Обеспечение безопасности зданий и сооружений

Согласно статье 27 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда) производственные здания (помещения) должны соответствовать требованиям по охране труда.

Работодатель организует систематическое наблюдение за производственными зданиями (помещениями) в процессе их эксплуатации, назначает лиц, ответственных за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт производственных зданий или отдельных помещений, создает комиссию по общему техническому осмотру производственных зданий (помещений).

Производственные здания (помещения) подвергаются периодическим техническим осмотрам два раза в год — весной и осенью. Внеочередные технические осмотры производственных зданий (помещений) проводятся после пожаров, ураганных ветров, сильных ливней или снегопадов, землетрясений и других стихийных бедствий или аварий.

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования производственных зданий (помещений) должны обеспечивать в них температуру, влажность и скорость движения воздуха в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.

Таковыми являются государственные требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений, изложенные в Законе об охране труда.

Безопасность зданий и сооружений должна предусматриваться и осуществляться при их проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию, на стадии эксплуатации, при ремонте, реконструкции, т.е. на всех стадиях жизненного цикла здания, сооружения.

Основными документами, регламентирующими вопросы, связанные с безопасностью зданий и сооружений, являются:

Технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748;

Технический кодекс установившейся практики «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования» ТКП 45-1.04-208-2010 (02250), утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 N 267 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.04-208-2010 (02250));

Технический кодекс установившейся практики «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения» ТКП 45-1.04-78-2007 (02250), утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.09.2007 N 286 (далее — ТКП 45-1.04-78-2007 (02250));

Технический кодекс установившейся практики «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» ТКП 45-1.04-14-2005 (02250), утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.10.2005 N 262 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве»;

Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 N 70 (далее — Правила по охране труда N 70);

Межотраслевые правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте зданий и сооружений, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2011 N 141 (далее — Правила по охране труда N 141);

Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при выполнении работ по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2007 N 186 (далее — Инструкция по охране труда N 186).

Вопросы, связанные с безопасностью зданий и сооружений, регламентируются также соответствующими отраслевыми нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами. Так, в настоящее время действуют Технический кодекс установившейся практики «Порядок технического обслуживания, содержания и ремонта производственных зданий и сооружений» ТКП 265-2011 (02260), утвержденный приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 07.02.2012 N 78, Технический кодекс установившейся практики «Здания и сооружения объектов нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Противопожарные нормы проектирования», утвержденный приказом Белорусского государственного концерна по нефти и химии от 27.12.2012 N 527, и др.

Наряду с указанными нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами для обеспечения безопасности зданий и сооружений необходимо также руководствоваться требованиями технических нормативных правовых актов в области противопожарного нормирования.

Указанными документами регламентирована система мероприятий, обеспечивающих сохранность зданий и сооружений, технически правильную их эксплуатацию и безопасность работающих в них людей. К ним относятся надзор за содержанием зданий и сооружений, проведение соответствующих осмотров, ремонтов, планирование и проведение профилактических и неотложных работ и др.

Для осуществления практической работы по обеспечению сохранности, надлежащего технического и санитарного состояния зданий и сооружений их владельцем создается служба по технической эксплуатации зданий и сооружений, а также производственное подразделение, осуществляющее техническое обслуживание и ремонт зданий и сооружений.

В зависимости от размеров и структуры организации обязанности службы технической эксплуатации могут быть возложены на специальную службу — отдел эксплуатации и ремонта зданий предприятия или на отдел капитального строительства, строительный отдел, строительную группу, а также на соответствующие эксплуатационные службы: отдел главного энергетика и др.

Все здания, сооружения или их части приказом руководителя организации закрепляются за структурными подразделениями, функциональными службами, занимающими указанные площади.

Руководители соответствующих подразделений и служб по должности являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделениями, службами зданий или отдельных частей (корпус, блок, пролет, этаж, отдельные помещения).

Для проведения технических осмотров зданий и сооружений в организации создается комиссия в следующем составе:

  • председатель комиссии — руководитель, главный инженер организации (юридического лица);
  • члены комиссии — лица, ответственные за эксплуатацию здания; представители службы, осуществляющей эксплуатацию инженерного оборудования; представитель местного общественного формирования (или профсоюза).

Для производственных зданий в состав комиссии включаются главные специалисты предприятия (механик, энергетик, технолог) и инженер по технике безопасности.

