Результатом рассмотрения дела об административном правонарушении является вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Одним из видов постановлений по делу об административном правонарушении является постановление о наложении административного взыскания. Этим постановлением констатируется виновность конкретного физического или юридического лица в совершении административного правонарушения, определяется вид и размер административного взыскания. Таким образом, реализуются задачи и административной ответственности, и административного процесса.
Общие положения, определяющие порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания, регламентируются главами 13 и 14 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). При этом отдельные вопросы как исполнения, так и окончания (прекращения) исполнения административных взысканий регулируются иными актами законодательства.
Исполнение административных взысканий проходит ряд стадий (этапов):
- обращение постановления о наложении административного взыскания к исполнению;
- разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания;
- непосредственное исполнение административного взыскания;
- окончание (прекращение) исполнения административного взыскания.
В соответствии со ст. 13.6 ПИКоАП не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу. При этом сроки давности начинают течь именно в день вступления в законную силу, а не на следующий после него день.
Обращение постановления о наложении административного взыскания к исполнению представляет собой принятие судом, органом, ведущим административный процесс, вынесшими постановление, решения о его исполнении. С этого момента у лица, в отношении которого вынесено решение, возникает обязанность претерпевания тех негативных последствий, содержание которых определяется тем или иным видом административного взыскания. При этом не имеет значения, осуществляется ли административное взыскание принудительно либо добровольно. В любом случае его исполнение обеспечивается полномочиями суда и соответствующих органов по применению государственного принуждения.
Обязанность исполнения постановления о наложении административного взыскания возникает в связи с вступлением данного постановления в законную силу. Вступление в законную силу постановления о наложении административного взыскания происходит:
- по истечении срока на обжалование (опротестование) постановления по делу об административном правонарушении, если жалоба (протест) не заявлена;
- в случае обжалования (опротестования) постановления по делу об административном правонарушении — при вынесении постановления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения;
- при вынесении постановления о наложении административного взыскания в порядке ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП;
- при вынесении постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста или депортации.
Обращение к исполнению постановления о наложении административного взыскания осуществляется тем судом либо органом, ведущим административный процесс, которые вынесли данное постановление.
При обращении постановления о наложении административного взыскания к исполнению или при его исполнении может возникнуть ряд вопросов, касающихся порядка его исполнения, реализации прав, свобод и законных интересов заинтересованных лиц и др. В связи с этим ПИКоАП предусмотрена возможность оперативного реагирования на такие вопросы путем принятия соответствующих процессуальных решений, определяющих порядок исполнения. К вопросам, разрешаемым на данном этапе исполнения постановления, относятся следующие:
- отсрочка, рассрочка исполнения постановления о наложении административного взыскания;
- освобождение от административного взыскания полностью или частично;
- исполнение административного взыскания в добровольном или принудительном порядке;
- изменение вида административного взыскания или условий его исполнения;
- иные связанные с ними вопросы.
Статьей 13.7 ПИКоАП определен порядок разрешения отдельных вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания. Эти вопросы разрешаются судом, органом, ведущим административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, вынесшими постановление, или соответствующим должностным лицом государственного органа, которому поручено исполнение постановления о наложении административного взыскания, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. Субъектами обращения в суд, орган, ведущий административный процесс, являются любые участники административного процесса, защищающие свои или представляемые интересы. Эти участники извещаются судом, органом, ведущим административный процесс, о времени и месте рассмотрения вопросов, связанных с исполнением административного взыскания. Вместе с тем их неявка на рассмотрение не является препятствием для разрешения вопросов, послуживших предметом обращения заинтересованных участников административного процесса.
В ст. 14.7 ПИКоАП определено, что при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде ареста, депортации, штрафа или конфискации дохода, суд и орган, ведущий административный процесс, вынесшие такое постановление, могут применить отсрочку его исполнения. Инициатором отсрочки могут выступить как суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление, так и само лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания. В ПИКоАП не указывается, какие это могут быть обстоятельства, но очевиден их объективный характер, препятствующий исполнению административного взыскания. К таким обстоятельствам могут относиться следующие:
- отсутствие на момент вступления в законную силу имущества, на которое может быть обращено взыскание;
- наличие на иждивении у лица, в отношении которого вынесено постановление, несовершеннолетних детей, недееспособных лиц и т.п.;
- исполнение в отношении данного лица иного административного взыскания либо уголовного наказания, не связанного с лишением свободы;
- наличие у лица задолженности по гражданскому иску и др.
