Нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями

Уголовная ответственность за нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями предусмотрена статьей 223 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Объектом рассматриваемого преступления является установленный порядок обращения драгоценных металлов и камней. Предметом преступления выступают драгоценные металлы и драгоценные камни.

Норма статьи 223 УК является отсылочной, поскольку уголовный закон непосредственно не устанавливает правил совершения сделок с драгоценными металлами и камнями. Такие правила регулируются иным законодательством.

Порядок обращения драгоценных металлов и драгоценных камней регулируется Законом Республики Беларусь от 21.06.2002 N 110-З «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон).

Согласно статье 129 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) отдельные объекты гражданских прав как предметы сделки (в том числе сделки купли-продажи) ограничены в обороте. К ним относятся и драгоценные металлы и камни, особенности оборота которых регулируются законодательством. Закон не употребляет понятия «сделки», однако в статье 2 раскрывает понятие деятельности с драгоценными металлами, которая включает в том числе действия, связанные с переходом права собственности и иных имущественных прав на них (обращение драгоценных металлов). Исходя из этого под понятие сделки с драгоценными металлами подпадает переход права собственности на них, то есть оборот драгоценных металлов.

Закон определяет особенности оборота драгоценных металлов, в частности: переход права собственности оформляется в установленном законодательством порядке (статья 5); устанавливаются специальные требования к использованию и обращению (абзац пятый части второй статьи 7); государственное регулирование и контроль в сфере оборота осуществляются посредством регулирования цен (абзац десятый части второй статьи 7), которые устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь (статья 11); торговля ювелирными и иными изделиями из драгоценных металлов осуществляется в особом порядке (статья 18).

Однако Закон не регулирует порядок совершения заключаемых между физическими лицами сделок с продукцией (изделиями) из драгоценных металлов и драгоценных камней, если такие сделки не связаны в соответствии с законодательством с предпринимательской деятельностью.

Согласно статье 9 Закона Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право устанавливать порядок совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Республики Беларусь, в связи с чем Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 25.11.1999 N 1838 утвердил Правила совершения сделок с драгоценными металлами и камнями (далее — Правила).

В соответствии со статьей 1 Закона и пунктом 1 Правил к драгоценным металлам относятся:

  • золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (иридий, родий, палладий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии, в том числе в виде продукции технического назначения (сырья, полуфабрикатов, деталей, изделий) из них, а также в виде лома и отходов производства и потребления;
  • ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов (изделия, изготовленные из сплавов драгоценных металлов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных и недрагоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения либо без них, применяемые в качестве различных украшений, утилитарных предметов быта и (или) для культовых и декоративных целей);
  • монеты из драгоценных металлов, находящиеся в обращении на территории Республики Беларусь;
  • мерные слитки (слитки золота, серебра и платины, изготовленные в соответствии со стандартами, действующими в государстве — производителе слитков);
  • банковские слитки (слитки золота, серебра, платины и палладия, соответствующие действующим на территории Республики Беларусь стандартам на золото, серебро и платину в слитках либо требованиям Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (LBMA) или Лондонского рынка платины и палладия (LPPM));
  • зубопротезные диски из драгоценных металлов;
  • сусальное золото и серебро;
  • лом, содержащий драгоценные металлы (содержащие драгоценные металлы детали, узлы, изделия и материалы, утратившие функциональное назначение и (или) потребительские свойства и непригодные к дальнейшему использованию их по назначению).

К драгоценным камням относятся: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты и природный жемчуг (за исключением пресноводного) в естественном и обработанном виде.

Правила регулируют порядок совершения сделок с драгоценными металлами и камнями между физическими лицами. По общему правилу запрещены сделки между физическими лицами с драгоценными металлами (золотом, серебром, платиной, иридием, родием, палладием, рутением, осмием) в любом виде и состоянии, в том числе в виде продукции технического назначения (сырья, полуфабрикатов, деталей, изделий) из них, а также с драгоценными камнями в сыром и обработанном виде.

В то же время Правила допускают (разрешают) совершение между физическими лицами сделок с драгоценными металлами в виде: ювелирных и бытовых изделий, монет, находящихся в обращении на территории Республики Беларусь, мерных слитков, зубопротезных дисков, сусального золота и серебра, а также лома указанных изделий. При этом к указанным драгоценным металлам предъявляются определенные требования:

  • ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, в том числе со вставками из драгоценных и недрагоценных камней, должны быть с обязательным наличием на них государственного пробирного клейма Республики Беларусь или пробирных клейм государственных инспекций пробирного надзора бывшего СССР;
  • зубопротезные диски из драгоценных металлов должны иметь пробирное клеймо (товарный знак) завода-изготовителя или государственное пробирное клеймо Республики Беларусь;
  • монеты из драгоценных металлов должны находиться в обращении на территории Республики Беларусь;
  • мерные слитки из драгоценных металлов должны состоять из золота, серебра или платины и быть массой от 1 до 1000 граммов включительно (проба 999,9 для золота и серебра, проба 999,5 для платины), быть изготовленными в соответствии со стандартами, действующими в государстве — производителе слитка, с обязательным наличием на них наименования драгоценного металла, знака предприятия-изготовителя, пробирного клейма и массы.

