Разработка, утверждение и реализация Программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2016 — 2018 гг. (далее — Программа) представляет собой очередной этап на пути совершенствования деятельности по противодействию преступности в Республике Беларусь. С позиции криминологической науки Программа занимает особое место в системе стратегического планирования и по своему характеру является видом управленческого решения, представляющего набор мероприятий, объединенных единством целей и задач.
С учетом структурного опыта предшествующих программ по борьбе с преступностью (ранее до 1999 года действовали совместные программы по борьбе с преступностью на уровне Содружества Независимых Государств, а впоследствии — Государственные программы по борьбы с преступностью (усилению борьбы с преступностью) на последующие периоды до 2015 года) разработка вновь принимаемой Программы должна также предполагать постановку цели и основных задач, определять источники ее финансирования, механизмы реализации и контроля за ее выполнением, спектры организационно-правовых и организационно-практических мероприятий, научное и информационное обеспечение, кадровое и материально-техническое сопровождение, международное сотрудничество.
Несмотря на то что Программа является нормативным правовым актом республиканского масштаба (утверждается решением республиканского координационного совещания, созданного Указом Президента Республики Беларусь в 2007 году) <1>, следует отказаться от мысли о ее всеобъемлющей универсальности, в силу чего цель и основные (стратегические) задачи Программы должны коррелировать с наиболее актуальными сферами жизнедеятельности. Однако отдельные направления деятельности (например, по противодействию незаконному обороту наркотических средств, коррупционным проявлениям и другие) целесообразно прорабатывать в ведомственных (отраслевых) программах. Это нашло уже свое применение на практике (например, Государственная программа комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009 — 2013 гг.) <2>.
<1> Положение о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 17 дек. 2007 г., N 644 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
<2> Государственная программа комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009 — 2013 гг. [Электронный ресурс]: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 30 окт. 2008 г., N 1634 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
В то же время наметившаяся негативная тенденция увеличения преступности в Республике Беларусь в 2015 году за счет роста тяжких и особо тяжких преступлений (изнасилований на 2,8%, хулиганств на 37,4%, угонов транспортных средств на 2,8%, преступлений, связанных с изготовлением, хранением, сбытом поддельных денежных средств на 14,4%, взяточничеств на 42,2%, хищений, совершаемых в сельской местности более чем на 7% и других общественно опасных деяний) должна быть также учтена при планировании комплекса мероприятий на последующий период 2016 — 2018 гг. <3>
<3> Форма N 453. Сведения о регистрации и предварительном расследовании преступлений [Электронный ресурс] // Единый государственный банк данных о правонарушениях / Информ. центр МВД Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
Кроме того, Программа, по нашему мнению, должна учитывать и практический опыт реализации предыдущих программ в сфере борьбы с преступностью и коррупцией.
Таким образом, цель Программы может быть определена как снижение и удержание приемлемого уровня преступности, замедление темпов ее роста, не допуская превышения ежегодного прироста более 5%.
Данная цель, полагаем, может быть достигнута путем решения следующих задач:
- осуществления комплексного мониторинга преступности (включая выявление причин и условий, количественных и качественных показателей преступности);
- выявления криминогенных факторов с целью предотвращения резких негативных изменений структуры и динамики преступности;
- организации функциональной системы профилактики правонарушений, которая предполагает четкое распределение направлений общей и индивидуальной профилактики (включая элементы ранней и непосредственной профилактики), определения системы лиц, ответственных за организацию и осуществление данной деятельности с четким распределением полномочий и компетенций, установления контингента профилактируемых лиц;
- обеспечения скоординированной деятельности государственных, общественных и иных структурных подразделений в сфере противодействия преступности;
- наличия действенной системы контроля (общесоциального, ведомственного) субъектов, ответственных за реализацию мероприятий.
Применительно к профильным направлениям деятельности, в частности организационно-правового характера, полагаем целесообразным включение и проведение следующих мероприятий:
- Проработать вопрос о принятии (издании) нормативных правовых актов, направленных на пресечение распространения на территории Республики Беларусь через глобальную компьютерную сеть Интернет материалов, содержащих акты насилия и агрессии, жестокости (цинизма), при необходимости подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты.
- Проработать вопрос о целесообразности внесения изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 N 909 «Об утверждении Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений» о расширении перечня реквизитов криминологической характеристики субъектов правонарушений в регистрационной карточке о подозреваемом, обвиняемом (Форма — 1Л), карточке о лице, совершившем преступление (Форма — 3Л).
- Активизировать работу по выявлению и изъятию незарегистрированного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; осуществлять контроль за деятельностью лиц, являющихся бывшими спортсменами (стрелками), а также обладающих специальными умениями и навыками (проходивших службу в отрядах специального назначения).
В рамках осуществления организационно-практических мероприятий запланировать проведение следующих направлений работы:
1. Продолжить работу по повышению эффективности экспертной работы в Республике Беларусь, ее надлежащему материально-техническому обеспечению, разработке и внедрению новых видов экспертиз.
2. Проводить анализ причин и условий:
- 2.1. Способствующих совершению правонарушений в сфере незаконного производства и оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
- 2.2. В сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
- 2.3. Преступлений в сфере информационных технологий.
- 2.4. Преступлений в сфере незаконной миграции.
- 2.5. Коррупционных преступлений.
- 2.6. Насильственных преступлений и хулиганства (в том числе в сфере насилия в семье).
3. Проработать вопрос о возможности строительства надземных и подземных пешеходных переходов в населенных пунктах, на автомагистралях, трассах в местах, признанных наиболее небезопасными для движения пешеходов (в силу ограничения видимости, скоростного режима и другого); ввести оснащение знаками дорожного движения, изменяющими свое видимое разрешение в зависимости от погодных условий, времени суток.
