В статье рассматриваются вопросы, связанные с местом магистратуры в системе высшего образования Республики Беларусь, ее связи с Болонским процессом, с поступлением и обучением в магистратуре, а также с аттестацией магистрантов.
Характеризуются требования, предъявляемые к магистерской диссертации.
Излагаются особенности подготовки магистров уголовно-правового профиля.
Магистратура как самостоятельный институт, вторая ступень высшего образования более двадцати лет как легализована в Республике Беларусь на законодательном уровне. Имеется определенная практика подготовки магистров в немалом числе учреждений высшего образования страны. Нынешнее состояние правового регулирования данного института и его отдельных элементов в национальном законодательстве, равно как и специфика подготовки магистров, специализирующихся в уголовном, уголовно-исполнительном праве и криминологии, являются предметом рассмотрения в данной статье.
1. Магистратура и Болонский процесс
Магистратура получила закрепление в образовательной системе Республики Беларусь почти двадцать лет назад на заре становления ее как самостоятельного государства, когда в соответствии со статьей 32 Закона Республики Беларусь от 29.10.1991 N 1202-XII «Об образовании» в структуру высшего образования были включены такие ступени, как бакалавриат и магистратура [1].
Однако фактически институт магистратуры «заработал» лишь на рубеже прошлого и нынешнего веков после окончания переходного периода от советской к существующей в настоящее время системе высшего образования, сочетающей в себе элементы европейской системы высшего образования, основанной на Конвенции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Совета Европы N 165 «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (ETS N 165)» (заключена в г. Лиссабоне 11.04.1997) [2] и Болонской декларации 1999 года о создании к 2010 году европейской зоны высшего образования <1>, и советской системы высшего образования.
<1> Из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы 1954 года, не менее 47 стран стали участницами Болонского процесса, характеризуемого специалистами как революционного в деле сотрудничества в области высшего образования в Европе [3].
Республиканский совет ректоров высших учебных заведений в своем решении от 10.06.2009 N 2 «Болонский процесс: возможные позитивные и негативные последствия от присоединения к нему Республики Беларусь» отметил, что страна включилась в процесс формирования общеевропейского образовательного пространства и процессы совершенствования высшего образования, осуществляемые в Республике Беларусь, в части основополагающих целей и устремлений созвучны идеям, провозглашенным Болонской декларацией. Поэтому, несмотря на возможность возникновения некоторых негативных последствий (в частности, проблем сохранения национальных интересов при продвижении и интеграции в общее образовательное пространство, выбора оптимальных, сбалансированных решений; сохранения качества образования на первой ступени, определения оптимальных дифференцированных сроков обучения; вероятности более интенсивного оттока квалифицированных специалистов из республики в другие страны, чем их притока из-за рубежа; увеличения финансовых затрат, связанного с осуществлением процедур международной аккредитации вузов и созданием необходимых институтов сотрудничества), ректоры посчитали целесообразным присоединение Республики Беларусь к реализации целей и задач, принятых в Болонской декларации министрами образования европейских стран [4].
Эти подходы нашли отражение в Государственной программе развития высшего образования на 2011 — 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2011 N 893. Так, в пункте 14 мероприятий Государственной программы развития высшего образования на 2011 — 2015 годы (приложение 3 к указанной Государственной программе) в целях реализации ее положений предусматривается проведение в 2011 — 2013 годы подготовки к вступлению Республики Беларусь в Болонский процесс, разработка нормативных правовых актов по внедрению модульно-рейтинговой системы обучения, осуществление перехода к кредитно-рейтинговой системе [5].
2. Магистратура как вторая ступень высшего образования
В настоящее время институт магистратуры регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании), вступившим в силу с 01.09.2011 [6], а также рядом иных нормативных правовых актов.
Согласно этим нормативным правовым актам магистратура является II ступенью высшего образования, во время которого осуществляется углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.
Лица, обучающиеся в магистратуре, именуются магистрантами и имеют статус студентов, обучающихся на II ступени высшего образования.
Прием в магистратуру осуществляется в соответствии с Правилами приема лиц для получения высшего образования II ступени, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2012 N 110 «Об утверждении Правил приема лиц для получения высшего образования II ступени и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее — постановление N 110) [7].