Сусальное золото или сусальное серебро представляют собой тончайшую пленку из этого металла, наклеиваемую на изделие в декоративных целях.

Лом изделий из драгоценных металлов представляет собой изделия, утратившие свое функциональное назначение и (или) потребительские свойства и непригодные к дальнейшему использованию их по назначению, в том числе фрагменты (части) таких изделий. Отсутствие государственных пробирных клейм (которые должны быть в обязательном порядке) на ювелирных и бытовых изделиях из драгоценных металлов свидетельствует об отсутствии у этих изделий необходимых потребительских свойств и, как следствие, о непригодности использования их по назначению. Такие изделия следует признавать ломом изделий из драгоценных металлов и исходя из этого производить их оценку.

В решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 16.02.2006 N П-180/2006 «О законодательстве, устанавливающем запрет на совершение сделок с ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов, не имеющими государственного пробирного клейма Республики Беларусь или пробирных клейм государственных инспекций пробирного надзора бывшего СССР» указано, что сделки разрешаются только с такими ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов, в том числе со вставками из драгоценных и недрагоценных камней, которые обязательно имеют государственное пробирное клеймо Республики Беларусь или пробирные клейма государственных инспекций пробирного надзора бывшего СССР. В отношении зубопротезных дисков из драгоценных металлов сделки разрешены лишь в том случае, если они имеют пробирное клеймо (товарный знак) завода-изготовителя или государственное пробирное клеймо Республики Беларусь.

Согласно пункту 5 Положения о порядке осуществления государственного пробирного надзора на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 N 977 «О порядке осуществления государственного пробирного надзора на территории Республики Беларусь», и пункту 3 Инструкции о порядке проведения пробирных работ и услуг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.02.2005 N 20, изделия из драгоценных металлов, изготовленные на территории Республики Беларусь, а также ввезенные в Республику Беларусь для реализации, должны соответствовать установленным пробам и подлежат клеймению государственным пробирным клеймом Республики Беларусь.

Клеймение государственным пробирным клеймом Республики Беларусь ювелирных изделий, изготовленных в Республике Беларусь или ввезенных из-за границы для реализации, необходимо во всех случаях, когда с такими изделиями осуществляется предпринимательская деятельность либо совершаются сделки между физическими лицами.

Заключение сделок между физическими лицами с драгоценными металлами в иных, кроме указанных выше, случаях, а также с драгоценными камнями запрещено, за исключением:

  • их дарения, пожертвования;
  • завещания и приобретения их по праву наследования;
  • купли-продажи и обмена в целях коллекционирования и тезаврации (накопления и сбережения) единичных экземпляров монет из драгоценных металлов.

Закон относит к драгоценным камням также отходы, образующиеся при их производстве и потреблении. Однако Правила не относят такие отходы к драгоценным камням и не регулируют порядок их обращения. В связи с этим отходы, образующиеся при производстве и потреблении драгоценных камней, не являются предметом преступления, предусмотренного статьей 223 УК.

Закон (в отличие от Правил) приравнивает к драгоценным камням природные янтарные образования, однако они не относятся к драгоценным камням и не являются предметом указанного преступления.

Пунктами 3 и 4 Правил установлено, что право совершения на территории Республики Беларусь операций по покупке у физических лиц и по продаже им драгоценных металлов в виде банковских и мерных слитков золота, серебра и платины, а также монет из драгоценных металлов (золота, серебра, платины) старой и современной чеканки принадлежит Национальному банку Республики Беларусь, а также уполномоченным банкам и юридическим лицам, имеющим на это соответствующие разрешения (лицензии) уполномоченных государственных органов. Право совершения на территории Республики Беларусь покупки у физических лиц и продажи им ограненных драгоценных камней, предназначенных для ювелирных изделий, принадлежит юридическим лицам, имеющим соответствующие разрешения (лицензии).

Декрет Президента Республики Беларусь от 31.10.2000 N 21 «О мерах по обеспечению порядка совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями» более детально регламентирует порядок совершения покупки у физических лиц и продажи им драгоценных металлов и драгоценных камней в указанном выше виде.

Физические лица вправе совершать иные сделки с юридическими лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии), с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежит лицензированию. Лицензии на осуществление деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, выдаются Министерством финансов Республики Беларусь.

К такой деятельности, в частности, относятся: розничная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценными камнями; прием от населения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по договорам комиссии; скупка драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе и др.

