Международные воздушные перевозки во внешнеэкономической деятельности

Понятие и виды международных воздушных перевозок

Международные воздушные перевозки имеют немаловажное значение во внешнеэкономической деятельности, так как являются одним из самых скоростных видов перевозки. Это позволяет в кратчайшие сроки на большие расстояния доставить груз и пассажира в пункт назначения. Но так же, как и другие виды перевозок, они имеют свои особенности.

Международными воздушными перевозками называются перевозки, осуществляемые самолетами и другими летательными аппаратами, при которых место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств, либо на территории одного и того же государства, если остановка предусмотрена на территории другого государства [1, с. 100].

Международной воздушной перевозке присущи определенные условия, свойственные только этому виду перевозок, — это пересечение объектом перевозки (груза, пассажира) границы и транзит через территорию другого государства путем осуществления посадки в иностранном аэропорту.

В международном воздушном сообщении применяются следующие виды перевозки: регулярные и чартерные, пассажирские или грузовые, по внутренним и международным авиалиниям.

Перевозки по внутренним авиалиниям выполняются по правилам внутреннего законодательства, а перевозки по международным авиалиниям — по международным правилам.

Регулярная перевозка — это перевозка, осуществляемая воздушными судами по заранее опубликованному расписанию [2, с. 18].

При осуществлении регулярных перевозок на конкретных авиалиниях различные авиакомпании создают пул-соглашения (от англ. pool) для снижения конкуренции. В результате этих соглашений авиакомпании оказывают одинаковые услуги [3, с. 159].

Чартерная перевозка — это нерегулярная перевозка, выполняемая на основе фрахтования воздушного судна в целом или части ее коммерческой емкости. При этом зафрахтованную емкость заказчик использует по своему усмотрению.

Фактическим перевозчиком по воздушному чартеру признается лицо, не являющееся перевозчиком по договору, но уполномоченное им осуществлять перевозку. Как правило, фактическим перевозчиком является авиакомпания, предоставляющая самолет по договору [4, с. 287].

Чартерные перевозки выполняются по маршрутам, как совпадающим с существующими на международных регулярных авиалиниях, так и любым другим. При этом регулярного воздушного сообщения между сторонами отправления — назначения чартера может и не быть.

На практике различают ряд разновидностей коммерческих чартеров: закрытый чартер; блок-чартер; порейдовый чартер (сплит-чартер); разовый чартер; тайм-чартер и чартерная цепочка.

Закрытый чартер — это перевозка, оплачиваемая организацией, покупающей чартер для своих сотрудников обычно по маршруту, не входящему в регулярные перевозки. Однако чартеры такого типа занимают незначительную долю в объеме чартерных перевозок.

Блок-чартер возникает тогда, когда заказчик покупает часть коммерческой емкости самолета — блок мест (30 — 40 мест) на регулярном рейсе. Заказчик платит за блок в целом вне зависимости от фактического использования, то есть занятости кресел в данном блоке. Блок-чартерные перевозки выгодны авиакомпаниям только в период спада спроса на перевозки, так как блок мест продается по цене, существенно меньшей, чем его стоимость по нормальным тарифам.

Порейдовый чартер (сплит-чартер) — это смешанная перевозка, в основном грузов, при которой на разных участках маршрута грузы перевозятся регулярными и чартерными рейсами. На сплит-чартере разрешается комбинировать различные группы грузов, следующие с разными целями и даже в разные конечные пункты маршрута.

Разовый чартер — это перевозка «туда» или «туда и обратно», когда заказчик заказывает чартер на определенные даты вылета, а в промежутке между чартерными рейсами авиакомпания использует этот самолет по своему усмотрению.

Тайм-чартер — это воздушная перевозка, когда самолет фрахтуется на определенный временной период, в течение которого находится в полном распоряжении заказчика, вне зависимости от его использования для перевозок. Тайм-чартер выгоден авиакомпаниям, получающим гарантированную плату за фрахт, и удобен заказчику, если последний нуждается в массовых перевозках на определенный период.

