Контрабанда и другие преступления против порядка осуществления экономической деятельности

1. Правовое регулирование борьбы с контрабандой и другими преступлениями против порядка осуществления экономической деятельности.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее — УК) статьи 228 «Контрабанда», 228-1 «Незаконное перемещение товаров через таможенную границу» и 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» законодателем помещены в главу 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности».

1.1. Контрабанда.

Контрабанда относится к числу явлений, известных человечеству со времен глубокой древности. Под контрабандой (от итал. contrabando — против правительственного указа) принято понимать незаконное перемещение через границу товаров, транспортных средств и иных ценностей <1>.

<1> Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б.Борисов. — М.: Книжный мир, 2003. — С. 895.

Согласно частям первой и второй статьи 217 Решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств «Об Основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств» (принято в г. Алматы 10.02.1995) контрабандой признается перемещение через таможенную границу государства помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

  • наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;
  • вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему);
  • ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании;
  • предметов художественного, исторического и археологического достояния народов, а равно такое перемещение иных предметов, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения должностного лица либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу государства отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой.

Контрабандой признается также невозвращение на таможенную территорию государства предметов художественного, исторического и археологического достояния народов, вывезенных за пределы таможенной территории государства, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу государства путем ее прорыва, выразившегося в их открытом перемещении через таможенную границу государства вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль.

Под контрабандой согласно части первой статьи 228 УК понимается перемещение в крупном размере (если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в 2000 раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления) через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием, за исключением товаров, указанных в части второй статьи 228 УК.

Справочно. В 2015 году по части первой статьи 228 УК зарегистрировано 2 преступления, окончено расследованием одно преступное деяние, установлено одно лицо, совершившее данное преступление <2>.

<2> Здесь и далее по тексту использовались сведения о регистрации и предварительном расследовании преступлений: форма N 453 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

Часть вторая статьи 228 УК предусматривает уголовную ответственность за перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

Справочно. В 2015 году по части второй статьи 228 УК зарегистрировано 70 преступлений, окончено расследованием 32 преступных деяния, установлено 17 лиц, совершивших данное преступление, из которых 12 правонарушителей не занимались общественно полезной деятельностью, а 9 — были гражданами иностранных государств.

Частью третьей статьи 228 УК предусмотрена повышенная уголовная ответственность за указанные в частях первой и второй статьи 228 УК действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо совершенные с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ.

Справочно. В 2015 году по части третьей статьи 228 УК зарегистрировано 31 преступление, окончено расследованием 16 преступных деяний, установлено 4 лица, совершивших данное преступление.

Согласно части четвертой статьи 228 УК установлена повышенная уголовная ответственность за контрабанду, совершенную организованной группой.

Справочно. В 2015 году по части четвертой статьи 228 УК преступлений не зарегистрировано.

Статьей 3 Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 N 356-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» статья 228 УК изложена в новой редакции.

Так, в новой редакции УК согласно диспозиции части первой статьи 228 под контрабандой понимается незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) в крупном размере товаров, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 328-1 и 333-1 УК.

Часть вторая статьи 228 УК регламентирует уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС в крупном размере наличных денежных средств или денежных инструментов.

Повышенная уголовная ответственность предусмотрена частью третьей статьи 228 УК за указанные в частях первой и второй статьи 228 УК деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, либо повторно, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 328-1 и 333-1 УК, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий или совершенные с применением насилия к лицу, проводящему таможенный или осуществляющему пограничный контроль.

Кроме того, диспозиция части четвертой статьи 228 УК предусматривает ответственность за указанные выше деяния, совершенные организованной группой.

1.2. Незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

Введенная в УК Законом Республики Беларусь от 10.01.2015 N 242-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности» статья 228-1 предусматривает уголовную ответственность за перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 228 УК, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение.

За те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьей 228-1 или статьей 228 УК, а также за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, совершенное организованной группой, предусмотрена повышенная уголовная ответственность.

Включение в указанные выше статьи УК таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, а также с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, вполне обоснованно и соответствует сложившейся криминальной ситуации.

1.3. Уклонение от уплаты таможенных платежей.

Изменения внешнеэкономической деятельности актуализировали проблему регламентации уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. В части первой статьи 231 УК основной состав рассматриваемого преступления сформулирован следующим образом: «Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере».

Справочно. В 2015 году по части первой статьи 231 УК зарегистрировано 125 преступлений, окончено расследованием 6 преступных деяний, установлено 5 лиц, совершивших данное преступление, причиненный ущерб составил 15,1 млрд.руб., возмещено в процессе расследования лишь 569,5 млн.руб.

Часть вторая статьи 231 УК предусматривает повышенную уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору.

Справочно. В 2015 году по части второй статьи 231 УК зарегистрировано 8 преступлений, окончено расследованием 8 преступных деяний, установлено 7 лиц, совершивших данное преступление, причиненный ущерб составил 1,6 млрд.руб., возмещено в процессе расследования 1,3 млрд.руб.

Непосредственным объектом вышеуказанного преступления являются отношения по вопросу уплаты таможенных платежей в качестве инструмента регулирования внешнеторговой деятельности. В качестве дополнительного объекта выступают отношения, связанные с формированием доходов республиканского бюджета за счет таких платежей.

Предметом преступления являются таможенные платежи, взимаемые с организации или физического лица.

Согласно законодательству стран — участниц ЕАЭС в качестве защитных мер при импорте товаров могут устанавливаться различные дополнительные пошлины, которые взимаются по правилам, принятым в отношении ввозной пошлины.

