В современных рыночно-конкурентных условиях коммерческая тайна имеет потенциальную коммерческую ценность для организации. Главный бухгалтер, обладающий полной и достоверной информацией о финансовом состоянии организации, о контрагентах и зачастую наделенный правом второй подписи денежных и расчетных документов, имеющий доступ к важным финансовым документам и печати организации, имеет непосредственное отношение к правилам использования коммерческой тайны. Незаконное использование коммерческой тайны может нанести не только ощутимый материальный, но и моральный ущерб ее владельцу, и, следовательно, вопросы защиты коммерческой тайны организации являются особенно актуальными.
Согласно ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах) охраняется в качестве нераскрытой информации, если она составляет служебную тайну или коммерческую тайну.
Так, Законом Республики Беларусь от 05.01.2013 N 16-З «О коммерческой тайне» (далее — Закон N 16-З) определено, что коммерческая тайна — сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в т.ч. секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям Закона N 16-З, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны (абз. 4 ст. 1).
Владельцем коммерческой тайны может быть как физическое, так и юридическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), а также государственный орган или иностранная организация, не имеющая статуса юридического лица, которые по праву обладают сведениями, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны вышеуказанными лицами (согласно Закону N 16-З). Исключение составляют случаи, когда данные сведения составляют коммерческую тайну других лиц (в соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона N 16-З).
Режим коммерческой тайны относительно информации может быть установлен только в том случае, когда составляющие данную информацию сведения не являются общеизвестными, общедоступными для третьих лиц в таких сферах деятельности, где используются подобного рода сведения, имеют для их владельца коммерческую ценность по причине неизвестности и недоступности третьим лицам, а также не относятся к объектам исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, не включены в перечень государственных секретов.
Справочно. Перечень объектов интеллектуальной собственности установлен статьей 980 ГК. Пункт 3 статьи 980 ГК содержит норму, согласно которой к объектам интеллектуальной собственности относятся другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных ГК и иными законодательными актами.
Таким образом, термин «результаты интеллектуальной деятельности» входит в состав понятия «объекты интеллектуальной собственности» наряду с фирменными наименованиями, товарными знаками и прочими средствами индивидуализации гражданского оборота и их основная суть заключается в расширении границ известности, доступности товаров, услуг и т.п.
Режим коммерческой тайны считается установленным после:
- определения перечня сведений, которые подлежат надлежащей охране в режиме коммерческой тайны;
- осуществления лицом, по праву данными сведениями обладающим, совокупности мероприятий, которые являются необходимыми для обеспечения их конфиденциальности.
Режим коммерческой тайны — это совокупность правовых, технических, организационных и иных мер, принимаемых с целью обеспечения конфиденциальности сведений, представляющих коммерческую тайну (в соответствии с абз. 9 ст. 1 Закона N 16-З).
Так, согласно ст. 8 Закона N 16-З режим коммерческой тайны включает в себя следующие меры:
- установление порядка обращения с носителями коммерческой тайны с целью ограничения получения доступа к коммерческой тайне, а также контроль за соблюдением данного порядка;
- осуществление учета лиц, получающих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;
- регулирование доступа сотрудников к коммерческой тайне на основании трудового договора (контракта), а также на основании обязательства о неразглашении коммерческой тайны, которое дополнительно заключается по требованию нанимателя с лицом, имеющим доступ к коммерческой тайне;
- определение ответственных за принятие мер по обеспечению конфиденциальности коммерческой тайны работников;
- на основании гражданско-правовых договоров осуществление регулирования отношений, связанных с доступом контрагентов к коммерческой тайне.
Следует отметить, что наряду с вышеуказанными мерами владелец сведений, составляющих коммерческую тайну, может применять не запрещенные законодательством методы и технические средства для защиты информации.
Работник в свою очередь вправе в судебном порядке обжаловать изменение или принятие нанимателем отдельных мер по обеспечению конфиденциальности коммерческой тайны, которые могут ограничивать права работника.
Внимание!
На носителях коммерческой тайны владелец вправе применять гриф «Коммерческая тайна» (с указанием владельца коммерческой тайны).