Чартерная цепочка — это вид чартера, при котором фрахтуемый самолет прибывает в пункт начала чартерных перевозок и из этого пункта совершает чартерные рейсы в один или несколько пунктов назначения по схеме «туда — обратно». После окончания чартерных перевозок самолет используется по усмотрению авиакомпании. Перегон самолета в пункт начала чартерных перевозок и из этого пункта заказчиком не оплачивается, эти полеты для авиакомпании являются холостыми прогонами или загружаются ею по своему усмотрению [5, с. 267 — 268].

Источники правового регулирования

Воздушные перевозки характеризуются большой сложностью в их организации, поэтому разработкой нормативно-правовых актов в области воздушного транспорта занимается большое число международных организаций.

Среди них:

  • Международный союз авиационных страховщиков (МСАС) — создан в 1934 году;
  • Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — учреждена в 1944 году;
  • Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) — основана в 1945 году;
  • Ассоциация европейских авиакомпаний (АЕА) — создана в 1954 году;
  • Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА) — основана в 1954 году;
  • Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) — создана в 1960 году;
  • Международная федерация ассоциаций диспетчеров воздушного движения (ИФАТКА) — основана в 1961 году;
  • Международная ассоциация гражданских аэропортов (ИКАА) — учреждена в 1962 году;
  • Международный совет ассоциаций владельцев воздушных судов и пилотов (ИАОПА) — основан в 1964 году;
  • Ассоциация западноевропейских аэропортов (АЗЕА) — учреждена в 1966 году;
  • Координационный совет ассоциаций аэропортов (ААКК) — основан в 1970 году;
  • Международная ассоциация воздушных перевозчиков (ИАКА) — учреждена в 1971 году;
  • Ассоциация авиакомпаний Европейского сообщества (АСЕ) — создана в 1980 году [2, с. 30].

К числу важнейших международных соглашений, разработанных международными организациями, следует отнести: Конвенцию Международной организации гражданской авиации «О международной гражданской авиации» (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (далее — Чикагская конвенция); Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве 12.10.1929) (далее — Варшавская конвенция); Конвенцию, дополнительную к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (заключена в г. Гвадалахаре 18.09.1961) (далее — Гвадалахарская конвенция); Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (заключено в г. Минске 12.12.1991 — 25.12.1991) (далее — Соглашение о гражданской авиации); Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (заключена в г. Монреале 28.05.1999) (далее — Монреальская конвенция).

Общие правила осуществления международных воздушных сообщений определены Чикагской конвенцией, к которой Республика Беларусь присоединилась в 1983 году. Чикагская конвенция действует в настоящее время в редакции от 18.04.2005.

Чикагской конвенцией регламентированы следующие вопросы:

  • порядок выполнения полетов и процедура регистрации воздушных судов;
  • задачи и основные принципы деятельности ИКАО;
  • функционирование аэропортов, наземных аэронавигационных средств и служб;
  • порядок урегулирования споров [6].

Основной транспортной конвенцией, регулирующей условия воздушных перевозок пассажиров и грузов, является Варшавская конвенция, действующая в настоящее время в редакции 1955 года. Республика Беларусь присоединилась к Варшавской конвенции в 1963 году [7].

В г. Гааге в 1955 году был подписан Протокол относительно изменения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 года. Варшавская конвенция была существенным образом модернизирована Протоколом об изменении Варшавской конвенции, измененной Гаагским протоколом, подписанным в Гватемале 8 марта 1971 г. (Гватемальский протокол), и Монреальским протоколом N 4 об изменении Варшавской конвенции, измененной Гаагским протоколом, или Варшавской конвенции, измененной Гаагским и Гватемальским протоколами, подписанных в Монреале 25 сентября 1975 г. (Монреальские протоколы).

Чартерные авиаперевозки регулируются Гвадалахарской конвенцией. Наша страна присоединилась к Гвадалахарской конвенции в 1983 году [8].

Соглашение о гражданской авиации стран СНГ вступило в силу 21.12.1991. Соглашение о гражданской авиации принято с целью развития международных воздушных сообщений. Оно устанавливает единообразные правила организации, выполнения и обеспечения полетов и использования воздушного пространства [9].

