Источники регулирования международного коммерческого арбитража. Часть 2. Национальные источники

На национальном уровне императивные источники регулирования международного коммерческого арбитража представлены нормативными правовыми актами. Основной блок норм о международном коммерческом арбитраже с точки зрения юридической техники может быть организован двояким образом: или в качестве самостоятельного закона об арбитраже (Болгария, Великобритания, Канада, Российская Федерация, Египет, Израиль, США и др.), или в виде структурного элемента процессуального регламента, регулирующего деятельность государственных судов (Греция, Италия, Румыния, Польша, Франция и др.) <1>.

<1> Сысуев, Т.В. Международный коммерческий арбитраж. Общие вопросы признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений / Т.В.Сысуев // Международное регулирование внешнеэкономической деятельности / Д.П.Александров [и др.]; под ред. В.С.Каменкова. — М.: Изд-во деловой и учеб. лит.; Минск: Дикта, 2005. — С. 610.

В Республике Беларусь действует самостоятельный Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 N 279-З «О международном арбитражном (третейском) суде» (далее — Закон N 279-З). Закон N 279-З был разработан на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» (принят в г. Нью-Йорке 21.06.1985) (далее — Типовой закон), однако не является его дословным воспроизведением. Так, в отличие от Типового закона, Закон N 279-З допускает рассмотрение международными арбитражными судами внутренних споров, т.е. споров, не осложненных иностранных элементом; регламентирует порядок создания и правовой статус постоянно действующих международных арбитражных судов; определяет принципы деятельности международного арбитражного суда; регулирует вопрос об арбитражных расходах; не предусматривает возможности вынесения арбитражем решения ex aequo et bono или в качестве «дружеского посредника», т.е. исходя из начал справедливости; не регламентирует оснований для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений и пр. <2>.

<2> Более подробно об отличиях Закона N 279-З от Типового закона см.: Функ, Я.И. Международный арбитраж в Республике Беларусь: справочник. — Минск: Дикта, 2005. — С. 7 — 10.

Помимо Закона N 279-З отношения в области международного коммерческого арбитража регулируются на территории Республики Беларусь и некоторыми иными нормативными правовыми актами. Так, вопросам регистрации постоянно действующих международных арбитражных судов посвящены постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.05.2009 N 698 «О государственной регистрации постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов» и постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 13.07.2009 N 52 «О некоторых вопросах, связанных с государственной регистрацией постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов».

Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 N 301-З «О третейских судах» (далее — Закон N 301-З), как сказано в его преамбуле, не распространяется на порядок создания (образования) и деятельности международных арбитражных судов. В то же время следует иметь в виду, что Закон N 301-З позволяет созданным (образованным) на его основе третейским судам рассматривать споры предпринимательского характера, в том числе осложненные иностранным элементом <3>, т.е. точно такие же споры, какие вправе рассматривать согласно Закону N 279-З и международные арбитражные суды. Вопрос о том, в каком суде (третейском или международном арбитражном) и соответственно по правилам какого закона (Закона N 301-З или Закона N 279-З) подлежит рассмотрению тот или иной предпринимательский спор, должен решаться исходя из содержания третейского (арбитражного) соглашения. Отсутствие в третейском (арбитражном) соглашении на этот счет необходимых данных (например, когда компетентный орган определен в соглашении очень абстрактно как третейский (арбитражный) суд ad hoc) может приводить к серьезной конкуренции между Законом N 301-З и Законом N 279-З. Данная конкуренция имеет не только чисто номинальное (формально-юридическое) значение, но и далеко идущие практические последствия, поскольку некоторые вопросы третейского (арбитражного) разбирательства споров в Законе N 301-З и в Законе N 279-З урегулированы по-разному. Так, например, Закон N 301-З, в отличие от Закона N 279-З, запрещает заключать третейское соглашение государственным органам, не позволяет формировать состав третейского суда с четным количеством третейских судей и др.

<3> Закон N 301-З, хоть прямо и не говорит о праве третейских судов рассматривать споры, осложненные иностранным элементом, однако содержит на данный счет определенные намеки: включает в число источников регулирования третейского разбирательства международные договоры (ч. 2 ст. 2 Закона N 301-З); позволяет заключать третейское соглашение любым физическим и юридическим лицам независимо от их национальной принадлежности (ч. 1 ст. 10 Закона N 301-З); разрешает сторонам договариваться о применении законодательства иностранного государства (ст. 19 Закона N 301-З); не запрещает использование иностранного языка в качестве языка третейского разбирательства (ч. 1 ст. 20 Закона N 301-З); не исключает проведения третейского разбирательства на территории иностранного государства (ст. 21 Закона N 301-З) (см.: Скобелев, В.П. Третейское разбирательство и отказ в возбуждении гражданского дела в государственном суде / В.П.Скобелев // Право.by. — 2015. — N 1. — С. 52 — 53).

