В процессе организации труда работников наниматели всех форм собственности должны соблюдать нормы законодательства о труде в части определения форм, систем и размеров оплаты их труда, наименований профессий и должностей, а также при учете рабочего времени.
В данной публикации рассматриваются нормы законодательства, регулирующие некоторые элементы организации труда, а также приводятся практические рекомендации по составлению локальных нормативных правовых актов (ЛНПА).
Наименования профессий рабочих и должностей служащих, определение трудовой функции
При организации труда работников в части определения их трудовой функции, подготовки, повышения квалификации, подбора и расстановки кадров в соответствии со специальностью и квалификацией, присвоения квалификационных разрядов рабочим, аттестации служащих и др. необходимо правильно установить наименование профессий рабочих и должностей служащих.
В соответствии со ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в установленном порядке.
Выпуск 3 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.04.2002 N 65, содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, которые могут применяться в организациях, занятых деятельностью в области строительства.
Справочно. Выпуск 3 ЕТКС совершенствуется в части дополнения его новыми профессиями, а также внесения изменений и дополнений в существующие тарифно-квалификационные характеристики профессий с учетом внедрения в строительной отрасли новой техники и новых технологий. В частности, в выпуск 3 ЕТКС введены такие профессии, как «Укладчик напольных покрытий», «Слесарь-сборщик строительных конструкций».
Наряду с наименованиями профессий, содержащимися в выпуске 3 ЕТКС, наниматели всех строительных организаций вправе применять наименования профессий рабочих, содержащиеся в других выпусках ЕТКС.
Справочно. В соответствии с Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 N 34, наименование профессии рабочему должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой им работы.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих содержат основные, наиболее часто встречающиеся работы. Конкретный перечень обязанностей рабочего устанавливается его рабочей инструкцией. При этом с учетом норм статьи 19 ТК в рабочей инструкции, форма и содержание которой устанавливаются в организации самостоятельно, наниматель вправе предусмотреть трудовую функцию рабочего, содержащую обязанности, характерные для двух (нескольких) профессий. В таких случаях важно учитывать, что рабочий должен иметь соответствующую подготовку по каждой из профессий, работы по которой ему поручаются. Так, монтажнику строительных конструкций наниматель может вменить в обязанности функции стропальщика. В таких случаях рабочего необходимо в установленном порядке обучить каждой из профессий и присвоить ему соответствующий квалификационный разряд. Эти правила касаются как рабочих, с которыми у нанимателя существуют трудовые отношения, так и для принимаемых на работу.
Обратите внимание!
В штатное расписание, наряду с наименованием профессии рабочего, допускается включать дополнительную информацию, указывающую вид оборудования, транспортного средства, механизма, закрепленного за рабочим, либо наименование структурного подразделения, в котором он занят. Указанная дополнительная информация не является наименованием профессии.
Например: водитель автомобиля (автобус МАЗ-105), машинист крана (башенный кран КБМ-401П)
Наименования должностей служащих, занятых в сфере строительства, а также их квалификационные характеристики содержатся в выпуске 17 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 08.12.1997 N 112 «О квалификационных справочниках должностей служащих, занятых в промышленности и строительстве». Наряду с этими наименованиями, наниматель вправе применять другие наименования должностей, содержащиеся в других выпусках ЕКСД.
При установлении наименований должностей служащих следует руководствоваться нормами Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 N 1 (далее — Общие положения ЕКСД).
Так, Общие положения ЕКСД определяют понятия базового наименования должности (основное наименование должности служащего, которое содержится в общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 N 125, и определяется в соответствующей квалификационной характеристике) и полного наименования должности (конкретное наименование должности служащего, уточняющее характер выполняемой им трудовой функции, специальность, сферу деятельности, режим и (или) место работы и др. Оно устанавливается путем добавления к базовому наименованию должности дополнительных сведений, а также наименований производных должностей).
Например, базовое наименование должности «Мастер», дополненное указанием сферы деятельности «Мастер монтажного участка», является полным наименованием должности.
