помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 48 ГК, должен содержать сведения, указанные в части второй пункта 4 статьи 118 ГК, а именно: сведения об учредителях (учредителе) фонда; задачи, методы деятельности фонда; состав и порядок формирования органов фонда; порядок формирования, полномочия и сроки полномочий попечительского совета фонда; порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда; порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав фонда; источники и порядок формирования имущества фонда; срок, на который создается фонд, или указание на его бессрочную деятельность; иные положения, предусмотренные ГК и другим законодательством. Устав фонда может быть изменен правлением (советом) фонда в порядке, предусмотренном уставом фонда (часть первая пункта 1 статьи 119 ГК). Соответствующие изменения и (или) дополнения в устав фонда должны быть внесены и представлены в установленном порядке для государственной регистрации в месячный срок в случаях, предусмотренных частью второй пункта 1 статьи 119 ГК), например при изменении целей фонда, изменении вида фонда, изменении наименования фонда, изменении местонахождения фонда и т.д.
Согласно пункту 3 Положения фонд создается в результате:
1) его учреждения, то есть создания фонда одним или несколькими лицами;
2) реорганизации юридического лица. При этом реорганизуемое в форме преобразования юридическое лицо может быть как некоммерческой, так и коммерческой организацией. Вместе с тем фонд не может быть создан путем преобразования общественного объединения (политической партии), ассоциации (союза), потребительского кооператива, торгово-промышленной палаты.
Пункт 5 Положения определяет случаи, в которых деятельность фондов является незаконной и запрещается, а также последствия осуществления такой деятельности. Так, деятельность фонда будет незаконной в случае, если она осуществляется без государственной регистрации; если государственная регистрация произведена на основании недостоверных данных, представленных учредителями (учредителем) фонда в органы, осуществляющие государственную регистрацию фондов; в случае осуществления фондом экстремистской деятельности, а также деятельности, связанной с выявлением и выражением политической воли граждан либо не соответствующей целям, определенным в его уставе.
Доходы, полученные фондом от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты по заявлению заинтересованных лиц в судебном порядке.
Согласно пункту 23 Положения государственная регистрация фондов, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, осуществляется управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома и Министерством юстиции Республики Беларусь. Прием регистрирующим органом документов для государственной регистрации создаваемого фонда, изменений и (или) дополнений, вносимых в его устав, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 30 Положения, т.е. в присутствии учредителей фонда (физических лиц, представителей юридических лиц), а, если учредителей фонда несколько, они вправе уполномочить одного из них на представление своих интересов в регистрирующем органе. Для государственной регистрации фонда учредители (учредитель) представляют в регистрирующий орган документы, предусмотренные частью первой пункта 31 Положения. При этом заявление о государственной регистрации фонда должно быть составлено по форме, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 03.08.2005 N 42 «Об утверждении форм документов, касающихся государственной регистрации фондов» (далее — постановление N 42). Анкета на каждого учредителя, являющегося физическим лицом (абзац третий части первой пункта 31 Положения), должна быть составлена по форме, утвержденной постановлением N 42. До государственной регистрации фонда его учредители (учредитель) должны получить заключение экспертизы о достоверности оценки стоимости имущества при формировании имущества фонда в виде неденежных взносов (часть вторая пункта 31 Положения).
Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав, фонд представляет в регистрирующий орган документы, предусмотренные пунктом 32 Положения. При этом заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав, должно быть составлено по форме, утвержденной постановлением N 42. Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав в связи с изменением вида фонда, фонд представляет в регистрирующий орган, осуществляющий государственную регистрацию фонда того вида, который предусмотрен такими изменениями и (или) дополнениями, документы, перечисленные в части первой пункта 33 Положения. До государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав в связи с изменением вида фонда, учредители (учредитель) фонда должны получить заключение экспертизы о достоверности оценки стоимости имущества в случае формирования имущества фонда в виде неденежных взносов (часть вторая пункта 33 Положения).
Государственная регистрация фондов, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы фондов, осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов (пункт 35 Положения).