Указанные Правила распространяются на учреждения высшего образования независимо от их формы собственности и подчиненности, реализующие образовательную программу высшего образования II ступени, а также на лиц, поступающих в указанные учреждения образования для получения высшего образования II ступени в очной, заочной (в том числе дистанционной) формах получения образования.
В конкурсе на прием в магистратуру могут принимать участие лица, получившие высшее образование I ступени, подтвержденное соответствующим документом об образовании.
Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют право участвовать в конкурсе на прием в магистратуру в государственных учреждениях высшего образования за счет средств республиканского бюджета, если получать образование на данной ступени образования за счет средств республиканского бюджета они будут впервые, либо в государственных или частных учреждениях высшего образования на платной основе — за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц или собственных средств гражданина.
Участвовать в конкурсе на получение высшего образования II ступени в государственных или частных учреждениях высшего образования на вышеуказанных условиях вправе иностранные граждане и лица без гражданства белорусской национальности, постоянно проживающие на территории иностранных государств, граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан. Эти же лица имеют право поступать в государственные или частные учреждения высшего образования на условиях, предусмотренных для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, могут поступать в учреждения высшего образования для получения высшего образования II ступени:
- в соответствии с международными договорами Республики Беларусь за счет средств бюджета или на платной основе;
- по результатам итоговой аттестации при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего образования Республики Беларусь на платной основе;
- по результатам собеседования, устанавливающего уровень владения ими языком обучения в объемах, достаточных для освоения содержания образовательной программы высшего образования II ступени, на платной основе.
3. Магистратура: два вида образовательных программ
На II ступени высшего образования реализуются образовательные программы высшего образования II ступени двух видов:
- образовательная программа высшего образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра;
- образовательная программа высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра.
Из предусмотренных в законодательстве об образовании учреждений высшего образования правом на подготовку магистров наделены только следующие учреждения высшего образования, прошедшие государственную аккредитацию:
1) классический университет — учреждение высшего образования, которое реализует образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по разным профилям образования, направлениям образования, образовательную программу высшего образования II ступени, формирующую знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающую получение степени магистра, образовательную программу высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающую получение степени магистра, по разным профилям образования, направлениям образования, образовательные программы послевузовского образования, образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, функции научно-методического центра по соответствующему профилю (профилям) образования, а также может реализовывать образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированную с образовательными программами среднего специального образования, по соответствующим профилям образования, направлениям образования, образовательные программы дополнительного образования взрослых (за исключением образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов), образовательную программу среднего образования, образовательные программы профессионально-технического образования, образовательные программы среднего специального образования по отдельным специальностям, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
2) профильный университет (академия, консерватория) — учреждение высшего образования, которое реализует образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по одному или нескольким профилям образования, образовательную программу высшего образования II ступени, формирующую знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающую получение степени магистра, образовательную программу высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающую получение степени магистра, по одному или нескольким профилям образования, образовательные программы послевузовского образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, функции научно-методического центра по соответствующему профилю (профилям) образования, а также может реализовывать образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированную с образовательными программами среднего специального образования, по соответствующему профилю (профилям) образования, образовательные программы дополнительного образования взрослых, образовательную программу среднего образования, образовательные программы профессионально-технического образования, образовательные программы среднего специального образования по отдельным специальностям, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
3) институт — учреждение высшего образования, которое реализует образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по одной или нескольким близким специальностям одного или нескольких профилей образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по соответствующей специальности (специальностям) одного или нескольких профилей образования, а также может реализовывать образовательную программу высшего образования II ступени, формирующую знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающую получение степени магистра, образовательную программу высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающую получение степени магистра, по одной или нескольким близким специальностям одного или нескольких профилей образования, образовательные программы послевузовского образования, образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированную с образовательными программами среднего специального образования, по одной или нескольким специальностям одного или нескольких профилей образования, образовательные программы профессионально-технического образования, образовательные программы дополнительного образования взрослых, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.