На основе квалификационных характеристик должностей служащих, содержащихся в ЕКСД, в которых представлены наиболее характерные для каждой должности виды работ, осуществляется разработка соответствующих должностных инструкций. Конкретный перечень должностных обязанностей служащих устанавливается в должностных инструкциях, которые разрабатываются и утверждаются нанимателем в установленном порядке. Наименование должности служащего должно соответствовать его трудовой функции, определенной в его должностной инструкции.
При определении трудовой функции работника следует учитывать следующие особенности.
Согласно статье 1 ТК трудовой договор — соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию.
В тех случаях, когда в организации имеется такой вид работ, объем которых предполагает введение в штатное расписание неполной штатной единицы определенной профессии (должности), и таких профессий (должностей) несколько, выполнение этих работ целесообразно поручить одному работнику в рамках одного трудового договора (контракта).
С учетом норм статьи 19 ТК при заключении трудового договора по двум профессиям (должностям) условие работы по двум профессиям (должностям) является обязательным и должно быть четко определено в должностной (рабочей) инструкции работника.
При приеме работника на работу по двум профессиям (должностям) необходимо наличие у него соответствующей квалификации по каждой из профессий (должностей). С учетом этого работник должен представить нанимателю документы об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающие право на выполнение работы по каждой из профессий (пункт 3 части первой статьи 26 ТК).
В зависимости от особенностей организации труда трудовая функция по двум профессиям (должностям) для работника может быть предусмотрена в двух вариантах, при которых соответствующим образом оформляются локальные нормативные правовые акты, регламентирующие трудовые отношения с таким работником.
1. Работа по каждой из двух профессий (должностей) не разграничивается в течение установленной продолжительности рабочего времени (обязанности по двум профессиям (должностям) выполняются в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) нерегламентированно). В связи с этим режим рабочего времени по каждой профессии (должности) не устанавливается и соответственно учет рабочего времени по каждой профессии (должности) не производится.
2. Работа по двум профессиям (должностям) разграничивается в течение установленной продолжительности рабочего времени (обязанности по двум профессиям (должностям) выполняются в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) регламентированно), учет рабочего времени производится по каждой из них.
Например, в обязанности работника входит доставка рабочих строительной бригады на объект и выполнение в течение рабочего дня работы каменщика в этой бригаде. Данному работнику может быть установлен режим рабочего времени с разделением рабочего дня на части: 7.00 — 8.00 и 17.00 — 18.00 — выполнение обязанностей водителя автомобиля; 8.00 — 12.00, 15.00 — 17.00 — выполнение работ каменщика.
Оплата труда рабочих и служащих
В соответствии со статьей 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда, в том числе дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.
Во всех случаях организации оплаты труда необходимо учитывать следующие нормативные правовые акты трудового законодательства, в которых содержатся соответствующие нормы:
- ТК;
- Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет N 29);
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2002 N 1003 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности»;
- постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 N 122 «Об утверждении Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе».
С учетом норм статьи 63 ТК каждая коммерческая организация разрабатывает самостоятельно ЛНПА, который в соответствии с нормами законодательства о труде регулирует порядок и условия оплаты труда, применение ее форм и систем для различных категорий работников организации, в том числе определяет порядок формирования сдельных расценок.
Таким ЛНПА, как правило, является коллективный договор, составной частью которого является положение об оплате труда (далее — Положение) либо, при отсутствии коллективного договора, Положение может являться самостоятельным ЛНПА. В соответствии с изложенным Положение утверждается руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом, а его действие распространяется на всех работников организации.
В Положении определяется состав заработной платы работников организации и порядок ее формирования, определяются формы и системы оплаты труда работников (например, повременно-премиальная на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 N 21 «Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. N 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» (далее — ЕТС), сдельно-премиальная, комиссионная, система оплаты труда по грейдам, индивидуальные условия оплаты труда и др.). Следует подчеркнуть, что в одной организации можно применять две и более системы оплаты труда применительно к различным группам работников.
Независимо от системы оплаты труда, действующей в организации, необходимо руководствоваться статьей 61 ТК, в соответствии с которой оплата труда работников организации производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем.
