Направление граждан в лечебно-трудовые профилактории: новые положения законодательства

Одним из наиболее неблагоприятных социальных факторов в Республике Беларусь является высокий уровень потребления спиртных напитков — более 12 литров абсолютного алкоголя на душу населения. Данный фактор является одной из главных причин высокой смертности в стране, в том числе в результате так называемых внешних причин: случайных отравлений алкоголем, самоубийств, случайных утоплений, происшествий, связанных с транспортными средствами, а также преступлений [1, с. 398].

Ежегодно от внешних причин в Республике Беларусь погибает свыше 10 тыс. человек, многие из которых находились в состоянии алкогольного опьянения [1, с. 92]. Особенно велика угроза жизни граждан со стороны нетрезвых водителей. Только в 2013 году по вине таких водителей погибло 578 лиц, а около четырех тысяч участников дорожного движения получили ранения и увечья. Кроме того, по вине мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов, многие из которых находились в состоянии опьянения, погибло 314 человек и ранено около одной тысячи участников дорожного движения [2].

Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения в Республике Беларусь (в 2013 году — 31,6%), является самым высоким в Содружестве Независимых Государств (в Российской Федерации этот показатель составляет 27,5%, Украине — 12,8%) [3, с. 69]. Чаще всего лицами в нетрезвом состоянии совершаются наиболее опасные насильственные и корыстно-насильственные преступления: убийства — 85% преступных деяний этого вида, умышленные причинения тяжких телесных повреждений — 80%, хулиганства — 78%, угоны транспортных средств — 69%, изнасилования — 66%, разбойные нападения — 65%, грабежи — 64% [4].

Уровень так называемой пьяной преступности в стране существенно отличается в разных регионах: если в г. Минске этот показатель в 2013 году составлял 26,5%, то в Могилевской области — 35,9%. В Ляховичском районе Брестской области удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, достиг 62,4%, а в Новобелицком районе г. Гомеля — 15,5% [4].

Негативное во многом поведение потерпевших, находившихся в состоянии опьянения, способствовало совершению значительного количества преступлений, в том числе наиболее опасных его видов. Так, в нетрезвом состоянии в 2013 году находилось 32,2% жертв особо тяжких преступлений, 46,7% — убийств, 54,1% — умышленных причинений тяжких телесных повреждений, 37,1% — причинений смерти по неосторожности [4]. Данные показатели могут свидетельствовать о противоправном поведении потерпевших, спровоцированном состоянием алкогольного опьянения жертв преступных деяний.

Так, рабочая коммунального хозяйства в Могилевской области 1974 года рождения, ранее судимая за кражу и грабеж, после совместного распития спиртных напитков пыталась ножом убить пенсионерку 1946 года рождения, которая с колото-резаными ранами шеи была помещена в больницу.

Рабочий сельскохозяйственного предприятия в Могилевской области 1963 года рождения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в ссоре ножом убил неработавшую дочь 1994 года рождения.

Алкоголизация населения напрямую связана с проблемой неучастия значительного числа граждан страны в общественно-полезной деятельности. Так, лицами, которые не работали и не учились, в 2013 году совершено 59,6% преступлений, в том числе при рецидиве — 71,2%, а в составе организованной группы — 80,4%. При этом большая часть (71,4%) преступлений, совершенных лицами в состоянии наркотического возбуждения, а также алкогольного опьянения (65,7%), произошла с участием неработающих или неучащихся граждан [4].

Неработающий житель г. Гомеля 1985 года рождения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нанес своему малолетнему сыну более 40 ударов ножом, причинив ребенку множественные колото-резаные ранения в различные части тела, от которых потерпевший скончался на месте происшествия.

Неработающая жительница Минской области, лишенная родительских прав, в ходе пьяной ссоры убила ножом отца-пенсионера. Несмотря на требования Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» женщина месяцами уклонялась от трудоустройства, но никакие меры административной ответственности органами внутренних дел к ней не применялись.

Подобные преступления отличаются особой жестокостью: убийц не останавливает страх ответственности за содеянное. Их действия вообще невозможно логически объяснить, поскольку оправдания обычно звучат так: был пьян, ничего не помню.