Монреальская конвенция вступила в силу 04.11.2003. Республика Беларусь в ней не участвует. Монреальская конвенция принята с целью модернизации и консолидации Варшавской конвенции и связанных с ней документов, она призвана обеспечить защиту интересов потребителей при международных воздушных перевозках и необходимость справедливой компенсации на основе принципа наиболее полного возмещения. Монреальская конвенция регулирует грузовые и пассажирские перевозки международным воздушным транспортом [10].

Международные воздушные перевозки осуществляются также на основе двусторонних соглашений. Большинство таких соглашений регулируют такие вопросы, как: взаимное предоставление права на совершение полетов, летно-техническое обеспечение полетов, взаимное предоставление соответствующих услуг в аэропортах иностранного государства и так далее [2, с. 36]. К числу таких соглашений можно отнести: Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Бахрейн о воздушном сообщении (заключено в г. Минске 27.09.2004); Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о воздушном сообщении (заключено в г. Минске 21.12.2007); Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией о воздушном сообщении (заключено в г. Триполи 05.04.2009) и многие другие.

Основным нормативным документом, регулирующим воздушные перевозки в Республике Беларусь, является Воздушный кодекс Республики Беларусь. Он устанавливает правовые и организационные основы использования воздушного пространства Республики Беларусь и осуществления деятельности в области авиации в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, обороны и безопасности государства [11].

Чартерные авиаперевозки

При любых чартерных перевозках заключается договор чартера. Для упрощения осуществления чартерных перевозок разработаны типовые проформы чартерного рейса. Проформы воздушных чартеров разрабатываются авиакомпаниями и представляют собой примерный договор, который может дополняться сторонами при его заключении. Указанные проформы содержат в основном следующие реквизиты: характеристика предоставляемого самолета, размер платежей за его использование, маршрут и расписание полетов, ответственность собственника самолета и так далее. В договоре указываются также тип воздушного судна и конкретные условия перевозки. В условиях перевозки определяются:

  • максимальная коммерческая загрузка чартера: количество пассажиров, масса багажа, груза;
  • место отправления и назначения, вылета рейса;
  • назначение перевозки;
  • права и обязанности перевозчика и заказчика.

Плата за использование самолета именуется фрахтом. Она может исчисляться как за рейс, так и за почасовое использование воздушного судна. В обеспечение уплаты фрахта предусматривается залоговое право на груз [3, с. 161 — 163].

Основной конвенцией, регулирующей чартерные перевозки, является Гвадалахарская конвенция. Однако и положения Варшавской конвенции распространяются на чартерные воздушные перевозки, если фактический перевозчик осуществляет перевозки на условиях Варшавской конвенции.

Международные воздушные перевозки грузов

Перевозка грузов осуществляется как пассажирскими, так и грузовыми воздушными судами, в регулярном и чартерном сообщении.

На пассажирских воздушных судах разрешается перевозить грузы с массой одного грузового места, не превышающей 200 кг, при этом размеры каждого грузового места не должны выходить за пределы, указанные в таблице допустимых габаритов и массы грузов для перевозки воздушными судами. Тяжеловесные и негабаритные грузы, превышающие по массе и габаритам установленные пределы, могут приниматься к перевозке только на грузовых воздушных судах [12, с. 14].

В Республике Беларусь основным грузоперевозчиком является ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт». Основным видом авиаперевозок грузов, осуществляемых белорусской авиакомпанией, являются чартерные.

Чартерная авиаперевозка начинается с заключения соглашения на выполнение чартерных рейсов. Соглашение подписывается должностным лицом авиакомпании и заказчиком. Затем заказчиком подается заявка на выполнение чартерного рейса, которая регистрируется, и на ее основании производится расчет стоимости чартерного рейса. На основании расчета стоимости рейса подготавливается договор на выполнение чартерного рейса. Договор подписывается директором авиакомпании и заказчиком не позже чем за 1 календарный день до даты выполнения рейса. При осуществлении грузового авиарейса по заявке заказчика груз могут сопровождать уполномоченные лица, но их должно быть не более 6 человек.