На данном грифе для юридического лица указывается его полное наименование и место нахождения, а для физических лиц — фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина и его место жительства
В случае незаконного использования или незаконного ознакомления, а также разглашения служебной или коммерческой тайны как физические и юридические лица, так и государственные органы (и их должностные лица) обязаны возместить обладателю коммерческой тайны нанесенные убытки.
Аналогичная обязанность также возлагается и на работников, допустивших разглашение служебной или коммерческой тайны, невзирая на подписанное обязательство о неразглашении коммерческой тайны, которое является дополнением к трудовому договору / контракту, а также на контрагентов, нарушивших тем самым гражданско-правовой договор.
Примечание. Следует отметить, что законодательными актами определяются сведения, касательно которых режим коммерческой тайны не может быть установлен.
Таким образом, условия и порядок отнесения сведений к служебной тайне определяются законодательством.
Сведения, входящие в состав служебной или коммерческой тайны, защищаются способами, определенными законодательством (в соответствии с ч. 2 п. 2, п. 3, ч. 1 п. 4 ст. 140 ГК).
Таким образом, необходимое и обязательное средство придания определенным сведениям, соответствующим требованиям Закона N 16-З, статуса коммерческой тайны — это установление режима коммерческой тайны. Следовательно, соответствующие требованиям Закона N 16-З сведения становятся коммерческой тайной организации только с момента установления этого режима.
Статьей 5 Закона N 16-З определены требования к сведениям, в отношении которых может быть установлен режим коммерческой тайны.
Так, режим коммерческой тайны может устанавливаться в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:
- не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;
- имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;
- не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.
Информация имеет коммерческую ценность только в том случае, когда обладание ею позволяет ее владельцу при определенных обстоятельствах (существующих либо возможных):
- увеличить доходы;
- сократить расходы;
- сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг;
- получить другую коммерческую выгоду (согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 16-З).
Следовательно, к коммерческой тайне нельзя отнести сведения (в соответствии со ст. 6 Закона N 16-З):
- которые содержатся в учредительных документах юридического лица, а также внесены в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- содержащиеся в документах, предоставляющих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- являющиеся адвокатской, врачебной, банковской, налоговой или другой тайной, охраняемой законом;
- о составе имущества государственных юридических лиц, а также юридических лиц, акции которых принадлежат государству;
- содержащиеся в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, о недвижимом имуществе, правах и ограничениях прав на недвижимое имущество;
- об использовании средств местных и (или) республиканского бюджетов;
- о суммах налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей, подлежащих уплате;
- о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, состоянии окружающей среды, безопасности пищевых продуктов, противопожарной безопасности и иных факторах, способных оказать либо оказывающих негативное влияние на обеспечение безопасной работы производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения;
- о составе и численности работников;
- об условиях и охране труда, а также о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- о наличии вакансий;
- о фактах нарушения законодательства и привлечения к ответственности за совершение данных нарушений;
- о задолженности нанимателей по выплате заработной платы, а также по социальным выплатам;
- об условиях аукционов по продаже объектов приватизации и конкурсов по передаче принадлежащих Республике Беларусь (или ее административно-территориальной единице) акций ОАО в доверительное управление, а также о проданных объектах приватизации, в том числе о покупателях и условиях их продажи;
- о финансовом состоянии лица, которые представляются в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве);
- другие сведения, определенные законодательством.
С момента установления в отношении сведений, соответствующих указанным в ст. 5 Закона N 16-З, режима коммерческой тайны возникает правовая охрана коммерческой тайны.
Правовая охрана коммерческой тайны не прекращается до тех пор, пока охраняемые сведения соответствуют данным требованиям, а также действует установленный режим коммерческой тайны (в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 16-З).
Далее рассмотрен примерный порядок действий по установлению режима коммерческой тайны (см. табл.).
