Отдельные аспекты правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (часть 1)

Эффективное функционирование контроля и надзора, направленное на регулирование отношений практически всех сфер жизни государства и общества, приобретает все большее значение. Подтверждением тому служит то обстоятельство, что в последние годы в Республике Беларусь была проделана серьезная работа по корректировке и детализации особенностей осуществления контрольно-надзорных мероприятий, позволившая восполнить ряд пробелов, существовавших ранее и не всегда положительно сказывавшихся как на уровне защиты прав подконтрольных субъектов, так и на качестве контроля (надзора). О важности и необходимости эффективного контроля и надзорной деятельности постоянно говорят первые лица государства, политики, рядовые граждане. В связи с этим вопросы, связанные с совершенствованием контрольной (надзорной) деятельности, всегда будут актуальными и представлять интерес как для лиц, непосредственно осуществляющих контроль и надзор, так и для субъектов, в отношении которых осуществляется эта деятельность.

Сущность контрольной (надзорной) деятельности составляют многочисленные отношения, возникающие на разных этапах проведения проверочных мероприятий, образующие в совокупности самостоятельный предмет правового регулирования, в результате чего деятельность контролирующих (надзорных) органов Республики Беларусь регламентируется целым рядом нормативных правовых актов.

Основополагающие начала контрольной (надзорной) деятельности заложены в Конституции Республики Беларусь. В частности, речь идет о разделе VI «Прокуратура. Комитет государственного контроля Республики Беларусь» Конституции Республики Беларусь.

Так, согласно ст. 125 Конституции Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возложен надзор за точным и единообразным исполнением актов законодательства центральными и местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 129 Конституции Республики Беларусь государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

В то же время основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность контролирующих (надзорных) органов и устанавливающим общий порядок проведения проверок, является Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510). Указом N 510 утверждены Положение о порядке организации и проведения проверок (далее — Положение о порядке проведения проверок), Положение о порядке проведения мониторинга (далее — Положение о мониторинге), перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (далее — перечень контролирующих (надзорных) органов), а также критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок (далее — критерии отнесения к группе риска).

Требования Указа N 510 согласно его пункту 2 являются обязательными для всех контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов.

В частности, пунктом 1 Указа N 510 определено, что проверки организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, а также лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее — проверяемые субъекты), вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов (далее — контролирующие (надзорные) органы). Кроме того, дополнительно акцентировано внимание на том, что вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа.

Необходимо отметить и то, что перечень контролирующих (надзорных) органов закрепляет норму, предоставляющую право Совету Министров Республики Беларусь определять перечень органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), что, в свою очередь, реализовано в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2010 N 131 «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)», в рамках которого обозначены наименование органов контроля (надзора) и непосредственно органы и организации, уполномоченные на осуществление контроля (надзора).

Созданию дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования способствует норма, закрепленная в пункте 4 Указа N 510, которая устанавливает мораторий на проведение проверок в течение двух лет со дня приобретения статуса проверяемого субъекта и содержит перечень оснований, при которых проведение проверок запрещено. Тем не менее в пункте 5 Указа N 510 перечислены случаи, при которых все же могут назначаться внеплановые проверки и на которые соответственно мораторий не распространяется.

Кроме того, в Указе N 510 дается определение плановой проверки, обозначены периодичность и некоторые особенности ее организации и проведения.

Отдельное внимание в Указе N 510 уделено внеплановым проверкам (проводятся без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки в отношении проверяемых субъектов), в системе которых также выделяются внеплановые тематические оперативные, встречные, дополнительные и контрольные проверки.

Внеплановые проверки в соответствии с частью 1 пункта 5 Указа N 510 назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа с соблюдением требований Указа N 510.

Таким образом, при применении оснований, предусмотренных для проведения внеплановых проверок, необходимо учитывать и нормы иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, определяющие в том числе и компетенцию различных контрольных (надзорных) органов (например, Бюджетного кодекса Республики Беларусь, Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности», нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Правления Национального банка Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь и их территориальных органов, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в том числе Транспортной инспекции, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, Министерства торговли Республики Беларусь и др.).