Согласно пункту 34 Положения по результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов регистрирующий орган принимает одно из следующих решений:
1) о государственной регистрации. На основании решения о государственной регистрации фонда:
а) регистрирующий орган присваивает фонду соответствующий регистрационный номер и выдает свидетельство о государственной регистрации фонда установленного образца, а также проставляет на уставе фонда отметку о государственной регистрации (часть первая пункта 41 Положения). При утрате свидетельства о государственной регистрации фонда и (или) его устава руководителю фонда в месячный срок со дня обращения в регистрирующий орган выдается дубликат свидетельства о государственной регистрации фонда и (или) устава с отметками о государственной регистрации (часть третья пункта 42 Положения);
б) управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома в десятидневный срок представляют в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о фонде для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР) (часть вторая пункта 41 Положения);
в) Министерство юстиции Республики Беларусь включает фонд в ЕГР датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения о государственной регистрации фонда (часть третья пункта 41 Положения);
г) регистрирующий орган в течение пяти дней со дня внесения записи о государственной регистрации фонда в ЕГР выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах», в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь (часть четвертая пункта 41 Положения);
2) об отказе в государственной регистрации. Основания отказа в государственной регистрации создаваемого фонда предусмотрены частью первой пункта 37 Положения. В их числе расположение фонда в жилом помещении без соответствующего решения местного исполнительного и распорядительного органа или по месту нахождения (в одном помещении) другой коммерческой или некоммерческой организации (абзац второй части первой пункта 37 Положения). Из указанной правовой нормы можно сделать вывод, что расположение фонда возможно в жилом помещении по решению местного исполнительного и распорядительного органа. Основания отказа в государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда, определены частью второй пункта 37 Положения.
Согласно части первой пункта 38 Положения государственная регистрация фонда, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда, может быть приостановлена на срок до одного месяца в связи с наличием устранимых недостатков в оформлении представленных для государственной регистрации документов. При устранении причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, рассмотрение представленных документов осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные в Положении, без взимания государственной пошлины (часть вторая пункта 38 Положения). Неустранение в месячный срок причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, является основанием отказа в государственной регистрации фонда, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда (абзац девятый части первой и часть вторая пункта 37 Положения). Регистрирующие органы в пятидневный срок со дня приостановления государственной регистрации фонда, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда, а также принятия решения об отказе в государственной регистрации фонда, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда, в письменной форме сообщают об этом одному из учредителей фонда с указанием причин приостановления государственной регистрации или отказа в государственной регистрации (пункт 39 Положения). Порядок и срок обжалования учредителями фонда решений, действий (бездействия) регистрирующего органа определен пунктом 40 Положения.
Согласно части второй пункта 42 Положения руководитель зарегистрированного фонда вправе получить удостоверение в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Положение о порядке выдачи удостоверения руководителя некоммерческой организации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.03.2009 N 275 «Об утверждении Положения о порядке выдачи удостоверения руководителя некоммерческой организации и о признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Перечень документов, которые необходимо представить в Министерство юстиции Республики Беларусь, главные управления юстиции облисполкомов и Минского горисполкома для выдачи (замены) удостоверения руководителя зарегистрированного фонда, срок совершения данной административной процедуры и размер платы за ее совершение определены пунктом 13.7 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Так, к указанным документам относятся заявление, документы, подтверждающие назначение руководителя фонда, две фотографии, документ, подтверждающий внесение платы.
