Если планируемое к размещению название магазина по своим признакам является вывеской, получение разрешения и согласования не требуется.
Из определения термина «вывеска», приведенного в абзаце третьем пункта 2 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 N 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее — Положение), следует, что техническое средство наружной рекламы будет являться вывеской при следующих условиях:
— площадь информационного поля составляет не более 5,5 кв.м;
— предназначена и используется для размещения (распространения) на русском или белорусском языке информации о:
- наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) гражданина, реализующих населению товары;
- виде, типе и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, объекта обслуживания или производственного объекта; товарном знаке или знаке обслуживания (при его наличии); группе товаров («продукты», «напитки», «овощи» и т.д.) или виде работ, услуг («пошив одежды», «ремонт обуви» и т.д.);
- режиме их работы и (или) иной информации, обязанность по размещению (распространению) которой на таком техническом средстве возложена на организации или граждан законодательством.
Справочно. Только перечисленная информация может размещаться на вывеске. Размещение на ней любой иной информации, не перечисленной в приведенном определении, сделает вывеску вывеской рекламного характера, размещение которой требует и получения разрешения, и согласования, и оплаты;
— закреплена (но не консольно) на здании (сооружении), в котором осуществляют деятельность соответствующие организация, ее обособленное подразделение или гражданин.
Таким образом, техническое средство, имеющее площадь информационного поля не более 5,5 квадратного метра, содержащее информацию о наименовании магазина на русском или белорусском языке и закрепленное (не консольно) на здании (сооружении), в котором этот магазин находится, будет являться средством наружной рекламы — вывеской.
В рассматриваемом случае организация планирует разместить вывеску на козырьке здания (сооружения), в котором расположен магазин. В этой ситуации необходимо установить, является ли козырек конструктивной частью этого здания (сооружения), или он представляет собой дополнительную конструкцию. Если козырек является конструктивной частью здания (сооружения) (подтверждением этого может служить техническая документация на здание (сооружение)), названное техническое средство будет являться вывеской.
На вывеску не нужно получать разрешение (оформлять паспорт), а размещаемую (распространяемую) на ней информацию (наружную рекламу) не требуется согласовывать по следующим основаниям.
Вывеска включена в перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения (далее — Перечень), закрепленный в приложении 10 к Положению, из чего следует, что вывеска является средством наружной рекламы, а размещаемая на ней информация — наружной рекламой.
Согласно части второй пункта 2 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» (далее — Закон) наружная реклама должна быть согласована организацией, индивидуальным предпринимателем либо гражданином, осуществляющим адвокатскую деятельность, частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, получившими разрешение на размещение средства наружной рекламы, с соответствующим Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом.
С учетом того что на перечисленные в Перечне средства наружной рекламы получение разрешения не требуется, из приведенной нормы Закона следует, что не требуется и получение согласования сюжетов наружной рекламы, размещаемых на таких рекламных конструкциях, и соответственно с местным исполнительным и распорядительным органом не заключается договор на размещение (распространение) наружной рекламы, не вносится плата в местный бюджет за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.
Таким образом, если техническое средство соответствует всем трем признакам вывески (по площади, по содержанию, по месту размещения — закреплена (не консольно) на здании (сооружении), в котором расположен рекламируемый магазин), организация не обязана обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган для получения разрешения.
Если организация не является собственником здания (сооружения), на котором планирует разместить вывеску, ей необходимо обратиться к его собственнику, т.к. в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Организация, размещающая средство наружной рекламы (например, вывеску) на чужом имуществе (в рассматриваемом случае это место размещения средства наружной рекламы — здание (сооружение), в котором расположен магазин), фактически использует это имущество в собственных рекламных целях. В силу гражданского законодательства такое использование возможно только с согласия собственника (или уполномоченного им лица) этого имущества.
Согласно статье 29-1 Закона к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.