Таблица
Этап |
Описание этапа |
Перечень действий |
1 |
Принятие решения об установлении режима коммерческой тайны |
Необходимо определить оптимальное и целесообразное количество секретных документов. Обосновываются с экономической позиции меры по засекречиванию коммерческой информации, для чего необходимо предварительно оценить предположительный эффект (потенциальную прибыль, предотвращенный либо потенциальный ущерб) от введения режима коммерческой тайны. Определяется, грозит ли убытками для организации в действительности разглашение коммерческой тайны. Если ответ положительный, то не рекомендуется пренебрегать введением режима коммерческой тайны |
2 |
Определение количества и состава сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны |
Руководителем организации определяется группа экспертов, которые, основываясь на законодательных актах Республики Беларусь, выделяют те сведения о деятельности организации, которые целесообразно сделать секретными. Для этого подвергаются детальному анализу различные сферы деятельности организации: производственная, маркетинговая, торговая, банковская и т.д. Далее при наличии признаков коммерческой тайны у выбранных сведений экспертами определяется перечень сведений, которые будут составлять коммерческую тайну организации |
3 |
Определение способов работы с коммерческой тайной в пределах организации |
Разработка локальных нормативных правовых актов, регламентирующих работу с коммерческой тайной организации (например, договор о неразглашении коммерческой тайны, положение о режиме коммерческой тайны, перечень документов, содержащих коммерческую тайну, и т.д.), ознакомление с ними работников, обеспечение сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну |
4 |
Реализация мероприятий, определенных для обеспечения секретности сведений, охраняемых в режиме коммерческой тайны |
Определение работников, ответственных за реализацию мероприятий по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну. Определение работников, допущенных к использованию коммерческой тайны организации. Установление правил и порядка обращения с носителями коммерческой тайны, контроль за соблюдением этого порядка, а также учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне. Заключение договорных обязательств о неразглашении коммерческой тайны организации с работниками, получающими к ней доступ. Нанесение на носители коммерческой тайны грифа «Коммерческая тайна» |
Право на установление режима коммерческой тайны в отношении необходимых сведений принадлежит лицу, обладающему данными сведениями по праву.
Таким лицом может быть как владелец коммерческой тайны, так и контрагент — сторона гражданско-правового договора (не включая лиц, которые находятся в трудовых отношениях с владельцем коммерческой тайны), которой владелец коммерческой тайны предоставляет доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
Доступ к коммерческой тайне предоставляется с согласия ее владельца (ч. 1 ст. 11 Закона N 16-З), за исключением случаев, когда по отдельным основаниям требование о представлении информации, составляющей тайну, направляется органами государственной власти, перечисленными в ч. 2 ст. 11 Закона N 16-З.
В вышеуказанных случаях предоставление доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, осуществляется на безвозмездной основе.
Требование о предоставлении доступа к коммерческой тайне необходимо оформлять в письменной форме. Данное требование должно быть подписано уполномоченным лицом и содержать цель и правовое основание для ознакомления с коммерческой тайной, а также сроки ее предоставления.
Должностные лица государственных органов не вправе разглашать информацию, относящуюся к коммерческой тайне, а также предоставлять доступ третьим лицам к сведениям, известным им по причине выполнения служебных обязанностей и составляющим коммерческую тайну (не включая случаи, определенные законодательством). Данные лица также не вправе использовать эти сведения в целях, не связанных напрямую с выполнением их служебных обязанностей.
При возникновении требования о предоставлении доступа к коммерческой тайне к лицу, не являющемуся ее владельцем, данное лицо отказывает в представлении сведений, составляющих коммерческую тайну, представив лишь информацию о владельце этой коммерческой тайны (если иное не предусмотрено законодательными актами).
В соответствии с законодательством невыполнение законных требований вышеуказанных государственных органов и иных лиц о представлении им сведений, составляющих коммерческую тайну, а также препятствование правомерным действиям данных органов в получении доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, влечет за собой ответственность.
Важно!
Не являются основанием для прекращения правовой охраны коммерческой тайны как реорганизация юридического лица, так и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.
В случае ликвидации юридического лица собственник имущества (учредители, участники, другие лица в соответствии с законодательством) вправе определять порядок дальнейшего сохранения и использования коммерческой тайны