Отдельные аспекты правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (часть 2)

Статьей 129 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Согласно статье 131 Конституции Республики Беларусь компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь определяются законодательством. Так, правовой основой деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь является Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» (далее — Закон N 142-З).

Это не первый закон, который регулирует деятельность Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Ранее действовал Закон Республики Беларусь от 09.02.2000 N 369-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», устанавливающий компетенцию, организацию и порядок деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов, который в связи с принятием Закона N 142-З утратил силу вместе с постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 09.04.1993 «О внесении дополнений в штатное расписание Контрольной палаты Республики Беларусь».

Необходимо отметить, что кардинальных изменений в деятельность Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов Закон N 142-З не вносит: в большей степени он направлен на совершенствование и систематизацию законодательства в обозначенной сфере, при этом основная сфера деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его компетенция, обозначенная в Конституции Республики Беларусь, все же не изменились. В итоге Закон N 142-З определяет правовые и организационные основы деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов, компетенцию, организацию и порядок деятельности этих органов, обязанности, права и гарантии правовой и социальной защиты их работников. В то же время Законом N 142-З конкретизировалась процедура проверок, права и обязанности проверяющих, определились задачи и дополнительные функции органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь по координации плановых проверок, проводимых всеми контролирующими (надзорными) органами, отделены полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь, разделены полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь и комитетов государственного контроля областей и полномочия межрайонных комитетов государственного контроля, закреплены права работников Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов.

В соответствии с Законом N 142-З основными задачами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов в сфере осуществления контрольных мероприятий являются: проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет государственного контроля Республики Беларусь; осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности; осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь; проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере; ведение в установленном порядке административного процесса, а также иные задачи в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь. Более детально задачи Комитета государственного контроля Республики Беларусь раскрыты посредством перечисления его функций, указанных в статье 8 Закона N 142-З. Кроме того, Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет ведомственный контроль за деятельностью территориальных органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и территориальных органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также устанавливает перечень методов и способов осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Еще одним актом, регламентирующим деятельность Комитета государственного контроля Республики Беларусь и изданным в целях совершенствования деятельности его органов, является Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее — Указ N 647). Указом N 647 утверждено Положение о Комитете государственного контроля Республики Беларусь (далее — Положение N 647), закрепившее также основные задачи и функции Комитета государственного контроля Республики Беларусь, полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его работников. В результате неоднократных изменений и дополнений, внесенных в Указ N 647 с целью приведения его положений в соответствие с нормативными правовыми актами, регламентирующими осуществление контрольной (надзорной) деятельности, в том числе с Законом N 142-З, в настоящее время его нормы в некоторой степени дублируются и логично уточняют нормы Закона N 142-З и иных актов, регулирующих данную сферу общественных отношений.

С учетом того что в структуру Комитета государственного контроля Республики Беларусь входят Департамент финансовых расследований и Департамент финансового мониторинга, то в перечень актов, относящихся к контрольной деятельности, целесообразно включить и акты законодательства, регулирующие их деятельность. Так, правовые и организационные основы деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, их основные задачи и принципы деятельности, обязанности и права органов финансовых расследований и работников органов финансовых расследований, гарантии правовой и социальной защиты работников органов финансовых расследований и членов их семей устанавливает Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 N 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее — Закон N 414-З). Из статьи 1 Закона N 414-З следует, что органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь являются государственными правоохранительными органами, обеспечивающими экономическую безопасность Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них Законом N 414-З и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Отдельного внимания заслуживает и Положение о Департаменте финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.2009 N 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля» (далее — Положение N 87), в котором закреплены задачи, функции, полномочия и организация деятельности Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь в рамках осуществления контрольных полномочий наряду с другими возложенными на него задачами и функциями в пределах своей компетенции: организует и проводит в установленном законодательными актами порядке проверки, осуществляет мониторинг и иные контрольные мероприятия, выносит в соответствии с законодательными актами обязательные для исполнения решения (предписания, постановления); осуществляет прием и регистрацию поступающих заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, административных правонарушениях, их проверку, а также контроль за их приемом и регистрацией в территориальных органах финансовых расследований; организует и осуществляет оперативно-разыскную деятельность; организует и осуществляет в соответствии с законодательными актами дознание по уголовным делам, ведение административного процесса; организует и осуществляет сбор и анализ информации о состоянии преступности в экономической сфере, создает и использует оперативно-справочные учеты, информационные системы и банки данных, обменивается в установленном порядке оперативной информацией с иными правоохранительными и контролирующими (надзорными) органами Республики Беларусь и иностранных государств; рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, выполняет иные функции (пункт 8 Положения N 87).

Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь для выполнения возложенных на него задач и функций в пределах своей компетенции имеет право привлекать в установленном порядке к участию в проверках представителей правоохранительных, контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, иных организаций, а также экспертов (специалистов) (подпункт 10.3 пункта 10 Положения N 87). Этот порядок определен приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 22.02.2010 N 15 «Об утверждении Порядка привлечения органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь к участию в проверках представителей правоохранительных, контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, иных организаций». Кроме того, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь вправе требовать и получать от должностных лиц и других граждан необходимые сведения (документы) и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций имущества, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, товарно-материальных ценностей и денежных средств; получать от Национального банка Республики Беларусь, иных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения о банковских операциях, состоянии счетов, а также справки и копии документов по банковским операциям и расчетам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других граждан по находящимся в производстве органов финансовых расследований материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях; получать без письменного согласия физических лиц безвозмездно от государственных органов и иных организаций сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных, заключенного с собственником (владельцем) информационного ресурса (системы); осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами (пункты 10, 11 Положения N 87).

Следует также отметить, что согласно пункту 2 Положения N 87 Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь наряду с иными актами в своей деятельности руководствуется и Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 N 660 «О некоторых вопросах органов финансовых расследований Комитета государственного контроля», которым утверждены Положение о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Дисциплинарный устав органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — Дисциплинарный устав). Несмотря на то что конкретных норм, направленных на регулирование именно контрольной деятельности, в этих актах не закреплено, тем не менее, при осуществлении своих полномочий (в том числе при осуществлении непосредственно контрольных и иных проверочных мероприятий) сотрудники органов финансовых расследований должны руководствоваться положениями Дисциплинарного устава, в рамках которого определяются содержание служебной дисциплины в органах финансовых расследований, обязанности начальников по ее поддержанию, порядок применения к лицам рядового и начальствующего состава органов финансовых расследований поощрений и дисциплинарных взысканий, а также порядок обжалования решений о применении дисциплинарных взысканий. Поскольку согласно пункту 2 Дисциплинарного устава служебная дисциплина в органах финансовых расследований понимается как строгое и точное выполнение всеми работниками своих служебных обязанностей, установленных актами законодательства, в том числе при осуществлении ими контрольных и иных проверочных мероприятий, и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к работникам, налагаются вне зависимости от того, связаны или не связаны совершенные работниками органов финансовых расследований правонарушения непосредственно с осуществлением контрольной деятельности.

Еще одним органом в структуре Комитета государственного контроля Республики Беларусь является Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь, деятельность которого регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2003 N 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее — Указ N 408). Указом N 408 утверждено Положение о Департаменте финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — Положение N 408), в соответствии с которым Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь является органом финансового мониторинга, уполномоченным в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществлять деятельность по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Положением N 408 закреплены основные задачи, функции, полномочия и особенности организации деятельности Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Так, в качестве задач Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь пунктом 5 Положения N 408 определены: принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения; создание и обеспечение функционирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю. Кроме того, на Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь возложена задача по осуществлению международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Среди основных функций Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь следует отметить определение порядка формирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю; осуществление, сбор и анализ информации о подозрительных финансовых операциях; проверку поступившей информации в установленном порядке; выявление признаков, свидетельствующих о том, что финансовые операции связаны с получением и (или) легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности, распространением или финансированием распространения оружия массового поражения (пункт 6 Положения N 408).

Для выполнения своих задач и функций Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь осуществляет полномочия в соответствии с пунктом 7 Положения N 408.

Следует также отметить и ряд актов, принятых Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, характеризующих особенности контрольной деятельности. Одним из таких актов является Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28.10.2009 N 94 (далее — Порядок N 94), который был разработан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510) и на основании подпункта 9.3 пункта 9 Положения N 647. Порядком N 94 наряду с общими положениями предусматриваются особенности порядка формирования координационных планов и порядка исполнения координационных планов.

На основании пункта 3 Порядка N 94 координационные планы составляются органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь на полугодие на основании сводных планов проверок, представляемых государственными органами, указанными в пункте 15 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510 (далее — Положение N 510). Предложения для включения проверок в координационные планы, поступившие от иных организаций, к рассмотрению не принимаются. Комитетом государственного контроля Республики Беларусь составляется координационный план контрольной (надзорной) деятельности в г. Минске, комитетами государственного контроля областей — координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в соответствующих областях. Проверки включаются в координационные планы исходя из места нахождения субъекта. В качестве критерия места нахождения субъекта принимается место его постановки на учет в налоговых органах. Проверки субъектов, находящихся за пределами Республики Беларусь и подлежащих контролю со стороны контролирующих (надзорных) органов Республики Беларусь, включаются в координационный план контрольной (надзорной) деятельности в г. Минске.