В институтах, находящихся в подчинении Национальной академии наук Беларуси, реализация образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, не является обязательной.
На официальном сайте Министерства образования Республики Беларусь, содержащем списки 46 государственных и 10 негосударственных учреждений высшего образования, не указаны те из них, которые наделены правом подготовки магистров (см.: http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=18461). Анализ сайтов этих учреждений высшего образования указывает, что 41 государственное и 4 негосударственных учреждения высшего образования информируют о наличии у них магистратур (более 78% от числа всех учреждений высшего образования республики <2>), в которых в зависимости от учреждения образования реализовывается образовательная программа высшего образования II ступени либо по одной, либо по нескольким специальностям, число которых в некоторых учреждениях высшего образования доходит до тридцати.
<2> В списке государственных учреждений высшего образования, размещенном на официальном сайте Министерства образования Республики Беларусь, почему-то не значится Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, который имеет собственную магистратуру (прим. авт.).
Подготовка магистров осуществляется на базе нескольких видов учебных программ, иерархия которых выглядит следующим образом.
Главенствующей является типовая учебная программа по соответствующей учебной дисциплине.
На базе типовой учебной программы по соответствующей учебной дисциплине формируются учебные программы названных выше видов учреждений высшего образования.
Допускается использование экспериментальных учебных программ по учебным дисциплинам.
Наконец, предусмотрено принятие программ-минимумов кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам и программ-минимумов кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) по общеобразовательным дисциплинам.
В программах-минимумах кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине и программах-минимумах кандидатского зачета (дифференцированного зачета) по общеобразовательной дисциплине определяются цели и задачи изучения соответствующей общеобразовательной дисциплины, ее содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности магистранта, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. Указанные программы-минимумы кандидатского экзамена (кандидатского зачета) по общеобразовательным дисциплинам являются техническими нормативными правовыми актами. Они разрабатываются и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
На основе названных учебных программ, а также учебного плана учреждения высшего образования по специальности (направлению специальности, специализации) готовится индивидуальный план работы магистранта, в котором предусматриваются мероприятия по освоению образовательной программы высшего образования II ступени первого или второго вида и устанавливается перечень и последовательность изучаемых учебных дисциплин, объем учебной нагрузки, включающий программу подготовки магистерской диссертации, прохождения практики, осуществления научно-исследовательской работы, формы и сроки отчетности.
Индивидуальные планы работы магистрантов разрабатываются учреждениями высшего образования и утверждаются их руководителями.
4. Аттестация магистрантов
Деятельность магистранта по освоении содержания образовательных программ подвергается контролю. Этот контроль осуществляется в виде текущей и итоговой аттестации.
Формами текущей аттестации магистрантов при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени первого вида являются:
- зачет (дифференцированный зачет);
- экзамен по учебной дисциплине;
- кандидатский зачет (дифференцированный зачет) по общеобразовательной дисциплине;
- кандидатский экзамен по общеобразовательной дисциплине.
Перечень общеобразовательных дисциплин, по которым сдаются кандидатские зачеты (дифференцированные зачеты) и кандидатские экзамены, устанавливается Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь.
Этот перечень невелик (см. перечень общеобразовательных дисциплин, по которым сдаются кандидатские экзамены и кандидатский зачет (дифференцированный зачет), утвержденный постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 29.02.2012 N 1 [8]) и включает три общеобразовательные дисциплины:
- иностранный язык (сдается экзамен);
- философия и методология науки (сдается экзамен);
- основы информационных технологий (сдается зачет).
Формами текущей аттестации магистрантов при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени второго вида являются:
- зачет (дифференцированный зачет);
- экзамен по учебной дисциплине.
Результаты текущей аттестации магистрантов оцениваются так, как это принято в системе высшего образования, а именно отметками в баллах по десятибалльной шкале либо отметками «зачтено» или «не зачтено». Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов и «зачтено».
Итоговая аттестация магистрантов при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени обоих видов проводится в форме защиты магистерской диссертации (см. пункт 6 статьи 215 Кодекса об образовании).
