Название документа: Постановление апелляционной инстанции экономического суда Витебской области от 03.03.2015 (дело N 202-18/2014/22А)
Обстоятельства: Апелляционная жалоба о признании недействительным решения исполнительного комитета в части включения в утвержденный им Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений принадлежащих ОДО, оставлена без удовлетворения
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ
3 марта 2015 г. (дело N 202-18/2014/22А)
Апелляционная инстанция экономического суда Витебской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с дополнительной ответственностью «В» (далее — ОДО «В») на решение экономического суда Витебской области от 23.01.2015 по делу N 202-18/2014 по заявлению ОДО «В» к Витебскому областному исполнительному комитету о признании недействительным решения от 31.12.2013 N 841 в части, с участием представителей
Установила:
Решением экономического суда от 23.01.2015 в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ОДО «В» поставило вопрос об отмене решения экономического суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что судом неправильно истолкованы и применены нормы материального и процессуального права — статья 118 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) и пункт 2 решения Витебского областного Совета депутатов от 19.11.2013 N 305 и не применены подлежащие применению нормы — статья 119 ХПК и статья 63 Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». На момент утверждения Перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории Витебской области, 31.12.2013 здание по адресу: г. В., ул. К. являлось арестованным, поскольку арест, наложенный на здание 03.02.2009, действовал до его отмены судом 21.01.2015. Поэтому включение арестованного здания в Перечень является неправомерным.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу заинтересованное лицо считает законным и обоснованным решение экономического суда, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражения против апелляционной жалобы поддержал.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционная инстанция экономического суда установила следующие обстоятельства.
Решением Витебского областного исполнительного комитета от 31.12.2013 N 841 на основании абзаца второго пункта 1 решения Витебского областного Совета депутатов от 19.11.2013 N 305, информации Витебского городского исполнительного комитета утвержден Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории Витебской области, в который включено капитальное строение — здание административно-хозяйственное, расположенное в г. В. по ул. К., принадлежащее ОДО «В» (далее — капитальное строение).
Решением инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Витебска от 03.11.2014, вынесенным по акту камеральной проверки от 23.09.2014, с ОДО «В» взыскано 479 021 249 руб. налога на недвижимость за 1 — 3-й кварталы 2014 года ввиду его неполной уплаты по причине неприменения повышающего коэффициента 5, установленного решением Витебского областного Совета депутатов от 18.12.2013 N 308 «Об увеличении ставок налога на недвижимость», 25 662 942 руб. пени.
Согласно сведениям из Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в отношении капитального строения 05.02.2009 произведена государственная регистрация ареста на основании определения хозяйственного суда Витебской области от 03.02.2009 N 64-14/2009 о принятии мер по обеспечению иска.
Определением хозяйственного суда Витебской области от 03.02.2009 по делу N 64-14/2009 по ходатайству истца наложен арест на капитальное строение в качестве меры обеспечения иска ООО «Б» к ОДО «В» о взыскании 493 415 761 руб. основного долга.
Согласно сведениям из АИС СХС и представленным заявителем документам судебное постановление о взыскании с ОДО «В» долга в пользу ООО «Б» исполнено в полном объеме в августе 2009 года, исполнительное производство исполнено реально 20.08.2009.
Определением экономического суда Витебской области от 21.01.2015 по делу N 64-14/2009 меры обеспечения, принятые определением суда от 03.02.2009, отменены.
При рассмотрении апелляционной жалобы апелляционная инстанция экономического суда руководствуется следующим.
В силу пункта 6 статьи 59 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» решения Советов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в суд в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.
Согласно статье 227 ХПК юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, а также прокурор вправе подать в суд, рассматривающий экономические дела, заявления о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, либо об обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, если считают, что нарушены права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также что оспариваемый ненормативный правовой акт, обжалуемые действия (бездействие) противоречат законодательному или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с частью 5 статьи 188 Налогового кодекса Республики Беларусь областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать, но не более чем в пять раз, ставки налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, неиспользуемым (неэффективно используемым), по перечню, утверждаемому ежегодно до 1 января каждого налогового периода областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
В силу подпунктов 3.1, 3.2 пункта 3 Положения о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2013 N 957 (далее — Положение), под неиспользуемыми капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями (для плательщиков — организаций) понимаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, не используемые более девяти месяцев суммарно в течение текущего календарного года в хозяйственном обороте, предпринимательской деятельности, а также путем предоставления этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование; под неэффективно используемыми капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями понимаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, коэффициент использования которых в хозяйственном обороте, предпринимательской деятельности, а также путем предоставления этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование в течение текущего календарного года составляет менее 0,3.
Согласно пункту 4 Положения для формирования Перечня районные (городские) исполкомы (местные администрации районов в г. Минске) обобщают имеющиеся у них, в том числе полученные от других государственных органов и государственных организаций, сведения о неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строениях (зданиях, сооружениях), их частях, расположенных на их территории, а также сведения, представляемые им плательщиками налога на недвижимость.
