Статья 17.2. Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы
Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы из такого оружия, —
влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин с конфискацией оружия и боеприпасов к нему или без конфискации, с лишением специального права либо без лишения специального права.
1. Объектом комментируемого правонарушения являются общественная и личная безопасность, а также общественный порядок и спокойствие граждан.
2. Оружие — средство поражения людей, животных, а также разрушения строений, сооружений и т.п. В зависимости от способа приведения снаряда в движение выделяют: огнестрельное, механическое и пневматическое оружие [17].
3. Правонарушение, предусмотренное ст. 17.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [1] (далее — КоАП), совершается исключительно с использованием (применением) огнестрельного оружия, выступающего в данном случае в качестве средства совершения правонарушения.
3.1. Понятие огнестрельного оружия дано в абзаце 3 части 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 13.11.2001 N 61-З «Об оружии» [5] (далее — Закон об оружии), согласно которому огнестрельное оружие — оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества.
Ввиду чрезвычайного разнообразия огнестрельного оружия и наличия многочисленных оснований для его квалификации представляется, что дать общую классификацию оружия невозможно. В то же время можно условно классифицировать огнестрельное ручное оружие по ряду различных оснований:
- по способу изготовления: заводское, кустарное, самодельное (в том числе и переделанное из заводского);
- по целевому назначению: боевое, служебное, гражданское;
- по видам (то есть по общей конструкции): пистолеты, револьверы, пистолеты-пулеметы, карабины, автоматы, ружья, штуцеры, винтовки, пулеметы, обрезы;
- по калибру: малокалиберные (4,25 — 5,6 — 6,32 мм); среднекалиберные (7,62 — 7,65 мм); крупнокалиберные (9 мм и выше);
- по длине ствола: короткоствольное (револьверы, пистолеты); среднествольное (пистолеты-пулеметы); длинноствольное (винтовки, карабины, охотничьи ружья, в том числе и с нарезным стволом) и т.д. [12].
К огнестрельному оружию относятся предметы, обладающие следующими признаками:
- а) огнестрельностью;
- б) специальным назначением для причинения повреждений;
- в) убойной силой;
- г) надежностью.
Вопрос относимости предмета к огнестрельному оружию имеет существенное значение для правильной квалификации комментируемого правонарушения, а в ряде случаев, специально предусмотренных уголовным законом, определяет наличие либо отсутствие состава преступления. В необходимых случаях не исключено назначение судебно-баллистической экспертизы, результаты которой могут иметь существенное значение для решения вопроса квалификации правонарушения по комментируемой статье КоАП.
Для правильного применения термина «оружие» (огнестрельное, охотничье, огнестрельное гладкоствольное, холодное, газовое, пневматическое, метательное) следует руководствоваться их определениями, содержащимися в Законе об оружии (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 03.04.2008 N 1 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с незаконными действиями в отношении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст. 294 — 297 УК)» [9] (далее — постановление N 1).
3.2. Огнестрельным является оружие, в котором снаряд получает поступательное движение за счет действия пороховых газов. По этому признаку огнестрельное оружие отличается от пневматического лука и иных метательных средств [13].
Не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 17.2 КоАП, стрельба в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы, из пневматического, газового, сигнального оружия, а также стартовых, строительно-монтажных пистолетов и револьверов, а равно иного подобного оружия. Газовое, пневматическое, стартовое оружие не относится к огнестрельному оружию и является родственным видом огнестрельного оружия [14]. Лук, арбалет, ружье для подводной охоты относятся к механическому оружию, в котором снаряды приводятся в действие энергией сжатой пружины, тетивы. Пневматическое оружие — это механизм, где снаряд приводится в движение энергией сжатого воздуха [17]. Ракетницы и иные строительно-монтажные пистолеты могут быть отнесены к огнестрельному оружию только в том случае, если они специально приспособлены для нанесения телесных повреждений [13]. Имитационно-пиротехнические и осветительные средства также не являются огнестрельным оружием.
Стрельба из (применение) указанных видов оружия, не являющихся огнестрельными, при наличии определенных признаков может повлечь за собой ответственность по ст. 17.1 КоАП.
Любой из видов огнестрельного оружия, названных выше, может выступать в качестве орудия правонарушения независимо от способа его производства: заводское или кустарное (самодельное).
Не является административно наказуемой также стрельба в населенном пункте с нарушением установленного порядка (ранее подобные действия подлежали квалификации по ст. 157 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 1984 года [4]). Однако в обязательном порядке должны быть соблюдены требования относительно места производства стрельбы, которое должно быть специально для этого предназначено.
Стрельба из огнестрельного оружия в жилище граждан, а также в иных помещениях образует признаки комментируемого административного правонарушения, но только в том случае, если в деянии виновного отсутствует состав преступления (например, по ст. 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь [3] (далее — УК)).