Основанием для выполнения рейсов является соглашение и договор на выполнение чартерного рейса.

В соответствии с соглашением перевозчик выполняет чартерные рейсы для перевозки груза и сопровождающих его лиц на воздушном судне, полностью соответствующем необходимым техническим требованиям и условиям для выполнения чартерного рейса, и с экипажем, подготовленным для полетов по международным воздушным трассам и имеющим действующие пилотские и иные профессиональные свидетельства.

Выполнение всех формальностей, относящихся к полету самолета и экипажу, необходимых для нормального осуществления перевозки, производится по соглашению сторон.

Заказчик не имеет права использовать чартерный рейс для полетов в районах конфликтов, а также для перевозки наркотических и запрещенных к перевозкам грузов на весь период действия соглашения.

Стороны соглашения не имеют права передавать свои права и обязанности третьим лицам, за исключением оплаты расходов.

При наличии свободных мест и грузовых емкостей в самолете, выполняющем чартерные перевозки, а также при прогонах пустого самолета до пункта отправления или из пункта назначения перевозчик имеет право перевозить любые другие грузы с соблюдением правил страны отправления и страны назначения, установленных для чартерных перевозок, и без какой-либо выплаты компенсации заказчику за подобную перевозку.

Заказчик обязуется соблюдать и выполнять все требования миграционных и таможенных властей в аэропортах отправления, по маршруту следования и назначения, а также предъявить представителю перевозчика, а в отрыве от основного места базирования командиру воздушного судна при сдаче груза к перевозке все документы, требующиеся в соответствии с санитарными, карантинными и таможенными правилами, для проверки их точности и достоверности.

Заказчик несет ответственность за наличие необходимых документов на вывоз / ввоз груза из страны отправления в страну назначения, на транзит груза через Республику Беларусь в страну назначения, а также на транзит через территорию любых третьих стран по маршруту перевозки и обязуется в случае нарушения правил нести все расходы, которые могут в связи с этим возникнуть у перевозчика.

Выдача грузовых авианакладных и авиабилетов сопровождающим груз лицом осуществляется перевозчиком при условии предварительной оплаты чартерного рейса.

Заказчик обеспечивает доставку груза и прибытие сопровождающих его лиц в аэропорт отправления в срок, позволяющий своевременно загрузить груз в воздушное судно по согласованному графику.

В случае повышения цен на ГСМ и другие расходы, связанные с перевозкой, в срок между датой подписания договора и датой выполнения чартерного рейса перевозчик имеет право повысить ранее согласованную стоимость чартерной перевозки.

Оплата стоимости каждого чартерного рейса должна быть произведена не позднее чем за 24 часа до заявленного времени выполнения рейса.

Заказчик самостоятельно или через принимающую сторону оплачивает все расходы, связанные с экипажем во время его пребывания в странах назначения и транзита.

Все дополнительные расходы перевозчика, которые возникают по вине заказчика или по его инициативе в связи с перевозкой груза и сопровождающих его лиц, а также оплата аэропортовых и других сборов, не относящихся к воздушному судну, относятся на счет заказчика.

Перевозчик имеет право отказаться от выполнения рейсов в случае несвоевременной оплаты заказчиком рейсов, а также в случае увеличения расходов и несогласия заказчика оплатить их.

Перевозка во исполнение соглашения может производиться по правилам международной или соответственно внутренней перевозки грузов самолетами гражданской авиации Республики Беларусь [12, с. 29 — 31].

Транспортная документация при воздушной перевозке грузов

Согласно действующему законодательству договор воздушной перевозки груза удостоверяется составлением авиационной накладной.

В соответствии со ст. 5 Варшавской конвенции каждый перевозчик товаров имеет право требовать от отправителя составления и вручения ему документа, именуемого «воздушно-перевозочный документ», то есть накладную, а всякий отправитель имеет право требовать от перевозчика принятия этого документа. Однако отсутствие, неправильность или утеря этого документа не влияют ни на осуществление, ни на действительность договора о перевозке, который будет, тем не менее, подпадать под действие Варшавской конвенции.

