Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение требований законодательства об обращении с отходами), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства об обращении с отходами юридическим лицом.
Объектом правонарушения являются отношения, связанные с обращением отходов.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение требований законодательства об обращении с отходами, а именно:
- невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары;
- нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами (неведение книги учета отходов, отсутствие инструкции по обращению с отходами производства, нарушения порядка сбора и размещения отходов и т.д.).
Юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований законодательства об обращении с отходами, строится на том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон об отходах) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
- обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
- назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
- разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
- обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
- обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;
- вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом об отходах и иными актами законодательства об обращении с отходами;
- представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
- разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
- осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
- выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом об отходах и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
Примеры нарушений.
1. В нарушение подпунктов 1.6, 1.11 пункта 1 статьи 17, пункта 1 статьи 35 Закона об отходах, пунктов 6, 13 Правил ведения учета отходов, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.11.2001 N 27 (далее — Правила N 27), пункта 1 главы 1, пункта 41 главы 10 Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды (далее — Инструкция N 33), утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 N 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (далее — постановление N 33), ОАО «О» в 2012 — 2013 годах и на момент проверки не было обеспечено достоверное отражение сведений об образованных отходах в книге учета отходов по форме ПОД-9, утвержденной постановлением N 33 (не отражено количество образованного стеклобоя при затаривании соков, сиропов в количестве 5,4 т, а также образованных и реализованных изношенных шин в количестве 1,8 т).
Кроме этого, при осмотре мест хранения отходов производства (проведен 10.02.2014) было выявлено хранение образованных отходов: отработанных масляных фильтров. Вместе с тем учет этих отходов ОАО «О» не осуществлялся в книгах первичного и общего учета отходов по формам ПОД-9 и ПОД-10, утвержденным постановлением N 33 (далее — книга по форме ПОД-9 и книга по форме ПОД-10 соответственно), сведения об их наличии и хранении не были указаны.
В ходе инвентаризации было установлено, что в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 N 85 (далее — классификатор), и соответствующей инструкцией в обществе образовались следующие отходы: масло моторное отработанное (код 5410202) в количестве 0,01 т, синтетические и минеральные масла отработанные (код 5410201) в количестве 0,01 т, отработанные масляные фильтры (код 5492800) в количестве 0,003 т, изношенные шины с металлокордом (код 5750201) в количестве 0,6 т, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601) в количестве 0,01 т, отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), в количестве 0,2 т, стеклобой при затаривании соков, сиропов (код 3140837) в количестве 2,3 т.
В нарушение подпунктов 1.6, 1.11 пункта 1 статьи 17, пункта 1 статьи 35 Закона об отходах, пунктов 6, 8, 13, 14, 15 Правил N 27, пункта 1 главы 1, пункта 41 главы 10, пунктов 46, 47 главы 11 Инструкции N 33 ОАО «О» на момент проверки (31.01.2014) не было обеспечено ведение первичного учета отходов в книге по форме ПОД-9, а также единого учета отходов, образующихся в целом по обществу, в книге по форме ПОД-10 (масла моторного отработанного в количестве 0,01 т, синтетических и минеральных масел отработанных в количестве 0,01 т, отработанных масляных фильтров в количестве 0,003 т, изношенных шин в количестве 0,6 т, отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства в количестве 0,01 т, отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, в количестве 0,2 т, стеклобоя при затаривании соков, сиропов в количестве 2,3 т).
2. В соответствии с пунктом 11 Инструкции о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 N 112 «Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления» (далее — Инструкция N 112), сопроводительные паспорта регистрируются собственником отходов производства в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства по форме согласно приложению к Инструкции N 112.
Установлено, что в нарушение подпункта 1.11 пункта 1 статьи 17 Закона об отходах, пункта 11 Инструкции N 112 в обществе в 2013 году и на момент проверки (31.01.2014) сопроводительные паспорта перевозки отходов не регистрировались в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства по форме согласно приложению к Инструкции N 112.