5. Требования к магистерской диссертации
Удивительно, но Кодекс об образовании не определяет требования, предъявляемые к структуре, форме, содержанию, объему и порядку защиты магистерской диссертации. Кодекс об образовании не содержит и отсылочной нормы, в которой бы указывался государственный орган, обязанный установить соответствующие требования, предъявляемые к магистерской диссертации.
В самом общем виде эти требования представлены в Положении о второй ступени высшего образования (магистратуре), утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2008 N 68 «О некоторых вопросах высшего образования» (далее — постановление N 68) [9], которое вступило в силу задолго до принятия Кодекса об образовании.
Согласно пункту 19 указанного Положения магистерская диссертация «является самостоятельным научным исследованием, направленным на формирование методологических представлений и методических навыков обучающегося в избранной области деятельности (научно-исследовательская, научно-педагогическая, инновационная) и содержащим аналитический обзор по теме, соответствующей специальности и отрасли науки, по которым планируется обучение в аспирантуре (адъюнктуре)».
Однако постановлением N 110 с 14.02.2012 постановление N 68 признано утратившим силу [7].
Представляется, что до момента урегулирования в нормативном порядке вопроса о структуре, содержании, объеме и порядке защиты магистерской диссертации могут использоваться вышеприведенные требования, предъявляемые к такой диссертации.
На уровне Министерства образования Республики Беларусь в 2011 году предприняты меры по утверждению макета образовательного стандарта высшего образования второй ступени (магистратуры) (далее — Стандарт). Стандарт разработан в Государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы» и содержит подпункт 9.2 пункта 9 «Требования к магистерской диссертации».
Согласно названному документу требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты магистерской диссертации определяются учреждением высшего образования на основе Стандарта и Правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования.
При подготовке магистерской диссертации магистрант должен продемонстрировать, опираясь на полученные знания и сформированные академические, социально-личностные и профессиональные компетенции, умение решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, способность интегрировать научные знания, научно аргументировать свою точку зрения.
Стандарт устанавливает различные требования к магистерской диссертации в зависимости от вида образовательной программы высшего образования II ступени.
Так, магистерская диссертация при завершении освоения содержания образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, должна быть направлена на решение теоретической или экспериментальной задачи в определенной отрасли науки.
Она должна содержать реферативную часть и научно-исследовательскую часть, отражающую профессиональные компетенции выпускника магистратуры в соответствии со специальностью подготовки. При этом научно-исследовательская часть должна составлять не менее 50% объема диссертации.
Магистерская диссертация при завершении освоения содержания образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, должна быть направлена на решение теоретической, экспериментальной или прикладной задачи, связанной с определенным направлением деятельности.
Так же как и магистерская диссертация первого вида образовательной программы высшего образования II ступени, магистерская диссертация, завершающая второй вид образовательной программы высшего образования II ступени, должна содержать реферативную часть и научно-исследовательскую часть, отражающую профессиональные компетенции выпускника магистратуры в соответствии со специальностью подготовки. Однако ее научно-исследовательская часть должна составлять не менее 70% объема диссертации [10].
Результаты итоговой аттестации магистрантов оцениваются отметками «защитил(а)» с отметкой в баллах по десятибалльной шкале или «не защитил(а)». Положительной является отметка «защитил(а)» с отметкой не ниже 4 (четырех) баллов.
Магистрантам, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительной причины или получившим по ее результатам отметки «защитил(а)» с отметкой ниже 4 (четырех) баллов или «не защитил(а)», предоставляется право прохождения итоговой аттестации во время работы государственной экзаменационной комиссии, но не ранее чем через десять месяцев в течение двух лет после отчисления из учреждения высшего образования, если они осваивали содержание образовательной программы высшего образования II ступени обоих видов.
Студенты, успешно завершившие курс подготовки и освоившие содержание образовательной программы высшего образования II ступени первого или второго видов, получают диплом магистра. Вместе с дипломом магистра выдаются приложения к ним в виде выписки итоговых отметок (выписки из зачетно-экзаменационных ведомостей), которые без соответствующего документа об образовании недействительны.
6. Магистратура как ступень в получении ученой степени
Магистратура является ступенькой для дальнейшего повышения образования и получения в установленном порядке ученой степени. Диплом магистра дает его владельцу право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.
