Незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Совокупность норм законодательства Республики Беларусь создает условия, которые гарантируют беспристрастное и объективное выполнение должностными лицами возложенных на них государством обязанностей. Криминализация незаконного участия в предпринимательской деятельности препятствует установлению каких-либо имущественных отношений между государственным служащим и конкретной коммерческой организацией, что может повлечь целый комплекс коррупционных последствий.

Объектом незаконного участия в предпринимательской деятельности как коррупционного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение принципов и порядка прохождения государственной службы должностными лицами.

Объективная сторона ст. 429 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) выражается в том, что должностное лицо, находящееся на государственной службе, учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует лично или через доверенное лицо в управлении такой организацией вопреки запрету, установленному законом.

Законом, устанавливающим такого рода запрет, является Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», в котором определено, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 22). Также аналогичные ограничения находятся в ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией».

Ограничение на участие в управлении коммерческими организациями распространяется на всех государственных служащих, за исключением представителей государства, назначенных для участия в управлении акционерными обществами и иными юридическими лицами, уставный фонд которых сформирован с участием государственных предприятий, объединений, организаций, приобретших в установленном порядке акции (доли).

Особенностью объективной стороны незаконного участия в предпринимательской деятельности является то, что для признания указанных деяний в качестве преступных необходимо, чтобы должностное лицо, используя свои должностные полномочия, предоставило такой организации льготы и преимущества или покровительство в иной форме.

Так, при учреждении организации должностное лицо, находящееся на государственной службе, может оказывать покровительство, облегчая и ускоряя процедуры по государственной регистрации юридического лица, по формированию уставного фонда, учредительных документов, получению лицензий, а также может использовать полномочия для учреждения организации на более выгодных условиях, наконец, в выгодных сферах предпринимательской деятельности.

Участвуя в управлении организацией лично или через доверенное лицо, должностное лицо может содействовать предоставлению льгот и преимуществ в форме полного или частичного освобождения от внесения обязательных платежей, освобождения от выполнения иных обязанностей, а также способствовать размещению государственного заказа и предоставлению иных привилегий при заключении договоров. Покровительство может выражаться и в предоставлении закрытой информации или проведении неблагоприятной политики в отношении конкурентов данной организации.

Для оказания покровительства должностное лицо использует как непосредственные служебные полномочия, так и служебное положение в широком смысле этого слова.

Особую сложность для практики представляет вопрос о формах и способах участия должностного лица в управлении организацией. В законодательстве говорится лишь о том, что участие в управлении может осуществляться лично либо через доверенных лиц, но не раскрывает содержания того, какие действия следует считать участием в управлении. В данном случае его следует рассматривать как исполнение должностным лицом организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, что включает в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения. Эти функции могут быть реализованы виновным лично или через доверенное лицо посредством участия в деятельности коллективных управленческих органов организации в качестве их члена (для этого достаточно быть одним из ее акционеров или учредителей), а также работы в качестве сотрудника организации, выполняющего руководящие функции. Доверенное лицо в таком случае несет ответственность за пособничество в незаконном участии в предпринимательской деятельности.

В ст. 429 УК используется понятие «организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность», которое также подлежит толкованию применительно к данному составу преступления. Речь идет лишь о коммерческих организациях, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от использования, продажи имущества, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Учреждение и участие должностного лица в управлении некоммерческой организацией, несмотря на то что некоммерческой организации разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность, не составляет необходимого признака объективной стороны состава данного преступления. Основной целью деятельности такой организации не является получение прибыли, а полученная прибыль от предпринимательской деятельности не распределяется между ее участниками.

Состав преступления формальный, оно считается оконченным в момент предоставления льготы, преимущества либо покровительства в иной форме.

Наглядным примером незаконного участия в предпринимательской деятельности служит уголовное дело, возбужденное в отношении главы администрации городского округа. Являясь должностным лицом, участвуя в предпринимательской деятельности, Ш. оказывал покровительство руководимой им коммерческой организации, заведомо зная о том, что на протяжении двух месяцев это предприятие в нарушение условий о фиксации цен на продукты питания до конца года поставляло продукты в учреждения здравоохранения района по завышенным ценам. При этом Ш., используя свое должностное положение, умышленно не принял мер для обеспечения исполнения условий конкурса, тем самым оказывал покровительство указанной организации, обеспечив сбыт продукции предприятия и получение гарантированной прибыли за счет средств муниципального бюджета по заранее завышенным ценам <1>.

<1> Пресс-служба прокуратуры Сахалинской области // Сахалин. Инфо [Электронный ресурс]. — 1998 — 2008. — Режим доступа: http://www.sakhalin.info/prosecutor/list3/41505. — Дата доступа: 01.02.2008.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Вид умысла прямой: виновный осознает, что вопреки установленному законодательством Республики Беларусь запрету учреждает либо принимает участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, и, предоставляя такой организации разного рода льготы, преимущество и покровительство в иной форме, желает действовать таким образом.

Мотивы такого поведения должностного лица на квалификацию не влияют.

Субъектом незаконного участия в предпринимательской деятельности является должностное лицо, находящееся на государственной службе.

При квалификации действий должностных лиц по ст. 429 УК может возникнуть вопрос об отграничении данного состава от состава преступлений, предусмотренных ст. 233 и 234 УК (незаконная предпринимательская деятельность и лжепредпринимательство).

В ст. 233 УК говорится об осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации; без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно. В ст. 429 УК, напротив, говорится об учреждении организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, и о том, что такая организация должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Поэтому совокупность преступлений, предусмотренных ст. 429 и 233 УК, возможна только тогда, когда надлежащим образом созданная коммерческая организация осуществляет свою деятельность без лицензии или с нарушением условий, указанных в лицензии.

Лжепредпринимательство предполагает создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды. Учреждение такого юридического лица не может быть квалифицировано по ст. 429 УК. В случае оказания незаконного покровительства такой организации ответственность наступает по совокупности ст. 234 и 424 УК.

В случае если действия должностного лица, которое, злоупотребляя властью или служебными полномочиями, создало благоприятные условия для учрежденной им организации или организации, в управлении которой оно участвует, повлекли ущерб в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам либо повлекли тяжкие последствия, то такие действия следует квалифицировать по совокупности ст. 429 и 424 УК.

Изложенное выше уточняет значение основных понятий, использующихся для описания объективной и субъективной сторон незаконного участия в предпринимательской деятельности, раскрывает сложный системный характер взаимодействия всех признаков разбираемого состава преступления.

Детальное изучение и толкование особенностей, определяющих наступление уголовной ответственности государственных должностных лиц за незаконное участие в предпринимательской деятельности, будет способствовать выявлению и пресечению таких случаев на практике.