В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 11.11.2008 N 454-З «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» (далее — Закон N 454-З) органы пограничной службы (ОПС) являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, на которую возложена правоохранительная функция. Данная функция является частью правоприменительной деятельности ОПС и направлена на проведение государственной пограничной политики нашего государства и обеспечение пограничной безопасности Республики Беларусь (кроме того, она осуществляется в специфических формах и методах как процессуального, так и непроцессуального характера).
Согласно ст. 16 Закона N 454-З ОПС уполномочены вести административный процесс в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). В свою очередь, административный процесс состоит из совокупности этапов прохождения дела об административном правонарушении — стадий. Каждая из этих стадий отличается своими временными рамками, составляемыми административно-процессуальными документами, имеет особенности по кругу участников.
Органы пограничной службы как участника административного процесса следует рассматривать в двух аспектах, а именно как:
- должностные лица, имеющие полномочия начинать административный процесс и проводить подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях;
- должностные лица, имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях.
Пункт 52 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП дает полномочия органам пограничной службы составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим составам, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП):
- ст. 10.9 «Умышленное уничтожение либо повреждение имущества»;
- ч. 1, 2 и 4 ст. 18.20 «Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
- ст. 23.29 «Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь»;
- ст. 23.30 «Нарушение пограничного режима»;
- ст. 23.31 «Нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь»;
- ст. 23.32 «Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь»;
- ст. 23.55 «Нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь»;
- ст. 24.3 «Непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений»;
- ст. 24.4 «Заведомо ложные объяснения либо заявление»;
- ст. 24.5 «Отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей»;
- ст. 24.6 «Уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо к судебному исполнителю».
В соответствии с постановлением Государственного пограничного комитета Республики Беларусь от 10.02.2010 N 5 «О некоторых вопросах ведения административного процесса в органах пограничной службы Республики Беларусь» полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку таких дел к рассмотрению наделяются следующие должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь:
1) за правонарушения, предусмотренные ч. 1, 2 и 4 ст. 18.20, ст. 23.29 — 23.32, 23.55 КоАП:
- должностные лица Государственного пограничного комитета Республики Беларусь (Госпогранкомитет): офицеры главного оперативного управления, офицеры управления международного сотрудничества;
- должностные лица территориальных органов пограничной службы: офицеры оперативных управлений, управления пограничного контроля; офицеры отделений международного сотрудничества и погранпредставительской деятельности (отделений международного сотрудничества, помощники начальников территориальных органов пограничной службы по погранпредставительской деятельности); офицеры отделов пограничной службы (отделов береговой охраны), пограничных (мобильных) застав (постов), иные сотрудники указанных подразделений, наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность; офицеры отделений пограничного контроля; старшие смен пограничных нарядов в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и подчиненные им сотрудники при исполнении обязанностей по охране Государственной границы Республики Беларусь; старшие пограничных нарядов и подчиненные им сотрудники при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Республики Беларусь;
2) за правонарушения, предусмотренные ст. 24.3 — 24.6 КоАП, — штатные (внештатные) дознаватели органов пограничной службы при ведении административного или уголовного процесса;
3) за правонарушение, предусмотренное ст. 10.9 КоАП, — офицеры органов пограничной службы;
4) за правонарушения, предусмотренные ч. 1, 3 и 4 ст. 18.5 «Нарушение правил безопасности полетов» КоАП (за правонарушения, совершенные на аэродромах, не подведомственных Департаменту по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, или в районе таких аэродромов), — офицеры отдельного авиационного отряда;
5) за правонарушения, предусмотренные ст. 9.17 «Нарушение правил по охране труда», ч. 2 ст. 12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению», ст. 12.46 «Незаконное использование генетически модифицированных составляющих (компонентов), непредоставление или предоставление недостоверных сведений о таких составляющих (компонентах)», ч. 1 ст. 15.4 «Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами», ст. 15.51 «Загрязнение или засорение вод», ст. 15.52 «Нарушение правил водопользования», ст. 15.53 «Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств», ст. 15.63 «Нарушение законодательства Республики Беларусь об обращении с отходами», ст. 16.7 «Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции», ст. 16.8 «Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов», ч. 2 ст. 21.14 «Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов», ч. 1 ст. 21.16 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» КоАП, — главный государственный санитарный врач Госпогранкомитета и подчиненные ему сотрудники, осуществляющие государственный санитарный надзор;
6) за правонарушения, предусмотренные ст. 23.1 — 23.5, 24.3 — 24.6 КоАП, — все вышеперечисленные должностные лица органов пограничной службы.
Пункт 8 ч. 2 ст. 3.30 ПИКоАП предоставляет полномочия должностным лицам органов пограничной службы составлять также протоколы по делам, не связанным с правонарушениями в сфере охраны Государственной границы Республики Беларусь. Это такие правонарушения, как неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления об устранении нарушения (ст. 23.1 КоАП), воспрепятствование проведению проверки, экспертизы (ст. 23.2 КоАП), вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении (ст. 23.3 КоАП), неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.4 КоАП), оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.5 КоАП), а также по ст. 24.4 — 24.6 КоАП. Из них непосредственно к деятельности ОПС отношение имеют только составы статей 23.2 — 23.4 КоАП.
Полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 4 статьи 18.20 КоАП, и подготовку таких дел к рассмотрению согласно п. 9 ч. 2 ст. 3.30 ПИКоАП предоставлены старшим смен пограничных нарядов в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.
Полномочия должностных лиц, ведущих административный процесс, даны в ст. 3.29 ПИКоАП. В рамках своих полномочий они имеют право составлять не только протоколы об административных правонарушениях, но и иные процессуальные документы в стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении (протоколы осмотра, освидетельствования, изъятия, личного обыска и др.). При выявлении правонарушений, не относящихся к компетенции органов пограничной службы, соответствующие должностные лица ОПС, не начиная административный процесс, направляют материалы о правонарушении по подведомственности. Эта информация, в свою очередь, может являться поводом к началу административного процесса, а должностные лица ОПС могут в дальнейшем быть опрошены в качестве свидетелей.
Статьей 3.11 ПИКоАП установлено, что органы пограничной службы Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 ст. 18.20, ст. 23.29 — 23.32, 23.55 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов пограничной службы Республики Беларусь. От имени органов пограничной службы Республики Беларусь дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 ст. 18.20, ст. 23.29 — 23.32, 23.55 КоАП, вправе рассматривать Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь и его заместители, начальники пограничных управлений, групп, отрядов, отделов пограничной службы (береговой охраны), отделений пограничного контроля и их заместители.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 23.29 КоАП от имени ОПС возложено на начальников территориальных органов пограничной службы (ТОПС) и их первых заместителей. В исключительных случаях, когда административные правонарушения указанной категории выявлены на значительной удаленности от места расположения управления ТОПС при условии установления личности правонарушителя и признании им своей вины, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.29 КоАП, имеют право также начальники отделов пограничной службы, отделов береговой охраны и начальники отделения пограничного контроля по месту выявления правонарушения (приказ Председателя Государственного пограничного комитета Республики Беларусь от 01.02.2011 N 50).
Все указанные должностные лица имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях в первой инстанции. Начальники территориальных органов пограничной службы также имеют право пересматривать дела об административных правонарушениях в качестве вышестоящей инстанции при наличии жалоб заинтересованных участников процесса, а также протестов надзирающих прокуроров. Кроме того, эти должностные лица имеют право возвращать материалы дела об административном правонарушении субъектам, осуществлявшим ранее подготовку дела к рассмотрению дел, для устранения недостатков в порядке ст. 11.3 ПИКоАП.
Благодаря изъятиям, внесенным в ст. 3.5 ПИКоАП, должностные лица ОПС имеют право на рассмотрение в пределах своей компетенции дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно не проживающими в Республике Беларусь.
Особый порядок рассмотрения дел, в том числе должностными лицами ОПС, регламентирован ст. 10.3 ПИКоАП. Часть 3 статьи 10.3 ПИКоАП гласит, что в случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда в случае его причинения, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Такой порядок неприменим в следующих случаях:
- к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;
- к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;
- если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность (например, ст. 23.29 КоАП);
- по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 4.5 КоАП, т.е. за деяния, которые влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.
Очевидно, что для деятельности ОПС в большей степени имеет значение лишь третье обстоятельство. В порядке ст. 10.3 ПИКоАП дела об административных правонарушениях по ч. 1, 2 и 4 ст. 18.20, ст. 23.30 — 23.32 и 23.55 КоАП имеют право рассматривать следующие должностные лица ОПС:
1) офицеры главного оперативного управления Госпогранкомитета;
2) должностные лица территориальных органов пограничной службы:
- офицеры оперативных управлений, управления пограничного контроля;
- офицеры отделений международного сотрудничества и погранпредставительской деятельности (отделений международного сотрудничества, помощников начальников территориальных органов пограничной службы по погранпредставительской деятельности);
- офицеры отделов пограничной службы (отделов береговой охраны), пограничных (мобильных) застав (постов), иные сотрудники указанных подразделений, наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
- офицеры отделений пограничного контроля;
- старшие смен пограничных нарядов в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и подчиненные им сотрудники при исполнении обязанностей по охране Государственной границы Республики Беларусь;
- старшие пограничных нарядов и подчиненные им сотрудники при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Республики Беларусь.
При собирании доказательств ч. 2 ст. 6.12 «Собирание доказательств» ПИКоАП дает должностным лицам ОПС, ведущим административный процесс, следующие права:
- вызывать в порядке, предусмотренном ПИКоАП, любое лицо для опроса или дачи заключения в качестве эксперта;
- производить осмотры и другие установленные ПИКоАП процессуальные действия;
- требовать от физических и юридических лиц представления предметов, документов, в том числе информации, имеющих значение для дела.