Нельзя не заметить, что рост числа тяжких и особо тяжких преступлений четко коррелируется с увеличением продаж и доступности алкогольной продукции, особенно дешевых крепленых винных напитков. Так, на один объект, торгующий спиртными напитками, в Минской области приходится 550 жителей, в то время как в соседней Польше — 12 тыс., в странах Скандинавии — 25 тыс. [5].

Правоохранительные органы страны принимают определенные меры по противодействию процессу дальнейшей алкоголизации населения. Только в 2013 году выявлено около 7 тыс. очагов самогоноварения, установлено более 36 тыс. случаев управления транспортным средством лицом в состоянии опьянения, а также около 175 тыс. фактов распития алкогольных напитков в общественном месте либо появления в общественном месте или на работе в состоянии опьянения [6].

В последнее время крайне обострилась проблема наркотизации населения Республики Беларусь. Так, в 2013 году зарегистрирован существенный рост (+18,5%) выявленных фактов незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (всего около 5 тыс.), при этом объем изъятых наркотических веществ увеличился на 18,2% [7].

Еще более опасной является тенденция роста числа преступлений, связанных с наркоманией и токсикоманией, в первом полугодии текущего года (+68,7%). Больше всего таких преступных деяний выявлено в Заводском и Фрунзенском районах г. Минска (более 460 преступлений в каждом) [7].

Проблема алкоголизации и наркотизации населения напрямую связана с детской беспризорностью, которая, в свою очередь, порождает преступность несовершеннолетних. Только в детских домах семейного типа, опекунских и приемных семьях находится 18,1 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновлении — 10,4 тыс. таких детей, в детских домах и интернатах — 5,9 тыс. [1, с. 203].

Другой проблемой пьянства и наркомании является высокая вероятность рождения у алкоголиков и наркозависимых лиц детей с врожденными дефектами, в том числе слабоумием и психическими расстройствами. Только в организациях здравоохранения состоит на учете более 100 тыс. лиц с психическими расстройствами и расстройствами поведения, а таких лиц, находящихся под консультативным наблюдением, насчитывается около 190 тыс. (по сравнению с 2008 годом их число возросло на 20%) [1, с. 220].

Ежегодно судами рассматривается около 3 тыс. дел о лишении родительских прав, более 8 тыс. — об установлении отцовства и взыскании алиментов, около 40 тыс. — о расторжении брака и разделе имущества супругов, что также в значительной мере происходит из-за злоупотребления этих лиц спиртными напитками или зависимости от наркотических средств [8].

Правоохранительными и судебными органами принимаются определенные меры по направлению граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Ежегодно в порядке гражданского судопроизводства судами рассматривается более 5 тыс. дел в отношении лиц указанной категории [8].

Справочно. ЛТП является организацией, созданной для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Из истории ЛТП.

В Советском государстве ЛТП отводилась специфическая роль. Они являлись своеобразным защитным механизмом санации общества той поры от индивидов, утративших мерило соотношений между личными правами и личными обязанностями перед социумом. ЛТП выступали последним рубежом в череде попыток комплексного вразумления зависимых, когда меры общественного, медицинского и правового воздействия не находили ответного отклика.

Наркологическая служба того времени представляла собой систему ступенчатой специализированной лечебно-профилактической помощи лицам, страдающим наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом. Она включала в себя такие подразделения, как наркологические больницы и диспансеры, наркологические кабинеты при промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, психоневрологические диспансеры, медико-стационарные части при общесоматических больницах, наркологические отделения в структуре психиатрических больниц и на промышленных предприятиях, медицинские вытрезвители, ЛТП.

Зависимым лицам предоставлялась альтернатива: либо бесплатно пройти курс а) добровольного или б) обязательного лечения, либо в случаях уклонения от первого и нежелания второго по решению суда направляться на в) принудительное лечение в ЛТП. Не оставались без внимания оступившиеся граждане и после выхода за пределы ЛТП: их трудоустройство и направление на учебу возлагались на исполнительные комитеты районных, городских советов народных депутатов, как правило, по месту прежней работы и учебы.