Следует отметить, что до недавнего времени существовали ограничения на использование материалов магистерской диссертации в кандидатской диссертации.
Так, предусматривалось, что соискателем ученой степени кандидата наук могли использоваться материалы его магистерской диссертации, если они были необходимы для полноты изложения представляемой кандидатской диссертации. Однако при этом используемые материалы магистерской диссертации не должны были включаться и в положения, выносимые на защиту, и в выводы кандидатской диссертации, а объем этих материалов не должен был составлять более одной пятой объема основной части кандидатской диссертации (см. пункт 25 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2004 N 560 [11]). Данное достаточно спорное положение, нашедшее закрепление в указанном нормативном правовом акте Главы государства, просуществовало недолго. Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2009 N 556 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. N 560» приведенное ограничение было полностью исключено из названного нормативного правового акта [12].
Как следствие, результаты исследования, отраженные в магистерской диссертации, могут без каких-либо ограничений использоваться в кандидатской диссертации вчерашнего магистра, а ныне соискателя ученой степени кандидата наук.
7. Подготовка магистров уголовно-правового профиля
7.1. Как представляется, профильная подготовка магистров по уголовно-правовой специальности должна осуществляться по теме, которая может стать впоследствии темой кандидатской диссертации. В особенности такой подход заслуживает всяческой поддержки в случае, когда магистрант обучается по первому виду образовательной программы высшего образования II ступени, направленной на формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра. Именно при этом виде образовательной программы магистрант сдает кандидатские экзамены и зачеты по общеобразовательным дисциплинам в целях последующего обучения в аспирантуре (адъюнктуре). И в период подготовки кандидатской диссертации ему останется сдать лишь кандидатский экзамен по специальности и сосредоточиться исключительно на диссертационном исследовании.
В начальной стадии магистратуры велика роль руководителя магистранта, который отвечает за руководство научно-исследовательской работой студента. Назначаемый из числа преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, руководитель должен помочь магистранту в выборе и формулировании темы магистерской диссертации, являющейся актуальной для науки уголовного права, криминологии или уголовно-исполнительного права, нормотворческой и (или) правоприменительной практики.
Не меньшее значение имеет план магистерской диссертации. До сознания магистранта следует донести, что добротно подготовленный план магистерской диссертации — это инструмент, который позволит ему более или менее точно определить направления исследования, подбор нормативных, литературных и иных источников, подлежащих изучению, а также области нормотворческой и правоприменительной деятельности, которые должны быть вовлечены им в сферу исследования.
План магистерской диссертации крайне важен и для достижения максимально высокого уровня систематизации и использования собираемого и изучаемого материала. И этот план должен быть достаточно подробным, что невозможно без предварительного ознакомления магистранта с несколькими достаточно серьезными и современными работами по теме магистерской диссертации. Такой анализ позволит ему определить как конкретные направления намечаемого им исследования, так и перечень актуальных вопросов избранной темы.
Если получаемый магистрантом материал в результате исследования им нормативных, архивных, литературных и иных источников фиксируется им на бумажном или электронном носителе в виде определенных выписок, цитат без определенной систематизации, то последующее его использование потребует повторного анализа собранного материала на предмет отношения его к той или иной части магистерской диссертации.
Очевидно, что в этом случае магистрант примерно вдвое увеличивает затраты времени, сил и средств на отработку источников. Если магистрант имеет детальный план диссертации, то отработка любого источника, любого материала правоприменительной практики будет осуществляться через призму вопросов, включенных в план диссертации, будет привязываться им к плану диссертации. Такое определение отношения изучаемого материала к тому или иному вопросу темы исследования должно сопровождаться магистрантом делаемыми им выписками, цитированием с обязательным указанием, к какому элементу магистерской диссертации они относятся. Для этого тот или иной элемент диссертации (глава, параграф, подпараграф) должен получить в плане соответствующую нумерацию. Сделав выписку, записав цитату, магистрант тут же определяет отношение этого материала к соответствующему элементу своей диссертации посредством указания на его цифровое обозначение в начале выписки, цитаты (ставит метку).