Таким образом, применение любых систем оплаты труда в обязательном порядке требует определения тарифной части заработной платы работников (например, тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих).
Справочно. Поскольку в настоящее время законодательством не предусмотрено обязательное установление нанимателями коммерческих организаций терминов, касающихся элементов тарифной части заработной платы (тарифных ставок (окладов) работников), то наниматель должен самостоятельно определить их в Положении. Это могут быть такие термины, как «тарифные ставки», «оклады», «должностные оклады» и различные их производные (например, «тарифные ставки, рассчитанные по ЕТС», «тарифные оклады»).
Далее рассмотрим некоторые особенности организации труда при применении различных форм и систем оплаты труда.
В организациях, где наниматель принял решение о дальнейшем применении ЕТС в отношении оплаты труда работников, в Положении необходимо исключить ссылку на утратившие силу Инструкцию о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.04.2010 N 60 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений», Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 N 123 (далее — Инструкция).
Справочно. В настоящее время постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 N 67 утверждены Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения (далее — постановление N 67).
Необходимо отметить, что ссылка в Положении на постановление N 67 недопустима, поскольку названный нормативный правовой акт носит рекомендательный характер.
Поскольку постановление N 67 так же, как и Инструкция, содержит порядок формирования тарифной части заработной платы (тарифных ставок, должностных окладов), то его нормы могут применяться в Положении как условия оплаты труда, действующие в организации.
В Положение включаются те нормы постановления N 67, которые непосредственно применяются для оплаты труда работников данной организации, в их числе порядок тарификации по ЕТС, формирование тарифных ставок (окладов) работников, установление кратных размеров тарифных ставок первого разряда для некоторых категорий рабочих и др.
В Положение включаются также другие условия оплаты труда, не предусмотренные постановлением N 67 и самостоятельно устанавливаемые нанимателем в организации.
Остановимся подробнее на вопросах, связанных с содержанием Положения в части формирования тарифной части заработной платы.
В первую очередь по каждой профессии (должности), имеющейся в штатном расписании организации, в Положении следует определить тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты (их диапазон).
Обратите внимание!
Не следует включать в Положение приложение 1 к Рекомендациям по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденным постановлением N 67. Достаточно выбрать из названного приложения тарифные разряды и тарифные коэффициенты (их диапазон), которые применяются для профессий (должностей) конкретной организации
Обратите внимание!
В Положении не следует устанавливать условия тарификации заместителей руководителя организации, главного бухгалтера, их заместителей, помощника руководителя организации (зависимость их тарифных разрядов от тарифного разряда руководителя организации, его заместителей). Целесообразно установить конкретные тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты для указанных должностей
Данные о тарифных разрядах и соответствующих им тарифных коэффициентах можно представить в виде таблицы (таблиц).
Например:
Наименование должности |
Тарифный разряд по ЕТС |
Тарифный коэффициент по ЕТС |
Первый заместитель директора |
19 |
4,56 |
Заместитель директора |
18 |
4,26 |
Главный бухгалтер |
18 |
4,26 |
Помощник директора |
17 |
3,98 |
Заместитель главного бухгалтера |
17 |
3,98 |
Тарификация руководителей структурных подразделений может быть установлена конкретным тарифным разрядом, а также в виде диапазонов тарифных разрядов (тарифных коэффициентов).
Например:
Наименование должности |
Диапазон тарифных разрядов по ЕТС |
Диапазон тарифных коэффициентов по ЕТС |
Начальник бюро (группы, сектора) |
15 — 17 |
3,48 — 3,98 |
Начальник отдела |
16 — 19 |
3,72 — 4,56 |
Начальник управления |
17 — 18 |
3,98 — 4,26 |
Главный специалист |
19 |
4,56 |
Начальник участка |
16 |
3,72 |
Производитель работ |
15 |
3,48 |
Мастер |
12 |
2,84 |
В соответствии с Общими положениями ЕКСД наименования должностей, относящихся к категории специалистов, классифицируются в зависимости от характера выполняемых функций или сферы деятельности: специалисты высшего уровня квалификации (например, экономист, инженер, бухгалтер и др.); специалисты среднего уровня квалификации (например, техники всех наименований).
