Название документа: Постановление апелляционной инстанции экономического суда Витебской области от 29.10.2015 (дело N 171-15/2015/205А)
Требование: О возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке.
Обстоятельства: Ссудополучатель не производил возврат бюджетной ссуды. В результате с его расчетного счета в бесспорном порядке были списаны пени, начисленные за несвоевременный возврат бюджетных ссуд.
Решение: Требование не удовлетворено, так как при нарушении ссудополучателем сроков возврата ссуды начисляются пени.
Дополнительно: Довод ссудополучателя о том, что срок погашения ссуды был перенесен на более поздний период, не принят, поскольку соответствующее дополнительное соглашение к договору не применялось к отношениям, возникшим до его подписания.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ
29 октября 2015 г. (дело N 171-15/2015/205А)
Суд апелляционной инстанции экономического суда Витебской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива «Л» (далее — СПК «Л») на решение экономического суда Витебской области от 21.09.2015 N 171-15/2015 по заявлению СПК «Л» к финансовому отделу районного исполнительного комитета (далее — райисполком) о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке в размере 9 674 809 руб., с участием представителей
Установил:
Экономический суд Витебской области решением от 21.09.2015 отказал в удовлетворении заявления о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке в размере 9 674 809 руб.
В апелляционной жалобе заявитель поставил вопрос об отмене решения суда по делу, так как полагает, что решение является незаконным и подлежит отмене из-за неправильного применения судом норм материального права.
Считает начисление пени незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.12.2010 к договору от 13.04.2009, подписанному по взаимному соглашению сторон, начальный срок возврата бюджетной ссуды определен январем 2012 года с полным погашением по 31.12.2013.
Согласно части 2 статьи 423 Гражданского кодекса Республики Беларусь при изменении договора обязательства сторон продолжают действовать в измененном виде.
Статьей 401 Гражданского кодекса Республики Беларусь определен порядок толкования условий договора, при котором принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, последующее поведение сторон.
Первоначально решениями определялся порядок предоставления бюджетной ссуды, в частности п. 1 определялся срок погашения с 01.10.2009 по 31.12.2010; п. 3 — условия предоставления бюджетных средств, к которым относится, выполнение получателем в 2009 — 2010 годах основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь по темпам роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства, доведенных в установленном порядке.
В последующем, решениями Минского городского исполнительного комитета были внесены изменения в соответствующие решения.
Так, в п. 1 слова и цифры «с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2010 года» заменены словами и цифрами «с января 2012 года по 31 декабря 2013 года», в п. 3 слова «2009 — 2010 годах» заменены словами «2012 — 2013 годах».
Таким образом, изменены не только сроки возврата ссуды, но и условия ее предоставления, что в совокупности, дает основания сделать вывод о том, что ссудодатель пересмотрел порядок предоставления бюджетной ссуды и отказался от ее погашения в 2009 году, ибо она не смогла бы дать положительного эффекта на выполнение в 2012 — 2013 годах основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь по темпам роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства, доведенных в установленном порядке.
Следовательно, первоначально установленный срок исполнения обязательства, отмененный по взаимному соглашению сторон, не может браться во внимание для расчетов и наступления ответственности после 01.12.2010.
Суд не учел то обстоятельство, что приказ от 17.07.2015 финансового отдела райисполкома издан по договору от 13.04.2009 и на основании решения районного Совета депутатов от 10.04.2009, которые 01.12.2010 и 30.11.2010 претерпели изменения, исключающие наступление ответственности за указанный период.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица представил отзыв на апелляционную жалобу, полагает, что основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, экономический суд апелляционной инстанции считает установленными следующие обстоятельства.
П. 1 решения Витебского областного исполнительного комитета от 06.04.2009 N 185 «О выделении бюджетных ссуд» определено выделить районным исполнительным комитетам за счет бюджетной ссуды, полученной из бюджета г. Минска, бюджетные кредиты на закупку горюче-смазочных материалов в сумме 66 300 млн. руб. с погашением их с 01.10.2009 по 31.12.2010 ежемесячно равными долями. П. 3 данного решения установлено, что условием оказания государственной поддержки организациям является выполнение им в 2009 — 2010 годах основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь по темпам роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства, доведенных в установленном порядке.
За счет выделенного бюджетного кредита из областного бюджета в соответствии с решением Витебского облисполкома от 06.04.2009 N 185 «О выделении бюджетных ссуд» согласно решению районного Совета депутатов от 10.04.2009 N 139 «О выделении бюджетных ссуд» (далее — решение N 139) СПК «Л» была выделена бюджетная ссуда в размере 160,0 млн. рублей со сроком погашения с 01.10.2009 по 31.12.2010 ежемесячно равными долями.
Между финансовым отделом райисполкома и СПК «Л» 13.04.2009 заключен договор об условиях выдачи и возврата бюджетной ссуды, согласно которому финансовый отдел направляет СПК «Л» бюджетную ссуду в сумме 160 000 000 руб. на закупку горюче-смазочных материалов для проведения весенних полевых работ в 2009 году.
Согласно разделу 1 и п. 2.2.2 раздела 2 договора СПК «Л» обязуется возвратить бюджетную ссуду с 01.10.2009 по 29.12.2010 ежемесячно равными долями.
Решением Витебского областного исполнительного комитета от 18.11.2010 N 905 внесены изменения в решение от 06.04.2009 N 185: в п. 1 слова и цифры «с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2010 года» заменены словами и цифрами «с января 2012 года по 31 декабря 2013 года», в п. 3 слова «2009 — 2010 годах» заменены словами «2012 — 2013 годах».
