Контрабанда: актуальные вопросы квалификации

Термин «контрабанда» происходит от итальянского contrabando (contra — против и bando — правительственный указ). Таким образом, дословно контрабанда означает нарушение нормативных правовых актов государства. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что при его совершении причиняется вред правам и интересам отечественных и зарубежных товаропроизводителей, а также интересам государства. Зачастую ввозимые контрабандой товары не соответствуют международным и отечественным стандартам и критериям качества. Все это подрывает экономическую безопасность Республики Беларусь.

По своей антисоциальной сущности контрабанда — экономическое преступление, совершаемое в обширной сфере внешнеэкономической деятельности государства, юридических и физических лиц. Криминальная сущность контрабанды проявляется в том, что она является необходимым слагаемым, одним из основных элементов такого крупномасштабного и широко разветвленного явления, как теневая экономика <1>. Социальные последствия контрабанды лежат в плоскости различных групп общественных отношений и выявляют широкий спектр ее социально опасных проявлений, что определяет и характеризует специфические черты повышенной общественной опасности данного преступления.

<1> Гиряев, Г.С. Криминологическая характеристика и уголовно-правовые меры противодействия контрабанде: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — СПб., 2005. — С. 7; Земцов, О.А. Контрабанда: криминологическое и уголовно-правовое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — СПб., 2000. — С. 9.

Как известно, большинство криминалистов рассматривает объект контрабанды как установленный порядок перемещения товаров и иных предметов (ценностей) через таможенную границу. Вместе с тем дополнительным объектом контрабанды в зависимости от вида незаконно перемещаемого товара могут стать здоровье населения, общественная безопасность, интересы государства и т.д. Об этом можно говорить, обратившись к части второй статьи 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), в которой установлена ответственность за «перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием».

Как видно, предмет контрабанды — конститутивный признак состава преступления, и именно по предмету различаются части первая и вторая статьи 228 УК. Иначе говоря, если в части первой статьи 228 УК идет речь о товарах и иных ценностях, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, то в части второй статьи 228 УК указанные предметы ограничены в гражданском обороте, что заставляет вести речь о совершенно другом объекте преступного посягательства, отличающемся от содержащегося в части первой статьи 228 УК. Само по себе это обстоятельство делает контрабанду юридически неоднородной.

Социальная характеристика предметов, перечисленных в части второй статьи 228 УК, обусловлена тем, что в силу своих свойств все они — источники повышенной опасности. Поэтому при несоблюдении правил провоза через таможенную границу указанных в части второй статьи 228 УК предметов нарушаются не экономические отношения, а иные: отношения в области общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и т.д.

Очевидно, что в такой ситуации оборот предметов, представляющих в связи со своими качественными характеристиками повышенную опасность для общества, являющийся предметом контрабанды, должен получить специальную регламентацию в уголовном законе. Это объясняется тем, что сделки с предметами, ограниченными в гражданском обороте полностью или частично, запрещены законодательством в целях обеспечения обороноспособности государства, общественной безопасности, здоровья населения и т.д.

Изложенное позволяет утверждать, что в частях первой и второй статьи 228 УК под уголовно-правовую охрану поставлены различные объекты, которые не могут быть соединены в одной главе уголовного закона. Лишь контрабанда предметов, указанных в части первой статьи 228 УК, может быть отнесена к группе преступлений против порядка осуществления экономической деятельности. Специфика же предметов контрабанды, указанных в части второй статьи 228 УК (предметы, ограниченные или изъятые из гражданского оборота), такова, что едва ли можно говорить о том, что их незаконное перемещение через таможенную границу нарушает экономические интересы государства <2> и установленный порядок осуществления экономической деятельности. Вследствие этого необходимо исключить часть вторую статьи 228 УК из общего состава контрабанды. Предмет контрабанды, указанный сегодня в части второй статьи 228 УК, должен содержаться в специальной самостоятельной норме, например в главе 32 «Преступления против государства» или иной главе УК.

<2> Кочубей, М.А. Криминологическое и уголовно-правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной деятельности: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.08. — М., 2005. — С. 22.