Закон Республики Беларусь от 05.01.2009 N 10-З «О товарных биржах» (далее — Закон N 10-З) регулирует некоторые вопросы деятельности арбитражной комиссии товарной биржи как постоянно действующего арбитражного органа для рассмотрения споров по биржевым сделкам. С формальной точки зрения арбитражная комиссия не является международным арбитражным судом и на нее не распространяется действие Закона N 279-З. В то же время арбитражная комиссия может рассматривать предпринимательские споры, осложненные иностранным элементом (если иностранный элемент присутствует в совершенной на бирже сделке, по поводу которой возник спор), а порядок обжалования и приведения в исполнение решений арбитражной комиссии идентичен порядку, действующему в отношении решений международных арбитражных судов (ч. 3, 4 ст. 30 Закона N 10-З, глава 29 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК)).

Договорно-правовая природа арбитражного соглашения позволяет относить к источникам международного коммерческого арбитража нормативные правовые акты материального права и прежде всего Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК). К арбитражному соглашению подлежат применению (конечно, с учетом его специфики и в той части, в которой соответствующие вопросы не урегулированы в Законе N 279-З) нормы ГК о право- и дееспособности лиц, о представительстве, о порядке заключения, изменения и расторжения договоров, о недействительности сделок и пр.

Преимущественно на уровне нормативных правовых актов материального законодательства регулируются также вопросы субъектной и объектной арбитрабельности споров. Например, ч. 2 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» предусматривает запрет на передачу в третейский суд дел об экономической несостоятельности (банкротстве). В то же время ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З «Об инвестициях» содержит прямое указание на возможность разрешения в арбитражном порядке инвестиционных споров (в арбитражном суде ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (далее — Арбитражный регламент), в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и др.). Аналогичные положения закрепляет и ст. 35 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 63-З «О концессиях».

В силу процессуально-правовой составляющей международного коммерческого арбитража в число источников его регулирования входят нормативные правовые акты процессуального законодательства — ХПК и Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ГПК) <4> в той части, в которой ими определяются направления и пределы взаимодействия арбитражной и судебной форм защиты права. Так, ХПК и ГПК предусматривают право сторон на передачу споров в арбитражный (третейский) суд, определяют процессуальные последствия наличия по спору арбитражного (третейского) соглашения или решения арбитражного (третейского) суда, регулируют порядок оспаривания, а также приведения в исполнение решений арбитражных (третейских) судов и пр.

<4> По правилам ГПК тоже могут рассматривать споры экономического характера, в том числе осложненные иностранным элементом, — мы имеем в виду деятельность судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь. Поэтому при выяснении направлений и пределов взаимодействия арбитражной и судебной форм защиты права следует учитывать положения не только ХПК, но и ГПК.

При применении нормативных правовых актов по вопросам международного коммерческого арбитража следует также учитывать нормативные разъяснения, данные высшими судебными инстанциями, в частности постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 N 34 «О подведомственности споров после уступки требования или перевода долга», постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 N 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц», постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.2014 N 18 «О применении судами законодательства о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений».

К ненормативным источникам регулирования международного коммерческого арбитража национального уровня относятся: соглашение сторон; регламенты институциональных арбитражных судов; типовые арбитражные оговорки; усмотрение состава арбитражного суда; постановления арбитражных и государственных судов по конкретным делам.

Несмотря на то что соглашение сторон является ненормативным источником регулирования, его значение в решении вопросов международного коммерческого арбитража очень велико: ввиду договорно-правовых начал международного коммерческого арбитража многие аспекты его деятельности национальное законодательство об арбитраже позволяет регулировать именно соглашением сторон <5>. Так, Закон N 279-З разрешает сторонам своим соглашением определять: количественный состав арбитров (ст. 16 Закона N 279-З); порядок формирования состава арбитражного суда (ст. 17 Закона N 279-З); порядок отвода арбитров, экспертов, переводчиков (ст. 19 Закона N 279-З); процедуру разбирательства дела арбитражным судом (ст. 25 Закона N 279-З); место проведения заседаний (ст. 26 Закона N 279-З); язык арбитражного разбирательства (ст. 27 Закона N 279-З) и др. Вместе с тем стороны не вправе изменять или отменять своим соглашением безусловно императивные правила национального законодательства об арбитраже, в частности требования относительно формы и содержания арбитражного соглашения, правило «компетенции-компетенции», принцип равенства сторон, основания и порядок отмены арбитражного решения и пр.