Лечение и реабилитация больных в период нахождения в ЛТП (от шести месяцев до двух лет) и позднее вне их стен проводились поэтапно:

  • предварительный этап: госпитализация по решению суда, лишение немедицинского приема наркотиков. Продолжительность (в среднем) — три — четыре недели;
  • основной этап: назначение комплекса медикаментозных и иных методов лечения в сопровождении активной трудовой терапии;
  • поддерживающий этап: выписанный из лечебно-профилактического учреждения проходил ресоциализацию — на протяжении пяти лет состоял на учете у врача-нарколога, периодически ему назначалось амбулаторное лечение. В создании благоприятной социальной микросреды принимали участие общественность и представители органов внутренних дел. Крайне важную роль в этом процессе играли позитивно настроенные родные и близкие, иное доброжелательное окружение субъекта, находящегося в состоянии ремиссии.

Следует заметить, что ВТП (воспитательно-трудовые профилактории) и ЛТП были включены в исправительно-трудовую систему, хотя, строго говоря, в этих учреждениях лица не отбывали наказание, а проходили принудительно курс социально-медицинского лечения.

Направление зависимых в ЛТП позволяло:

  • укрепить здоровье больных, в том числе санировать сопутствующие недуги, как то: истощение, педикулез, кожные поражения, венерические заболевания, туберкулез и т.п.;
  • получить (продолжить) образование;
  • приобрести профессию, повысить квалификацию, не утратить прежнего места трудовой деятельности;
  • заработать деньги;
  • пройти социальную реабилитацию;
  • не потерять годы трудового стажа, пенсию, жилую площадь;
  • избежать судимости;
  • уберечь как самих зависимых на период их лечения, так и общество от совершения множества преступлений, в первую очередь насильственных, а также связанных с наркотиками и преступных деяний против собственности;
  • дать рабочие места населению, занятому в обеспечении деятельности ЛТП (в частности, врачам, мастерам, обслуживающему персоналу);
  • пополнять местный и государственный бюджеты.

Деятельность современной системы ЛТП, основываясь на лучших традициях советской системы, имеет свою специфику, прежде всего связанную с основаниями и порядком направления граждан в ЛТП.

Правовое регулирование.

Направление граждан в ЛТП осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 N 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее — Закон N 104-З) судом общей юрисдикции в порядке особого производства.

Вместе с тем в целях совершенствования указанной сферы общественных отношений Законом Республики Беларусь от 16.06.2014 N 150-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них» (далее — Закон N 150-З) в Закон N 104-З были внесены значительные изменения, которые существенно повлияли на порядок направления граждан в ЛТП, пребывания и сокращения срока нахождения в них.

Законом Республики Беларусь от 01.07.2014 N 175-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства» (далее — Закон N 175-З) внесены изменения, которые также затронули ряд норм Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК), связанных с ведением судопроизводства данной категории дел.

Суть основных изменений.

Уточнены некоторые понятия.

Законом N 150-З детализирован статус лиц, которые могут быть направлены в ЛТП. Помимо граждан Республики Беларусь данные правоотношения также распространяются и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, которым по результатам медицинского освидетельствования установлены соответственно такие диагнозы, как хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания.

В отношении граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, понятие систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины заменено на дважды в течение года нарушение трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, которые в связи с этим были предупреждены о возможности направления в лечебно-трудовой профилакторий и в течение года после данного предупреждения нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Формулировка «прекращение нахождения граждан в ЛТП» заменена на формулировку «сокращение срока нахождения граждан в ЛТП».

Изменение порядка предупреждения гражданина о возможности его направления в ЛТП.

Гражданин, который может быть направлен в ЛТП, должен быть предупрежден об этом начальником территориального органа внутренних дел или его заместителем в течение десяти дней после получения медицинского заключения, подтверждающего, что данный гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также что у него отсутствует заболевание, препятствующее нахождению в ЛТП.

Правовое значение предупреждения заключается в возможности направления гражданина в ЛТП, если он в течение года после данного предупреждения будет привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Предупреждение о возможности направления в ЛТП объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, сотрудником территориального органа внутренних дел с вручением ему копии предупреждения, о чем составляется протокол.

Предупреждение оформляется по утвержденной Министерством внутренних дел Республики Беларусь форме.