Следует отметить, что по такому пути уже пошли ряд государств. Например, законодатели Украины и Казахстана выделили в самостоятельный состав преступления контрабанду предметов, ограниченных в обороте, т.е. наркотических средств и психотропных веществ, помещая соответствующие статьи в разделах, объединяющих преступления против здоровья населения и общественной безопасности, подчеркивая таким образом опасность данного деяния и его значимость для государства. Такой же принцип заложен в модельном Уголовном кодексе для государств — участников СНГ.

Далее необходимо обратить внимание на следующий аспект квалификации контрабанды. Интеграция Республики Беларусь в мировую экономику является одним из приоритетных направлений развития страны, поскольку это один из способов насыщения внутреннего рынка товарами, привлечения иностранных инвестиций, получения валютных поступлений от реализации белорусских товаров за рубежом. Данные мероприятия должны содействовать укреплению развития рыночных отношений в социально ориентированном государстве и выходу его из кризиса.

Вместе с тем расширение внешнеторгового оборота, вовлечение в него значительного числа субъектов влечет за собой и рост числа правонарушений в этой сфере, особое место среди которых занимает контрабанда.

Актуальным вопросом квалификации контрабанды в правоприменительной практике остается определение момента окончания данного преступления. Законодателем состав контрабанды (статья 228 УК) сконструирован по типу формального, однако по проблеме квалификации контрабанды с точки зрения завершенности деяния высказаны и существуют различные суждения.

1. Согласно пункту 9 ранее действовавшего постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17.06.1994 N 4 «О судебной практике по делам о контрабанде и об административных таможенных правонарушениях» контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения вещей и ценностей через таможенную границу. Действия лица, пытавшегося переместить вещи и иные ценности контрабандным путем за пределы Республики Беларусь, следует квалифицировать как покушение на контрабанду.

Таким образом, момент окончания преступления зависит от того, имело место фактическое перемещение предметов контрабанды через таможенную границу Беларуси или нет. На определение момента окончания содеянного не влияет способ совершения контрабанды, а также место расположения пункта таможенного оформления по отношению к таможенной границе. Поэтому при перемещении предметов контрабанды помимо таможенного контроля, с сокрытием от него, с обманным использованием документов или средств идентификации, а также при перемещении, сопряженном с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием, преступление будет считаться оконченным с момента фактического перемещения предметов через таможенную границу одним из указанных способов <3>.

<3> См.: Коррупционная преступность: криминологическая характеристика и научно-практический комментарий к законодательству о борьбе с коррупцией / В.В.Асанова [и др.]; под общ. ред. В.М.Хомича. — Минск, 2008. — С. 197 — 198.

Следовательно, суть первой точки зрения состоит в том, что в случае ввоза в Республику Беларусь предметов фактическое перемещение их через таможенную границу уже произошло, поэтому незаконное перемещение предметов контрабанды следует рассматривать как оконченное преступление. При вывозе контрабанды за пределы таможенной территории фактическое пересечение таможенной границы еще не происходит, налицо лишь попытка незаконного перемещения этих предметов. Такие деяния должны рассматриваться как покушение на контрабанду.

Схожего рода рекомендацию можно найти в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 03.06.2005 N 8 «О судебной практике по делам о контрабанде и нарушениях таможенных правил», согласно которому при рассмотрении дел о контрабанде судам следует иметь в виду, что это преступление считается оконченным с момента незаконного перемещения предметов контрабанды через таможенную границу Украины. Покушение на контрабанду имеет место в случае выявления предмета преступления до его перемещения через таможенную границу Украины (во время осмотра или пересмотра товаров, транспортных средств, ручной клади, багажа или личного досмотра и т.д.). Добровольный отказ от совершения контрабанды или нарушения таможенных правил может иметь место до момента принятия таможенным органом таможенной декларации <4>.

<4> Збiрник постанов Пленуму Верховного Суду Украiны у кримiнальных справах: 1973 — 2005 рр. — Харкiв, 2006. — С. 210.

Как видно, первая позиция заключается в том, что контрабанду следует считать оконченной лишь с момента пересечения товарами государственной (таможенной) границы независимо от того, ввозятся ли эти товары и иные ценности на территорию страны или вывозятся из нее, при условии сокрытия предметов контрабанды от таможенного контроля.