В связи с этим в Положении устанавливается соответствующая тарификация специалистов.
Например:
Наименование должности |
Диапазон тарифных разрядов по ЕТС |
Диапазон тарифных коэффициентов по ЕТС |
Специалисты среднего уровня квалификации |
7 — 9 |
2,03 — 2,32 |
Специалисты высшего уровня квалификации |
10 — 13 |
2,48 — 3,04 |
Наряду с этим, тарификацию специалистов можно установить применительно к конкретным наименованиям должностей.
Например:
Наименование должности |
Тарифный разряд по ЕТС |
Тарифный коэффициент по ЕТС |
Инженеры-конструкторы, инженеры- проектировщики, инженеры по надзору за строительством |
14 |
3,25 |
Инженеры по сметной работе, инженеры- энергетики |
13 |
3,04 |
Механики строительных участков, инженер по охране труда |
12 |
2,84 |
Юрисконсульты, экономисты, бухгалтеры |
11 |
2,65 |
При этом при необходимости в Положение может быть включено условие, касающееся повышения тарифных окладов специалистов.
Например, специалистам со средним уровнем квалификации, имеющим вторую квалификационную категорию, может быть установлено повышение тарифного оклада в размере 10 процентов; имеющим первую квалификационную категорию — 15 процентов; специалистам высшего уровня квалификации, имеющим вторую квалификационную категорию, устанавливается повышение тарифного оклада в размере 10 процентов; имеющим первую квалификационную категорию — 15 процентов.
Тарификация других служащих в Положении может определяться следующим образом.
Наименование должности |
Тарифный разряд по ЕТС |
Тарифный коэффициент по ЕТС |
Делопроизводитель, табельщик, экспедитор по перевозке грузов |
5 |
1,73 |
Агент коммерческий, агент рекламный, секретарь |
6 |
1,90 |
В соответствии с законодательством о труде наниматель обязан устанавливать нормы труда, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза.
Соответственно наниматель обязан устанавливать сдельные расценки для соответствующей категории рабочих, оплата труда которых производится по сдельно-премиальной системе.
Справочно. Для рабочих со сдельной формой оплаты труда тарифные ставки определяются в условиях их трудовых договоров (контрактов), а также в штатном расписании.
В Положении также указываются надбавки и доплаты, которые наниматель предусматривает для работников, а также устанавливается порядок их начисления и выплат, в том числе размеры указанных выплат.
Особо следует подчеркнуть, что необходимо определить, исходя из какой части заработной платы начисляются надбавки и доплаты.
Справочно. При сдельной оплате труда надбавки, как правило, также начисляются на тарифную часть заработной платы рабочего.
Далее приводится перечень надбавок и доплат, которые применяются на практике, а также некоторые особенности их установления.
1. Надбавка за сложность и напряженность работы, за высокие достижения в труде.
Такие надбавки устанавливаются и выплачиваются служащим (руководителям, специалистам, другим служащим) в зависимости от личного вклада работника в повышение эффективности деятельности организации (отдельных структурных подразделений), качества выполняемых работ (услуг).
2. Надбавка за выполнение особо важных (срочных) работ.
Такая надбавка может устанавливаться как рабочим, так и служащим. Следует отметить, что выплата надбавки за выполнение особо важных (срочных) работ производится в период выполнения этих работ, определенный приказом (распоряжением) нанимателя.
Размеры надбавок, порядок и срок их выплаты, перечень особо важных и (или) срочных работ, должностей работников, которым могут устанавливаться надбавки, определяются руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом, что возможно предусмотреть в Положении.
3. Надбавка рабочим за профессиональное мастерство.
Надбавки за профессиональное мастерство устанавливаются для квалифицированных рабочих, которым присвоен тарифный разряд не ниже третьего, а Положением определяется их дифференциация в зависимости от квалификации работника.
4. Доплата за руководство бригадой.
