Хозяйственный суд в порядке административного судопроизводства рассматривает дела об административных правонарушениях, связанные с осуществлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, если законодательными актами их рассмотрение отнесено к компетенции хозяйственного суда.
В соответствии со статьей 264 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) дела об административных правонарушениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственными судами по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами.
При рассмотрении данного вопроса необходимо правильно понимать терминологию, применяемую в законодательстве. Представляется, что экономические правонарушения являются разновидностью административных правонарушений, также как и экономическая ответственность является разновидностью административной ответственности.
В отличие от АПК РФ хозяйственные суды Республики Беларусь в настоящее время рассматривают лишь дела по ограниченным составам административных правонарушений. Однако в проекте Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях планируется предусмотреть возможность рассмотрения в хозяйственном процессе широкого круга составов административных правонарушений. При этом дела об административных правонарушениях планируется рассматривать с учетом разграничения подведомственности между общими и хозяйственными судами по субъективному составу.
Составы экономических правонарушений, рассматриваемых хозяйственными судами, и ответственность за их совершение установлены следующими законодательными актами:
- Декретом Президента Республики Беларусь от 4 октября 2002 года N 25 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением автомобильного бензина и дизельного топлива в Республике Беларусь» <1>;
- Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года N 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» <2>;
- Декретом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2003 года N 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» <3>;
- Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2004 года N 444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками» <4>.
<1> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 113, 1/4067
<2> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 9, 1/3426; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 13, 1/4352
<3> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 135, 1/5134
<4> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 1/5854
Предусмотренные в указанных законодательных актах штрафы и конфискация имущества представляют собой меру экономической ответственности и являются санкцией за совершение экономического правонарушения. Применяемая экономическая ответственность является разновидностью административной ответственности и не относится к гражданско-правовой ответственности. Необходимо учитывать, что экономическая ответственность в виде конфискации имущества или штрафа и гражданско-правовая ответственность могут применяться независимо друг от друга.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2002 года N 288 «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 16 августа 2004 года N 391) (далее — Указ N 288) <5> дела об экономических правонарушениях, влекущих наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, являются отдельной категорией дел, рассматриваемой хозяйственными судами. При их рассмотрении, наряду с общими правилами, предусмотренными ХПК, применяются особенные — установленные Указом N 288.
<5> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 66, 1/3742; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 128, 1/5768
В соответствии с прежней редакцией Указа N 288 рассмотрение дел об экономических правонарушениях в хозяйственных судах осуществлялось только по составам, предусматривающим конфискацию имущества. Новая редакция Указа N 288 значительно расширила круг рассматриваемых хозяйственными судами дел, предоставив дополнительные возможности защиты нарушенных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности в хозяйственном суде и в случае применения экономической ответственности в виде штрафа.
Отдельные вопросы рассмотрения дел данной категории, применения норм Указа N 288, а также иных законодательных актов, устанавливающих ответственность за совершение экономических правонарушений, влекущих конфискацию имущества, разъяснены в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 мая 2003 года N 3 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества» (в редакции постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 мая 2004 года N 10) <6>.
<6> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 67, 6/366; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 103, 6/408
Основанием для рассмотрения дела об экономическом правонарушении, влекущем наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, является поступление в хозяйственный суд по подведомственности акта о совершении правонарушения. Такой акт составляется уполномоченными, в соответствии с законодательством, должностными лицами. К ним относятся должностные лица органов: Комитета государственного контроля, Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Управления делами Президента Республики Беларусь, других государственных органов и организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Акт о совершении правонарушения должен отвечать требованиям, предусмотренным подпунктом 1.3 пункта 1 Указа N 288. Такой акт должен быть составлен только в письменной форме. В акте в обязательном порядке должны быть указаны:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего акт;
- сведения о субъекте предпринимательской деятельности, в отношении которого составлен акт;
- содержание правонарушения;
- нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;
- фамилии и адреса свидетелей (если они имеются).
Акт о совершении правонарушения подписывается должностным лицом, составившим акт, а также лицом, в отношении которого этот акт составлен, либо его представителем (лицом, во владении которого находится имущество).
К акту о совершении правонарушения прилагается решение о наложении ареста на имущество, а также акт описи арестованного имущества. В случае, если имущество реализовано, прилагается справка, подтверждающая факт его реализации и сумму вырученных средств. Могут быть приложены и иные документы по усмотрению уполномоченного государственного органа, направляющего акт.
Решение о наложении ареста на имущество должно быть оформлено в виде отдельного документа. Это может быть решение, постановление или другой документ компетентного органа, но не резолюция на акте об экономическом правонарушении.
