Комментарий к статье 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Статьей 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлена ответственность за нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг).

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение требований бюджетного законодательства (законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств) и законодательства в сфере государственных закупок), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства в сфере бюджетных отношений.

Объектом правонарушения являются отношения, связанные с получением и использованием средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо осуществлением государственных закупок товаров (работ, услуг).

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение требований бюджетного законодательства (законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств) и законодательства в сфере государственных закупок:

  • незаконном получении средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;
  • нецелевом использовании средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;
  • использовании с нарушением законодательства средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;
  • нецелевом использовании материальных ресурсов, приобретенных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;
  • использовании с нарушением законодательства материальных ресурсов, приобретенных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;
  • не предусмотренном законодательством ограничении доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках;
  • ином нарушении порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь;
  • изменении должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества;
  • уклонении руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным.

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, возникающим из правоотношений в сфере бюджетных отношений, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, Бюджетный кодекс Республики Беларусь (далее — БдК), Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон N 419-З), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 N 641 «Об утверждении Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации», постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 N 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее — постановление N 208), постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 N 8 «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций» (далее — постановление N 8) и др.).

Юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований бюджетного законодательства (законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств) и законодательства в сфере государственных закупок, строится на том, что согласно подпунктам 2.1-1 и 2.2 пункта 2 статьи 82 БдК получатели бюджетных средств обязаны использовать бюджетные средства в соответствии с требованиями БдК и иными актами законодательства, а также эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением <1>.

<1> Денисевич, А.В. Особенности ведения административного процесса по делам об административных правонарушениях в сфере бюджетных отношений (часть 1) / А.В.Денисевич // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2014.

Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством.

Примеры нарушений по части 1 статьи 11.16 КоАП.

1. В соответствии с пунктом 17 Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, утвержденной постановлением N 8 (далее — Инструкция N 8), определение расходов по бюджетным сметам получателей бюджетных средств производится исходя из действительной потребности в средствах с учетом осуществления режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств. Согласно части 1 пункта 18 Инструкции N 8 расходы, включаемые в бюджетные сметы получателей бюджетных средств, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации расходов бюджета согласно приложению 6 к постановлению N 208 (далее — классификация расходов). Согласно части 2 пункта 19 Инструкции N 8 к проекту бюджетной сметы получателя бюджетных средств прилагаются плановые показатели по сети, штатам и контингентам, штатные расписания, а также расчеты расходов по статьям, подстатьям и (или) элементам классификации расходов, включаемых в бюджетную смету получателя бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 24 Инструкции N 8 смета доходов и расходов внебюджетных средств является финансовым планом, устанавливающим объем доходов и расходов, направление и распределение средств, получаемых бюджетной организацией от осуществления приносящей доходы деятельности. Согласно пункту 28 Инструкции N 8 к смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций прилагаются плановые показатели по сети, штатам и контингентам, показатели работы организации, влияющие на объемы доходов и расходов внебюджетных средств, расчеты по доходам, выписка из штатного расписания бюджетной организации по структурным подразделениям, выполняющим виды деятельности, приносящие доходы, а также расчеты расходов по соответствующим позициям классификации расходов, калькуляции стоимости услуг (работ, товаров), расчеты расходов, включаемых в смету доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, по статьям, подстатьям и (или) элементам классификации расходов.

Учреждением в проверяемом периоде осуществлялись следующие виды внебюджетной деятельности: подготовительные курсы к централизованному тестированию, обучение на дому, дополнительные занятия по предметам для 2 — 11 классов, занятия на компьютере, кружки (6 видов), прокат спортивных принадлежностей (коньки, лыжи) и т.д.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2002 N 152 (далее — Инструкция N 152), организации, имеющие внебюджетные средства, составляют сметы доходов и расходов внебюджетных средств (далее — сметы) по каждому виду деятельности по утвержденной Министерством финансов Республики Беларусь форме. При этом по различным видам деятельности одинаковой направленности может составляться одна смета. Например, к виду «Образовательная деятельность» может быть отнесена работа различных подготовительных курсов, курсов по изучению иностранных языков, кружков, секций, студий и объединений, платное обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров и т.п. Аналогичным образом могут формироваться единые сметы в других отраслях бюджетной сферы. По сдаче в аренду помещений (площадей), имущества смета составляется отдельно.

В соответствии с пунктом 8 Инструкции N 152 в расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с их распределением по кварталам, статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации. Пунктом 11 Инструкции N 152 предусмотрено, что бюджетные организации, получающие внебюджетные доходы, в обязательном порядке в расходной части сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности предусматривают расходы на оплату коммунальных услуг, транспортных услуг и услуг связи. Объем средств по указанным расходам определяется расчетным путем пропорционально планируемым показателям по видам приносящей доходы деятельности и аналогичной деятельности за счет средств бюджета или пропорционально сумме планируемых поступлений средств от деятельности, приносящей доходы, и плановому объему ассигнований из бюджета.