Накладная, как правило, оформляется грузоотправителем. Отдельные сведения, например, о стоимости транспортировки вносятся в нее при участии перевозчика. Корректировка содержания накладной ограничена либо вообще не допускается.

Авиационная накладная является именным документом и не подлежит передаче. Она не является товарораспорядительным документом. Накладная и указанные в ней данные являются лишь доказательством того, что договор заключен, груз принят к авиаперевозке и учтены условия ее выполнения [13, ст. 3].

Авиационная накладная составляется отправителем на английском языке в трех подлинных экземплярах и вручается вместе с товаром:

  • 1-й экземпляр носит пометку: «Для перевозчика» и подписывается отправителем;
  • 2-й экземпляр носит пометку: «Для получателя» и подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с товаром;
  • 3-й экземпляр носит пометку: «Для отправителя». Он подписывается перевозчиком и возвращается им отправителю по принятии товара.

Перевозчик должен поставить свою подпись до погрузки товара на борт воздушного судна. Подпись перевозчика может быть заменена штемпелем. Подпись отправителя тоже может быть заменена штемпелем или может быть печатная.

Накладная должна содержать:

  • указание места отправления и места назначения;
  • если отправитель осуществляет перевозку товаров внутри государства, а воздушное судно делает остановку в другом государстве, указание на такую остановку, а также уведомление о совершении международной перевозки;
  • уведомление о том, что, если совершается перевозка, при которой место окончательного назначения или остановка находятся не в стране отправления, к такой перевозке могут применяться положения Варшавской конвенции и что Варшавская конвенция определяет и в большинстве случаев ограничивает ответственность перевозчиков в случае утери или повреждения товаров.

Кроме того, в накладной указываются:

  • дата и место ее составления;
  • наименование и адрес отправителя;
  • наименование и адрес перевозчика;
  • место и дата принятия груза;
  • место, предназначенное для доставки груза;
  • наименование и адрес получателя;
  • принятое обозначение, характерное для этого груза, род его упаковки и в случае перевозки опасных грузов их обычно признанное обозначение;
  • вес груза брутто или выражение в других единицах измерения количества груза;
  • число грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация мест;
  • платежи, связанные с перевозкой, провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы, а также другие платежи, взимаемые с момента заключения договора и до сдачи груза;
  • инструкции, требующиеся для выполнения таможенных и других формальностей;
  • указание, что перевозка осуществляется независимо от любых оговорок согласно положениям Варшавской конвенции.

В случае необходимости накладная должна также содержать следующие данные:

  • указания, что перегрузка груза не разрешается;
  • платежи, которые отправитель обязан оплатить;
  • сумму платежа, подлежащую оплате при сдаче груза;
  • объявленную стоимость груза и сумму, представляющую специальный интерес в доставке;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;
  • перечень документов, переданных перевозчику [3, с. 156 — 157].

Отправитель отвечает за правильность сведений и объявлений, касающихся товара, который он заносит в авиационную накладную. Если груз не сопровождают представители отправителя, то отправитель обязан передать сведения перевозчику и присоединить к накладной документы, которые до передачи товара получателю необходимы для выполнения таможенных и других административных формальностей.

Отправитель отвечает перед перевозчиком за все убытки, которые могли бы проистечь от отсутствия, недостаточности или неправильности этих сведений и бумаг, за исключением случаев вины со стороны перевозчика или представленных им лиц.

Перевозчик не обязан проверять эти сведения и документы в отношении их точности или достаточности [13, ст. 16].

Международные воздушные перевозки пассажиров и багажа

Международные воздушные перевозки пассажиров и багажа осуществляются как в регулярном, так и в чартерном сообщении. Основным документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажиров и багажа, является именной проездной билет.

По общему правилу проездной билет и багажная квитанция объединены в один перевозочный документ, состоящий из нескольких купонов. Авиационный билет должен содержать все требуемые атрибуты: посадочный купон для полета, полетные купоны и пассажирский купон [7].

