Одна из гарантий успешного проведения процедур госзакупок — грамотно составленный годовой план. Однако иногда при работе с ним заказчики допускают нарушения. Разберемся, каких ошибок нужно избегать, планируя госзакупки.
Ошибка 1. Годовой план госзакупок составляют некомпетентные лица
Из-за некорректно составленного годового плана организация может неправильно выбрать процедуру госзакупки либо несвоевременно объявить ее. В связи с этим особое внимание следует уделить тому, кто будет участвовать в составлении плана.
Если исходить из информации, которую в него нужно включить, эти лица должны:
- знать потребности организации в том или ином товаре (работе, услуге);
- правильно указывать предмет госзакупки и классифицировать его по ОКРБ;
- владеть информацией о финансовых ресурсах организации, а также ценах на товары (работы, услуги), в которых она нуждается.
Как правило, годовой план госзакупок формируется на основании заявок, поступающих от подразделений организации. При этом разбираться в предмете закупки должны не только те, кто формирует план, но и те, кто составляет и обрабатывает заявки.
Согласно квалификационным справочникам должностей Минтруда и соцзащиты <1> в этом вопросе компетентны работники и руководители отделов снабжения организации, а именно:
- специалист по организации закупок;
- начальник отдела материально-технического снабжения;
- менеджер отдела материально-технического снабжения.
Таким образом, целесообразно назначить указанных специалистов ответственными за определение потребности в материальных ресурсах, формирование планов закупок и принятие решения о госзакупке. Одновременно руководителям следует позаботиться о повышении квалификации этих специалистов в сфере госзакупок.
Ошибка 2. Некорректно указывается код товара и предмета закупки
Годовой план, а также изменения и дополнения к нему размещаются на официальном сайте заказчика в виде файлов с таблицами. Исходя из установленной законодательством формы <2> в плане, кроме прочего, необходимо корректно указать информацию о товарах (работах, услугах), планируемых к закупке. Это:
- код ОКРБ 007-2012;
- наименование предмета закупки в соответствии с кодом ОКРБ 007-2012;
- наименование предмета закупки;
- единицы измерения в соответствии с кодом ОКРБ 007-2012.
Напомним, что ОКРБ 007-2012 в 2016 г. заменил ОКРБ 007-2007. В 2017 г. вступили в силу очередные изменения в ОКРБ 007-2012 <3>. Таким образом, при составлении плана необходимо проверить, все ли коды соответствуют действующему классификатору.
Указывая предмет закупки, важно помнить, что в него должны входить однородные товары (работы, услуги), т.е. относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012 (восемь цифровых десятичных знаков кода) <4>.
Справочно
Шаблон годового плана госзакупок, а также инструкции о порядке его размещения, внесения в него изменений и дополнений находятся на официальном сайте www.icetrade.by в разделе «Размещение плана закупок» вкладки «Помощь». Если при соотнесении товара (работы, услуги) с ОКРБ 007-2012 возникают трудности, целесообразно обратиться в БелГИСС. Контактную информацию можно найти на его официальном сайте www.belgiss.org.by.
Ошибка 3. Указывается неактуальная ориентировочная стоимость госзакупки
Годовой план должен содержать ориентировочные объемы закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральной и денежной форме. Эта информация позволит заказчику выбрать необходимую процедуру.
Одна из наиболее распространенных причин, по которым заказчик неверно определяет процедуры госзакупок или они признаются несостоявшимися, — изначально ошибочная ориентировочная стоимость закупки. Часто такая стоимость просто переписывается из прошлогоднего годового плана.
Ориентировочная стоимость госзакупки — это стоимость ее предмета с учетом конъюнктуры рынка. Необходимо учитывать следующие составляющие ориентировочной стоимости:
- предполагаемую общую сумму выплат, которые произвел заказчик поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг);
- НДС;
- иные налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, установленные законодательством и осуществляемые заказчиком в связи с госзакупкой.
Таким образом, чтобы избежать очередной ошибки, при определении ориентировочной стоимости закупки, особое внимание следует уделять исследованию конъюнктуры рынка.
Справочно
В первом чтении 21 декабря 2016 г. принят проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». В нем уточняется, как нужно определять ориентировочную стоимость госзакупки. В частности, заказчик должен исходить из конъюнктуры рынка либо проектно-сметной документации или использовать иной способ, когда его предусматривают акты законодательства.
Ошибка 4. Срываются сроки размещения годового плана госзакупок
Годовой план госзакупок относится к информации, которая в обязательном порядке размещается на официальном сайте www.icetrade.by. Заказчик обязан утверждать и размещать годовой план ежегодно до 8 марта текущего года <5>. Однако на практике заказчики часто пропускают срок или вообще не размещают план. Это нарушение законодательства. Даже если срок истек, план все же необходимо утвердить и разместить.
Справочно
Годовой план госзакупок можно разместить и после 8 марта. Но только если средства на госзакупки выделяются заказчику после указанной даты. В таком случае годовой план нужно составить, утвердить и разместить на официальном сайте в месячный срок после выделения финансирования <6>.
Ошибка 5. Нарушаются основания и порядок внесения изменений и дополнений в годовой план
Заказчик может изменять и (или) дополнять годовой план, если:
- в течение года ему выделяются дополнительные средства из бюджета и (или) государственных внебюджетных фондов;
- средства перераспределяются между статьями годового плана в связи с необходимостью закупки товаров (работ, услуг), приобретение которых не было предусмотрено в начале года <7>.
При этом следует соблюдать порядок внесения изменений и (или) дополнений. Он должен соответствовать порядку, в котором план утверждался. Измененный или дополненный план размещается на официальном сайте в течение 15 календарных дней.
Справочно
Ответственность за нарушение законодательства в области госзакупок предусматривают ч. 4 и 5 ст. 11.16 КоАП. Составляют протокол об административном правонарушении и готовят к рассмотрению дела должностные лица управления контроля государственных закупок главного управления государственных закупок МАРТ.
<1> Выпуск 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности», утв. постановлением Минтруда от 30 декабря 1999 г. N 159; выпуск 2 ЕКСД «Должности служащих для всех видов производств», утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 29 июня 2005 г. N 75; выпуск 19 квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках», утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28 марта 2002 г. N 50.
<2> Приложение к Положению о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утв. постановлением Совмина от 22 августа 2012 г. N 778.
<3> Постановления Госстандарта от 28 декабря 2012 г. N 83 и от 31 октября 2016 г. N 84.
<4> Подп. 1.1-1 п. 1 Указа от 31 декабря 2013 г. N 590, ч. 10 разд. 4 ОКРБ 007-2012 (ч. 1).
<5> Ч. 1 п. 2 ст. 18 Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», ч. 1 п. 8 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утв. постановлением Совмина от 22 августа 2012 г. N 778.
<6> Ч. 1 п. 2 ст. 18 вышеназванного Закона, абз. 2 ч. 2 п. 10 вышеупомянутого Положения.
<7> Письмо Минторга от 18 февраля 2014 г. N 14-06/586к «О порядке ведения годового плана государственных закупок».