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 10.12.2004 N 186 утверждена Инструкция по совершению банками банковских операций с драгоценными металлами, которая регулирует порядок совершения банками операций с банковскими и мерными слитками, монетами из драгоценных металлов старой и современной чеканки, а также драгоценными металлами, находящимися в ином виде и состоянии, в том числе в ломе и отходах производства и потребления.

Инструкция по совершению банковских операций с драгоценными камнями на внутреннем рынке Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.11.2007 N 207, и Инструкция по проведению Национальным банком Республики Беларусь операций купли-продажи и залога драгоценных камней, утвержденная постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 01.03.2007 N 72, регулируют порядок совершения банками операций по покупке у физических лиц и продаже им драгоценных камней и залога драгоценных камней.

Положением о порядке проведения ломбардных операций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.1994 N 353, и Инструкцией об особенностях осуществления ломбардами операций с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.09.2004 N 138, регулируется порядок совершения ломбардных операций (выдачи физическим лицам краткосрочных займов под залог ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе лома таких изделий). Ломбардные операции совершаются в отношении ювелирных изделий как с оттисками пробирных клейм, так и без них.

Приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 22.07.1994 N 43 «Об утверждении Правил работы пунктов скупки у населения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, Инструкции о порядке оформления операций по скупке ценностей, учету и отчетности в пунктах скупки у населения и ломбардов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них» утверждены Правила работы пунктов скупки у населения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, пунктом 8 которых определен перечень драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, подлежащих скупке у населения, а пунктом 9 — перечень запрещенных к скупке драгоценных металлов и камней и изделий из них. Стоимость скупаемых у населения драгоценных металлов и камней в изделиях и ломе определяется исходя из их массы в соответствии с прейскурантом «Цены на драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц (кроме купли-продажи банковскими и небанковскими кредитно-финансовыми организациями драгоценных металлов в виде мерных слитков и монет у физических лиц), поставляемые в Госфонд», приведенным в приложении к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 15.06.2011 N 39 «Об установлении цен на драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц (кроме купли-продажи банковскими и небанковскими кредитно-финансовыми организациями драгоценных металлов в виде мерных слитков и монет у физических лиц)».

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 223 УК, выражается в совершении сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в нарушение указанного выше порядка. Сделками, как это определено статьей 154 ГК, признаются действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. При этом сделка может быть односторонней, двусторонней или многосторонней, может быть возмездной или безвозмездной. Ответственность по статье 223 УК наступает не только при совершении сделок купли-продажи драгоценных металлов и камней, но также и при совершении иных сделок, связанных с оборотом драгоценных металлов и камней (заем, залог, мена, рента и др.), за исключением дарения, пожертвования, завещания, купли-продажи и обмена в целях коллекционирования и тезаврации единичных экземпляров монет. Ответственность наступает также независимо от правомерности обладания предметом преступления (законный владелец или, например, похититель).

Нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями считается оконченным преступлением с момента фактической передачи или принятия лицом драгоценных металлов или драгоценных камней.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 223 УК, является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В том случае, если совершаемая с нарушением установленных правил сделка является двусторонней или многосторонней, ответственности подлежат все участники сделки.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором виновный сознает, что в нарушение установленных правил совершает сделку с драгоценными металлами или камнями, и желает совершить такую сделку. Мотивы и цели преступления могут быть различными и не влияют на квалификацию.

Если лицо лишь изготавливает из принадлежащих ему на законных основаниях драгоценных металлов или камней различные изделия (ювелирные или бытовые), его действия не влекут ответственности по статье 223 УК.

Квалификация действий участников сделки с фальшивыми драгоценными металлами или камнями осуществляется следующим образом: лицо, сбывающее фальшивые драгоценные металлы или камни, подлежит ответственности за мошенничество и за подстрекательство к нарушению правил о сделках с драгоценными металлами и камнями, если инициатива исходила от этого лица; лицо, приобретающее фальшивые драгоценные металлы или камни, подлежит ответственности за покушение на нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями.

Лицо, осуществившее сбыт драгоценных металлов или камней, им же похищенных, подлежит ответственности по совокупности по статье 223 УК и по соответствующей статье УК за хищение.

Совершение сделки с драгоценными металлами или камнями для их легализации (если лицо не является исполнителем добывания драгоценных металлов или камней преступным путем) подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 223 и 235 УК. Если лицо добыло сбываемые драгоценные металлы или камни преступным путем, оно подлежит ответственности за то преступление, которым добыты драгоценные металлы или камни, и за нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями по совокупности.

Заранее не обещанные приобретение либо сбыт драгоценных металлов или камней, заведомо добытых преступным путем, образуют совокупность преступлений, предусмотренных статьями 223 и 236 УК.