Сформированные районными (городскими) исполкомами (местными администрациями районов в г. Минске) сведения направляются на бумажном носителе и в электронном виде для формирования перечня по области (г. Минску) в соответствующие областные (Минский городской) исполкомы до 20 ноября года, предшествующего каждому налоговому периоду (пункт 5 Положения).
В соответствии с пунктом 6 Положения перечень утверждается решением областного (Минского городского) Совета депутатов или по его поручению областным (Минским городским) исполкомом. В течение пяти рабочих дней после утверждения перечень размещается на официальном сайте областного (Минского городского) исполкома в глобальной компьютерной сети Интернет.
Решением Витебского областного Совета депутатов от 19.11.2013 N 305 Витебский областной исполнительный комитет уполномочен ежегодно до 1 января каждого налогового периода утверждать перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории Витебской области, в порядке и на условиях, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2013 N 957, принимать решения об исключении либо об отказе в исключении из Перечня капитальных строений (зданий, сооружений), их частей.
Пунктом 2 решения Витебского областного Совета депутатов от 19.11.2013 N 305 предусмотрено, что не включаются в Перечень неиспользуемые (неэффективно используемые) капитальные строения (здания, сооружения), их части: бывших военных городков, арестованные, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), в процедурах экономической несостоятельности (банкротства).
Пунктом 1 решения Витебского областного Совета депутатов от 18.12.2013 N 308 «Об увеличении ставок налога на недвижимость» увеличены в пять раз ставки налога на недвижимость по объектам, включенным в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории Витебской области.
Статьей 113 ХПК предусмотрено, что обеспечение иска допускается на любой стадии хозяйственного процесса, если непринятие мер по его обеспечению может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
В соответствии со статьей 116 ХПК мерой по обеспечению иска может быть наложение ареста на недвижимость, принадлежащую ответчику.
При удовлетворении иска мера по его обеспечению действует до фактического исполнения судебного постановления (статья 118 ХПК).
Как следует из материалов дела, арест на капитальное строение наложен хозяйственным судом в обеспечение иска ООО «Б» о взыскании долга с ОДО «В». Судебное постановление, в обеспечение исполнения которого судом накладывался арест, исполнено ОДО «В» в 2009 году. Следовательно, мера обеспечения — арест капитального строения в силу статьи 118 ХПК действовала именно до этого момента и не препятствовала заявителю использовать в 2014 году капитальное строение по назначению в хозяйственном обороте, предпринимательской деятельности, а также путем предоставления в аренду, иное пользование.
В силу статьи 229 ХПК суд, рассматривающий экономические дела, в судебном заседании проверяет компетенцию государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, издавших ненормативный правовой акт, соответствие этого ненормативного правового акта или его обжалуемых отдельных положений законодательным и иным нормативным правовым актам.
Согласно статье 230 ХПК основанием для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа является несоответствие его требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
С учетом вышеизложенного апелляционная инстанция экономического суда приходит к выводу, что решение Витебского областного исполнительного комитета от 31.12.2013 N 841 принято в пределах компетенции и предоставленных облисполкому полномочий, соответствует требованиям законодательства, основания для признания его недействительным отсутствуют.
Доводы апеллянта не принимаются апелляционной инстанцией в силу следующего.
Принятие обеспечительных мер регулируется ХПК. Обеспечение иска — мера, применяемая судом с целью получения гарантии реального исполнения возможного решения суда. Указанная мера применяется судом по ходатайству лиц, участвующих в деле. При удовлетворении иска мера по его обеспечению действует до фактического исполнения судебного постановления (статья 118 ХПК). Соответственно, после исполнения судебного постановления об удовлетворении иска меры по его обеспечению перестают действовать. Вместе с тем часть 5 статьи 119 ХПК предоставляет суду право одновременно с принятием судебного постановления или после его принятия вынести определение об отмене обеспечения иска, если основания, послужившие поводом к обеспечению иска (заявления), отпали. Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» регулирует основы и порядок государственной регистрации недвижимого имущества, прав и ограничений (обременений) прав на него, а также сделок с ним и не определяет действие обеспечительных мер.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция экономического суда считает, что обжалуемое судебное постановление соответствует материалам дела, действующему законодательству, поэтому подлежит оставлению без изменения.
По правилам статьи 133 ХПК апелляционная инстанция экономического суда распределяет государственную пошлину (относит на заявителя апелляционной жалобы).
Руководствуясь статьями 133, 277, 279, 281 ХПК, апелляционная инстанция
Постановила:
Апелляционную жалобу ОДО «В» оставить без удовлетворения, решение экономического суда Витебской области от 23.01.2015 по делу N 202-18/2014 — без изменения.
Постановление апелляционной инстанции экономического суда вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления в порядке, установленном статьями 282 — 286 ХПК.