Для зданий, являющихся историко-культурными ценностями, в состав комиссии включаются представители Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации.

Для общественных зданий в состав комиссии включаются представители органов местного или отраслевого управления, ответственные за техническое состояние основных фондов.

К работе комиссии могут привлекаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций.

Состояние противопожарных мероприятий во всех зданиях и сооружениях во время технических осмотров проверяется с представителем пожарной охраны организации.

У собственника зданий, сооружений должна храниться проектная, исполнительная и эксплуатационная документация.

В соответствии с ТКП 45-1.04-208-2010 (02250), по каждому зданию и сооружению должна вестись следующая эксплуатационная документация:

  • технический паспорт здания и прилагаемые к нему карточки учета изменений технического состояния конструкций и инженерных систем;
  • акт приемки здания в эксплуатацию;
  • акты осмотра здания;
  • журнал технической эксплуатации здания;
  • отчеты о ранее выполненных обследованиях;
  • документы о текущих, капитальных ремонтах, усилении, реконструкции, защите строительных конструкций от коррозии;
  • документы, характеризующие фактические технологические нагрузки и воздействия и их изменения в процессе эксплуатации;
  • документы, характеризующие физические параметры среды, в которой эксплуатируются строительные конструкции;
  • материалы изыскательских организаций о гидрогеологической обстановке на пятне застройки и прилегающих территориях;
  • паспорта котельного и лифтового хозяйства;
  • схемы внутридомовых систем водоснабжения, канализации, тепло-, газо-, энергоснабжения, контуров заземления;
  • основные положения по технической эксплуатации здания (для новых зданий, в проекте которых должен быть разработан данный раздел);
  • энергетический паспорт здания;
  • журнал энергопотребления здания.

Данный перечень документации не является исчерпывающим, и он должен быть дополнен с учетом специфики эксплуатации конкретного здания.

Формы указанных выше документов приведены в указанном и других технических кодексах установившейся практики, утвержденных приказами Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников, ответственных за сохранность этих объектов.

Кроме систематического наблюдения за состоянием зданий и сооружений специально на то уполномоченными лицами все производственные здания и сооружения подвергаются и периодическим техническим осмотрам. Осмотры могут быть общими и частичными. В ходе общих осмотров обследуются здания и сооружения в целом.

Как уже было сказано, общие осмотры проводятся два раза в год — весной и осенью. Весенний осмотр проводится после таяния снега с целью проверки состояния несущих и ограждающих конструкций, водоотводящих устройств, выявления повреждений и дефектов.

Осенний осмотр проводится с целью проверки подготовленности зданий и сооружений к эксплуатации в зимний период.

При частичных осмотрах обследованию подвергаются отдельные конструкции или виды оборудования.

После стихийных явлений (ураганы, ливни и др.), пожаров, аварий проводятся внеочередные осмотры с целью выявления работ, подлежащих неотложному выполнению и в плановом порядке.

Для зданий и сооружений с тяжелым крановым оборудованием, эксплуатирующихся в агрессивной среде, отраслевыми положениями и инструкциями устанавливается более частая периодичность осмотров.

Результаты осмотров должны отражаться в документах по учету технического состояния здания (технический паспорт, журнал технической эксплуатации здания, карточка учета технического состояния объекта) с указанием отмеченных в актах осмотров дефектов, повреждений, деформаций и др., мест их расположения и параметров, причин их возникновения и сроков устранения.

Форма технического паспорта, журнала технической эксплуатации, карточки учета технического состояния объекта установлены ТКП 45-1.04-78-2007 (02250).

Результаты осмотров оформляются актами, в которых отражаются выявленные дефекты и неисправности, а также необходимые меры по их устранению с указанием сроков выполнения работ.

Акт общего осмотра утверждается собственником здания или уполномоченным им лицом и служит исходной информацией для планирования ремонтных и других работ.

При обнаружении в конструкциях малозначительных дефектов должно быть организовано постоянное наблюдение за их развитием с целью установления причин возникновения, степени опасности для дальнейшей эксплуатации здания и должны быть определены сроки их устранения.

При выявлении дефектов, деформаций конструкций, неисправностей инженерных систем, которые могут привести к снижению несущей способности конструкций или нарушению нормальной работы инженерных систем, они должны устраняться в сроки, установленные ТКП 45-1.04-78-2007 (02250).