Если сделки с драгоценными металлами или камнями совершены с нарушением установленных правил в связи с использованием их в хозяйственном обороте, то при наличии соответствующих условий ответственность наступает также и за иные преступления против порядка осуществления экономической деятельности (например, незаконную предпринимательскую деятельность и др.).

Статья 223 УК применяется только в случаях совершения сделок с драгоценными металлами или камнями в нарушение установленных правил на территории Республики Беларусь, поскольку Правила распространяют свое действие только на сделки, совершенные на территории Республики Беларусь (пункт 6).

Часть вторая статьи 223 УК предусматривает ответственность за сделку с драгоценными металлами и камнями, совершенную в нарушение установленных правил повторно или в крупном размере, а часть третья — за действия, предусмотренные частями первой или второй статьи 223 УК, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере.

В соответствии с примечанием к главе 25 УК крупным размером признается размер на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, а особо крупным размером — в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины.

Крупный размер и особо крупный означают совершение сделки в нарушение установленных правил с драгоценными металлами или камнями, стоимость которых в двести пятьдесят и тысячу раз соответственно превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Стоимость драгоценных металлов и камней определяется исходя из действующих цен на драгоценные металлы и камни либо их лом. Стоимость ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, а также зубопротезных дисков, не имеющих соответствующих пробирных клейм, определяется исходя из действующих скупочных цен на драгоценные металлы в ломе.

Рассматриваемое преступление будет считаться повторным, если ранее лицо совершило такое же преступление и при этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности либо судимость за данное преступление не снята или не погашена в установленном порядке.

Под незаконной сделкой с драгоценными металлами или камнями в уголовно-правовом смысле понимается их незаконный оборот. Гражданско-правовое значение сделки, вытекающее из статьи 154 и других статей ГК, неприменимо в полном объеме к положениям части второй статьи 223 УК, предусматривающей ответственность за сделку с драгоценными металлами и камнями, совершенную повторно.

Незаконная сделка с драгоценными металлами или камнями (независимо от количества гражданско-правовых сделок по переходу права собственности на них) представляет собой совершение ряда тождественных действий (приобретение и (или) реализация), объединенных единым умыслом и направленных на достижение одного результата.

Для признания таких действий (сделок) повторными необходимо, чтобы незаконные сделки совершались два раза и более, причем всякий раз в отношении различных партий драгоценных металлов или камней, и умысел на совершение действий с каждой из этих партий возникал самостоятельно. Последовательный сбыт партии драгоценных металлов и (или) камней отдельными частями при наличии единого умысла не образует повторности и представляет собой единое продолжаемое преступление.

Если при приобретении драгоценных металлов или камней лицо желало впоследствии реализовать всю эту партию посредством совершения не одной, а нескольких сделок, оно совершает одно, а не несколько преступлений. Одна или несколько сделок по приобретению драгоценных металлов или камней и последующие одна или несколько сделок по их реализации образуют одно продолжаемое преступление независимо от того, в каком сочетании они совершались. Такое преступление характеризуется единым умыслом лица, возникающим до начала совершения первой из указанных сделок и направленным к достижению общей цели, объединяющей эти сделки в единое преступление (реализовать все приобретенное либо одной партией, либо частями). Повторность сделок имеет место в том случае, когда каждая из совершенных сделок охватывалась самостоятельным умыслом виновного.

Приведем пример из судебной практики.

Приговором суда М-го района г. Б. Н. и О. осуждены по части второй статьи 223 УК за совершение сделки с драгоценными металлами в нарушение установленных правил в крупном размере. Определением судебной коллегии по уголовным делам Б-го областного суда и постановлением президиума Б-го областного суда приговор суда первой инстанции оставлен без изменения.

Н. и О. приобрели у неустановленных лиц ювелирные изделия без государственных пробирных клейм, затем в декабре 2008 г., январе и феврале 2009 г. сбыли указанные ювелирные изделия гражданам г. Бреста. Поскольку в действиях Н. и О. присутствовал единый умысел на реализацию всех ранее приобретенных ими драгоценных металлов, их действия являются эпизодами единого продолжаемого преступления, направленными на достижение общего результата, суд исключил повторность в их действиях.

Суд оценил стоимость реализованных Н. и О. ювелирных изделий без государственных пробирных клейм не по цене реализации гражданам, а по скупочной цене лома драгоценных металлов и квалифицировал действия Н. и О. по части второй статьи 223 УК (крупный размер сделки), а не по части третьей статьи 223 УК (особо крупный размер сделки).

Сделки с драгоценными металлами или камнями, совершенные в нарушение установленных правил организованной группой, означают, что действия виновными совершаются с участием двух или более лиц, предварительно объединившихся в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности по приобретению и (или) сбыту в нарушение установленных правил драгоценных металлов или камней.