Решением районного Совета депутатов от 30.11.2010 N 38 «О внесении изменений в решение районного Совета депутатов от 10 апреля 2009 г. N 139» во исполнение решения Витебского облисполкома от 18.11.2010 N 905 «О внесении изменений в решение Витебского областного исполнительного комитета от 6 апреля 2009 г. N 185» также внесены соответствующие изменения.
01.12.2010 между финансовым отделом райисполкома и СПК «Л» подписано дополнительное соглашение к договору от 13.04.2009 об условиях выдачи и возврата бюджетной ссуды, согласно которому в разделе 1 и п. 2.2.2 раздела 2 слова и цифры «с 1 октября 2009 года по 29 декабря 2010 года» заменены словами и цифрами «с января 2012 года по 31 декабря 2013 года».
Согласно п. 4 дополнительного соглашения, вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.
В соответствии с п. 4.1 договора, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору Ссудополучатель несет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
24.04.2015 письмом Главное финансовое управление Витебского областного исполнительного комитета уведомило финансовый отдел райисполкома о необходимости погашения пени за нарушение сроков возврата бюджетного кредита.
На основании приказа Главного финансового управления Витебского областного исполнительного комитета от 06.05.2015 пеня списана со счета районного бюджета в доход областного бюджета, что подтверждается платежным требованием от 06.05.2015.
13.05.2015 финансовый отдел райисполкома уведомил заявителя о необходимости погашения пени за нарушение сроков возврата бюджетного кредита.
На основании приказа финансового отдела райисполкома от 17.07.2015 пеня, начисленная за несвоевременный возврат бюджетных ссуд, в размере 9 674 809 руб. списана в бесспорном порядке с расчетного счета СПК «Л», что подтверждается платежным требованием от 17.07.2015.
При рассмотрении апелляционной жалобы экономический суд руководствуется следующим:
Согласно статье 42 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь суд, рассматривающий экономические дела, разрешает возникающие из административных и иных публичных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 288 Гражданского кодекса Республики Беларусь обязательства возникают из договора.
Согласно статье 290 настоящего Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 423 Кодекса в случаях расторжения или изменения договора обязательства считаются прекращенными или измененными с момента достижения соглашения сторон об изменении или расторжении договора.
В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 N 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» и решения Витебского областного Совета депутатов от 29.06.2006 N 186 «О порядке оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» при нарушении заемщиком, ссудополучателем сроков возврата займа, ссуды начисляется пеня в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день возникновения задолженности. Начисление пени при нарушении заемщиком и ссудополучателем установленных сроков возврата займа, ссуды производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их возврату.
Согласно подпункту 1.4 пункта 1 статьи 134 Бюджетного кодекса Республики Беларусь за нарушение бюджетного законодательства могут быть применены меры принуждения в виде начисления и взыскания пени.
В соответствии со статьей 135 Бюджетного кодекса Республики Беларусь основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства является невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе.
В силу подпункта 1.5 пункта 1 статьи 104, подпункта 2.1 пункта 2 статьи 134 Бюджетного кодекса Республики Беларусь местные финансовые органы имеют право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства — взыскивать в бесспорном порядке пеню за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе.
Согласно пункту 3 статьи 146 Бюджетного кодекса Республики Беларусь взыскание пени производиться в бесспорном порядке на основании приказа финансового органа о принудительном взыскании денежных средств.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции правомерно оценены обстоятельства дела, основания для отмены судебного постановления отсутствуют.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что до 30.11.2010 (подписание дополнительного соглашения от 01.12.2010) возврат бюджетной ссуды должен был производиться в соответствии разделом 1 и п. 2.2.2 раздела 2 договора от 13.04.2009, то есть с 01.10.2009 по 29.12.2010 ежемесячно равными долями.
За период с 02.10.2009 по 30.11.2010 возврат бюджетной ссуды не производился, финансовым отделом райисполкома за нарушение сроков возврата бюджетной ссуды СПК «Л» законно и обоснованно произведено начисление пени в сумме 9 674 809 руб.
Довод заявителя о том, что первоначально установленный срок исполнения обязательства, установленный договором от 13.04.2009, отменен дополнительным соглашением от 01.12.2010, соответственно начальный срок возврата бюджетной ссуды определен январем 2012 года с полным погашением по 31.12.2013, необоснован.
Довод заявителя, о том, что приказ от 17.07.2015 финансового отдела райисполкома издан по договору от 13.04.2009 и на основании решения N 139 от 10.04.2009, которые 01.12.2010 и 30.11.2010 претерпели изменения, исключающие наступление ответственности за указанный период, не нашел своего подтверждения.
Дополнительное соглашение от 01.12.2010 вступило в силу с момента его подписания, стороны не установили, что условия заключенного ими дополнительного соглашения применяются к отношениям, возникшим до его подписания, а напротив, п. 4 дополнительного соглашения, установили, что оно вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.
Таким образом, до подписания дополнительного соглашения все расчеты должны были производиться в соответствии с ранее установленным графиком.
Заинтересованным лицом обоснованно рассчитана и взыскана пеня за период с 02.10.2009 по 30.11.2010 в сумме 9 674 809 руб.
В соответствии со статьей 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь судебные расходы, связанные с подачей апелляционной жалобы, относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 277, 279, 281 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд апелляционной инстанции
Постановил:
Апелляционную жалобу СПК «Л» оставить без удовлетворения, решение экономического суда Витебской области от 21.09.2015 N 171-15/2015 — без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в месячный срок путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь через экономический суд, принявший обжалуемое судебное постановление.