Для устранения деформаций, снижающих несущую способность, жесткость, устойчивость конструкций, следует привлекать экспертов-специалистов для их обследования.

Кроме плановых технических осмотров следует периодически, 1 раз в 10 дней, проводить разовые осмотры основных несущих конструкций зданий, подвергающихся постоянным нагрузкам или эксплуатирующихся в сильноагрессивной среде.

Обследование указанных конструкций следует производить силами специализированных организаций не реже 1 раза в год.

Состояние противопожарных мероприятий проверяется в сроки, зависящие от специфических условий эксплуатации зданий, но не реже 1 раза в месяц.

Здания и сооружения должны эксплуатироваться в предусмотренных проектной документацией пределах нагрузок, параметров микроклимата помещений (температуры, влажности, скорости движения воздуха) и чистоты воздуха в помещениях.

Эксплуатация зданий со специфическими условиями производственной деятельности, нетиповыми геофизическими условиями на площадке застройки или нетиповыми конструктивными решениями осуществляется на основе специальных отраслевых либо производственных инструкций.

Система технического обслуживания и ремонта должна обеспечивать нормальное функционирование здания в течение всего периода его использования по назначению.

При эксплуатации зданий не допускается без проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, и без согласования со службой технической эксплуатации производить какие-либо изменения, влияющие на обеспечение надежности здания и прилегающей территории.

Здание должно быть защищено от неравномерных деформаций оснований, увлажнения и промерзания; работы по монтажу, демонтажу и ремонту технологического оборудования и инженерных коммуникаций необходимо производить по согласованию со службой технической эксплуатации здания.

В производственных зданиях на видных местах должна быть информация, указывающая величины предельно допустимых нагрузок для отдельных конструкций, скоростей движения транспортных средств, места складирования грузов, параметры микроклимата и др. Для оценки технического состояния строительных конструкций и инженерных систем должны производиться общее и детальное обследования здания для определения его износа.

По характеру и объемам работ ремонт зданий и сооружений подразделяется на текущий и капитальный.

К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится замена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.

В ТКП 45-1.04-78-2007 (02250), определены перечни работ, выполняемых при текущем и капитальном ремонте.

Текущий ремонт проводится с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа, восстановления исправности и устранения повреждений конструкций и инженерных систем зданий.

Работы по текущему ремонту производятся по планам-графикам, утвержденным руководителем организации.

Периодичность текущего ремонта зданий принимается с учетом технического состояния строительных конструкций и инженерных систем.

Повреждения непредвиденного или аварийного характера строительных конструкций и инженерных систем устраняются в первую очередь.

Повреждения аварийного характера, создающие опасность для нормальной работы людей или которые могут привести к порче и разрушению частей зданий или инженерных систем, должны устраняться немедленно.

Разработка проектной документации при выполнении работ по текущему ремонту не требуется. Работы выполняются согласно сметной документации, составленной на основании дефектных актов, оформленных в установленном порядке.

Текущий ремонт производится, как правило, силами самой организации, но может производиться и подрядным способом.

Капитальный ремонт проводится с целью восстановления основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств зданий, сооружений, утраченных в процессе эксплуатации.

Одновременно с капитальным ремонтом зданий по решению заказчика может производиться их модернизация (дооснащение недостающими системами инженерного оборудования, перепланировка помещений, замена отдельных строительных конструкций и инженерных систем и др.).

Капитальный ремонт производственных зданий и сооружений может быть комплексным, охватывающим ремонтом здание или сооружение в целом, и выборочным, состоящим из ремонта отдельных конструкций или отдельного вида инженерного оборудования.

Выборочный капитальный ремонт производится в случаях:

  • когда комплексный ремонт здания может вызвать серьезные помехи в работе организации в целом или отдельного цеха;
  • при большом износе отдельных конструкций, угрожающем сохранности остальных частей здания;
  • при экономической нецелесообразности проведения комплексного ремонта здания.

Порядок разработки и утверждения проектной документации объектов капитального ремонта, модернизации зданий должен соответствовать:

Техническому кодексу установившейся практики «Проектная документация для строительства. Типовое проектирование. Состав и порядок разработки» ТКП 45-1.02-157-2009 (02250), утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.09.2009 N 324 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве»;

Техническому кодексу установившейся практики «Проектная документация на ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок разработки и согласования» ТКП 45-1.02-104-2008 (02250), утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2008 N 433 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве».