Помимо различных видов проверок в Указе N 510 дано понятие ведомственного контроля и сформулированы общие положения, касающиеся особенностей его осуществления. Так, в рамках Указа N 510 под ведомственным контролем понимается контроль, осуществляемый государственными органами и иными государственными организациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, структурными подразделениями (подчиненными организациями) этих органов и организаций, отнесенными к органам, осуществляющим ведомственный контроль, перечнем контролирующих (надзорных) органов, за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика.

Наряду с ведомственным контролем, пункт 3 Указа N 510 предусматривает наличие самостоятельного вида контроля — общественного контроля в форме проведения проверок, который вправе осуществлять профессиональные союзы (профсоюзы), их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры. Характеристика особенностей правового регулирования ведомственного и общественного контроля будет представлена ниже.

Важное значение имеют и нормы пункта 15 Указа N 510, обозначившие основы принципа презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта, согласно которым проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае же неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта. Кроме того, контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с проверяемыми субъектами, подлежащими контролю (надзору), которые перечислены в части 5 пункта 15 Указа N 510.

Частью 2 пункта 22 Указа N 510 установлено общее правило, согласно которому признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена — также ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.

Таким образом, в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь Указом N 510 обозначен единый порядок ее проведения, определены содержание и пределы его правового регулирования (включая перечень отношений, на которые нормы Указа N 510 не распространяются), виды контрольных (надзорных) мероприятий, установлены правила исчисления сроков, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение отношений, регулируемых Указом N 510. Несмотря на некоторые недостатки, присущие Указу N 510, тем не менее, закрепленные в нем нормы свидетельствуют о создании дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования.

С учетом того что Указом N 510 определен общий порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности, его нормы конкретизируются в Положении о порядке проведения проверок, Положении о мониторинге, а также перечне контролирующих (надзорных) органов, в рамках которого обозначены наименование контролирующего (надзорного) органа и сфера его контроля (надзора). Кроме того, Указом N 510 утверждены критерии отнесения к группе риска, которые распределены в зависимости от сферы контроля (надзора) и группы риска.

Так, Положением о порядке проведения проверок определяются порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь в форме проверок, а также права, обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов.

В структурном плане Положение о порядке проведения проверок состоит из 3 разделов, включающих 13 глав. В рамках раздела I Положения о порядке проведения проверок содержатся общие положения, включающие разъяснение используемых терминов, и принципы, в соответствии с которыми должна осуществляться контрольная (надзорная) деятельность. Принципы — это основополагающие руководящие начала, на которых базируются нормы, отдельные институты той или иной деятельности, поэтому они играют чрезвычайно важную регулятивную роль в системе анализируемых отношений и имеют непосредственное применение. В частности, контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в соответствии с принципами: презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта; законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих; открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций; равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов; открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период; ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора); предупреждения совершения правонарушений. Все эти принципы находят свое воплощение в нормах Положения о порядке проведения проверок, регулирующих порядок осуществления контрольных (надзорных) и иных проверочных мероприятий.

Кроме того, в разделе I Положения о порядке проведения проверок закреплены права и обязанности участников контрольной (надзорной) деятельности, а также ограничения при проведении проверок, связанные преимущественно с отводом (самоотводом) проверяющего. При определении перечня обстоятельств, при которых проверяющий не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, обеспечиваются гарантии объективного и беспристрастного проведения проверки.

Непосредственно порядку организации контрольной (надзорной) деятельности, проведения проверок посвящен раздел II Положения о порядке проведения проверок, в рамках которого закреплены нормы о планировании контрольной (надзорной) деятельности, начале проверки, сроках проведения проверок, самом процессе проведения проверки, оформлении ее результатов, а также о порядке обжалования решений контролирующих (надзорных) органов, требований (предписаний) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих.