Размер доплат за руководство бригадой возможно установить дифференцированно в зависимости от численного состава бригады.
5. Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Согласно статье 67 ТК работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Такая работа допускается при условии, что это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества выполняемой работником основной и дополнительной работы.
В соответствии со статьей 67 ТК размер доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается нанимателем по соглашению с работником.
В Положении предусматривается единый порядок начисления указанной доплаты, как правило, в процентах к месячной тарифной ставке рабочего (должностному окладу служащего) по основной работе. Конкретный размер доплаты устанавливается на основании приказа (распоряжения) нанимателя в зависимости от сложности, характера, объема выполняемой дополнительной работы, степени использования рабочего времени.
Справочно. Основанием для установления доплаты за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) является наличие в штатном расписании вакансии по штатной единице соответствующей должности (профессии).
6. Доплата за работу в ночное время или ночную смену при сменном режиме работы.
В соответствии со статьей 70 ТК за каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, но не ниже 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада) работника.
Таким образом, законодательство предусматривает минимальный размер указанной доплаты. В Положении необходимо установить конкретный размер такой доплаты, но не ниже установленного законодательством (не менее 20% часовой тарифной ставки рабочего (должностного оклада служащего).
7. Доплата за разделение рабочего дня на отдельные части.
Указанная доплата устанавливается в случае, если особенности трудовой функции работника связаны с необходимостью установления перерывов в течение рабочего дня (рабочей смены) продолжительностью не менее 2 часов и не более 4 часов. Положением предусматривается порядок установления такой доплаты и ее предельный размер.
8. Надбавки за продолжительность непрерывной работы (стаж работы, выслугу лет).
В Положении необходимо определить конкретное наименование надбавки (например, надбавка за стаж работы в организации в отрасли, по специальности и др.).
При этом в Положении предусматривается порядок исчисления этого стажа (например, стаж работы в организации).
При необходимости в Положении устанавливаются иные условия оплаты труда отдельных работников, а также порядок, условия и размеры оплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, при временном заместительстве.
В Положении также необходимо установить порядок и условия выплаты премий.
Так, премирование за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности в строительной организации вводится в целях усиления стимулирующей роли премий в увеличении объемов товарооборота, производства и реализации продукции собственного производства, увеличении продажи товаров отечественного производства, экспортных поставок, повышении эффективности работы, снижении уровня расходов, включаемых в затраты по реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, развитии безналичных расчетов, экономии всех видов материальных затрат.
Справочно. В целях оказания методической помощи при организации премирования постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.02.2012 N 29 утверждены Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности.
Премирование за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности работников может производиться при выполнении соответствующих показателей по следующим направлениям деятельности.
1. При стимулировании роста производительности труда:
выполнение и перевыполнение установленных показателей по производительности труда;
выполнение заданных объемов работ с меньшей численностью к установленному сроку;
снижение трудоемкости продукции, товаров (работ, услуг);
выполнение норм выработки (в натуральных, трудовых, стоимостных показателях);
внедрение технически обоснованных норм выработки (количество внедренных технически обоснованных норм труда, удельный вес технически обоснованных норм труда в общем количестве применяемых норм в организации).
2. При стимулировании освоения новой техники и инновационных технологий:
сокращение сроков освоения инновационных технологий, современного высокопроизводительного оборудования;
сокращение затрат на внедрение и эксплуатацию новых типов машин, оборудования;
увеличение числа внедряемых принципиально новых технологий, обеспечивающих значительный рост производительности труда и повышение потребительских свойств продукции.
3. При стимулировании повышения качества выпускаемой продукции:
бездефектное изготовление продукции и сдача ее с первого предъявления;
соблюдение стандартов и технических условий;
недопущение брака и обеспечение требуемого уровня качества выпускаемой продукции;
повышение удельного веса продукции высокого качества в общем объеме производства;
соблюдение параметров технологического режима;
отсутствие претензий на продукцию, товары (работы, услуги) со стороны потребителей.
4. При стимулировании снижения материальных затрат:
экономия сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, инструмента, запасных частей, уменьшение потерь, отходов;
достижение установленных технически обоснованных норм расхода материальных ресурсов.