Изменение назначения зданий и сооружений, связанное с их перепланировкой, установкой другого оборудования, систем и устройств, должно производиться по проекту, разработанному соответствующими проектными организациями, согласованному и утвержденному в установленном порядке, и финансироваться за счет специальных средств (использование на эти цели средств, предназначенных на капитальный ремонт, не допускается).

Установка, подвеска и применение оборудования, трубопроводов и других устройств могут производиться только по разработанному проекту после проведения поверочных расчетов, а в случае необходимости — усиления конструкций.

Всякие работы, связанные с пробивкой отверстий в перекрытиях, балках, колоннах, могут выполняться с письменного разрешения лиц, ответственных за эксплуатацию зданий и сооружений.

Работы по капитальному ремонту зданий и сооружений осуществляются, как правило, подрядным способом. Хозяйственный способ производства работ по капитальному ремонту следует применять в исключительных случаях.

В ходе капитального ремонта производственных зданий и сооружений контроль за выполнением работ в соответствии с проектом и реализацией требований по охране труда осуществляется работниками технического надзора заказчика, а также соответствующими руководителями и специалистами подрядных и субподрядных организаций.

Технический надзор заказчика за капитальным ремонтом осуществляется в соответствии с Техническим кодексом установившейся практики «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-162-2009 (02250) «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 N 396 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве».

Финансирование затрат по текущему ремонту и работ по обследованию зданий и сооружений осуществляется за счет средств по основной производственной деятельности.

Финансирование капитального ремонта, затрат на изыскательские и проектные работы осуществляется за счет амортизационных отчислений на капитальный ремонт. Не допускается за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт, производить затраты на работы по надстройке зданий и различным пристройкам к существующим зданиям и сооружениям, а также работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения здания или сооружения.

При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту зданий и сооружений необходимо руководствоваться требованиями:

  • Правил по охране труда N 70;
  • Правил по охране труда N 141;
  • Инструкции по охране труда N 186;
  • Техническим кодексом установившейся практики «Обследование зданий и сооружений. Правила безопасности труда» ТКП 45-1.04-126-2009 (02250), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.04.2009 N 131 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве».

В указанных нормативных правовых актах содержатся основные требования по охране труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, которые должны выполняться наряду с другими правилами, устанавливающими требования безопасности при выполнении соответствующих видов работ.

Из достаточно широкого перечня работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте зданий и сооружений, можно выделить наиболее типичные работы: штукатурные, малярные, столярные, электротехнические работы, работы по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту санитарно-технических систем, систем газоснабжения, работы по очистке от снега и льда крыш, навесов, работы по текущему ремонту и техническому обслуживанию водостоков и др.

Порядок приемки в эксплуатацию зданий и сооружений после проведения капитального ремонта регламентируется Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 N 716.

Расследование строительных аварий осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке расследования строительных аварий на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.04.2002 N 11 (далее — Инструкция N 11).

Инструкция N 11 устанавливает порядок организации и проведения расследования строительных аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов, происшедших в процессе строительства, реконструкции, ремонта, реставрации, эксплуатации объектов, консервации не завершенных строительством объектов.

Согласно Инструкции N 11 строительная авария определяется как внезапное неконтролируемое разрушение объекта строительства либо его части, происходящее в процессе его (ее) строительства или эксплуатации. При этом внезапное неконтролируемое разрушение объекта происходит по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим, эксплуатационным) причинам или из-за природно-климатических воздействий (землетрясение, ветровой напор, снеговая нагрузка), интенсивность которых не превышала расчетных нагрузок, обрушения и повреждения здания, сооружения, их частей или отдельных конструктивных элементов, при которых отмечается в конструктивных элементах превышение предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку производства или эксплуатации объекта и (или) причинение телесных повреждений и (или) гибель одного и более человек.

Не рассматриваются как аварии и относятся к признакам предаварийного состояния повреждения здания, сооружения, отдельных конструктивных элементов и деталей без их обрушения, не повлекшие приостановки строительных работ или эксплуатации объекта, а также не создавшие опасности для здоровья и жизни людей или состояния окружающей среды. В этом случае строительные и эксплуатирующие организации, владельцы (арендаторы) зданий и сооружений обязаны немедленно принять меры по временному усилению дефектных конструкций и срочно организовать их обследование организациями, имеющими право на выполнение указанных работ, с целью предотвращения строительных аварий.