Разделом III Положения о порядке проведения проверок предусмотрены особенности осуществления отдельных форм (видов) контроля (надзора). В частности, закреплены особенности организации и проведения внеплановой тематической оперативной проверки, особенности проведения проверок по поручениям органов уголовного преследования и судов, особенности осуществления Национальным банком Республики Беларусь проверок в рамках надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе, отдельное внимание уделено особенностям проведения проверок органами прокуратуры.

С 1 октября 2012 г. Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 N 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», которым были внесены изменения и дополнения в Указ N 510, введена новая форма контрольной (надзорной) деятельности — мониторинг. Согласно Положению о мониторинге мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

В результате мониторинг — это не проверка, поскольку он заключается в наблюдении, анализе, оценке условий деятельности субъектов и основная его цель сводится к выявлению и предотвращению причин и условий, способствующих совершению нарушений, а также направлению рекомендаций по устранению выявленных недостатков и недопущению нарушений в будущем. Подчеркнем, что в ходе мониторинга государство в лице контролирующих (надзорных) органов реализует не репрессивную, а профилактическую функцию, в связи с чем при осуществлении мониторинга контролирующие и надзорные органы не используют полномочия, предоставленные им для проведения проверок. Мониторинг может осуществляться в отношении всех субъектов — и поднадзорных, и подконтрольных. Таким образом, если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий (надзорный) орган вправе дать субъекту хозяйствования письменные рекомендации и возможность исправить нарушение, не применяя штрафные санкции, и только в случае невыполнения этих рекомендаций могут быть применены меры юридической ответственности. То есть такая форма контроля дает возможность субъектам хозяйствования исправить нарушения и совершенно законно избежать санкций.

Таким образом, общая характеристика структуры и основных положений Указа N 510 еще раз позволяет подчеркнуть, что ключевую роль в регулировании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь играет именно Указ N 510, содержащий основополагающие нормы права, регулирующие данную сферу общественных отношений.

С учетом того что Указом N 510 в рамках пункта 25 наряду с иными поручениями, данными Совету Министров Республики Беларусь, была закреплена необходимость внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь проект законодательного акта, устанавливающего порядок осуществления профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами общественного контроля, а также представить предложения по совершенствованию порядка осуществления ведомственного контроля, в том числе упорядочению системы органов и организаций, уполномоченных на его проведение, соответствующие акты были подготовлены и изданы. В частности, речь идет об Указе Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 N 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее — Указ N 240) и Указе Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 N 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» (далее — Указ N 325).

Согласно пункту 3 Указа N 510 общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры. Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, а также физическими лицами запрещается. В то же время согласно законодательству профсоюзы при осуществлении общественного контроля могут взаимодействовать с органами государственного управления, контролирующими (надзорными) органами и иными организациями.

Статьей 463 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) предусмотрена норма, на основании которой общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном законодательными актами. В свою очередь для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов в порядке, установленном законодательством. В соответствии со статьей 464 ТК при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства о труде органы, уполномоченные на осуществление контроля (надзора), взаимодействуют между собой, а также с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры, профсоюзами.

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на то что осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, а также физическими лицами запрещается, тем не менее, в настоящее время действуют Инструкция о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 179 (согласно пункту 3 которой в организации при отсутствии профессиональных союзов общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица), и Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 N 159, распространяющие свое действие на нанимателей всех организационно-правовых форм независимо от формы собственности и направленные на выполнение нанимателями обязанностей по охране труда, реализацию государственной политики в этой области.

Некоторые особенности осуществления общественного контроля (как связанного, так и не связанного с проведением проверок) регламентированы Законом Республики Беларусь от 22.04.1992 N 1605-XII «О профессиональных союзах», однако в большей степени с Указом N 510 коррелируются и взаимодействуют нормы, закрепленные в Указе N 240, утвердившем Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок (далее — Положение N 240).