Например, перед цитатой из работы того или иного автора магистрантом выставляются в скобке цифры «2.1.1» и «3.1.3», означающие, что этот материал относится к главе 2 параграфу 1 подразделу 1 и главе 3 параграфу 1 подразделу 3. При написании соответствующего элемента магистерской диссертации по проставленной метке анализируется только тот материал, который имеет отношение к этому структурному элементу диссертации, равно как и сопровождающие этот материал собственные суждения магистранта по поводу сделанных им выписок (цитат).
Использование указанного механизма отработки и систематизации изученных магистрантом источников позволяет оптимизировать данный процесс. С другой стороны, использование этого механизма вырабатывает и закрепляет у магистранта профессиональные навыки научно-исследовательской деятельности, столь необходимые ему в дальнейшем при работе над кандидатской диссертацией. Не будут лишними они и в любой иной аналитической деятельности, которую будет осуществлять будущий магистр.
При нынешнем обилии литературных источников по многим вопросам уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права (в особенности источников, размещенных в сети Интернет) задача руководителя научно-исследовательской работы магистранта сводится к тому, чтобы сориентировать его в этом безбрежном море источников на изучение заслуживающих внимания работ как признанных специалистов, так и тех, кто провел новейшие исследования по теме исследования магистранта, представив их в виде монографий, статей в авторитетных журналах, авторефератах диссертаций и в ином виде.
Современные возможности получения информации в сети Интернет и справочно-поисковых базах (например, «КонсультантПлюс»), включая информацию по уголовно-правовой тематике, и такие же широкие возможности ее копирования порождают у некоторых магистрантов соблазн использовать чужие произведения или их части без указания авторства.
На начальных этапах руководства научно-исследовательской работой магистранта его руководителю надлежит напомнить обучающемуся в магистратуре соответствующие нормы законодательства об авторском праве и правила научной этики, категорически запрещающие плагиат в какой бы форме он не проявлялся. Руководителю научно-исследовательской работы магистранта надлежит пресекать малейшие попытки отступления от этих предписаний при проверке им подготовленных магистрантом тезисов, статей и магистерской диссертации (ее частей).
Следует предостеречь магистранта и от использования банальной компиляции, противной задачам, стоящим перед лицом, претендующим на получение степени магистра (компиляция (от лат. compilation — ограбление) — это составление сочинений на основе чужих произведений или чужих произведений без самостоятельной обработки источников [13, с. 614]).
7.2. Составной частью научно-исследовательской работы магистранта должны стать, пусть небольшой, опыт написания авторских работ, подготовка их к опубликованию, равно как и приобретение навыков выступления с сообщениями и докладами на заседаниях профильной кафедры и конференциях (семинарах). Подобная работа отражается в индивидуальном плане работы магистранта и требует соответствующего внимания со стороны руководителя научно-исследовательской работы магистранта.
Для совершенствования магистрантом базовых знаний о соотношении Конституции страны и ее Уголовного кодекса необходимо ориентировать обучающегося на выявление и анализ многочисленных связей между конституционными предписаниями и уголовно-правовыми нормами, наличие субординационных отношений между ними, их содержание и динамику. Повышенная значимость этих вопросов в деле подготовки магистров уголовно-правового профиля побуждает к тому, что в некоторых высших учебных заведениях им посвящаются специальные учебные курсы (например, спецкурс «Конституция и уголовный закон» в рамках программы магистерской подготовки [14]).
Особое значение при подготовке магистерской диссертации имеют международно-правовые акты, как получившие статус норм международных договоров Республики Беларусь, так и не имплементированные в белорусское национальное законодательство, которые содержат немалое число уголовно-правовых норм. Закрепленный в статье 8 Основного Закона белорусского государства принцип, согласно которому Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, обязывает магистранта производить анализ законодательства и правоприменительной практики через призму таких норм, являющихся своеобразными стандартами в сфере осуществления уголовной политики государства (см., например: [15]).