4. Продолжить практику сокращения количества непрофильных предприятий, выпускающих алкогольные напитки, с переориентацией на производство других видов продукции.
5. Активизировать работу по выявлению нелегальной алкогольной продукции с последующим ее изъятием; проработать вопрос об усилении мер ответственности за ее выпуск и реализацию.
6. Продолжить работу по внедрению электронных средств контроля за местом нахождения осужденных к наказанию в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, а также подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста; проработать вопрос о разработке отечественного аналога электронного средства контроля за местом нахождения осужденного.
7. Организовать в исправительных учреждениях получение дистанционного образования.
8. Проработать вопрос о возможности разработки отечественного аналога системы глушения средств мобильной связи для исправительных учреждений.
9. Продолжить практику привлечения к деятельности по профилактике правонарушений детских, молодежных и иных общественных объединений в целях широкого вовлечения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, в культурно-массовые, спортивные и туристические мероприятия.
10. Проработать вопрос о возможности развития массового физкультурно-оздоровительного движения путем создания на предприятиях (учреждениях) спортивных обществ и объединений.
11. Организовать подготовку, издание и поставку видео- и печатной продукции по вопросам предупреждения правонарушений в отношении потенциальных жертв преступных посягательств (детей, пенсионеров, одиноко проживающих граждан, инвалидов и т.п.) в учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, учреждения дополнительного образования детей и молодежи, территориальные центры социального обслуживания населения, воинские части и общественные объединения (по заказам заинтересованных), а также представление в Национальный центр правовой информации данной продукции для размещения содержащейся в ней информации на Детском правовом сайте.
12. Проработать вопрос о целесообразности внесения дополнений в Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», направленных на проведение профилактических мероприятий среди потенциальных жертв преступных посягательств для предупреждения совершения в отношении их преступлений.
В комплекс мероприятий по предупреждению насильственных правонарушений и хулиганства считаем необходимым включить обеспечение:
- систематического анализа уровня, структуры и динамики насильственной преступности в районах с неблагоприятной тенденцией ее увеличения с целью выявления криминогенных факторов и прогнозирования развития криминологической ситуации;
- практики контроля за содержанием пустующих сооружений, чердаков, технических этажей, подвальных и иных технических помещений в многоквартирных жилых домах и своевременное принятие мер по их закрытию на запорные устройства в целях исключения несанкционированного доступа посторонних лиц;
- практики периодического обхода территории административно-территориальных единиц, в которых отмечается рост числа правонарушений насильственной направленности и хулиганства;
- контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, страдающими хроническим алкоголизмом, наркоманией, и иными лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений;
- практики правового просвещения населения (в том числе посредством средств массовой информации; разработки памяток о способах совершения преступлений и предупреждения общественно опасных деяний в отношении наиболее виктимной категорий граждан; алгоритме действий потерпевшим от преступлений, в том числе жертвам домашнего насилия);
- рассмотрения вопроса о целесообразности ограничения продажи торговыми объектами алкогольной продукции (сокращения количества торговых объектов, их реализующих), в том числе в ночное время; введения возрастных ограничений (21 год) для продажи алкоголя.
Применительно к противодействию коррупционной преступности в Республике Беларусь возможно осуществлять следующий комплекс мероприятий:
1. Проводить анализ негативных тенденций развития коррупционной преступности во всех сферах экономической деятельности с последующим принятием исчерпывающих мер по устранению причин коррупции и условий, ей способствующих.
2. Обеспечить сопровождение процедур государственных закупок товаров (работ, услуг), закупок за счет собственных средств субъектов хозяйствования с долей собственности государства в уставном фонде, подрядных торгов в строительстве в целях экономии государственных средств, обеспечения их рационального и эффективного использования, предотвращения и пресечения совершаемых при этом преступлений и административных правонарушений; правонарушений, создающих условия для коррупции.
3. Обеспечить участие общественных организаций, политических партий, граждан и иных элементов гражданского общества в реализации мер по предупреждению коррупции, в том числе путем участия в общественном контроле процедурных мероприятий (закупки, торги и т.п.).
4. Обеспечить публичность принимаемых решений в сфере:
- приватизации и аренды государственного имущества, проведения аукционных и конкурсных торгов по продаже и сдаче в аренду государственного имущества и акций открытых акционерных обществ с долей государства;
- государственных закупок;
- предоставления жилья и земельных участков в пользование.
5. Продолжить практику широкого освещения и проведения выездных судебных заседаний по месту жительства и работы обвиняемых в коррупционных преступлениях.
6. Проработать вопрос о возможности введения института электронного обращения граждан для осуществления различного вида процедур с целью исключения необходимости личного контакта с должностным лицом.
В рамках научного и информационного сопровождения возможно обеспечить проведение республиканской научно-практической конференции по совершенствованию деятельности правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с преступностью и коррупцией, предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, развитию уголовной и уголовно-исполнительной политики (не реже 1 раза в 3 — 5 лет). Кроме того, предлагается расширить практику проведения республиканских семинаров (круглых столов) по вопросам использования и внедрения международного опыта по противодействию коррупционным рискам, выявлению причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, повышению эффективности и результативности деятельности комиссий и иных органов по противодействию коррупции.
Таким образом, включение названных мероприятий правового, организационного, информационного, просветительского, воспитательного характера в Программу позволит, на наш взгляд, не только задействовать всех субъектов профилактической деятельности (независимо от их уровня и ведомственной принадлежности), но и достигнуть поставленной цели — снижения уровня преступности в Республике Беларусь и удержания ее на социально-допустимом пределе. Вместе с тем данный перечень мероприятий может составлять основу для последующего формирования государственной Программы и является авторским видением рассматриваемой проблемы.