Сводные планы включают проверки, проводимые государственными органами (их структурными подразделениями с правами юридического лица, территориальными органами, подчиненными организациями, являющимися контролирующими (надзорными) органами), в том числе в рамках ведомственного контроля, и утверждаются руководителями государственных органов (лицами, исполняющими их обязанности). Включение проверок в сводные планы проверок осуществляется государственными органами по основаниям и в порядке, определенным Указом N 510.

В координационные и сводные планы проверок не допускается включение проверок государственных органов, нотариальных контор, за исключением проверок этих органов, контор, проводимых в рамках ведомственного контроля, а также иных мероприятий, на которые в соответствии с пунктом 21 Указа N 510 его нормы не распространяются. Координация проверок, включенных в сводные планы проверок, осуществляется представившими их государственными органами.

Не допускается включение в сводные планы проверок на второе полугодие субъектов, включенных в координационные планы на первое полугодие текущего года (с учетом обновленной редакции координационных планов на первое полугодие текущего года, размещенной на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь, на дату утверждения сводных планов проверок).

Согласно пункту 5 Порядка N 94 в течение календарного года в соответствии с координационными планами допускается проведение только одной плановой проверки одного и того же субъекта. Плановая проверка субъекта несколькими контролирующими (надзорными) органами проводится только в форме совместной проверки.

Органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь формируют координационные планы с использованием интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее — ИАС КНД) на основании сформированных и представленных с использованием указанной системы сводных планов проверок государственных органов. Представление сводных планов проверок государственных органов вне рамок ИАС КНД не допускается.

В соответствии с пунктом 10 Порядка N 94 органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь в срок до 1 декабря (1 июня) на основании представленных государственными органами сводных планов проверок формируют проекты координационных планов на предстоящее полугодие и посредством ИАС КНД направляют их в адрес государственных органов. В свою очередь согласно пункту 11 Порядка N 94 государственные органы рассматривают проекты координационных планов и в случае наличия замечаний по срокам проведения проверок согласовывают с соисполнителями все разногласия. В срок до 15 декабря (15 июня) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь размещают координационные планы на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет. Размещенные на указанном сайте координационные планы принимаются контролирующими (надзорными) органами к исполнению.

Что касается порядка исполнения координационных планов, то при проведении плановой проверки контролирующие (надзорные) органы обязаны приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в координационном плане. Исключением может быть случай, предусмотренный пунктом 31 Положения N 510, когда по заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о проведении плановой проверки, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, контролирующим (надзорным) органом может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки. Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается контролирующим (надзорным) органом не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. Необходимо также иметь в виду, что по инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз. Особенности внесения изменений в координационные планы регламентируются пунктами 14 и 15 Порядка N 94.

Согласно пункту 16 Порядка N 94 контролирующие (надзорные) органы обязаны внести в ИАС КНД всю предусмотренную карточкой учета проверки информацию о результатах проверок, известную на момент формирования карточки учета проверки, в десятидневный срок со дня подписания акта проверки. Информация о реализации материалов проверок должна быть внесена контролирующими (надзорными) органами в ИАС КНД в пятидневный срок с даты ее получения.

Государственные органы анализируют отчеты, сформированные посредством ИАС КНД, о выполнении ими, их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями, являющимися контролирующими (надзорными) органами, координационных планов за полугодие и в срок до 1 августа (1 февраля) представляют органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь информацию о непроведенных или проведенных с нарушением срока проверках, а также о мерах, принятых к должностным лицам контролирующих (надзорных) органов, допустивших нарушения порядка исполнения координационных планов.

Персональную ответственность за своевременность представления информации, вносимой в базу данных ИАС КНД, и ее достоверность несут руководители контролирующих (надзорных) органов. Кроме того, руководители государственных органов несут ответственность за обеспечение организации работы контролирующих (надзорных) органов с использованием ИАС КНД. Органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь осуществляют текущий контроль за исполнением координационных планов, а также анализируют отчеты об их исполнении.

Информация о нарушениях, допущенных контролирующими (надзорными) органами при исполнении координационных планов, направляется в адрес государственных органов для принятия мер реагирования в соответствии с законодательством.

Основные требования к выбору и применению методов и способов осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь закреплены в Инструкции о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденной приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 04.01.2010 N 1 (далее — Инструкция N 1), в которой помимо общих положений, включающих термины и их определения, используемые в Инструкции N 1, предусмотрены основные требования к выбору методов и способов осуществления проверок и непосредственно сами основные методы и способы осуществления проверок.

