Планирование контрольной (надзорной) деятельности
Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 N 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 332) перечень проверяющих органов, на основании представленных сводных планов проверок которых формируются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, дополнен Государственной службой медицинских судебных экспертиз, Оперативно-аналитическим центром Республики Беларусь.
В сводные планы проверок областных и Минского городского исполнительных комитетов теперь включаются все проверки, проводимые областными (Минским городским) и районными исполнительными комитетами (местными администрациями районов в городах), а также подчиненными им (входящими в систему) контролирующими (надзорными) органами (пункт 15 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение о проверках)).
Правила исчисления сроков в контрольной деятельности
Указом N 332 введены правила исчисления сроков, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с организацией и проведением проверок и мониторингов (пункт 19-1 Указа N 510).
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
Течение срока, исчисляемого месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Изменения критериев риска
Указ N 510 различает три группы риска, применяемых для назначения плановых проверок отнесенных к ним субъектов: высокую, среднюю и низкую. Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, применяемые в зависимости от сферы контроля (надзора), утверждены Указом N 510 (далее — Критерии риска). Критерии риска разделяются по сферам контроля (надзора). Указом N 332 внесен ряд изменений в Критерии риска.
1. В сфере контроля (надзора) за финансово-хозяйственной деятельностью Указом N 332 (пункт 1 Критериев риска) из высокой группы риска в среднюю группу риска перенесена деятельность в сфере автомобильных грузоперевозок, осуществляемых с применением МДП (пункт 1 Критериев риска).
В названной сфере к высокой группе риска дополнительно отнесен критерий отсутствия платежей по налогам, сборам (пошлинам) при наличии сведений о приобретении, реализации товаров (работ, услуг) на территории других государств, а также неосуществления в установленные сроки платежей по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввозимым не только из Российской Федерации, но и из Республики Казахстан при наличии сведений о ввозе товаров из этих стран.
Уточнено, что к средней группе риска относится отражение проверяемым субъектом суммы расхода, максимально приближенной (95 процентов и более) к сумме его дохода, полученного за календарный год.
2. Уточнен и сокращен перечень критериев отнесения к высокой и средней группам риска проверяемого субъекта в отношении деятельности в области промышленной безопасности, безопасности движения, эксплуатации транспорта и перевозки опасных грузов (пункт 5 Критериев риска).
К высокой группе риска отнесены следующие критерии:
- осуществление перевозки опасных грузов 1-го — 7-го классов опасности;
- наличие аварий, инцидентов и несчастных случаев в календарном году;
- несоответствие эксплуатации воздушного транспорта установленным требованиям;
- организации государственного дорожного хозяйства, осуществляющие эксплуатацию автомобильных дорог и улиц в зимний период.
При этом из данного перечня исключен критерий эксплуатации потенциально опасных объектов и критерий осуществления деятельности, связанной с потенциально опасными объектами (исключая их эксплуатацию).
К средней группе риска отнесены:
- осуществление специальной подготовки и переподготовки лиц, связанных с перевозкой опасных грузов, изготовление, ремонт, диагностирование транспортных средств, оборудования, тары и упаковок для перевозки опасных грузов;
- осуществление перевозки опасных грузов 8-го и 9-го классов опасности;
- выполнение автомобильных перевозок пассажиров.
При этом из данного перечня исключены следующие критерии: использование подземных пространств и деятельность, связанная с геологическим изучением недр.
Из сфер контроля (надзора), относящихся к высокой и средней группам риска, исключена защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнение мероприятий гражданской обороны.
3. В сфере охраны окружающей среды (пункт 7 Критериев риска) из средней группы риска исключены следующие критерии: эксплуатация локальных сооружений предварительной очистки сточных вод; захоронение, обезвреживание или использование отходов в объеме 50 тонн и более в год; добыча полезных ископаемых в объемах от 4 тыс. куб. метров и более в год.
Вместе с тем в среднюю группу риска в данной сфере дополнительно включены следующие критерии:
- добыча полезных ископаемых, в том числе угля, лигнита, торфа, сырой нефти, природного газа, металлических руд, сапропеля, с площадью поверхности разрабатываемого участка и в объемах менее определенных законодательными актами для отнесения осуществляемой деятельности к экологически опасной;
- эксплуатация локальных очистных сооружений предварительной очистки сточных вод и (или) отведение сточных вод в окружающую среду с использованием полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей и других устройств (без выпуска в водный объект);
- эксплуатация объекта обезвреживания отходов 1-го — 3-го классов опасности мощностью менее 10 тонн в год;
- эксплуатация объекта хранения отходов производства 1-го — 3-го классов опасности площадью менее 0,1 гектара;
- эксплуатация объекта захоронения отходов производства мощностью менее 1 тыс. тонн в год;
- эксплуатация объекта захоронения коммунальных отходов мощностью менее 50 тыс. тонн в год.
