Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 11.02.2016 N 40 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь»

11 февраля 2016 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ N 40 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее — Указ N 40), который вступил в силу с 14.04.2016 (за некоторым исключением). Указом N 40 вносятся изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 N 360 «О перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования» (далее — Указ N 360).

В связи с вступлением в силу с 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), полагаем, законодателем в Указе N 360 приведено в соответствие наименование формы интеграционного объединения: Таможенный союз заменен на Евразийский экономический союз.

Кроме того, по мнению автора, нормы Указа N 40 направлены на отражение следующих положений в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу:

  • необходимости уплаты таможенных платежей;
  • необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • определения статуса товара («для личного пользования» либо «для вовлечения в торговый оборот»).

Далее следует обратить внимание, что вносимые в Указ N 360 изменения касаются исключительно категории «товары для личного пользования». В соответствии с положениями подпункта 36 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) под товарами для личного пользования следует понимать товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Следует отметить, что в соответствии с положениями пункта 3 статьи 352 ТмК ТС критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей устанавливаются международным договором государств — членов Таможенного союза. Таковым является Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (далее — Соглашение).

Соглашением определяется порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу определяет в том числе критерии отнесения товаров к товарам для личного пользования, а также стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

  • заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);
  • характера и количества товаров;
  • частоты пересечения физическим лицом и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Кроме того, приложением 3 к Соглашению утвержден перечень товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, который устанавливает верхние пределы норм ввоза ряда товаров, например, таких как товары для личного пользования (за исключением неделимых товаров), пересылаемые в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на таможенной территории Таможенного союза, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и общий вес которых не превышает 31 килограмма.

Следует обратить внимание, что Соглашением в отношении следующих категорий товаров законодательством государства — члена Таможенного союза могут устанавливаться более жесткие нормы ввоза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, в части превышения которых уплачиваются таможенные пошлины, налоги:

  • товаров для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), доставляемых перевозчиком в течение календарного месяца в адрес одного получателя;
  • товаров для личного пользования (за исключением неделимых товаров), пересылаемых в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на таможенной территории Таможенного союза.

Таким образом, полагаем, законодатель в Республике Беларусь путем издания Указа N 360 и Указа N 40 реализовал свое право на установление более жестких норм ввоза товаров для личного пользования указанных выше категорий.

Итак, что же изменилось с 14.04.2016 при перемещении товаров для личного пользования физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь в контексте изменений, внесенных в положения Указа N 360?

Предлагаем рассмотреть особенности в отношении товаров для личного пользования по таким категориям, как:

  1. пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
  2. доставляемые перевозчиком;
  3. временно ввозимые в Республику Беларусь дипломатическими работниками и работниками административно-технического персонала дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь и совместно проживающими с ними членами их семей, а также работниками представительств государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь и находящихся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза транспортные средства, зарегистрированные на территории иностранных государств;
  4. ввозимые в сопровождаемом и несопровождаемом багаже.

Ключевым положением для первых трех категорий товаров, на наш взгляд, исходя из содержания Указа N 360 является необходимость уплаты таможенных платежей / необходимость внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Следует обратить внимание, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 70 ТмК ТС к таможенным платежам относятся:

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акциз;
  • таможенные сборы.

Необходимо отметить, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 312 ТмК ТС к международным почтовым отправлениям относятся посылки и отправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза.

Кроме того, при пересылке физическим лицам следует учитывать, что в соответствии с положением пункта 1 статьи 313 ТмК ТС ряд товаров не допускается к данной пересылке:

  • запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории (например, основные части гражданского оружия);
  • запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза (например, наркотики);
  • товары, в отношении которых применяются ограничения, если такие товары запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза. Перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе, пересылка которых в международных почтовых отправлениях запрещена, содержится в приложении к Решению Комиссии Таможенного союза N 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» (принято в г. Москве 17.08.2010) (например, любые виды табачных изделий).

Далее следует учитывать таможенную стоимость пересылаемых товаров. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 361 ТмК ТС таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования (например, инвойс). При этом в таможенную стоимость товаров не включаются расходы по перевозке и страхованию товаров до их прибытия после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Таможенная стоимость товара не должна превышать сумму, эквивалентную 22 евро.

Также следует учитывать вес товаров. Он не должен превышать 10 килограммов.

Необходимо отметить, что данные нормы применяются к совокупности товаров, полученных одним получателем в течение календарного месяца. Например, физическое лицо может получить в течение месяца 11 международных почтовых отправлений по 2 евро каждое и общим весом 10 кг. При этом для целей контроля таможенными органами принимается во внимание дата регистрации документов, представленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза для помещения таких товаров на временное хранение (например, разрешение на временное хранение).

Указанные выше положения применимы к товарам, доставляемым перевозчиком в адрес физического лица. При этом для целей контроля таможенными органами принимается во внимание дата регистрации пассажирской таможенной декларации, представленной в отношении таких товаров.

Следует обратить внимание, что при определении совокупности полученных за календарный месяц физическим лицом товаров учитываются как товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, так и товары, доставляемые перевозчиком. Например, физическое лицо в течение календарного месяца получило международное почтовое отправление на сумму 10 евро массой 5 кг и товар, доставленный перевозчиком, на сумму 12 евро массой 5 кг. Соответственно в совокупности лицо получило товаров на сумму 22 евро и 10 кг, что не превышает установленных норм ввоза.

Касательно товаров категории (3) законодателем предусмотрена возможность временного ввоза данных товаров без необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

В отношении товаров категории (4) ключевым положением, на наш взгляд, является определение статуса товара, перемещаемого физическим лицом, — «для личного пользования» либо «для использования в торговом обороте».

Необходимо отметить, что законодатель установил более жесткие критерии для указанной выше категории товаров с учетом частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Евразийского экономического союза в Республике Беларусь — чаще одного раза в три календарных месяца. Таким образом, при пересечении границы чаще одного раза в три календарных месяца к рассматриваемой категории товаров применимы нормы, установленные новой редакцией Указа N 360: если таможенная стоимость таких товаров превышает сумму, эквивалентную 300 евро, и (или) общий вес превышает 20 килограммов, то такие товары подлежат таможенному декларированию.

Однако указанные выше нормы не применяются в отношении товаров:

  • ввозимых воздушным транспортом;
  • бывших в употреблении, ввозимых обратно в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), без подтверждения их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, таможенная стоимость и общий вес которых не превышают стоимостные и весовые (количественные) нормы, установленные пунктом 1 приложения 3 к Соглашению.

В целом, полагаем, Указ N 40 направлен на упорядочение потока товаров для личного пользования и исключение их вовлечения в торговый оборот на территории Евразийского экономического союза.