2. Вторая позиция заключается в том, что момент окончания контрабанды зависит от того, ввоз товаров или их вывоз осуществляет виновное лицо, т.е. предлагается дифференцированный подход, связанный с ввозом или вывозом предметов контрабанды и местом совершения противоправных действий. Так, при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь контрабанда считается оконченной с момента фактического пересечения таможенной границы Республики Беларусь. При вывозе товаров с таможенной территории Республики Беларусь и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Республики Беларусь на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады контрабанда считается оконченной с представлением таможенной декларации или совершением иных действий, непосредственно направленных на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства <5>.

<5> См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф.Ахраменка [и др.]; под ред. А.В.Баркова, В.М.Хомича. — 2-е изд., с изм. и доп. — Минск, 2010. — С. 503; Лукашов, А.И. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации. — Минск, 2002. — С. 65.

Примерно таким же образом момент окончания контрабанды рассматривался в Российской Федерации. В пунктах 4 — 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2008 N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» было указано следующее.

«Перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Исходя из этого при рассмотрении конкретного дела момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, например получение разрешения на применение процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 79 — 90) или международного таможенного транзита (ст. 167 — 169), предварительное, периодическое и периодическое временное декларирование (ст. 130, 136 и 138).

Под ввозом товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами или иными предметами таможенной границы и все последующие действия, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации, с указанными товарами и предметами до их выпуска таможенными органами, который заключается в разрешении таможенных органов заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом (подп. 8 и 23 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации).

С учетом этого при ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов.

В случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление, предусмотренное ст. 188 УК Российской Федерации, считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры — с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля.

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории Российской Федерации.

Контрабанду, совершенную при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории Российской Федерации, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188 УК Российской Федерации, которыми достигалось выведение вывозимых товаров или предметов из-под таможенного контроля. К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, помимо подачи таможенной декларации относятся иные предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации действия с указанными товарами или предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест)».

Однако вышеуказанное постановление было признано утратившим силу постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2011 N 12 в связи с подписанием Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (подписан в г. Минске 27.11.2009) и вступлением его в действие.

Схожим образом момент окончания контрабанды признавала и судебная практика Республики Казахстан. Согласно пункту 3 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 18.07.1997 N 10 «О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду» данное преступление считается оконченным:

  • а) при ввозе и вывозе, осуществляемом нелегально, — с момента непосредственного пересечения границы;
  • б) при ввозе, осуществляемом под видом легального перемещения, — с момента завершения таможенного оформления, а в отношении предметов, для которых установлены специальные правила, — с момента окончания процедуры пограничного контроля;
  • в) при вывозе, осуществляемом под видом легального перемещения, — с момента завершения таможенного оформления.

Таким образом, данное суждение основывается на том, что вопрос о моменте окончания преступления решается различно в зависимости от ввоза или вывоза товаров <6>, а также способов осуществления контрабанды. Нередко за основу принимаются и понятия внешней (совпадающей с государственной) и внутренней (связанной с применением отдельных таможенных режимов) таможенной границы.

<6> Так, П.Н.Смоляков полагает, что контрабанду следует признавать оконченным преступлением при вывозе товаров — с момента фактического их перемещения через таможенную границу, а при ввозе — не со времени фактического пересечения границы или совершения действий, непосредственно направленных на перемещение через нее, а только после выпуска товаров таможенным органом (См.: Смоляков, П.Н. Уголовно-правовая характеристика контрабанды (по материалам Сибирского и Дальневосточного федеральных округов): автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — М., 2003. — С. 24).

3. Сторонники третьего суждения схожи в том, что контрабанда как оконченное преступление должна рассматриваться не только тогда, когда виновному удалось провести товар через таможенную (государственную) границу, но и тогда, когда попытка контрабандного провоза была пресечена таможенными или пограничными органами <7>. Здесь момент контрабанды связан с направлением движения самого предмета преступления.