Акт о совершении правонарушения должен быть направлен в хозяйственный суд по месту его составления с копиями по числу правонарушителей. Акт направляется вместе с сопроводительным письмом уполномоченного государственного органа. Такое сопроводительное письмо должно быть подписано только соответствующим должностным лицом этого органа.
В сопроводительном письме указываются: хозяйственный суд, куда направляется акт; наименование (фамилия, имя, отчество) субъекта предпринимательской деятельности; его местонахождение (местожительство); характер выявленных правонарушений; какие требования актов законодательства не соблюдены.
По сути, сопроводительное письмо является своего рода заявлением о совершении экономического правонарушения для принятия предусмотренных законодательством мер ответственности к правонарушителю. Таким образом, полученный акт о совершении правонарушении без сопроводительного письма не будет рассматриваться хозяйственным судом.
В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 Указа N 288 хозяйственный суд возвращает акт о совершении правонарушения, а также прилагаемые к нему документы, в следующих случаях:
- не соблюдены требования к форме и содержанию акта о совершении правонарушения, а также к перечню прилагаемых к нему документов;
- сопроводительное письмо не подписано, либо подписано неуполномоченным лицом или лицом, должностное положение которого не указано, либо в нем не содержатся необходимые сведения;
- в одном акте о совершении правонарушения указаны несколько фактов совершения правонарушений одним или несколькими субъектами предпринимательской деятельности, когда эти правонарушения не связаны между собой;
- в производстве хозяйственного суда имеется дело об экономическом правонарушении, влекущем наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, по тому же факту совершения экономического правонарушения тем же субъектом предпринимательской деятельности;
- до вынесения определения о возбуждении дела об экономическом правонарушении, влекущем наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, поступило письмо о возвращении акта о совершении правонарушения, а также прилагаемых к нему документов.
В случае возвращения акта о совершении правонарушения хозяйственный суд выносит определение, которое направляется уполномоченному государственному органу не позднее следующего рабочего дня со дня поступления этого акта. К определению прилагаются все поступившие в хозяйственный суд документы. Если направившее документы лицо не согласно с определением суда, то такое определение может быть обжаловано в установленном порядке.
На практике хозяйственным судам часто приходится сталкиваться со случаями неправильного оформления необходимых документов для возбуждения дела об экономическом правонарушении. Например, представление в хозяйственный суд вместо акта об экономическом правонарушении акта проверки финансово-хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в котором отражен состав экономического правонарушения, является поводом к возвращению материалов контролирующему органу ввиду отсутствия основания для возбуждения производства по делу. В связи с этим хозяйственный суд, рассмотрев представленные контролирующим органом материалы об экономическом правонарушении, прекращает производство по делу за отсутствием состава правонарушения и указывает в определении, что контролирующим органом представлен не акт о правонарушении, а акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, который по форме и содержанию не является актом об экономическом правонарушении, влекущем принятие мер экономической ответственности <7>.
<7> Из обзора судебной практики рассмотрения дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества, утвержденного постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 17 марта 2004 года N 6 // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, N 10, 2004.
Возвращение акта о совершении правонарушения не препятствует повторному обращению с ним в хозяйственный суд после устранения допущенных нарушений.
При поступлении в хозяйственный суд акта об экономическом правонарушении, составленного в отношении физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности, необходимо исходить из правил подведомственности, установленных ХПК, и отказывать в принятии к рассмотрению такого акта. В противном случае принятое решение будет отменено соответствующей инстанцией хозяйственного суда.
Принимая акт к рассмотрению, хозяйственный суд должен не позднее следующего рабочего дня со дня поступления этого акта, вынести определение о возбуждении дела об экономическом правонарушении, влекущем наложение штрафа и (или) конфискацию имущества. Такое определение направляется уполномоченному государственному органу и субъекту предпринимательской деятельности, в отношении которого возбуждено производство, заказной корреспонденцией вместе с копией акта о совершении экономического правонарушения.
В определении о возбуждении дела об экономическом правонарушении суд указывает о конкретных действиях по подготовке дела, назначении его к судебному разбирательству, времени и месте его проведения.
При подготовке дела к судебному разбирательству хозяйственный суд извещает заинтересованных лиц о производстве по делу, направляет правонарушителю копию акта о совершении правонарушения, предлагает лицам, участвующим в деле, и иным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы, сведения, имеющие значение для рассмотрения дела, проверяет относимость и допустимость доказательств, вызывает свидетелей, рассматривает вопрос о назначении экспертизы, совершает иные необходимые процессуальные действия, предусмотренные ХПК.
Круг лиц, участвующих в деле об экономическом правонарушении, значительно отличается от круга лиц, участвующих по делам искового производства. Так, лицами, участвующими в деле об экономическом правонарушении, являются: государственный орган, направивший в хозяйственный суд акт об экономическом правонарушении, и субъект предпринимательской деятельности, в отношении которого составлен акт. Участниками же процесса, как и по общим правилам, могут быть свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, представители.