Согласно Инструкции N 1 под методами и способами осуществления проверок понимаются контрольные (проверочные) действия, мероприятия и приемы, выполняемые (применяемые) проверяющими или по поручению (указанию, требованию) должностных лиц органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь иными лицами в ходе проверки в целях изучения вопросов, подлежащих проверке. В свою очередь, проверка (согласно абзацу 2 части 1 пункта 2 Инструкции N 1) — это форма контроля (надзора), в ходе которого органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь проверяют соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяют полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.

Согласно пункту 3 Инструкции N 1 при проведении проверки методы и способы ее осуществления проверяющий определяет самостоятельно. В то же время при выборе способов и методов осуществления проверок проверяющий помимо Инструкции N 1 должен руководствоваться Указом N 510, законами и решениями Президента Республики Беларусь, определяющими компетенцию и полномочия органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и их работников, иными актами законодательства. Выбор методов и способов осуществления проверки производится также с учетом характера деятельности проверяемого субъекта, компетенции органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и перечня вопросов, подлежащих проверке.

В рамках пункта 4 Инструкции N 1 в зависимости от времени совершения контрольных (проверочных) мероприятий по отношению к контролируемым (проверяемым) операциям, деяниям, явлениям, событиям или процессам, характеризующим деятельность проверяемого субъекта, выделяются различные виды контроля: предварительный (форма контроля, предшествующая совершению финансово-хозяйственных и иных операций, деяний или процессов, наступлению явлений (событий), относящихся к деятельности проверяемого субъекта, в том числе к действиям (бездействию) его должностных лиц и иных работников); текущий (осуществляется в процессе совершения таких операций, деяний, явлений, событий, процессов); последующий (осуществляется после совершения финансово-хозяйственных и иных операций, процессов, действий (бездействия), наступления явлений или событий и направлен на выявление и устранение допущенных нарушений).

Следует также иметь в виду, что по общему правилу, установленному пунктом 60 Положения N 510 (с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок), в акте проверки должно быть указано, какие финансово-хозяйственные операции (документы), за какой период и каким методом проверены.

Среди основных методов проверки обозначены метод документальной проверки (заключающийся в проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, в том числе в оценке действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, по данным первичной документации, записей в учете и отчетности и др.) и метод фактической проверки (направленный на установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и иных приемов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии). Причем при проведении проверки эти методы могут применяться как по отдельности, так и в совокупности.

Что касается способов осуществления проверок, то изучение финансово-хозяйственных и иных операций, в том числе опосредующих их документов, иных сфер деятельности проверяемого субъекта, может проводиться сплошным или выборочным способом (методом).

Способ (метод) сплошной проверки предполагает (в рамках вопросов, подлежащих проверке) анализ всех подлежащих проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, в том числе изучение всех документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта. Способ (метод) выборочной проверки предполагает анализ части финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, в том числе документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта. Вместе с тем если выборочной проверкой устанавливаются нарушения законодательства, то проверяющий может принять решение о целесообразности проведения проверки сплошным методом (способом) в рамках вопросов, подлежащих проверке, и в пределах проверяемого периода.

Кроме того, пунктом 9 Инструкции N 1 предусмотрен еще целый ряд способов (методов), которые могут использоваться в ходе проведения проверки. Среди них можно отметить такие, как проведение встречных проверок; использование чека-листа (контрольного списка вопросов); изучение (проверка) информации и документов (их копий), в том числе в электронном виде, касающихся деятельности (в рамках вопросов, подлежащих проверке) проверяемого субъекта, включая сведения о его имуществе, совершенных финансово-хозяйственных и иных операциях, действиях (бездействии) его должностных лиц; контрольная закупка; контрольный обмер; использование технических средств, в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений; проверка фактического наличия документов и (или) имущества в кассах, помещениях, иных местах их хранения; осмотр и (или) обследование территорий и помещений проверяемого субъекта, транспортных средств и иных объектов, в том числе обследование производства; назначение инвентаризации; проверка действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ; истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, проведение опросов, получение разъяснений от должностных, материально ответственных лиц и иных работников проверяемого субъекта, других лиц и организаций; иные методы и способы, а также другие действия по проверке деятельности проверяемого субъекта в пределах определенных законодательными актами компетенции и полномочий органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и их работников.

Контроль за выполнением Инструкции N 1 возложен на заместителей Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь (в соответствии с распределением обязанностей), председателей комитетов государственного контроля областей, председателей межрайонных комитетов государственного контроля, начальников управлений Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по областям, по Минской области и г. Минску.

Таким образом, учитывая достаточно обширный перечень сфер общественных отношений, которые подлежат контролю со стороны органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, характеризуя особенности правового регулирования, можно привести еще ряд нормативных актов, в рамках которых обозначены контрольные полномочия этого органа.