Расследование аварий проводится для:

  • установления факторов, вызвавших аварии, их обобщения, учета, анализа;
  • разработки предложений и принятия мер по предотвращению строительных аварий путем корректировки нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов;
  • широкого информирования проектных, строительных и эксплуатационных организаций о причинах происшедших строительных аварий и мерах по их предотвращению.

Расследование аварии проводится комиссией, которая создается в течение двух суток с момента аварии заказчиком, застройщиком, инвестором (если такая обязанность возложена на него договором между ним и застройщиком либо заказчиком), собственником (лицом, представляющим собственника), а в случае их отсутствия — местным исполнительным и распорядительным органом.

Руководитель организации, создающий комиссию, определяет состав комиссии, назначает председателя комиссии, определяет срок проведения расследования.

К участию в работе комиссии привлекаются представители разработчика проектной документации, подрядчика, изготовителей строительных материалов и оборудования, заказчика, застройщика, органа государственного строительного надзора, государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов. К работе в составе комиссии могут привлекаться на договорной основе высококвалифицированные специалисты научно-исследовательских, высших учебных заведений, проектных и других организаций. Комиссия имеет право организовывать подкомиссии для детального изучения отдельных вопросов.

В Инструкции N 11 детально изложен перечень вопросов, которые должна исследовать комиссия в процессе своей работы. Комиссия в процессе расследования аварии проводит осмотр объекта, на котором произошла авария, анализирует представленные материалы, устанавливает на основе проведенного анализа количество необходимых фотоснимков, эскизов общего вида обрушившихся здания, сооружения, отдельных поврежденных элементов конструкций, их узлов, сопряжений и соединений, а также основания здания или сооружения.

Комиссия подготавливает:

  • рекомендации и мероприятия по ликвидации последствий аварии, сроки и порядок разборки завалов, состав обмеров и других работ в процессе разборки, необходимых для получения данных о причинах аварии;
  • рекомендации о возможности продолжения строительства или эксплуатации здания, сооружения;
  • предложения о необходимости проведения дополнительных обследований объекта с целью определения возможности и условий его полного восстановления, экспертизы по вопросам, связанным с выявлением обстоятельств и причин аварии, составления проверочных расчетов конструкций здания и сооружения (по принятым проектным решениям, фактическим нагрузкам, материалам и их характеристикам с учетом допущенных отступлений от проектов, уменьшения размеров сечения элементов и сварных соединений) с указанием объема необходимых работ и организаций или лиц, которым поручается выполнение этих работ.

По результатам расследования комиссия составляет акт расследования строительной аварии по установленной форме и в пятидневный срок направляет его заказчику, застройщику, инвестору, в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, прокуратуру. По решению организации, назначившей комиссию, акт комиссии может направляться также в иные органы государственного управления и организации.

К акту расследования строительной аварии прилагаются следующие документы:

  • особые мнения, если таковые имеются;
  • протоколы заседаний, включая те, где были приняты решения об экспертизе, привлечении специалистов, проведении дополнительных исследований, рассмотрении пояснений должностных лиц;
  • схемы, чертежи, зарисовки и фотоснимки объекта с необходимыми пояснениями;
  • результаты лабораторных испытаний материалов, изделий, элементов конструкций и инженерно-геологических исследований;
  • поверочные расчеты конструкций и оснований;
  • копии справок местной метеостанции и другие материалы, полученные в ответ на запросы комиссии;
  • заключения экспертов;
  • справка о материальном ущербе, включающая стоимость ликвидации аварии (ориентировочную), потери производства в натуральном выражении (для эксплуатируемых предприятий) и потери в денежном выражении (при необходимости); продолжительность простоя объекта в результате аварии (в сутках);
  • список лиц (с указанием организаций, где они работают, и занимаемых должностей), которые участвовали в расследовании аварии, но не вошли в состав комиссии; письменные свидетельства очевидцев, их опрос, пояснения должностных лиц, другие материалы организаций и лиц, обратившихся в комиссию;
  • материалы опроса очевидцев и объяснения должностных лиц.

Организация, назначившая комиссию, рассматривает причины аварии, контролирует реализацию мер, предложенных комиссией, а также в двухнедельный срок со дня утверждения акта осуществляет меры, исключающие возможность возникновения аварий по аналогичным причинам.