Указом N 240 определены принципы, в соответствии с которыми осуществляется общественный контроль профсоюзами. В частности, в качестве таковых закреплены принцип социального партнерства между профсоюзами, государственными органами и иными организациями и принцип законности при осуществлении общественного контроля и ответственности профсоюзов, их представителей за нарушение законодательства при его осуществлении. Кроме того, установлено, что профессиональные союзы вправе осуществлять общественный контроль в форме проведения как проверок, так и мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (т.е. в форме мониторинга), участия в работе коллегиальных органов, комиссий, а также иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок.

В свою очередь, под проверкой в Указе N 240 понимается совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) осуществляемой контролируемыми субъектами деятельности по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан, действий (бездействия) должностных лиц и иных работников контролируемых субъектов. Профсоюзы, за исключением первичных профсоюзных организаций, вправе осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок за соблюдением законодательства о труде; соблюдением законодательства об охране труда; соблюдением законодательства о профсоюзах; выполнением коллективного договора (соглашения).

На основании пункта 4 Указа N 240 установлен запрет на осуществление общественного контроля в форме проведения проверок в течение двух лет со дня государственной регистрации — организаций (кроме созданных в порядке реорганизации); присвоения учетного номера плательщика — обособленных подразделений организаций; создания — представительств иностранных организаций. Однако в этот период возможны внеплановые проверки: для расследования причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве; по заявлению контролируемого субъекта; при наличии у профсоюза информации о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан; для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по которым проверяющим выдано представление (т.е. при осуществлении контрольной проверки), проведение которых предусмотрено пунктом 5 Указа N 240. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что анонимное заявление не является основанием для проведения таких проверок.

Профсоюз вправе назначать плановые проверки в отношении контролируемых субъектов по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года, в то же время в соответствии с пунктом 9 Указа N 240 проверка профсоюза не исключает проведения проверки иными контролирующими органами, в том числе по одним и тем же вопросам, и не является основанием для ее переноса контролирующим (надзорным) органом. На основании пункта 10 Указа N 240 проверка может охватывать не более трех лет, предшествующих году ее начала, и прошедший период текущего года.

Непосредственно сам порядок осуществления в Республике Беларусь общественного контроля профессиональными союзами в форме проведения проверок детализирован в Положении N 240. Положением N 240 определяются права, обязанности правовых и технических инспекторов труда профсоюзов и контролируемых субъектов — организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательными актами, представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, медицинских пунктов, объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также созданных ими учреждений дошкольного образования и оздоровительных организаций. Кроме того, Положением N 240 урегулированы отношения, связанные с планированием проверок профсоюзами; ограничениями при проведении проверок; установлены сроки проведения проверок; оформление результатов проверки, а также порядок обжалования действий (бездействия) проверяющих и должностных лиц профсоюзов, представлений.

Помимо общественного контроля немаловажное значение в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности имеет и ведомственный контроль, особенности осуществления которого сосредоточены в Указе N 325. Указом N 325 утвержден перечень государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, их структурных подразделений (подчиненных организаций), осуществляющих ведомственный контроль (далее — перечень N 325). Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица. Руководители контролирующих органов вправе в установленном порядке возложить осуществление ведомственного контроля за деятельностью подчиненных или входящих в их состав (систему) организаций, в том числе их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, на структурные подразделения контролирующих органов с учетом специфики выполняемых ими функций без создания ведомственных контрольных служб.

Указ N 325 закрепляет задачи и функции контролирующих органов. В частности, основными задачами контролирующих органов являются: обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями; своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства; принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций; выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.

В качестве функций органов ведомственного контроля определены: организация и проведение плановых проверок подведомственных организаций; внеплановых проверок подведомственных организаций по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам); камеральных проверок; мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственной организации (мониторинг); оказание методологической помощи подведомственным организациям в целях повышения эффективности их деятельности; обеспечение контроля за устранением подведомственными организациями выявленных в ходе проведения проверок нарушений, учета проведенных проверок в подведомственных организациях и их результатов; проведение анализа применения подведомственными организациями актов законодательства и выработка на его основе предложений о совершенствовании таких актов.