<5> Курочкин, С.А. Международный коммерческий арбитраж и третейское судопроизводство / С.А.Курочкин. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — С. 37.

Договоренность сторон по различным аспектам арбитражного разбирательства может быть достигнута как в момент заключения арбитражного соглашения и отражена в нем, так и позднее, в том числе уже после возникновения спора. Такая договоренность является обязательной не только для самих сторон, но и для рассматривающего спор международного арбитражного суда. Несоблюдение последним условий соглашения сторон может служить основанием для отмены арбитражного решения (абз. 5 ч. 2 ст. 43 Закона N 279-З), а также для отказа в его принудительном исполнении (абз. 5 ч. 1 ст. 260 ХПК, подп. d) п. 1 ст. V Конвенции Организации Объединенных Наций «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (заключена в г. Нью-Йорке 10.06.1958)).

Регламент (арбитражный регламент) представляет собой свод правил, регулирующих организацию институционального международного арбитражного суда и порядок разрешения споров в нем <6>. Арбитражные регламенты весьма своеобразны по своей природе. С одной стороны, они очень похожи на нормативные правовые акты, т.к. предусмотренные ими правила выражены в такой же абстрактной форме и рассчитаны на неоднократное применение. С другой стороны, арбитражные регламенты не имеют под собой государственно-властной основы, поскольку утверждаются (принимаются), как правило, учредителем соответствующего институционального арбитражного суда <7>. Сфера действия арбитражных регламентов гораздо уже сферы действия нормативных правовых актов: они распространяются только на определенный международный арбитражный суд <8>. Наконец, арбитражный регламент подлежит применению при рассмотрении спора лишь постольку, поскольку стороны согласились на его использование, при этом стороны вправе оговорить любые изъятия из правил арбитражного регламента. Арбитражный регламент, о применении которого стороны договорились, становится неотъемлемой частью арбитражного соглашения <9>.

<6> Такое определение арбитражного регламента содержится и в абз. 8 ст. 1 Закона N 279-З.

<7> При этом арбитражный регламент не должен противоречить национальному законодательству об арбитраже, он может лишь развивать, дополнять или конкретизировать его положения.

<8> В некоторых случаях сфера действия арбитражных регламентов может выходить за эти рамки. Например, Швейцарский регламент международного арбитража 2004 года определяет правила деятельности арбитражных судов при торгово-промышленных палатах Базеля, Берна, Ву, Женевы, Невшателя, Тичино и Цюриха (см.: Комментарии к арбитражным регламентам ведущих арбитражных институтов / под ред. Рихарда Хлупа. — СПб.: АНО «Редакция журнала «Третейский суд»; М.: Инфотропик Медиа, 2012. — С. 185). Кроме того, закрепленные в арбитражных регламентах принципы арбитражной процедуры могут восприниматься другими арбитражными институтами или составами арбитров и тем самым превращаться в обычай (см.: Международный коммерческий арбитраж: учеб./ под ред. В.А.Мусина, О.Ю.Скворцова. — СПб.: АНО «Редакция журнала «Третейский суд»; М.: Инфотропик Медиа, 2012. — С. 59).

<9> Сысуев, Т.В. Международный коммерческий арбитраж. Общие вопросы признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений / Т.В.Сысуев // Международное регулирование внешнеэкономической деятельности / Д.П.Александров [и др.]; под ред. В.С.Каменкова. — М.: Изд-во деловой и учеб. лит.; Минск: Дикта, 2005. — С. 743; Курочкин, С.А. Международный коммерческий арбитраж и третейское судопроизводство / С.А.Курочкин. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — С. 37.