Новацией также является предоставление права гражданину обжаловать вынесенное в отношении его предупреждение о возможности направления в ЛТП вышестоящему начальнику территориального органа внутренних дел, прокурору или в суд.

В целях совершенствования судебной процедуры рассмотрения данной категории жалоб Законом N 175-З глава 29 ГПК дополнена параграфом 6-2, определяющим особенности рассмотрения и разрешения жалоб граждан на вынесенное в отношении их предупреждение о возможности направления в ЛТП и жалоб граждан, находящихся в ЛТП, на постановление о применении к ним мер взыскания.

Рассмотрим основные из них.

Подсудность.

Жалобы граждан на вынесенное в отношении их предупреждение о возможности направления в ЛТП рассматривает суд по месту жительства (месту пребывания) заявителя.

Срок подачи жалобы.

Жалоба может быть подана в суд в месячный срок, исчисляемый со дня объявления гражданину предупреждения о возможности направления его в ЛТП, или со дня получения отказа в удовлетворении жалобы при обжаловании предупреждения вышестоящему должностному лицу (прокурору), или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы вышестоящему должностному лицу (прокурору), если заявителем не был получен на нее ответ.

Прилагаемые документы.

К жалобе гражданином прилагается копия предупреждения о возможности направления его в ЛТП.

Решение суда по жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит одно из следующих мотивированных решений:

  • об оставлении обжалуемого предупреждения о возможности направления в ЛТП без удовлетворения;
  • об обоснованности жалобы и отмене предупреждения о возможности направления в ЛТП.

Справочно. Решение суда об обоснованности жалобы и отмене предупреждения о возможности направления в ЛТП либо постановление о применении меры взыскания подлежит немедленному исполнению.

Изменение порядка направления гражданина в ЛТП.

В случаях, если предупреждение о возможности направления гражданина в ЛТП не обжаловалось либо судом вынесено решение об оставлении обжалуемого предупреждения о возможности направления в ЛТП без удовлетворения, органом внутренних дел направляется заявление в суд о направлении гражданина в ЛТП.

К заявлению о направлении гражданина в ЛТП прилагаются документы, перечисленные в части 3 статьи 7 Закона N 104-З.

В частности, к заявлению о направлении гражданина в ЛТП прилагаются:

  • медицинское заключение о наличии у гражданина заболевания хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и об отсутствии заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП;
  • копии постановлений о наложении административных взысканий за административные правонарушения, совершенные гражданином в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • предупреждение о возможности направления гражданина в ЛТП;
  • данные о семейном положении гражданина и наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей.

При направлении заявления в суд о направлении в ЛТП гражданина, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, к заявлению прилагаются:

  • медицинское заключение об отсутствии заболевания, препятствующего нахождению такого гражданина в ЛТП;
  • информация нанимателя, заключившего трудовой договор (контракт) с таким гражданином, об учете рабочего времени, о нарушениях им трудовой дисциплины, в том числе повлекших уменьшение его заработной платы (табели использования рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины), по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • копии определения о судебном приказе о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, решения суда о лишении родителей (родителя) родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав либо о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Согласно статье 393-9 ГПК заявление о направлении гражданина в ЛТП подается в суд органом внутренних дел по месту нахождения органа внутренних дел.

В заявлении о направлении гражданина в ЛТП должны быть указаны основания для направления его в ЛТП, предусмотренные частью 1 статьи 4 Закона N 104-З.

В частности, основаниями для направления в ЛТП являются:

  • привлечение граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, в течение года после предупреждения надлежащим образом о возможности направления их в ЛТП;
  • нарушение трудовой дисциплины гражданами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ в течение года после предупреждения о возможности направления в ЛТП.

Следует также отметить, что направлению в ЛТП не подлежат:

  • граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет;
  • мужчины старше шестидесяти лет;
  • женщины старше пятидесяти пяти лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, воспитывающие детей в возрасте до одного года;
  • инвалиды I и II группы;
  • граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в ЛТП.

В целях выявления заболеваний, препятствующих нахождению граждан в ЛТП, законодательством предусмотрено проведение медицинского освидетельствования.