<7> Например, такое обоснование можно встретить в юридической литературе Украины. Основное суждение здесь главным образом состоит в том, что если предметы ввозятся на таможенную территорию Украины или вывозятся из специальных таможенных зон на другую часть таможенной территории, то контрабанда должна рассматриваться как оконченное преступление в случае фактического перемещения предметов через таможенную границу. При этом не имеет значения, удалось ли виновному вывезти предметы контрабанды за пределы зоны таможенного контроля. Если предметы вывозятся за пределы таможенной территории Украины или ввозятся из другой части таможенной территории в специальные таможенные зоны, контрабанда признается оконченной после совершения действий, направленных на реализацию намерения соответственно ввезти или вывезти предметы, — с момента выявления их во время таможенного контроля (См.: Научно-практический комментарий уголовного кодекса Украины от 5 апреля 2001 г. / под ред. Н.И.Мельника, Н.И.Хавронюка. — Киев, 2002. — С. 553 — 554; Гуторова, Н.А. Преступления в сфере хозяйственной деятельности. — Харьков, 2003. — С. 23 — 24).

Таким образом, момент окончания контрабанды отождествляется с моментом производства таможенного досмотра, началом производства таможенного контроля и обнаружения у виновных товаров, скрытых от таможенного контроля. При такой постановке вопроса таможенные и следственные органы должны считать контрабанду оконченной после пересечения товарами линии таможенной границы при въезде, а при выезде — до пересечения линии границы, т.к. таможенный досмотр производится при непосредственном перемещении товаров (т.е. противоправные действия совершаются на территории данного государства, а не за его пределами) <8>.

<8> См.: Сучков, Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. — М., 2005. — С. 220 — 221; Кочубей, М.А. Криминологическое и уголовно-правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной деятельности: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.08. — М., 2005. — С. 21; Модестов, П.А. Контрабанда: общественная опасность, квалификация, вопросы ответственности: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — Нижний Новгород, 2002. — С. 23.

Следует отметить, что в настоящее время вступил в силу и действует Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТмК ТС). Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров, устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами — не членами Таможенного союза.

Согласно статье 2 ТмК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза. Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза.

Незаконное перемещение товаров через таможенную границу — это перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

В соответствии с подпунктами 3 — 4 пункта 1 статьи 4 ТмК ТС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляет собой совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами; вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза — это совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

Учитывая данные положения, считаем, что вопрос о моменте окончания контрабанды должен быть единообразным и неформализированным. Нельзя, чтобы вопрос о моменте окончания контрабанды решался неодинаково в Беларуси, России и Казахстане, с учетом своих специфических правил.

Итак, незаконное перемещение товаров через таможенную границу содержит в себе два важных элемента: а) фактическое пересечение таможенной границы (это перемещение товаров через таможенную границу); б) специфический способ незаконного перемещения (вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; с сокрытием от таможенного контроля; с недостоверным декларированием или недекларированием товаров; с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации). Это относится в равной мере как к ввозу, так и к вывозу. Причем заметим, что незаконное перемещение товаров не связано с ввозом или вывозом товаров, а сопряжено именно с перемещением товаров через таможенную границу. Поэтому дальнейшее оперирование терминами «ввоз товаров» и «вывоз товаров» при определении момента окончания контрабанды будет не совсем уместно.

Представляется в связи с этим, что:

  1. приготовление к контрабанде будет иметь место в случае совершения действий, направленных на обеспечение возможности незаконного перемещения товаров через таможенную границу (приобретение товаров и иных предметов (ценностей) с целью их незаконного перемещения; приискание соучастников преступления; разработка маршрута контрабанды; изготовление поддельных таможенных и иных документов; изготовление тайников и т.д.);
  2. покушением на контрабанду должны признаваться действия, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу (например, выявление предмета контрабанды до его перемещения через таможенную границу: во время осмотра товаров, транспортных средств, ручной клади, багажа или личного осмотра; предъявление таможенной декларации с неуказанием в ней предметов, подлежащих декларированию; предъявление таможенных документов с внесенными в них заведомо ложными сведениями о количестве и характере перемещаемых грузов);
  3. оконченный состав контрабанды имеет место в случае фактического перемещения товаров через таможенную границу как при ввозе, так и при вывозе товаров (соответственно действия лица, направленные на вывоз товаров и иных предметов преступления, совершенные до предъявления декларации, необходимо оценивать как приготовление к контрабанде, а предъявление таможенной декларации — как покушение на контрабанду).