Пунктом 2 статьи 119 ГК предусмотрен исчерпывающий перечень форм реорганизации фонда. Так, реорганизация фонда в форме слияния возможна только с другим фондом (абзац второй части первой пункта 2 статьи 119 ГК). Реорганизация фонда в форме присоединения возможна двумя способами: путем присоединения фонда к другому фонду либо путем присоединения другого фонда к данному фонду (абзацы третий — четвертый части первой пункта 2 статьи 119 ГК). Реорганизация фонда в форме разделения возможна путем его разделения на два и более фонда (абзац шестой части первой пункта 2 статьи 119 ГК). Вместе с тем возможно выделение из фонда юридического лица любой организационно-правовой формы, в том числе коммерческой организации (абзац пятый части первой пункта 2 статьи 119 ГК). При этом стоимость оставшегося имущества реорганизованного в форме выделения фонда должна быть не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда (часть третья пункта 2 статьи 119 ГК). Кроме того, реорганизация фонда осуществима только в случае, если ее возможность предусмотрена уставом фонда (абзац первый части первой пункта 2 статьи 119 ГК). Также согласно части второй пункта 2 статьи 119 ГК фонд не может быть реорганизован в форме преобразования. Принятие решения о реорганизации фонда относится к исключительной компетенции правления (совета) фонда (абзац шестой части четвертой пункта 3 статьи 118 ГК).
Пунктом 3 статьи 119 ГК предусмотрены основания ликвидации фонда по заявлению заинтересованных лиц по решению суда. При этом ликвидация местных фондов, за исключением ликвидации вследствие экономической несостоятельности (банкротства), производится областными и Минским городским судами по месту государственной регистрации фонда по заявлению управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома и иных заинтересованных лиц, в том числе учредителей (учредителя) фонда (часть первая пункта 50 Положения). Ликвидация республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь, за исключением ликвидации вследствие экономической несостоятельности (банкротства), производится Верховным Судом Республики Беларусь по заявлению Министерства юстиции Республики Беларусь и иных заинтересованных лиц, в том числе учредителей (учредителя) фонда (часть вторая пункта 50 Положения). Ликвидация фондов вследствие экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется экономическими судами областей и города Минска в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (абзац второй части первой статьи 47 и часть первая статьи 48 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, часть третья пункта 50 Положения).
Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, в том числе после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, для достижения которых был создан фонд. В случае невозможности такого направления имущества оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации фонда (часть первая пункта 4 статьи 119 ГК, часть первая пункта 51 Положения). В случае отсутствия указанных обращений имущество, оставшееся после ликвидации фонда, передается в доход Республики Беларусь и направляется на цели, для достижения которых был создан фонд (часть вторая пункта 4 статьи 119 ГК, часть вторая пункта 51 Положения).
Согласно пункту 43 Положения контроль за соответствием деятельности фондов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь и управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома.
Регистрирующие органы при выявлении нарушения фондом законодательства или совершения им действий, противоречащих его уставу, а также уменьшения стоимости имущества фонда, в результате которого его размер становится менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, имеют право выносить письменное предупреждение с указанием конкретных оснований его вынесения (часть первая пункта 44 Положения). Частями второй и третьей пункта 44 Положения установлен порядок обжалования фондом письменного предупреждения.
Права должностных лиц Министерства юстиции Республики Беларусь и управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома в процессе осуществления контроля за деятельностью фондов определены частью первой пункта 45 Положения. Согласно части второй пункта 45 Положения фонд должен не менее чем за семь дней известить регистрирующий орган о заседании правления (совета) фонда.
Пункт 46 Положения определяет, какие сведения и в какие сроки фонд представляет в регистрирующий орган. В частности, согласно абзацу четвертому подпункта 46.2 пункта 46 Положения до 1 марта фонд представляет в регистрирующий орган ежегодный отчет об использовании своего имущества с указанием сведений о его опубликовании в установленном порядке. Содержание отчета и порядок его опубликования определены постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 03.08.2005 N 43 «О порядке опубликования и составе сведений, подлежащих отражению в отчете по использованию фондом своего имущества».
Таким образом, фонд является некоммерческой организацией, не имеющей членства, создаваемой одним или несколькими лицами путем передачи фонду имущественных взносов. Деятельность фонда направлена на достижение общественно полезных целей (благотворительных, культурных, научных и др.). Фонды подразделяются на международные, республиканские и местные. Государственная регистрация, реорганизация и ликвидация фондов осуществляется в соответствии с ГК и Положением.