Объединяя два указанных тезиса о значимости Конституции Республики Беларусь и международных договоров для белорусского уголовного закона, часть 3 статьи 1 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) устанавливает, что национальный уголовный закон основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах и нормах международного права. В этой части законодатель расширяет международно-правовую базу уголовного закона, вводя в нее, в отличие от Конституции Республики Беларусь, и нормы международного права.
При усвоении этого базисного материала магистрант должен уяснить и то, что нормы международных договоров Республики Беларусь в области уголовного права, описывающие общественно опасные деяния, которые должны влечь уголовную ответственность, не являются самоисполнимыми. В силу своей детальности и конкретности самоисполнимые нормы международного права (непосредственно применимые) не требуют издания внутригосударственного нормативного правового акта [16, с. 187; 17, с. 213 — 214].
Следует обратить внимание магистранта на то, что в силу предписаний части 2 статьи 1 УК единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь, является УК. Поэтому международные стандарты уголовной ответственности подлежат имплементации в национальный уголовный закон (см. подробнее: [18, с. 122 — 215]).
Бланкетный характер немалого числа уголовно-правовых норм, доходящий в Особенной части УК почти до 70% [19, с. 5; 20, с. 106], обязывает руководителя научно-исследовательской работой магистранта обратить внимание студента на необходимость изучения соответствующих нормативных правовых актов иных отраслей законодательства и посвященных им работ специалистов уголовно- и неуголовно-правового профиля (см., например: [21; 22]), равно как указать и на специфику методики работы с таким законодательством.
Процессы глобализации, конвергенции, взаимопроникновения норм различных правовых систем друг в друга, отличающие современное развитие права [23], требуют включить в исследование магистранта и блок вопросов сравнительного правоведения, относящихся к изучению законодательного опыта иностранных государств в сфере формулирования уголовно-правовых и уголовно-исполнительных норм, а также опыта проведения криминологических исследований.
Подавляющее большинство вопросов из области уголовного и уголовно-исполнительного права имеет составляющую, посвященную реализации норм этих отраслей права. Данный аспект научно-исследовательской работы магистранта представляется значимым и руководителем должна быть поставлена задача по его отработке, в том числе путем указания тех сфер деятельности судов, правоохранительных и иных органов, причастных к формированию этой практики, и способов ее изучения.
Методике проведения таких исследований, включая проведение криминологических исследований, следует посвятить один из коллоквиумов, которые руководитель научно-исследовательской работы магистранта будет проводить со студентом. При проведении данного вида учебных занятий следует обратить внимание магистранта на необходимость активного использования при проведении криминологических исследований методики и инструментариев, применяемых в прикладной социологии. В этих целях в предмет рассмотрения на вышеуказанном коллоквиуме должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание требований, предъявляемых к проведению конкретно-социологических исследований (методы определения выборки, требования к содержанию и форме вопросов анкеты и др.).
Знания, умения и навыки научно-педагогической работы приобретаются магистрантами при изучении специальных курсов, в том числе по дисциплинам уголовно-правового профиля (например, специальный курс по теме «Проблемы разграничения предмета правового регулирования уголовного и уголовно-исполнительного права», «Проблемы нормотворческой техники при формулировании уголовно-правовых запретов с бланкетной диспозицией», «Проблемы уголовно-правовой охраны собственности»). При чтении этих курсов внимание преподавателя должно быть акцентировано как на проблемных вопросах соответствующих правовых дисциплин, так и на методике их изучения и донесения их до обучаемых в учебном процессе.
Заключение
Магистратура узаконена в Республике Беларусь как самостоятельный институт, вторая ступень высшего образования. Вопросы, связанные с поступлением в магистратуру, подготовкой магистров, включая их аттестацию, получили закрепление в различных нормативных правовых актах белорусского государства. Магистратура получила соответствующее развитие в сфере образовательных практик большинства учреждений высшего образования страны. Подготовка магистров, специализирующихся в уголовном, уголовно-исполнительном праве и криминологии, должна осуществляться на основе существующего нормативного материала, общего для всех специальностей, но с обязательным учетом специфики объекта и предмета исследования, особенностей процессов глобализации в правовой сфере и сфере международных отношений, использования современных методик изучения права и практики его применения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об образовании: Закон Республики Беларусь, 29 окт. 1991 г., N 1202-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2002. — N 37. — 2/844.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Совета Европы N 165 «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» (ETS N 165) (заключена в г. Лиссабоне 11.04.1997). Республика Беларусь присоединилась к указанной Конвенции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.01.2002 N 5 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» (см.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2002. — N 5. — 1/3370).