5. При стимулировании снижения трудоемкости и экономии трудовых затрат:
разработка и внедрение научно обоснованных норм труда на новое оборудование и инновационные технологии;
соблюдение графика пересмотра и замены ранее установленных норм труда;
снижение трудоемкости производимой продукции, товаров (работ, услуг) в результате разработки и внедрения технически обоснованных норм;
увеличение удельного веса технически обоснованных норм в общей совокупности норм в организации.
Работникам могут быть установлены и другие показатели для премирования (снижения премии), от выполнения которых зависят общие результаты деятельности организации.
Число показателей и условий премирования устанавливается не более двух — трех для каждой категории работников с целью сохранения связи премирования с основными задачами и результатами деятельности коллектива.
Основанием для обязательного снижения (лишения) премии является нарушение производственных и технологических инструкций, требований по охране труда, пожарной безопасности, трудовой и исполнительской дисциплины, наличие несчастных случаев на производстве по вине ответственных лиц и другие производственные упущения.
Наряду с указанными премиями, в Положении может быть предусмотрена выплата специальных видов премий, а также вознаграждения по итогам работы за год.
В приложении приводится пример штатного расписания.
Приложение
УТВЕРЖДАЮ
__________________________________
(подпись руководителя организации)
_____________________
(фамилия, инициалы)
___________ 2012 г.
(печать организации)
Штатное расписание работников ______________
Вводится в действие с 00.00.2012
Тарифная ставка 1-го разряда — 400000 бел.руб. (для аппарата управления) — 600000 бел.руб. (для производственного персонала)
N п/п |
Наименование структурных подразделений и должностей служащих (профессий рабочих) |
Квалификационные разряды, (классы, категории) |
Количество штатных единиц |
Тарифные разряды по ЕТС |
Тарифные коэффициенты по ЕТС |
Тарифный оклад (ставка) по ЕТС |
Повышения, предусмотренные Положением об оплате труда (размер и сумма) |
Дополнительная мера стимулирования труда в соответствии с Декретом N 29 |
Должностной оклад (тарифная ставка) |
||
за ответственность при руководстве организацией (подразделением) |
за руководство направлением деятельности, за квалификационную категорию, за применение производной должности «старший» |
за характер и специфику труда |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Аппарат управления |
|||||||||||
1 |
Директор |
— |
1 |
18 |
4,26 |
1704000 |
70% (1192800) |
|
|
50% (852000) |
3748800 |
2 |
Заместитель директора |
— |
1 |
17 |
3,98 |
1592000 |
70% (1114400) |
|
|
50% (796000) |
3502400 |
3 |
Главный бухгалтер |
— |
1 |
16 |
3,72 |
1488000 |
70% (1041600) |
|
|
50% (744000) |
3276300 |
4 |
Ведущий юрисконсульт |
|
1 |
15 |
3,48 |
1368000 |
|
50% (684000) |
|
40% (547200) |
2599200 |
5 |
Старший инспектор по кадрам |
|
1 |
9 |
2,32 |
928000 |
|
20% (185600) |
|
40% (371200) |
1484800 |
6 |
Секретарь приемной руководителя |
|
1 |
10 |
2,48 |
992000 |
|
|
|
40% (396800) |
1388800 |
Участок строительный |
|||||||||||
7 |
Начальник участка |
|
1 |
17 |
3,98 |
2388000 |
10% (238800) |
|
|
20% (477600) |
2889400 |
8 |
Производитель работ |
|
1 |
15 |
3,48 |
2088000 |
|
10% (208800) |
|
20% (417600) |
2714400 |
9 |
Инженер- энергетик |
2 |
1 |
12 |
2,84 |
1704000 |
|
40% (681600) |
|
20% (340800) |
2044800 |
10 |
Машинист крана |
|
1 |
5 |
1,73 |
1038000 |
|
|
|
20% (207600) |
1245600 |
11 |
Каменщик |
|
1 |
4 |
1,57 |
942000 |
|
|
|
20% (188400) |
1130400 |