Следует учитывать, что дела об экономических правонарушениях, влекущих наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, являются отдельной категорией дел и их рассмотрение осуществляется не по правилам искового производства. В связи с этим не допускается: привлечение к участию в деле третьих лиц; принятие встречного иска; замена лиц, участвующих в деле; заключение мирового соглашения и осуществление иных процессуальных действий, свойственных лишь исковому производству.
Например, хозяйственный суд, возбудив производство по делу об экономическом правонарушении, влекущем конфискацию товара, установил, что фактически транспортировка товара осуществлялась не тем субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого контролирующим органом составлен акт о правонарушении. С согласия представителя контролирующего органа суд на основании ст. 61 ХПК произвел замену лица, привлекаемого к экономической ответственности. Однако надзорная инстанция, отменяя определение суда о замене ненадлежащей стороны по делу и судебное решение, направила дело на новое рассмотрение на основании следующего. При осуществлении замены субъекта предпринимательской деятельности, указанного в акте о правонарушении, отпадает основание для рассмотрения дела в отношении нового субъекта, так как в отношении последнего соответствующий акт контролирующим органом не составлялся. Таким образом, применение хозяйственным судом нормы ст. 61 ХПК повлекло вынесение незаконного решения <8>.
<8> Из обзора судебной практики рассмотрения дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества, утвержденного постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 17 марта 2004 года N 6 // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, N 10, 2004.
В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа N 288 дело об экономическом правонарушении, влекущем наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, должно быть рассмотрено с принятием решения не позднее 15 дней со дня поступления акта о совершении правонарушения.
При рассмотрении дела о привлечении к экономической ответственности хозяйственный суд в судебном заседании должен установить:
- имелось ли событие экономического правонарушения;
- имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об экономическом правонарушении;
- имелись ли основания для составления акта об экономическом правонарушении;
- полномочия компетентного органа, составившего акт;
- предусмотрена ли нормативным правовым актом ответственность за совершение данного правонарушения;
- имеются ли основания для привлечения к экономической ответственности лица, в отношении которого составлен акт.
Оценка доказательств производится хозяйственным судом по правилам главы 8 ХПК 2004 г. При рассмотрении дела хозяйственный суд дает правовую оценку правонарушению, указанному в акте о совершении правонарушения. Какие-либо изменения или дополнения к акту, влекущие изменение содержания правонарушения, нормативного правового акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение, хозяйственным судом во внимание не принимаются.
Факт совершения правонарушения должен быть подтвержден соответствующими доказательствами на момент составления акта о совершении правонарушения.
Бремя доказывания по делам об экономических правонарушениях распределено иначе, чем это установлено по делам искового производства. При рассмотрении дела об экономическом правонарушении обязанность доказывания факта совершения правонарушения лицом, в отношении которого составлен акт, возлагается на уполномоченный государственный орган, составивший акт об экономическом правонарушении. На этот же орган возлагается обязанность предоставления всех необходимых доказательств. При этом хозяйственный суд вправе истребовать эти доказательства по своей инициативе. Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе, но не обязано, представлять доказательства, опровергающие факт совершения правонарушения. Подобное распределение бремени доказывания оправдано, поскольку рассматривается в качестве необходимого условия, позволяющего выровнять положение сторон, между которыми существует юридическое неравенство.
По делам об экономических правонарушениях, влекущих наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, важным обстоятельством является право хозяйственного суда принимать решения о применении мер экономической ответственности, даже если субъект экономического правонарушения не установлен (например, субъект при составлении акта скрылся, представил фиктивные документы о своем статусе, наименовании, находится в розыске и т.п.).
Следует учитывать, что срок для рассмотрения дела об экономическом правонарушении не может быть продлен. При рассмотрении дел данной категории возможно, в исключительных случаях, приостановление или отложение слушания дела. Такими исключительными обстоятельствами могут быть: вызов свидетеля, эксперта, переводчика, проведение экспертизы и т.д. При этом дело должно быть рассмотрено до истечения трех месяцев со дня обнаружения экономического правонарушения.
Справедливо установлено, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле (их представителей), не будет являться препятствием к рассмотрению дела по существу. Это правило действует при условии надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания всех лиц, участвующих в деле. При этом достаточным доказательством надлежащего извещения следует считать наличие в материалах дела почтовой квитанции или выписки из реестра хозяйственного суда о направлении заказной корреспонденцией судебного извещения.