Срок отсрочки составляет:
1) в отношении административного ареста — до одного месяца;
2) в отношении депортации, штрафа и конфискации дохода — до шести месяцев.
О применении отсрочки суд, орган, ведущий административный процесс, выносят отдельное постановление, в котором указываются срок и порядок осуществления отсрочки. Данное постановление предъявляется для ознакомления лицу, в отношении которого применяется отсрочка, и направляется должностному лицу, в компетенции которого находится исполнение данного административного взыскания.
Рассрочка применяется по тем же основаниям, что и отсрочка. Но субъектами принятия решения о рассрочке являются суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, а также должностное лицо, осуществляющее исполнение административного взыскания.
Срок рассрочки составляет:
- в отношении административного ареста — до двух месяцев;
- в отношении штрафа — до шести месяцев;
- в отношении конфискации дохода — до шести месяцев.
При нарушении условий отсрочки и рассрочки суд, орган, ведущий административный процесс, или должностное лицо, исполняющее административное взыскание, выносит постановление об отмене применения отсрочки или рассрочки. Административное взыскание в отношении его неисполненной части с момента вынесения данного постановления исполняется в общем порядке.
Освобождение от административного взыскания полностью или частично осуществляется на основании ст. 14.8 ПИКоАП и в порядке, предусмотренном Положением о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 N 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней». Это процессуальное решение принимается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подавших ходатайство об освобождении их от административной ответственности. На время рассмотрения ходатайства об освобождении от административного взыскания в соответствии с ч. 3 ст. 14.8 ПИКоАП исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости и реализация конфискованного имущества (за исключением имущества, требующего специальных условий хранения или имеющего срок годности менее шестидесяти дней) приостанавливаются.
Несмотря на то что исполнение административного взыскания во всех случаях подкрепляется принудительной силой государства, в отдельных случаях ПИКоАП предусматривает возможность добровольного исполнения лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, обязанностей, представляющих собой содержание административного взыскания. Эта возможность предусмотрена только для двух видов административных взысканий: для штрафа и депортации.
Обращение к исполнению административного взыскания в виде штрафа осуществляется путем уведомления лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, о его обязанности уплатить штраф в установленный срок. По общему правилу штраф должен быть уплачен таким лицом добровольно. Если штраф вынесен в отношении физического лица или индивидуального предпринимателя, то срок уплаты штрафа составляет один месяц со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания. Если штраф вынесен в отношении юридического лица, то срок его уплаты составляет пятнадцать дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания.
При вынесении постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП, обязанность по уплате штрафа должна быть исполнена виновным лицом немедленно, т.е. на месте совершения административного правонарушения, либо в течение пяти дней с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. Если постановление о наложении административного взыскания обжаловалось (опротестовывалось), то обязанность по уплате штрафа должна быть исполнена в течение одного месяца со дня оставления жалобы (протеста) без удовлетворения.
При неисполнении лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, обязанности по уплате штрафа в добровольном порядке ПИКоАП предусмотрена процедура принудительного взыскания штрафа.
В отношении индивидуального предпринимателя и юридического лица ПИКоАП предусматривает полномочие суда, органа, ведущего административный процесс, направить копию постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или доходов индивидуального предпринимателя, юридического лица. Для физического лица такой порядок исполнения постановления не предусмотрен.
При неуплате виновным лицом штрафа в установленные сроки и отсутствии на его счете денежных средств должностное лицо органа, осуществляющего исполнение административного взыскания, выносит представление о принудительном взыскании штрафа. Это представление, вынесенное в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, вместе с копией постановления о наложении административного взыскания и иными документами направляется в один из следующих судов (общей юрисдикции или экономический):
- по месту жительства лица, подвергнутого административному взысканию;
- по месту пребывания (месту нахождения) лица, подвергнутого административному взысканию;
- по месту осуществления хозяйственной деятельности лицом, подвергнутым административному взысканию;
- по месту нахождения имущества лица, подвергнутого административному взысканию.