3. Жук, А.И. Высшее образование Республики Беларусь: от Болонского процесса к европейскому пространству высшего образования / А.И.Жук // Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=7851. — Дата доступа: 08.03.2012.
4. Болонский процесс: возможные позитивные и негативные последствия от присоединения к нему Республики Беларусь: решение Республиканского совета ректоров высших учебных заведений, 10 июня 2009 г., N 2 // Официальный сайт Минского института управления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edubelarus.info/uploads/ehea/ssrb_2009_06_10.pdf. — Дата доступа: 09.03.2012.
5. Об утверждении Государственной программы развития высшего образования на 2011 — 2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 1 июля 2011 г., N 893 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2011. — N 79. — 5/34104.
6. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 N 243-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2011. — N 13. — 2/1795.
7. Об утверждении Правил приема лиц для получения высшего образования II ступени и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 2 февр. 2012 г., N 110 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2012. — N 18. — 5/35218.
8. Об утверждении перечня общеобразовательных дисциплин, по которым сдаются кандидатские экзамены и кандидатский зачет (дифференцированный зачет): постановление Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, 29 февр. 2012 г., N 1 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2012. — N 34. — 7/1735.
9. Макет образовательного стандарта высшего образования второй ступени (магистратуры) // Официальный сайт Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bspu.unibel.by/index.php?option=com_content&view=article&id=385&Itemid=161. — Дата доступа: 09.03.2012.
10. Положение о второй ступени высшего образования (магистратуре): утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2008 N 68 «О некоторых вопросах высшего образования» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2008. — N 30. — 5/26697.
11. Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2004 N 560 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2004. — N 180. — 1/6013.
12. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. N 560: Указ Президента Республики Беларусь, 17 нояб. 2009 г., N 556 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2009. — N 277. — 1/11118.
13. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М.Прохоров. — 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1986.
14. Бойко, А.И. Конституция и уголовный закон. Учебно-методический комплекс / А.И.Бойко: Программа магистерской подготовки по специальности «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право». — Ростов н/Д: Издательство Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-кавказская академия государственной службы», 2011.
15. Лукашов, А.И. Международные стандарты и национальное антикоррупционное законодательство / А.И.Лукашов // Бюллетень нормативно-правовой информации. — 2003. — N 23.
16. Каламкарян, Р.А. Международное право: учеб. / Р.А.Каламкарян, Ю.И.Мигачев. — М.: Эксмо, 2004.
17. Бабрук, А.В. Проблема определения самоисполнимости международных договоров / А.В.Бабрук // Московский журнал международного права. — 2005. — N 4 (60).
18. Бойко, А.И. Система и структура уголовного права: в 3 т. — Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2007. — Т. II: Системная среда уголовного права. — 640 с.
19. Барков, А.В. Предисловие / А.В.Барков // Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф.Ахраменка, Н.А.Бабий, А.В.Барков и др.; под общ. ред. А.В.Баркова. — Минск: Издательство «Тесей», 2003.
20. Кузнецова, Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / науч. ред. и предисл. В.Н.Кудрявцева / Н.Ф.Кузнецова. — М.: Издательский Дом «Городец», 2007.
21. Пикуров, Н.И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И.Пикуров. — М.: Издательство Юрайт, 2009. — 486 с.
22. Лукашов, А.И. Проблемы обратной силы закона при применении уголовно- и административно-правовых норм с бланкетной диспозицией / А.И.Лукашов // Теоретические и прикладные проблемы применения уголовного закона: сб. науч. тр. / под ред. Э.А.Саркисовой. — Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2011. — С. 17 — 37.
23. Наумов, А.В. Влияние норм и принципов международного права на сближение уголовного права различных систем / А.В.Наумов // Уголовное право в XXI веке: Материалы междунар. науч. конф. — М., 2001. — С. 18 — 23.