4. В сфере здравоохранения (пункт 8 Критериев риска) из высокой группы риска исключено проведение клинических испытаний лекарственных средств. При этом к критериям отнесения проверяемых субъектов к средней группе риска дополнительно отнесены производство, хранение или реализация изделий медицинского назначения и медицинской техники.
5. В сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 10 Критериев риска) к высокой группе риска дополнительно отнесены стоматологические амбулаторно-поликлинические организации здравоохранения, противотуберкулезные амбулаторно-поликлинические организации здравоохранения, детские амбулаторно-поликлинические организации здравоохранения, аптечные организации первой категории, лаборатории, санаторно-курортные и оздоровительные организации для взрослых, детей, взрослых и детей, организации социального обеспечения, а также дополнительно отнесены детские дома, детские деревни (городки).
Одновременно из высокой группы риска исключен критерий наличия в календарном году двух и более фактов нарушения объектом общественного питания санитарных норм и правил, подтвержденных в ходе проверки, проведенной в установленном порядке на основании заявления физического лица.
В среднюю группу риска в данной сфере дополнительно включены хосписы, амбулаторно-поликлинические организации здравоохранения (за исключением стоматологических амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения), организации скорой медицинской помощи, организации здравоохранения особого типа (за исключением центров экспертиз и испытаний, баз хранения медицинской техники и имущества, медицинских служб, военно-медицинских управлений, лечебно-трудовых профилакториев, лечебно-производственных мастерских, протезно-ортопедических восстановительных центров, лабораторий), аптечные организации здравоохранения (за исключением аптечных организаций первой категории).
При этом из средней группы риска исключены следующие критерии:
- наличие в календарном году не менее двух фактов нарушения объектом общественного питания санитарных норм и правил, подтвержденных в ходе проверки, проведенной в установленном порядке на основании заявления физического лица;
- промышленные, сельскохозяйственные, строительные организации, в которых в календарном году зарегистрированы превышение гигиенических нормативов факторов производственной среды либо случаи профессиональных заболеваний работников.
6. Уточнены критерии в сфере ядерной и радиационной безопасности (пункт 12 Критериев риска). К высокой группе риска отнесено осуществление деятельности по обращению с источниками ионизирующего излучения, отнесенными к I (источники наивысшей опасности) и II (источники высокой опасности) категориям по степени радиационной опасности. К средней группе риска отнесены:
- осуществление деятельности по обращению с источниками ионизирующего излучения, отнесенными к III (опасные источники) и IV (потенциально опасные источники) категориям по степени радиационной опасности;
- осуществление деятельности по проектированию радиационных устройств и установок, радиационных объектов, пунктов хранения радиоактивных отходов, средств радиационной защиты для радиационных объектов;
- осуществление деятельности по изготовлению радиационных устройств и установок, средств радиационной защиты для радиационных объектов;
- осуществление деятельности по монтажу, наладке, диагностированию, ремонту, обслуживанию радиационных устройств и установок.
7. К средней группе риска отнесена охранная деятельность (пункт 16 Критериев риска) в части осуществления охраны юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества), на осуществление которой не требуется специальное разрешение (лицензия), а также проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств охраны индивидуального пользования.
8. В иных сферах контроля (пункт 17 Критериев риска) к высокой группе риска Указом N 332 отнесены:
- осуществление деятельности по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки;
- наличие в течение календарного года сведений о нарушении землепользователем земельного законодательства об охране и использовании земель, в том числе самовольный захват земли, порча земель, неосвоение земель в установленные законодательством сроки, невозврат в установленные сроки земельных участков, предоставленных во временное пользование и использование земель не по целевому назначению.
К средней группе риска дополнительно отнесено осуществление деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы. Одновременно из средней группы риска исключены:
- осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- осуществление деятельности, связанной с использованием воздушного пространства Республики Беларусь.
Изменения сроков для назначения плановых проверок
Указом N 332 внесены изменения в сроки назначения плановых проверок субъектов в зависимости от отнесения подлежащего проверке субъекта к одной из групп риска (пункт 7 Указа N 510).
С учетом внесенных Указом N 332 изменений контрольный (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:
- к высокой группе риска, — не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в два календарных года (включая год, в котором проводилась плановая проверка). Ранее в таком случае следующая плановая проверка могла быть назначена не ранее чем через два года;
- к средней группе риска, — не чаще одного раза в три календарных года (ранее этот срок составлял три года). Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в пять календарных лет (включая год, в котором проводилась плановая проверка). Ранее в таком случае следующая плановая проверка могла быть назначена не ранее чем через пять лет;
- к низкой группе риска, — по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять календарных лет. Ранее — не чаще одного раза в пять лет.