Не играет решающей роли для квалификации правонарушения соблюдение правил владения оружием, а также правомерность факта владения оружием со стороны виновного. В подобных случаях возможна также дополнительная квалификация вкупе с правонарушениями, предусмотренными такими статьями КоАП, как ст. 23.48 и ст. 23.71.
3.3. В ситуации, когда лицо незаконно владеет оружием или совершает иные противоправные действия, указанные в законе, в действиях лица, передавшего свое оружие, наличествуют признаки уголовно-правового состава, предусмотренного ст. 295, 295-1 УК. Подобное указание содержится в п. 9 постановления N 1, согласно которому незаконной передачей во владение огнестрельного оружия (ч. 2 ст. 295 УК) или охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия (ч. 2 ст. 295-1 УК) следует признавать, в частности, предоставление указанных предметов для временного использования, в качестве залога, для хранения на безвозмездной или возмездной основе иным лицам с нарушением установленного законодательством порядка. Субъектами данного преступления следует признавать как лиц, которые владели данными предметами на законном основании, так и не имевших права обладать и распоряжаться ими.
Как незаконный сбыт огнестрельного оружия (ч. 2 ст. 295 УК), охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия (ч. 2 ст. 295-1 УК) необходимо квалифицировать продажу, дарение, отчуждение в иной форме перечисленных предметов их владельцами другим лицам в нарушение порядка, установленного законодательством (п. 10 постановления N 1).
3.4. Под стрельбой понимается непосредственное произведение выстрелов, в том числе такие предварительные действия, как пристрелка и стрельба на поражение (подавление и разрушение целей). Не является наказуемой по комментируемой статье КоАП подготовка к стрельбе, включающая в себя разведку и занятие огневых позиций. Пресечение правонарушения на указанной стадии не влечет административную ответственность по комментируемой статье КоАП.
4. Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного в ст. 17.2 КоАП, образуют альтернативные действия любого человека, который:
- осуществляет стрельбу из огнестрельного оружия в населенном пункте либо
- осуществляет стрельбу из огнестрельного оружия в месте, не предназначенном для стрельбы.
Диспозиция ст. 17.2 КоАП является бланкетной, что предполагает обращение к другим нормативным актам, определяющим понятие огнестрельного оружия, а также понятие и границы населенных пунктов. Однако не всегда нарушение этих специальных нормативных актов влечет ответственность по ст. 17.2 КоАП. При определенных обстоятельствах не исключены и другие виды ответственности, в т.ч. уголовная, гражданско-правовая, а также ответственность, возникающая в сфере трудовых правоотношений.
В статье 4 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 N 154-З «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» [6] под населенным пунктом понимается компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.
К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты. Полномочия по установлению и изменению границ г. Минска, областей и районов принадлежит Президенту Республики Беларусь, городов районного подчинения и поселков городского типа — областным Советам депутатов, сельских населенных пунктов — районным Советам депутатов.
В статье 17.2 КоАП подразумевается стрельба правонарушителя, исключительно немотивированная какими-либо внешними противоправными проявлениями.
Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы, является правомерной и обусловлена определенными внешними противоправными проявлениями при осуществлении субъектом действий, разрешенных действующим законодательством (например, осуществление стрельбы в условиях крайней необходимости, при задержании преступника или при выполнении иных служебных обязанностей). Однако в данной ситуации важное значение имеет соблюдение условий, предусмотренных законодательством, а также обеспечение безопасности окружающих. Например, статьей 29 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел» [7] запрещается применять или использовать оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. В этой же статье предусмотрены условия и основания применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. Подобная регламентация применения оружия содержится и в ст. 26 Закона об оружии, а также иных законодательных актах (например, Правилах ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 N 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» [8] (далее — Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты)).
К специально предназначенным для стрельбы местам относятся: тиры, полигоны, стрельбища, где соблюдаются специальные правила, пропускной режим и обеспечиваются меры безопасности.
В некоторых нормативных актах устанавливаются особенности осуществления стрельбы вне населенных пунктов. Так, в соответствии с абз. 12 и 13 п. 237 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты запрещается производить стрельбу и находиться с заряженным охотничьим оружием в населенных пунктах и на расстоянии менее 200 метров от их крайнего строения, а также производить стрельбу в направлении людей, населенных пунктов, сельскохозяйственных животных, транспортных средств из огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия на расстоянии менее 500 метров до них и из огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом — менее 2 километров. При нарушении этих условий в действиях виновного усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.37 КоАП. Подобные деяния квалифицируются по совокупности со ст. 17.2 КоАП.
Нарушение установленных правил стрельбы (стрельба из неисправного оружия, передача оружия другим лицам) не влечет ответственности по ст. 17.2 КоАП, если стрельба была осуществлена в месте, предназначенном для стрельбы.
5. Предусмотренное статьей 17.2 КоАП правонарушение подлежит квалификации исключительно в момент противоправного применения огнестрельного оружия. Дальнейшие действия, а тем более последствия в ряде случаев подлежат самостоятельной юридической оценке.