Таким образом, в рамках ведомственного контроля могут проводиться: плановые проверки подведомственных организаций (не чаще одного раза в два календарных года, а в отношении добросовестных субъектов — в пять лет); внеплановые проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, а также руководителей и заместителей подобных органов и судов — по находящимся в их производстве делам (материалам); камеральные проверки (проводятся по месту нахождения проверяющего органа на основании изучения документов и информации, полученной в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта иных документов).

Кроме того, Указом N 325 установлены нормы, регламентирующие особенности финансирования отдельных служб ведомственного контроля, подчиненности ведомственных контрольных служб, назначения на должность руководителей ведомственных контрольных служб, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций.

Подпунктом 2.14 пункта 2 Указа N 325 закреплена также норма о том, что руководители государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, включенных в перечень N 325, несут персональную ответственность за организацию и осуществление ведомственного контроля в этих государственных органах и подведомственных организациях, республиканских государственно-общественных объединениях, обоснованность включения проверок подведомственных организаций в сводные планы проверок и координационные планы контрольной (надзорной) деятельности.

При осуществлении ведомственного контроля Указом N 325 предусмотрена возможность проведения дополнительных проверок подведомственных организаций по основаниям, содержащимся в пункте 71 Положения о порядке проведения проверок (т.е. при наличии возражений проверяемого субъекта по акту (справке) проверки) и пункте 97 Положения о порядке проведения проверок (после проведения проверок по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) по причине проверки вопросов, ранее не согласованных проверяющим (руководителем проверки), должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями (их заместителями) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам)).

Необходимо также отметить, что подведомственные организации освобождаются от обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: за отчетный период, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, — в случаях, предусмотренных законодательными актами; за два отчетных периода, начиная с года, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля, — при неустановлении по результатам этой проверки нарушений актов законодательства.

Согласно пункту 3 Указа N 325 контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций возложен на Министерство финансов Республики Беларусь. Контроль за состоянием ведомственного контроля в иных сферах деятельности возложен на Национальный банк Республики Беларусь, Национальную академию наук Беларуси, Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальную государственную телерадиокомпанию Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией. На Министерство образования Республики Беларусь возложена координация деятельности в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для осуществления ведомственного контроля, включая организацию обучения, определение перечня соответствующих учреждений образования, их научно-методическое и кадровое обеспечение. В свою очередь, Министерством образования Республики Беларусь приняты постановление от 30.07.2010 N 86 «Об установлении перечня учреждений образования, обеспечивающих подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров в сфере осуществления ведомственного контроля, их научно-методическом и кадровом обеспечении» и приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.07.2010 N 519 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных или входящих в состав Министерства образования Республики Беларусь, и признании утратившим силу приказа Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. N 806», которым утверждена Инструкция о порядке организации и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных или входящих в состав Министерства образования Республики Беларусь.

Таким образом, следует иметь в виду, что ведомственный контроль осуществляется также в соответствии с порядком, установленным Указом N 510, Указом N 325 и отдельными нормативными правовыми актами (положениями), разработанными для каждого органа ведомственного контроля.

В связи с появлением Указа N 510 в некоторой степени изменились и требования к организации контрольной (надзорной) деятельности проверяющих субъектов, что, в свою очередь, нашло отражение в законодательстве, регламентирующем деятельность соответствующих контролирующих (надзорных) органов. В связи с этим представляется целесообразным обозначить особенности правового регулирования деятельности отдельных из этих органов, уделив более пристальное внимание органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь и прокуратуры, учитывая также и то, что контроль за выполнением Указа N 510 контролирующими органами, осуществляющими контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов, возложен на Комитет государственного контроля Республики Беларусь, а надзор за его выполнением контролирующими и надзорными органами — на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.