Факультативный (необязательный) характер арбитражных регламентов находит свое отражение в нормах национального законодательства об арбитраже и в самих арбитражных регламентах. Так, ст. 12 Закона N 279-З, указывая, что передачей спора на рассмотрение постоянно действующего международного арбитражного суда стороны согласовывают и рассмотрение спора в соответствии с его арбитражным регламентом, содержит важную оговорку: при отсутствии соглашения сторон об ином. По смыслу ч. 2 ст. 25 Закона N 279-З положения арбитражного регламента постоянно действующего международного арбитражного суда подлежат применению только в том случае, когда нет договоренности сторон спора о порядке разбирательства дела. Согласно ст. 1 Регламента Международного арбитражного (третейского) суда «Палата арбитров при Союзе юристов» спор подлежит разрешению в соответствии с данным Регламентом с такими изменениями, о которых стороны договорились в письменной форме.

Нередко порядок деятельности конкретного международного арбитражного суда определяется несколькими регламентами (общим регламентом, регламентами для отдельных категорий дел и т.п.). Например, в таких крупных арбитражных институтах, как Международный арбитражный суд ICC и Международный центр разрешения споров Американской арбитражной ассоциации, имеется целый ряд подобных регламентов <10>. В Международном арбитражном суде при БелТПП действует Регламент Международного арбитражного суда при БелТПП (в новой редакции), утвержденный постановлением Президиума Белорусской торгово-промышленной палаты от 17.03.2011, и Регламент «Проведение процедуры примирения в Международном арбитражном суде при БелТПП», утвержденный вышеназванным постановлением. Международный арбитражный (третейский) суд «Палата арбитров при Союзе юристов» рассматривает споры в соответствии с общим Регламентом, утвержденным протоколом Центрального Совета Союза юристов от 12.06.2009, и Регламентом online арбитража, утвержденным решением Президиума этого международного арбитражного суда от 08.04.2014 N 4.

<10> Комментарии к арбитражным регламентам ведущих арбитражных институтов / под ред. Рихарда Хлупа. — СПб.: АНО «Редакция журнала «Третейский суд»; М.: Инфотропик Медиа, 2012. — С. 28 — 29, 315 — 316.

Типовые (модельные) арбитражные оговорки разрабатываются постоянно действующими арбитражными судами (в этом случае они, как правило, включаются в соответствующий арбитражный регламент) или устанавливаются соглашением двух и более арбитражных институтов <11>. Данные оговорки предлагаются субъектам предпринимательской деятельности в качестве образца для формулирования условий внешнеэкономического контракта относительно арбитражного порядка разрешения споров. Типовые арбитражные оговорки не имеют обязывающего характера, однако их применение весьма желательно: в типовых арбитражных оговорках употребляются точные, абсолютно определенные и юридически выверенные формулировки, которые позволяют избежать трудностей, связанных с установлением наличия и пределов компетенции конкретного международного арбитражного суда.

<11> Данилевич, А.С. Международный коммерческий арбитраж: курс лекций. В 2 ч. / А.С.Данилевич. — Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. — Ч. 1. — С. 67.

Использование составом международного арбитражного суда своего усмотрения для решения процессуальных вопросов, возникающих в ходе рассмотрения споров, является объективно обусловленной необходимостью, поскольку приведенные выше источники международного и национального уровня не в состоянии урегулировать (особенно в отношении арбитража ad hoc) все нюансы процедуры арбитражного разбирательства. Применение усмотрения составом международного арбитражного суда санкционирует и Закон N 279-З. Так, ч. 2 ст. 25 Закона N 279-З позволяет составу международного арбитражного суда при отсутствии договоренности сторон относительно порядка рассмотрения спора вести разбирательство дела в том порядке, который он признает необходимым для обеспечения вынесения законного и обоснованного решения <12>, а ч. 2 ст. 3 Закона N 279-З разрешает международному арбитражному суду руководствоваться теми принципами хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь, которые не противоречат принципам деятельности международного арбитражного суда.

<12> При этом состав суда обязан соблюдать положения Закона N 279-З и учитывать мнения сторон, а состав постоянно действующего международного арбитражного суда — также положения арбитражного регламента.

Немаловажную роль в регулировании международного коммерческого арбитража играют постановления арбитражных и государственных судов по конкретным делам, т.к. высказанные в них правовые позиции не только учитываются субъектами международных экономических отношений, но и оказывают определенное влияние на правоприменительную деятельность самих арбитражных и государственных судов. По этой причине институциональные арбитражные суды, как правило, проводят изучение и обобщение собственной правоприменительной практики, причем нередко с последующим опубликованием (в деперсонифицированном виде) соответствующих обзоров или отдельных практикоориентирующих казусов. Аналогичные явления имеют место и в системе государственных судов.