В нарушение пункта 11 Инструкции N 152 учреждением в 2013 году в расходной части смет доходов и расходов внебюджетных средств не были в полном объеме предусмотрены расходы:

  • на оплату услуг связи по статье 1100600 «Оплата услуг связи» по параграфу 201 всего было запланировано таких расходов в сумме 11,4 тыс.руб.;
  • на оплату коммунальных услуг по статье 1100701 «Оплата потребления тепловой энергии»: по параграфу 201 всего было запланировано таких расходов в сумме 9514,4 тыс.руб., по параграфу 202 — 15007,8 тыс.руб.

Согласно расчету распределения расходов между бюджетной и внебюджетной деятельностью (прилагается к акту проверки), произведенному в ходе проверки, в 2013 году отделу образования за счет внебюджетных средств следовало запланировать и направить:

  • на оплату услуг связи по параграфу 201 — 21,9 тыс.руб.;
  • на оплату коммунальных услуг (потребление тепловой энергии) по параграфу 201 — 24428,2 тыс.руб., по параграфу 202 — 36606,0 тыс.руб.

Фактически согласно отчетам об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств за 2013 год учреждением было использовано на эти цели соответственно 11,4 тыс.руб., 9514,4 тыс.руб. и 15007,8 тыс.руб.

На разницу в сумме 36522,5 ((21,9 — 11,4) + (24428,2 — 9514,4) + (36606,0 — 15007,8)) учреждением в 2013 году было незаконно получено финансирование из районного бюджета вследствие включения в бюджетные сметы завышенных сумм расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии) и услуг связи.

2. В проверяемом периоде УП «В» выполняло строительно-монтажные работы собственными силами (хозяйственным способом) на различных объектах строительства, в том числе с привлечением бюджетных средств (ассигнований). Проверкой установлено, что в июле — октябре 2013 г. УП «В» хозяйственным способом выполнялись строительные работы на объекте «Реконструкция сети», что подтверждалось актами выполненных работ. Источником финансирования являлись средства городского бюджета.

Согласно абзацу 6 пункта 2 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 N 10, хозяйственный способ строительства — организационная форма строительства, выполнения работ, при которой строительные, монтажные, иные специальные работы выполняются собственными силами застройщика, обладающего правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты строительства либо приобретающего эти права по окончании строительства. В случае строительства объекта с привлечением подрядных организаций к хозяйственному способу строительства относится та часть работ, которая выполнена собственными силами застройщика.

В соответствии с пунктом 15 вышеуказанной Инструкции при финансировании строительных работ, выполняемых хозяйственным способом, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов основанием для получения указанных средств является акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, форма которого установлена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 N 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве», составленный в базисных ценах, и бухгалтерская справка-расчет о сумме фактически произведенных затрат в разрезе статей затрат.

Так, УП «В» согласно акту сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ за июль 2013 г. на объекте «Реконструкция сети» были выполнены работы на общую сумму 505493399 руб. (1-й этап), в августе 2013 г. согласно актам сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ объем выполненных строительно-монтажных работ составил 504033059 руб. Всего за июль — август 2013 г. было выполнено строительно-монтажных работ на общую сумму 1009526458 руб.

Согласно пункту 2 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.04.2008 N 19 «Об определении норм накладных расходов при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ хозяйственным способом» (далее — постановление N 19) плановые накопления при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ хозяйственным способом не начисляются. Проверкой установлено, что предприятием в нарушение пункта 2 постановления N 19 были неправомерно начислены и включены в акты выполненных строительно-монтажных работ за июль — август 2013 г. плановые накопления (плановая прибыль) на общую сумму 95450815 руб. Таким образом, проверкой было установлено, что из городского бюджета в июле — августе 2013 г. были необоснованно получены бюджетные средства на сумму 95450815 руб. в результате завышения стоимости строительно-монтажных работ.

Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней. При этом необходимо отличать использование бюджетных средств от использования иных средств.

Так, частью 2 статьи 12.47 КоАП предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими строительство (реконструкцию) жилых домов, квартир, объектов жилищной инфраструктуры и гаражей, аккумулированных денежных средств физических и юридических лиц.

Указом Президента Республики Беларусь от 06.06.2013 N 263 утверждено Положение о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь (далее — Положение N 263).

Положением N 263 регулируются отношения по привлечению денежных средств:

  • граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для долевого строительства жилых помещений в многоквартирных жилых домах с использованием государственной поддержки и (или) с ограниченной прибылью застройщика;
  • граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц для долевого строительства жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах и (или) иных объектов недвижимости на коммерческой основе (без использования государственной поддержки и ограничения прибыли застройщика);
  • граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц для долевого строительства одноквартирных жилых домов, а также жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах и (или) иных объектов недвижимости.

