О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с несоблюдением пожарной безопасности, производственной дисциплины, охраны труда, охраны оружия и боеприпасов, правил обращения с оружием, боеприпасами и иными опасными предметами (статьи 298 — 306 УК)

Название документа: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2016 N 5 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с несоблюдением пожарной безопасности, производственной дисциплины, охраны труда, охраны оружия и боеприпасов, правил обращения с оружием, боеприпасами и иными опасными предметами (статьи 298 — 306 УК)»

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что правильное и единообразное применение законодательства при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с несоблюдением пожарной безопасности, производственной дисциплины, охраны труда, охраны оружия и боеприпасов, правил обращения с оружием, боеприпасами и иными опасными предметами, выяснение причин и условий совершения преступлений является гарантией вынесения законного и обоснованного приговора, призвано способствовать обеспечению общественной безопасности, укреплению исполнительской и трудовой дисциплины.

Изучение судебной практики показало, что в течение последних пяти лет количество осужденных за деяния, связанные с нарушением правил безопасности строительных работ, охраны труда, пожарной безопасности, существенно снизилось. Судимость по другим преступлениям рассматриваемой категории носит единичный характер.

Судами в основном обеспечивается правильное и своевременное рассмотрение дел о преступлениях данной категории. Вместе с тем в деятельности судов имеется ряд недостатков.

Так, судами не всегда обеспечивается создание условий для всестороннего и полного выявления обстоятельств совершенного преступления. Не во всех случаях правильно определяется, какие именно деяния из числа альтернативных признаков объективной стороны преступлений, предусмотренных статьями 303 и 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), совершены обвиняемыми.

Суды достаточно взвешенно подходят к назначению наказания виновным. При этом к лишению свободы обоснованно осуждаются лица, допустившие грубые нарушения установленных правил безопасности, повлекшие гибель людей или иные тяжкие последствия.

Судебная статистика свидетельствует об увеличении удельного веса применения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в 2011 году данное наказание назначено 17,8% осужденных, в 2015 — 47%), что следует признать обоснованным с учетом характера и степени общественной опасности преступлений рассматриваемой категории. В то же время при его назначении судами допускаются ошибки, влекущие изменение приговоров.

В частности, имеются факты, когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в нарушение требований части 3 статьи 51 УК назначалось в качестве дополнительного наказания к штрафу. Иногда суды необоснованно лишали обвиняемых права занимать должности или заниматься деятельностью, не связанной по своему характеру с совершенным преступлением. Не всегда в приговорах указывались мотивы принятого решения в отношении дополнительного наказания, если санкция статьи уголовного закона предусматривает возможность его применения или неприменения.

Суды не во всех случаях реагировали вынесением частных постановлений на выявленные при судебном разбирательстве причины и условия, способствовавшие совершению преступлений. В ходе судебных разбирательств, как правило, не исследуется и вопрос о том, какие меры приняты для устранения таких причин и условий по представлениям органов уголовного преследования. Только в единичных случаях дела данной категории рассмотрены судами с выездом в трудовые коллективы соответствующих предприятий и организаций.

В целях устранения недостатков в работе судов Президиум Верховного Суда Республики Беларусь

Постановляет:

  1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения законодательства и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. N 8 «О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст. 302 — 306 УК)», при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с несоблюдением пожарной безопасности, производственной дисциплины, охраны труда, охраны оружия и боеприпасов, правил обращения с оружием, боеприпасами и иными опасными предметами.
  2. В целях устранения ошибок при квалификации действий обвиняемых судам необходимо обеспечивать условия для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела и точно устанавливать, требования каких нормативных правовых актов нарушены виновными лицами.
  3. Судам надлежит иметь в виду, что дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по данной категории дел назначается в случаях, когда характер совершенного преступления и иные обстоятельства дела свидетельствуют о невозможности сохранения за обвиняемым права занимать соответствующие должности (заниматься соответствующей деятельностью). Мотивы принятого в этой части решения в обязательном порядке приводятся в приговоре.
  4. Судам следует реагировать вынесением частных постановлений на выявленные в ходе судебного разбирательства причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, а также на случаи непринятия мер по их устранению на основании внесенного органом уголовного преследования представления.Практиковать рассмотрение дел о преступлениях, связанных с несоблюдением пожарной безопасности, производственной дисциплины, охраны труда, охраны оружия и боеприпасов, правил обращения с оружием, боеприпасами и иными опасными предметами, в выездных судебных заседаниях.
  5. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным, Минскому городскому судам анализировать практику рассмотрения судами дел указанной категории, своевременно исправлять ошибки, принимать меры к единообразному и правильному применению законодательства.