Например, в отношении гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве предпринимателя без образования юридического лица, составлен акт об экономическом правонарушении, выразившемся в транспортировке и реализации нефтепродуктов без документов, подтверждающих их приобретение и качество. Акт поступил в хозяйственный суд 21.07.2003 г., слушание по делу назначено на 01.08.2003 г., о чем было указано в судебном определении, направленном адрес предпринимателя заказной почтовой корреспонденцией. Предприниматель в судебное заседание не явился, возражений по акту не представил. На основании того, что в материалах дела имеется выписка из почтового реестра суда, свидетельствующая о направлении судебного извещения лицу, привлекаемому к ответственности, в судебном заседании вынесено определение о продолжении разбирательства по делу и принято решение о конфискации товара <9>.
<9> Из обзора судебной практики рассмотрения дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества, утвержденного постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 17 марта 2004 года N 6 // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, N 10, 2004.
Вызов свидетелей по рассматриваемым материалам производится в соответствии с общими нормами, установленными ХПК.
При рассмотрении дела хозяйственный суд дает правовую оценку экономическому правонарушению, указанному в акте о совершении правонарушения. Какие-либо изменения или дополнения к акту, влекущие изменение содержания правонарушения, нормативного правового акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение, хозяйственным судом во внимание не принимаются.
После рассмотрения дела хозяйственный суд должен вынести один из следующих актов:
- решение о наложении штрафа;
- решение о наложении штрафа с конфискацией имущества;
- решение о конфискации имущества;
- определение о прекращении дела об экономическом правонарушении, влекущем наложение штрафа и (или) конфискацию имущества.
В решении о наложении штрафа с конфискацией имущества и в решении о конфискации имущества хозяйственному суду необходимо указать наименование подлежащего конфискации имущества, а также его стоимость и местонахождение.
Решение о наложении штрафа, решение о наложении штрафа с конфискацией имущества и решение о конфискации имущества вступает в силу с момента его объявления в судебном заседании и подлежит немедленному исполнению в порядке, предусмотренном законодательством.
Определение о прекращении дела об экономическом правонарушении, влекущем наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, выносится в случаях, если:
- отсутствует экономическое правонарушение;
- истекли два года со дня совершения экономического правонарушения;
- истекли три месяца со дня обнаружения экономического правонарушения;
- принят нормативный правовой акт, устраняющий ответственность за правонарушение;
- имеется решение (определение) по делу об экономическом правонарушении, влекущем наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, по тому же факту совершения экономического правонарушения тем же субъектом предпринимательской деятельности.
На практике имели место случаи прекращения дела об экономическом правонарушении вследствие истечения трех месяцев со дня обнаружения экономического правонарушения. В связи с этим срок для совершения процессуального действия хозяйственному суду следует определять таким образом, чтобы его продолжительность не выходила за пределы сроков давности, установленных подпунктом 1.15 пункта 1 Указа N 288 для привлечения правонарушителя к экономической ответственности.
Например, акт об экономическом правонарушении, составленный 01.02.2003 г., поступил в суд 13.02.2003 г., слушание по делу назначено на 26.02.2003 г. Согласно имеющимся в материалах дела объяснениям лица, привлекаемого к ответственности, факт совершения правонарушения им признан. Хозяйственный суд 26.02.2003 г. по ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, приостановил производство по делу до завершения служебного расследования, проводимого в отношении сотрудника органа внутренних дел, составившего акт об экономическом правонарушении. По результатам этого расследования вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, после чего хозяйственный суд возобновил производство по делу 21.04.2003 г., назначив судебное заседание на 29.04.2003 г. Вследствие отсутствия доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к ответственности, о времени судебного заседания слушание по делу было отложено на 29.05.2003 г., после чего в судебном заседании суд прекратил производство по делу за истечением 3-месячного срока со дня обнаружения экономического правонарушения <10>.
<10> Из обзора судебной практики рассмотрения дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества, утвержденного постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 17 марта 2004 года N 6 // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, N 10, 2004.
В случае вынесения хозяйственным судом определения о прекращении дела об экономическом правонарушении, влекущем наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, хозяйственный суд в таком определении должен указать о снятии ареста с имущества.
Следует учитывать, что поскольку хозяйственные суды осуществляют профилактику по предупреждению правонарушений, то по результатам рассмотрения дела суд при установлении причин экономического правонарушения и условий, способствовавших его совершению, может внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление в установленный срок и сообщить о принятых мерах судье хозяйственного суда, вынесшего представление.
По делам об экономических правонарушениях, влекущих наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, государственная пошлина не взимается.
Судебные постановления, вынесенные при разрешении дел об экономических правонарушениях, влекущих наложение штрафа и (или) конфискацию имущества, могут быть пересмотрены в кассационном порядке и в порядке надзора по правилам, установленным ХПК.
После принятия проекта Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, возможно, будет изменен процессуальный порядок рассмотрения хозяйственными судами дел об административных (экономических) правонарушениях.