Частями 1 — 3 пункта 5 Положения N 263 установлено, что привлечение денежных средств дольщиков для долевого строительства осуществляется застройщиками на основании договоров, заключенных в соответствии с Положением N 263, на специальные счета, открытые для каждого объекта строительства, за исключением денежных средств на оплату затрат застройщика, не включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта долевого строительства, но относимых на стоимость строительства, и прибыли застройщика, направляемых на текущий (расчетный) счет застройщика. Специальные счета открываются в порядке, установленном законодательством, на основании договора специального счета, заключаемого застройщиком и банком, в котором устанавливается режим функционирования специального счета с учетом требований Положения N 263 и иных актов законодательства. Если иное не установлено Положением N 263, средства, перечисленные дольщиками на специальные счета, используются застройщиками только по целевому назначению на строительство объекта строительства и направляются на финансирование работ и затрат, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов долевого строительства.

Обществу в соответствии с договором специального счета (далее — договор) для создания объекта долевого строительства в белорусских рублях был открыт текущий (расчетный) банковский счет со специальным режимом функционирования для создания объекта долевого строительства. Согласно договору в соответствии со специальным режимом функционирования по счету осуществлялись следующие операции: зачисление на счет денежных средств граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, привлеченных для долевого строительства указанного в пункте договора объекта, за исключением денежных средств на оплату затрат предприятия, не включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта долевого строительства, но относимых на стоимость строительства, и прибыли предприятия; перечисление (выплата) со счета денежных средств для финансирования работ и затрат, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта долевого строительства.

Выборочной проверкой целевого использования обществом аккумулированных средств дольщиков объекта долевого строительства было установлено, что обществом в нарушение части 3 пункта 5 Положения N 263 средства, перечисленные дольщиками на специальные счета в январе 2014 г., использовались на финансирование работ и затрат, не включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов долевого строительства (на оплату топлива, электроэнергии, газа, услуг Белорусской железной дороги, на погашение просроченных кредитов, уплату налогов на захоронение отходов, за топливные брикеты и иное).

Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать использование бюджетных средств с нарушением требований, установленных БдК и иными актами бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств.

Государственная закупка — приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.

Примеры нарушений по части 4 статьи 11.16 КоАП.

1. В ходе выборочной проверки осуществления государственных закупок выявлен ряд нарушений требований Закона N 419-З, установленного порядка проведения закупок, нарушения в оформлении конкурсных документов.

Так, при проверке порядка проведения государственной закупки на текущий ремонт техники было установлено, что директором ОАО «В» был утвержден запрос ценовых предложений по выбору подрядчика на текущий ремонт техники. К запросу ценовых предложений были приложены технико-экономическое задание, конкурсное приглашение, спецификация, образец ценового предложения, заявка на участие в процедуре государственной закупки. В запросе ценовых предложений изложены необходимые сведения, наличие которых предусматривает пункт 3 статьи 49 Закона N 419-З, в том числе порядок рассмотрения предложений участников. Вместе с тем не все условия рассмотрения предложений участников процедуры государственной закупки соответствуют положениям статьи 49 Закона N 419-З.

Запросом ценовых предложений по выбору подрядчика на текущий ремонт техники было предусмотрено право организатора по собственному желанию принимать любое предложение, при этом организатор не обязан отдавать предпочтение самому дешевому предложению. Однако данное условие задания на процедуру государственной закупки комиссией было принято с нарушением части 1 пункта 1 статьи 49 Закона N 419-З, согласно которой процедура запроса ценовых предложений — вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, победителем которого признается участник, предложивший наименьшую цену предложения.

Помимо этого, в запросе ценовых предложений было установлено, что данной процедурой закупки предусматривается возможность заказчика (организатора) и (или) комиссии предлагать участникам конкурентной процедуры закупки снижать цены представленных ими предложений в период после представления таких предложений и до выбора победителя.

Возможность проведения подобных переговоров по понижению цены предложений участников процедуры запроса ценовых предложений была предусмотрена пунктом 61 Порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в ОАО «В», однако не должна была реализовываться при проведении процедур государственных закупок, поскольку проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участниками в отношении поданных ими предложений не допускается, что прямо предусмотрено пунктом 8 статьи 49 Закона N 419-З.

Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 25 Закона N 419-З договор между заказчиком и участником-победителем, за исключением процедуры закупки из одного источника, подлежит заключению по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя, установленного абзацем третьим пункта 2 статьи 54 Закона N 419-З, который составляет не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя.