Билеты разных авиакомпаний могут быть оформлены по-разному, но во всех билетах должно быть указано следующее:

  • указание места отправления и места назначения;
  • если места отправления и назначения находятся на территории одного государства, а одна или несколько предусмотренных остановок находятся на территории другого государства, указание по крайней мере одной такой остановки;
  • уведомление о том, что, если пассажир совершает поездку в одном государстве, а одна или несколько остановок находятся в другом, к такой перевозке может применяться положение Варшавской конвенции и что Варшавская конвенция в большинстве случаев ограничивает ответственность перевозчика.

Пассажирский билет должен также содержать: фамилию пассажира; маршрут; класс; номер рейса и код авиакомпании; дату и время вылета; срок годности билета; статус.

В билете может быть указано несколько лиц, например, членов семьи, кроме того, билеты могут быть групповыми для отдельных групп лиц, например, для туристов.

Отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияют ни на осуществление, ни на действительность договора перевозки, который будет подпадать под действие правил Варшавской конвенции [7; 14, с. 132].

Кроме того, воздушное судно должно иметь список фамилий всех пассажиров с указанием пунктов их отправления и назначения.

Согласно ст. 4 Варшавской конвенции при перевозке зарегистрированного багажа должна выдаваться багажная квитанция, которая, если она не объединена с проездным билетом или не включена в проездной билет, должна содержать: указание места отправления и места назначения; указание остановки в другом государстве; уведомление о совершении международной воздушной перевозки.

Багажная квитанция является подтверждением заключения договора перевозки багажа и регистрации багажа на конкретный рейс. Отсутствие, неправильность или утеря багажной квитанции не влияет ни на осуществление, ни на действительность договора о перевозке, который будет, тем не менее, подпадать под действие Варшавской конвенции. Однако, если перевозчик примет на себя попечение о багаже без выдачи багажной квитанции или если багажная квитанция не объединена с проездным билетом или не включена в проездной билет, не содержит уведомление о международной перевозке, то он не будет иметь права ссылаться на положения, регламентирующие размер ответственности перевозчика о багаже [7].

В настоящее время может применяться электронный авиабилет и багажная квитанция. При этом способы, используемые для регистрации и обработки данных, должны быть функциональны с точки зрения доказательной силы билета и багажной квитанции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Тихиня, В.Г. Международные перевозки грузов и пассажиров / В.Г.Тихиня. Серия: «Юридический справочник», приложение к журналу «Право и экономика». — Минск, 1998. — 152 с.

2. Авчинкин, Д.В. Международные перевозки: понятие, сущность и правовое регулирование / Д.В.Авчинкин. — Минск, 2000. — 304 с.

3. Скаридов, А.С. Международное частное право: учеб. пособие. — 3-е изд. / А.С.Скаридов. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. — 397 с.

4. Скаридов, А.С. Международное частное право: учеб. пособие / А.С.Скаридов. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1988. — 768 с.

5. Грязнов, В.С., Малеев, Ю.Н. Правовые основы международных воздушных сообщений / В.С.Грязнов, Ю.Н.Малеев. — М.: МИИГА МГА, 1987. — 325 с.

6. О международной гражданской авиации: Конвенция Международной организации гражданской авиации: заключена в г. Чикаго 7 дек. 1944 г. // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

7. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок: заключена в г. Варшаве 12 октября 1929 г. // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

8. Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору: заключена в г. Гвадалахаре 18.09.1961 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

9. Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства: заключено в г. Минске 12.12.1991 — 25.12.1991 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

10. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок: заключена в г. Монреале 28.05.1999 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

11. Воздушный кодекс Респ. Беларусь, 16 мая 2006 г., N 117-З // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

12. Основные правила перевозки грузов авиакомпанией «Трансавиаэкспорт». — Минск: Трансавиаэкспорт, 2004. — 120 с.

13. Соглашение о транзите в международных воздушных сообщениях от 07.12.1944 (Чикаго) // Законодательство Казахстана [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=03606&all=all. — Дата доступа: 23.04.2012.

14. Гуляев, В.Г. Организация туристских перевозок / В.Г.Гуляев. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 512 с.