При проведении проверки также было установлено, что в нарушение подпунктов 1.3 и 1.11 пункта 1 статьи 17, части первой пункта 2 статьи 18 Закона об отходах без соблюдения абзацев первого, второго пункта 21 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 N 45 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства», при реорганизации предприятием в 60-дневный срок не была разработана новая инструкция по обращению с отходами.
3. В ходе производственной деятельности на предприятии образовывались следующие виды отходов производства по классификатору: деревянная тара и незагрязненные древесные отходы (1720100), опилки древесные промасленные (содержание масел — менее 15%) (1721101), опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел — менее 15%) (1721102), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (1870601), прочие отходы бумаги и картона (1872000), зола от сжигания торфобрикетов (3130400), зола от сжигания быстрорастущей древесины, зола от сжигания дров (3130601), песок, загрязненный маслами (содержание масел — менее 15%) (3142405), отходы сухой уборки гаражей, автостоянок, мест парковки транспорта (3142413), прочие загрязненные грунты (3142419), абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (3144406), шлам шлифовальных кругов (3160200), ртутные лампы отработанные (3532603), масла моторные отработанные (5410202), масло индустриальное отработанное (5410205), масла трансмиссионные отработанные (5410206), масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены (5410214), прочие отходы полиэтилена (5712119), прочие отходы пластмасс затвердевшие, не вошедшие в группу VI А (5716900), изношенные шины с металлокордом (5750201), изношенные шины с текстильным кордом (5750202), прочие резиносодержащие отходы, не вошедшие в группу VI Д (5750910), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел — менее 15%) (5820601), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел — 15% и более) (5820602), изношенная спецодежда хлопчатобумажная и другая (5820903), отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций (код 9120800), растительные отходы от уборки территорий, садов, парков, кладбищ (9121100).
В ходе проверки при осмотре гаражей, территории предприятия было установлено, что в нарушение подпунктов 1.3, 1.4, 1.6 пункта 1 статьи 17, пункта 1 статьи 25 Закона об отходах без соблюдения пунктов 2, 4, 7, 8, 13, 14 Правил N 27 в гараже предприятия в несанкционированных местах хранились образовавшиеся в ходе производственной деятельности предприятия масла отработанные в непромаркированных металлических бочках, на прилегающей территории за проходной в несанкционированном месте — урне для сбора мусора хранились отходы от уборки территории.
4. В филиале предприятия в проверяемом периоде применялась Инструкция по обращению с отходами производства, утвержденная директором и согласованная с начальником горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Согласно Инструкции по обращению с отходами производства сбор отработанных ртутных ламп осуществляется в специально выделенном и оборудованном помещении. По мере накопления до одной транспортной единицы ртутные лампы передаются на утилизацию в ЗАО «Э». Сбор отработанных люминесцентных трубок производится отдельно от других отходов. По мере накопления до одной транспортной единицы люминесцентные трубки передаются на обезвреживание в ЗАО «Э».
Согласно приложению к Инструкции по обращению с отходами производства максимально возможный объем накопления ртутных ламп отработанных (код отхода согласно классификатору — 3532603) — 10 штук.
В нарушение ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона об отходах фактически согласно данным книги учета отходов по форме ПОД-9 и книги общего учета отходов по форме ПОД-10 с 01.01.2013 по 22.08.2013 в филиале хранилось 25 штук указанных ртутных ламп отработанных, что в 2,5 раза превышало допустимое количество при временном хранении.
Инструкцией по обращению с отходами производства не было предусмотрено образование, временное хранение отходов сухой уборки гаражей и автостоянок, мест парковки транспорта (код отхода согласно классификатору 3142413), сухих батареек (код отхода 3532500).
В нарушение ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона об отходах и Инструкции по обращению с отходами производства по состоянию на 01.02.2014 в филиале хранилось 15 штук сухих батареек.