Исполнение депортации в добровольном порядке осуществляется иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, на основании его ходатайства в орган, вынесший постановление о наложении административного взыскания в виде депортации. Если это ходатайство удовлетворено, то ему разрешается самостоятельно и за счет собственных средств покинуть пределы Республики Беларусь в срок, установленный постановлением о наложении административного взыскания. Если же такое ходатайство отсутствует либо имеются основания полагать, что при наличии ходатайства о добровольном исполнении депортации лицо может уклоняться от ее исполнения, то депортация осуществляется принудительно.
Принудительное исполнение административного взыскания в виде депортации осуществляется тем государственным органом, который вынес постановление о наложении данного вида административного взыскания (органы внутренних дел, органы государственной безопасности и органы пограничной службы).
Изменение вида административного взыскания или условий его исполнения осуществляется в отношении такого административного взыскания, как исправительные работы. В соответствии со ст. 21.4 ПИКоАП в случае уклонения лица от отбывания исправительных работ постановлением суда неотбытый срок исправительных работ может быть заменен штрафом из расчета три десятых базовой величины за один день исправительных работ или административным арестом из расчета один день административного ареста за три дня исправительных работ, но не более чем на пятнадцать суток.
Непосредственное исполнение административного взыскания выражается в осуществлении виновным лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, тех обязанностей, которые входят в содержание негативных последствий, указанных в санкции статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Как уже отмечалось, эти обязанности могут осуществляться виновным лицом как в добровольном порядке, так и принудительно. Содержание санкций может иметь моральный характер, материальный или ограничивать определенные права и свободы лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания. Срок правовых ограничений определяется сроком исполнения административного взыскания, указанным в КоАП.
Окончание (прекращение) исполнения административного взыскания связывается либо с полным претерпеванием виновным лицом тех санкций и сроков их продолжения, которые указаны в КоАП (окончание исполнения), либо с наступлением определенных юридических фактов, снимающих необходимость дальнейшего продолжения действия санкций административного взыскания.
В последнем случае речь идет о таких обстоятельствах, указанных в ст. 13.4 ПИКоАП, как:
- принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;
- смерть лица, в отношении которого вынесено постановление;
- отмена постановления о наложении административного взыскания;
- ликвидация юридического лица либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, в отношении которых вынесено постановление;
- предоставление лицу, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;
- возникновение предусмотренных законодательными актами обстоятельств, при которых лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, не может быть возвращено или выслано на территорию иностранного государства;
- осуждение лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, к наказанию в виде лишения свободы;
- освобождение от административного взыскания по решению Президента Республики Беларусь.
По окончании же исполнения постановления о наложении административного взыскания данное постановление возвращается с отметкой об исполнении в суд или орган, ведущий административный процесс, которыми это постановление было вынесено.
Следует указать также на такое обстоятельство. Сам факт привлечения к административной ответственности влечет определенные правоограничения для лица, в отношении которого она применялась. Так, совершение аналогичного административного правонарушения в течение года с момента привлечения к административной ответственности дает возможность применения такого отягчающего ответственность обстоятельства, как повторность, а также в отдельных случаях (ст. 14.1, 23.29 КоАП) может повлечь привлечение лица к уголовной ответственности (ст. 228-1, 371 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Кроме того, применение, к примеру, депортации влечет такой вид ограничений прав, как запрет на въезд на территорию Республики Беларусь в течение определенного срока, нарушение которого влечет уголовную ответственность.
В отличие от уголовно-процессуального законодательства ПИКоАП вопросы возмещения вреда, причиненного административным правонарушением, почти не регламентируются. Глава 22 «Исполнение постановления в части возмещения имущественного вреда» ПИКоАП содержит всего лишь две статьи. Статья 22.1 ПИКоАП определяет добровольность возмещения имущественного ущерба от совершенного административного правонарушения виновным лицом в течение пятнадцати суток со дня получения постановления о наложении административного взыскания. А ст. 22.2 ПИКоАП определяет, что в случае неисполнения обязанности по добровольному возмещению имущественного ущерба виновным лицом применяется порядок, определяемый гражданским процессуальным и хозяйственным процессуальным законодательством.