Проводится медицинское освидетельствование только тех граждан, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в целях установления наличия либо отсутствия у них заболеваний хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и наличия либо отсутствия заболеваний, препятствующих их нахождению в ЛТП.

В этих же целях проводится медицинское освидетельствование граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, которые дважды в течение года нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Принятое в отношении гражданина постановление о направлении на медицинское освидетельствование может быть обжаловано гражданином, в отношении которого оно принято, вышестоящему начальнику территориального органа внутренних дел или прокурору.

Рассмотрение заявления в суде.

Заявление о направлении гражданина в ЛТП рассматривается в течение десяти дней со дня его поступления в суд с обязательным участием представителя органа внутренних дел и гражданина, заявление о направлении которого в ЛТП рассматривается судом.

С 21.07.2014 по данной категории дел обязательное участие прокурора не требуется.

Справочно. В случае возникновения сложностей при судебном разрешении указанных дел суд в соответствии со статьей 83 ГПК вправе признать необходимость участия прокурора в рассмотрении такого дела.

В рассмотрении заявления о направлении гражданина в ЛТП могут участвовать представители организаций, члены семьи гражданина, заявление о направлении которого в ЛТП рассматривается судом, и иные граждане.

В случае уклонения гражданина, заявление о направлении которого в ЛТП рассматривается судом, от явки в суд он может быть подвергнут приводу.

Вынесение судом решения по заявлению о направлении гражданина в ЛТП.

Рассмотрев в соответствии со статьей 393-10 ГПК заявление о направлении гражданина в ЛТП по существу, суд выносит мотивированное решение о направлении гражданина в ЛТП или об отказе в направлении гражданина в ЛТП.

В решении суда о направлении гражданина в ЛТП указывается срок его нахождения в ЛТП.

При наличии у гражданина, в отношении которого судом вынесено решение о направлении в ЛТП, на иждивении несовершеннолетних детей копия решения суда не позднее следующего дня после его вынесения направляется в управление (отдел) образования городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства несовершеннолетних детей для обеспечения их государственной защиты.

Регламентация порядка и срока исполнения решения суда о направлении гражданина в ЛТП.

Из статьи 10 Закона N 104-З исключена отсылочная норма и детально регламентирован порядок и сроки доставки граждан в ЛТП территориальными органами внутренних дел.

Иные новации порядка направления и пребывания граждан в ЛТП.

На наш взгляд, существенным нововведением, связанным с функционированием системы ЛТП, является введение в Закон N 104-З статьи 14-1, касающейся регламентации требований к Правилам внутреннего распорядка ЛТП.

В соответствии с этим в статье 14-1 Закона N 104-З прописано, что Правила внутреннего распорядка ЛТП утверждаются Министерством внутренних дел Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, устанавливается детальная регламентация приема граждан в ЛТП, их пребывания, обеспечения их безопасности, материально-бытового обеспечения, реализации их прав и обязанностей.

Правилами внутреннего распорядка ЛТП также устанавливаются требования к оборудованию ЛТП, типовой распорядок дня, перечень документов, необходимых для приема граждан в ЛТП, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию гражданами, находящимися в ЛТП.

Изменения также коснулись норм статьи 15 Закона N 104-З, закрепляющей обязанности и права сотрудников ЛТП, в том числе наделяющие сотрудников ЛТП и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь правом проведения досмотра жилых помещений, в которых проживают граждане, находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях.

В обязанности граждан, находящихся в ЛТП, статьей 18 Закона N 104-З вменено возмещать стоимость иных средств индивидуальной защиты, коммунальных услуг и иные расходы, а также возмещать ущерб (компенсировать вред), причиненный ЛТП, и расходы по их розыску в случае самовольного оставления ими ЛТП.

Статья 32 Закона N 104-З дополнена нормами об удержаниях, производимых из заработной платы и приравненных к ней доходов граждан, находящихся в ЛТП.

В частности, определено, что стоимость питания, одежды и обуви, коммунальных услуг удерживается в течение срока нахождения гражданина в ЛТП до полного ее погашения. При прекращении нахождения гражданина в ЛТП неудержанная стоимость питания, одежды и обуви, коммунальных услуг списывается на расходы по смете на содержание ЛТП.

