Частью 1 статьи 11.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена ответственность за нарушение должностным лицом либо кассиром юридического лица или индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций, который установлен, в частности, Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 N 107 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее — Инструкция N 107). Инструкция N 107 устанавливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.7 КоАП, вправе рассматривать органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговые органы, органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, органы Национального банка Республики Беларусь (статьи 3.7, 3.13, 3.15, 3.16 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Уполномоченные должностные лица указанных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.7 КоАП.
Примеры нарушений.
1. Согласно пункту 23 Инструкции N 107 выдача наличных денег из касс юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, привлекающих для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения осуществления частной нотариальной деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, производится по расходному кассовому ордеру формы КО-2, установленной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 N 38 «Об установлении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций» (далее — постановление N 38), а также по платежной ведомости с приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
Согласно пункту 5 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденной постановлением N 38 (далее — Инструкция N 38), расходный кассовый ордер формы КО-2 заполняется при выдаче из кассы наличных денег в белорусских рублях. В строке «Основание» указывается основание выдачи наличных денег. В строке «Приложение» перечисляются прилагаемые документы (при их наличии). В строке «Предъявлен документ» указываются данные о документе, удостоверяющем (подтверждающем) личность физического лица, которое получает наличные деньги.
Пунктом 24 Инструкции N 107 определено, что при выдаче наличных денег по платежной ведомости получатели предъявляют документы, удостоверяющие (справку, подтверждающую) их личность, и расписываются за получение денег в соответствующей графе платежной ведомости.
Согласно пункту 28 Инструкции N 107 выдачу наличных денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере, платежной ведомости, других документах, предусмотренных законодательством, либо лицу, указанному в доверенности, при предъявлении документов, указанных в пункте 24 Инструкции N 107.
В соответствии с пунктом 43 Инструкции N 107 при получении приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей кассир обязан проверить:
- на приходном кассовом ордере наличие подписи главного бухгалтера или лица, им уполномоченного;
- на расходном кассовом ордере, платежной ведомости наличие подписей руководителя юридического лица, главного бухгалтера, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса или лиц, ими уполномоченных;
- правильность заполнения в расходном кассовом ордере реквизитов предъявленного документа, удостоверяющего (справку, подтверждающую) личность получателя;
- наличие документов, подлежащих приложению.
В нарушение пунктов 28, 43 Инструкции N 107 и пункта 5 Инструкции N 38 в 2012 — 2013 гг. главным бухгалтером (кассиром) ООО «С» в расходных кассовых ордерах формы КО-2 не заполнялась строка «Предъявлен документ».
2. При проверке книг кассира и отчетов кассира было установлено, что в нарушение части двенадцатой пункта 47 Инструкции N 107 в строке «В том числе на оплату труда» указывались недостоверные сведения о сумме остатка наличных денег, не выплаченных по платежной ведомости на оплату труда (при выплате заработной платы по одной платежной ведомости в течение двух дней остаток невыплаченных денежных средств на заработную плату во второй день выплаты превышал остаток невыплаченных денег предыдущего дня).
В нарушение части первой пункта 26, части второй пункта 43 Инструкции N 107 кассиром выплата заработной платы лицам списочного и несписочного состава была произведена по одному расходному кассовому ордеру.
В нарушение части пятой пункта 23 Инструкции N 107 на всех платежных ведомостях на выплату заработной платы не была проставлена дата и номер оформленного расходного кассового ордера на общую сумму выданных наличных денег.
В нарушение части первой пункта 46 Инструкции N 107 в кассовую книгу вносились записи на основании приходных кассовых ордеров, которые были оформлены не в соответствии с законодательством (были испорчены).
В нарушение требований пункта 63 Инструкции N 107, части второй пункта 13 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь», в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете денежных средств были включены материально ответственные лица: кассир К. и кассир Б.