В.А.Круглов отмечает, что состав рассматриваемого правонарушения является формальным, для его установления наступление каких-либо последствий не является обязательным [11]. Совершение указанного противоправного деяния не предусматривает наступления каких-либо последствий. В случае наступления материальных последствий, действия виновного могут образовывать, например, состав уголовного хулиганства, уничтожения или повреждения имущества, совершенного по неосторожности. Поэтому более правильным является полное исключение материальных последствий из состава ст. 17.2 КоАП. Но это не означает, что стрельба в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы, не может повлечь таких материальных последствий, как, например, уничтожение или повреждение имущества. Если имущество повреждено по неосторожности и причинен ущерб в незначительном размере, указанные последствия могут выступать в качестве состава правонарушения, предусмотренного ст. 17.2 КоАП (в том числе состава, предусмотренного ст. 10.9 КоАП, в основе которого умысел виновного), а также повлечь гражданско-правовую ответственность.
6. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым и косвенным умыслом. В некоторых ситуациях не исключено совершение данного правонарушения и по неосторожности. Об этом говорится и в юридической литературе [15; 16].
Мотив и цель нарушения не имеют определяющего значения для квалификации содеянного. Однако если виновный кроме стрельбы преследовал иные цели (например, повреждение имущества граждан или причинение гражданам телесных повреждений), его действия подлежат квалификации по нормам УК или КоАП (ст. 339 УК, ст. 10.9 КоАП).
7. Субъект правонарушения общий — вменяемый, с 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 4.3 КоАП).
8. Правом составлять протоколы по ст. 17.2 КоАП наделены должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [2] (далее — ПИКоАП). Единоличным правом рассматривать протоколы об административных правонарушениях по статье 17.2 КоАП обладают судьи районного (городского) суда (ст. 3.2 ПИКоАП).
9. В качестве дополнительного взыскания предусмотрена конфискация или лишение специального права. Относительно конфискации необходимо отметить, что ст. 28 Закона об оружии предоставляет органам внутренних дел право изымать оружие в случаях нарушения юридическими и физическими лицами установленных Законом об оружии и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортировки и применения оружия до принятия окончательного решения по этому вопросу в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Поэтому изъятие огнестрельного оружия до принятия судебного решения является правомерным. При этом изъятое оружие не хранится с материалами об административном правонарушении, а сдается в дежурную часть органа внутренних дел в соответствии Инструкцией о порядке приема, учета, хранения, передачи и уничтожения изъятых, конфискованных, добровольно сданных и переданных оружия и боеприпасов, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 19.06.2006 N 157 [10].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — N 63. — 2/946.
2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2007. — N 14. — 2/1291.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 1999. — N 76. — 2/50.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.12.1984 // Собрание законов БССР, указов Президиума Верховного Совета БССР, постановлений Совета Министров БССР. — 1984. — N 35. — Ст. 505.
5. Об оружии: Закон Республики Беларусь, 13 ноября 2001 г., N 61-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2001. — N 109. — 2/810.
6. Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 5 мая 1998 г., N 154-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. — 1998. — N 19. — Ст. 214.
7. Об органах внутренних дел: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2007 г., N 263-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2007. — N 173. — 2/1360.
8. Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты: Указ Президента Республики Беларусь, 8 декабря 2005 г., N 580 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2005. — N 196. — 1/6996.
9. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с незаконными действиями в отношении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст. 294 — 297 УК): постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 3 апреля 2008 г., N 1 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2008. — N 94. — 6/703.
10. Об утверждении Инструкции о порядке приема, учета, хранения, передачи и уничтожения изъятых, конфискованных, добровольно сданных и переданных оружия и боеприпасов: постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 19 июня 2006 г., N 157 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2006. — N 110. — 8/14672.
11. Круглов В.А. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях: статьи глав 13 и 14. Минск: Амалфея, 2001. — С. 19.
12. Курс криминалистики: в 3 т. / под ред. О.Н.Коршунова и А.А.Степанова. — СПб.: Юридический Центр пресс, 2004. — Т. 1: Общетеоретические вопросы. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика. — С. 336 — 337.
13. Криминалистика / под ред. Н.П.Яблокова, В.Я.Колдина. — М.: Изд. МГУ, 1990. — С. 144.
14. Криминалистика: учебник / отв. ред. Н.П.Яблоков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — С. 253.
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: научн.-практ. коммент. / отв. ред. В.Е.Севрюгин. — М.: Юристъ, 2004. — С. 777.
16. Лукаш Ю.А. Все об административных правонарушениях. Порядок и практика применения КоАП Российской Федерации. — М.: Книжный мир, 2003. — С. 269. — (Профессиональный справочник юриста).
17. Танкевич О.В. Криминалистическая техника: курс лекций. — Гродно, 2007. — С. 111.