Возмещение ущерба (компенсирование вреда), причиненного ЛТП, и расходов по розыску граждан, находящихся в ЛТП, в случае самовольного оставления ими ЛТП осуществляется путем совершения исполнительной надписи.

Сокращение срока нахождения гражданина в ЛТП.

Законодателем изменен порядок и основания для сокращения срока нахождения гражданина в ЛТП. В частности, согласно статье 56-1 Закона N 104-З основанием для сокращения срока нахождения гражданина в ЛТП является заключение администрации ЛТП о возможности сокращения срока нахождения гражданина в ЛТП, которое должно содержать сведения об оказании гражданину, находящемуся в ЛТП, медицинской и психологической помощи, о прохождении им профессиональной подготовки, переподготовки, повышении квалификации, его отношении к труду, об адекватном восприятии воспитательного воздействия, о поддержании им родственных связей и иные сведения, свидетельствующие о возможности сокращения срока нахождения гражданина в ЛТП.

На основании указанных выше сведений заключение должно содержать вывод о том, что гражданин не нуждается в принудительной изоляции и готов к адаптации в обществе.

На основании заключения администрации ЛТП о возможности сокращения срока нахождения гражданина в ЛТП в соответствии со статьей 56-2 Закона N 104-З начальником ЛТП подается в суд заявление о сокращении срока нахождения гражданина в ЛТП, который и выносит окончательное решение.

К заявлению прилагаются заключение администрации ЛТП о возможности сокращения срока нахождения гражданина в ЛТП, характеристика гражданина, находящегося в ЛТП, и его личное дело.

Статья 57 Закона N 104-З дополнена таким основанием для прекращения нахождения гражданина в ЛТП, как вступление в законную силу приговора суда об осуждении гражданина, находящегося в ЛТП, к наказанию в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, смертной казни, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа.

Также статья 59 Закона N 104-З, определяющая порядок прекращения нахождения гражданина в ЛТП, дополнена частями пятой и шестой, которые регламентируют порядок принятия решения о прекращении нахождения гражданина в ЛТП по следующим основаниям:

  • достижение мужчинами возраста шестидесяти лет, женщинами — пятидесяти пяти лет;
  • установление беременности у женщин;
  • установление инвалидности I или II группы;
  • выявление заболевания, препятствующего нахождению гражданина в ЛТП.

В частности, определено право начальника ЛТП выносить решение о прекращении нахождения гражданина в ЛТП на основании документа, подтверждающего достижение мужчинами возраста шестидесяти лет, женщинами — пятидесяти пяти лет, медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей наличие беременности у женщины, заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении инвалидности I или II группы, заключения врачебно-консультационной комиссии ЛТП о выявлении заболевания, препятствующего нахождению гражданина в ЛТП. Копии решения о прекращении нахождения такого гражданина в ЛТП направляются в суд и прокуратуру.

За три месяца до истечения срока нахождения в ЛТП гражданина, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, либо при прекращении нахождения такого гражданина в ЛТП по вышеуказанным основаниям, а также в случае вступления в законную силу решения суда об отмене решения суда о направлении гражданина в ЛТП администрация ЛТП обязана незамедлительно направить сообщения об этом в суд, территориальный орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина, нахождение которого в ЛТП прекращается, а также направить в суд исполнительный документ в день прекращения нахождения такого гражданина в ЛТП.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Статистический ежегодник 2013 года / Национальный статистический комитет Респ. Беларусь.

2. Сведения из банка данных о дорожно-транспортных происшествиях / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

3. Сборник «О состоянии преступности и результатах расследования на территории государств — участников СНГ за январь — декабрь 2013 г.».

4. Сведения о регистрации и предварительном расследовании преступлений: форма N 453 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

5. Портрет на фоне штофа // Советская Белоруссия. — 9 июля 2014 г. — N 127.

6. Сведения об административных правонарушениях, зарегистрированных органами внутренних дел: форма N 701 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

7. Сведения о регистрации, предварительном расследовании преступлений и лицах, их совершивших, в сфере наркоконтроля и противодействия торговли людьми: форма N 401 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

8. Отчет о работе судов первой инстанции о рассмотрении гражданских дел: форма N 2 / Министерство юстиции Респ. Беларусь.