В то же время в нарушение данных положений Закона N 419-З запросом ценовых предложений по выбору подрядчика на текущий ремонт техники было предусмотрено обеспечить подписание договора в срок не позднее 30 календарных дней со дня направления проекта договора выбранному поставщику.

Открытие поступивших предложений по названной закупке производилось комиссией ОАО «В», о чем был составлен протокол. Вместе с тем в протокол в нарушение пункта 9 статьи 49 Закона N 419-З не были занесены все необходимые сведения: в протоколе не были указаны учетные номера плательщиков участников закупки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 49 Закона N 419-З предложение должно содержать: наименование, место нахождения и учетный номер плательщика участника; документы и сведения, указанные в документах, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений; согласие участника с условиями проекта договора, который приложен к документам, представляемым участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.

Вместе с тем коммерческое предложение УП «М» всех необходимых сведений не содержало: в предложении не были указаны почтовые реквизиты, место нахождения участника, учетный номер плательщика, номер телефона, адрес электронной почты, сведения о руководителе. Помимо этого, УП «М» в конкурсную комиссию не были представлены все требуемые технико-экономическим заданием документы, подтверждающие квалификационные данные участника (сведения о финансовом состоянии и платежеспособности, справки из налоговых органов, сертификаты и другие документы, предусмотренные разделом IV технико-экономического задания на государственную закупку). Также в комиссию не представлены документы, подтверждающие квалификационные данные второго участника процедуры государственной закупки — ООО «П». Таким образом, предложения перечисленных участников не отвечали требованиям конкурсных документов и подлежали отклонению. Вместе с тем в нарушение пункта 10 статьи 49, пункта 3 статьи 38 Закона N 419-З данные предложения комиссией не были признаны не соответствующими конкурсным документам и не были отклонены, при открытии ценовых предложений было отражено, что все предложения соответствуют формальным требованиям и принимаются к рассмотрению.

2. Согласно пункту 2 статьи 32 Закона N 419-З открытый конкурс применяется в случаях, не предусмотренных Законом N 419-З для применения иных видов процедур государственных закупок. В то же время учреждением в нарушение вышеназванного требования законодательства, пункта 2 статьи 41 Закона N 419-З, а также позиции 29 (исходя из Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 N 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь» (далее — ОКРБ 007-2007)) Перечня товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», за счет средств бюджета без проведения процедуры электронного аукциона с применением процедуры открытого конкурса были приобретены у ОДО «А» (г. Минск) по товарно-транспортной накладной стиральные машины, код которых в соответствии с ОКРБ 007-2007 — 29.71.13.300, в количестве 10 ед. максимальной загрузкой при стирке 8 кг (5 машин стирально-отжимных ВО-8 согласно руководству по эксплуатации производства Российской Федерации (ОАО «В»), 3 стиральные машины ASCO WMC62P и 2 стиральные машины ASCO WMC62V — производства Швеции (импортер — ООО «А», г. Москва)) общей стоимостью 249751250 руб. или 2497 базовых величин.

При этом учреждением в нарушение требований части 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 419-З был заключен договор купли-продажи стиральных машин на приобретение данной продукции как происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, так и импортируемых, общей иной стоимостью 249751250 руб.

При этом необходимо отметить, что статьей 21.17 КоАП предусмотрена административная ответственность за непроведение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательством случаях подрядных торгов на строительство объектов, торгов при размещении необходимых для этих объектов заказов на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь или несоблюдение порядка их проведения.

Так, решением городского исполнительного комитета для УП «П» была разрешена разработка проектной документации на капитальный ремонт с модернизацией здания и благоустройством прилегающей территории. В соответствии с заданием на проектирование, а также на основании договора, заключенного с проектной организацией, для УП «П» были выполнены проектные работы по объекту. УП «П» на выполнение работ по объекту был заключен договор на производство работ с подрядной организацией УП «Б» на общую сумму 10500 базовых величин. Источник финансирования работ по объекту — средства городского бюджета.

Согласно абзацам 1 и 2 части 1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 N 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» (далее — Указ N 58) (в период его действия) проведение подрядных торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, являлось обязательным при заключении договоров на строительство объектов, в том числе их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, — при стоимости строительства объектов 3000 базовых величин и более.

Согласно абзацам 1, 2 п. 3 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 N 235 (далее — Положение N 235) (в период его действия) проведение подрядных торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, являлось обязательным при размещении заказов на строительство объектов, в том числе их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство (далее — строительство объектов), финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь — при стоимости строительства объекта 3000 базовых величин и более.

В нарушение требований абзацев 1 и 2 части 1 пункта 1 Указа N 58, абзацев 1 и 2 пункта 3 Положения N 235 УП «П» на выполнение работ по объекту заключило договор без проведения подрядных торгов с подрядной организацией — УП «Б».