Одновременно Указом N 332 уточнен порядок исчисления календарных периодов для назначения плановой проверки (пункт 8 Указа N 510). С 1 января 2013 г. для назначения плановой проверки календарные периоды исчисляются контролирующим (надзорным) органом с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год) с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности, назначенной после 1 января 2010 г. как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).
Указом N 332 внесены ограничения в части назначения плановых проверок в отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеющих фактов нарушений законодательства (пункт 7 Указа N 510). Плановые проверки таких субъектов должны проводиться одним и тем же контролирующим (надзорным) органом и его структурным подразделением (территориальным органом, подчиненной организацией) не чаще одного раза в пять календарных лет. Такое требование относится ко всем субъектам независимо от отнесения их к группам риска.
Проверяемый субъект считается добросовестно исполняющим обязательства перед бюджетом и не имеющим фактов нарушений законодательства при выполнении в совокупности следующих условий:
- предыдущей плановой проверкой не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства;
- в период после окончания предыдущей плановой проверки и до назначения следующей плановой проверки данным или иными контролирующими (надзорными) органами не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства.
Изменения порядка назначения и проведения внеплановых проверок
Указом N 332 внесены изменения в субъектный состав лиц, по поручению которых могут быть назначены внеплановые проверки, а также субъектный состав органов, которым предоставлены полномочия на их проведение (подпункты 9.1 и 9.3 пункта 9 и п. 10 Указа N 510).
Полномочия на назначение внеплановой проверки дополнительно предоставлены:
- Премьер-министру Республики Беларусь. Кроме того, на проверки, проводимые по поручению Премьер-министра Республики Беларусь, теперь не распространяется запрет на проведение на одной и той же территории проведения проверки чаще одного раза в месяц (пункт 87 Положения о проверках);
- начальникам управлений Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по областям, по Минской области и г. Минску;
- прокурорам областей, г. Минска и приравненным к ним прокурорами в пределах их компетенции;
- руководителям Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, облисполкомов (Минского горисполкома) для оперативного выявления и пресечения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании.
Одновременно внесены дополнения в порядок проведения внеплановых тематических оперативных проверок по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании (пункты 86, 88 — 91 и 92-1 Положения о проверках). При проведении таких проверок проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий). В случае, если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий). При этом проверяющими оформляется письменное требование о представлении документов (их копий). Внеплановая тематическая оперативная проверка по вопросам антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании может проводиться одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому субъекту, в том числе расположенных на территориях разных административно-территориальных единиц. По результатам внеплановой тематической оперативной проверки, в ходе которой установлены нарушения законодательства, проверяющие обязаны составить акт проверки (в двух экземплярах), а в случае неустановления таких нарушений — справку проверки. Акт (справка) внеплановой тематической оперативной проверки подписывается проверяющими и проверяемым субъектом (его представителем), после чего первый экземпляр остается у проверяющих, второй экземпляр передается проверяемому субъекту (его представителю). Акт внеплановой тематической оперативной проверки может не составляться, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляется, о чем в книге учета проверок делается соответствующая запись (пункт 93 Положения о проверках).
Полномочия о проведении внеплановых тематических оперативных проверок предоставлены Министерству здравоохранения Республики Беларусь, органам и учреждениям, осуществляющим государственный санитарный надзор, в пределах их компетенции. Вместе с тем из перечня лиц, которым предоставлено право на проведение внеплановых тематических оперативных проверок, исключены главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям и подразделения Государственной автомобильной инспекции. Соответствующие исключения произведены в пункте 10 Указа N 510 и в пункте 89 Положения о проверках.
Указом N 332 произведены редакционные корректировки отдельных вопросов, проверяемых при внеплановых тематических оперативных проверках (пункт 84 Положения о проверках). В частности, уточнено, что при внеплановой тематической оперативной проверке проверяются вопросы соблюдения проверяемыми субъектами:
- порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов, в том числе использования и учета на них средств контроля;
- обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
- обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов о качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, продовольственного сырья и пищевых продуктов, товаров для личных (бытовых) нужд, выполняемых работ и оказываемых услуг, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при наличии информации об угрозе возникновения массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний в целях профилактики их возникновения (распространения), связанной с оборотом недоброкачественной продукции.
Внесены также редакционные изменения случаев проведения внеплановых тематических оперативных проверок, когда не обязательно указание в предписании на их проведение наименования проверяемых субъектов. Так, уточнено, что в предписании на проведение внеплановой тематической оперативной проверки по вопросу соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта может не указываться наименование проверяемого субъекта, в отношении которого проводится проверка, в случаях проведения таких проверок не только на автомобильных дорогах, но и на улицах населенных пунктов, не отнесенных в установленном порядке к автомобильным дорогам.