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 231 УК, состоит в уклонении юридического либо физического лица от уплаты таможенных платежей в крупном размере (крупным признается размер, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в 2000 раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления).

При этом необходимо иметь в виду, что уклонением от уплаты таможенных платежей являются умышленные действия, направленные на неуплату предусмотренных законодательством таможенных платежей, повлекшие недополучение республиканским бюджетом денежных средств. Кроме того, обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между уклонением от уплаты таможенных платежей и причиняемым данным деянием ущербом.

Способами уклонения от уплаты таможенных платежей, как правило, являются следующие:

  • представление в таможенных или других документах недостоверной информации о таможенной стоимости товаров и транспортных средств либо стране их происхождения;
  • представление в таможенных документах других недостоверных сведений, создающих возможность неуплаты таможенных платежей либо уменьшения их размера;
  • возврат ранее уплаченных таможенных платежей путем представления таможенному органу недостоверных сведений;
  • неуплата при отсутствии объективных причин таможенных платежей в определенном законодательством порядке либо в необходимом размере и в установленный срок;
  • представление заведомо подложных финансовых документов об уплате таможенных платежей либо подтверждающих обеспечение их уплаты.

Рассмотренные способы нарушения таможенного законодательства не связаны с перемещением товаров через таможенную границу. Перевозчик, пройдя внутреннюю таможню, где должно было быть принято окончательное решение об освобождении груза от таможенного контроля, уклоняется от уплаты таможенных платежей. В данном случае нарушение таможенного режима не влияет само по себе на перемещение товаров через таможенную границу <3>.

<3> Скачко, А.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, в интерпретации действующей ст. 194 УК РФ: бесспорно позитивные и спорные новеллы / А.В.Скачко // Российский следователь. — 2013. — N 20. — С. 22 — 25.

В правоприменительной практике и теории уголовного права состав уклонения от уплаты таможенных платежей традиционно отграничивали от состава контрабанды по содержанию способов противоправного поведения нарушителей таможенного режима.

Перемещение товаров через таможенную границу будет считаться незаконным, если оно осуществляется вне установленных мест таможенного контроля или не во время работы таможенных органов либо с сокрытием провозимых товаров от таможенного контроля. Кроме того, незаконным является недостоверное декларирование товаров или их недекларирование, либо использование при перемещении товаров документов, содержащих недостоверные сведения о них, либо предъявление сотрудникам таможенных органов поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации. «Но во всех случаях имеет место незаконное перемещение товаров через таможенную или государственную границу, т.е. контрабанда» <4>.

<4> Скачко, А.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, в интерпретации действующей ст. 194 УК РФ: бесспорно позитивные и спорные новеллы / А.В.Скачко // Российский следователь. — 2013. — N 20. — С. 22 — 25.

Субъективной стороной преступления, предусмотренного статьей 231 УК, является прямой умысел правонарушителя, его целью — частичная либо полная неуплата таможенных платежей.

Субъект преступления специальный — лицо, на которое Таможенным кодексом Таможенного союза (далее — ТмК ТС) возложена обязанность по уплате таможенных пошлин <5>.

<5>. Грачев, О.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, как угроза экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции / О.В.Грачев // Налоги. — 2012. — N 6. — С. 29 — 31.

При этом необходимо иметь в виду, что если получение от таможенного органа разрешения на выпуск товара и уклонение правонарушителя с помощью указанного документа от уплаты таможенных платежей было связано с совершением преступного деяния, образующего контрабанду, совершенное преступление следует квалифицировать только по статье 228 УК.

В отношении преступных деяний, предусмотренных статьей 231 УК, можно говорить об уклонении от уплаты ввозной и вывозной пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных сборов. Объективные и субъективные признаки состава уклонения от уплаты таможенных платежей по своей характеристике имеют сходство с составом налогового преступления, предусмотренного статьей 243 УК. Более того, по мнению А.Н.Козырина, таможенная пошлина вопреки своему названию имеет не пошлинную, а налоговую природу и представляет собой косвенный налог, которым облагается трансграничный оборот (ввоз, вывоз, в отдельных случаях — транзит). Показательно, что в законодательстве ряда зарубежных стран этот вид преступлений относят к таможенно-налоговым правонарушениям <6>.

<6>. Скачко, А.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, в интерпретации действующей ст. 194 УК РФ: бесспорно позитивные и спорные новеллы / А.В.Скачко // Российский следователь. — 2013. — N 20. — С. 22 — 25.

1.4. Административная ответственность за таможенные правонарушения.

Административная ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более 10 базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица.

Справочно. В 2015 году выявлено 6,6 тыс. таких административных правонарушений, предусмотренных частью девятой статьи 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях <7>.

<7> Сведения из Единого государственного банка данных о правонарушениях / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.

1.5. Таможенные платежи.

Понятие «таможенные платежи» в белорусском законодательстве является собирательным. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 70 ТмК ТС к таможенным платежам относятся:

  • ввозная и вывозная таможенные пошлины;
  • налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • таможенные сборы.

В условиях функционирования ЕАЭС таможенные платежи имеют определенную специфику в своей реализации, что связано с особым местом во внешнеторговой деятельности мер нетарифного регулирования.

Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза к мерам нетарифного регулирования относятся меры регулирования внешней торговли товарами, осуществляемые путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Это меры регулирования внешней торговли товарами, осуществляемые посредством введения различных запретов и ограничений экономического характера, установленных международными договорами и нормативными правовыми актами государств — членов ЕАЭС.

Формирование ЕАЭС предусматривает создание единой таможенной территории, на которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках ЕАЭС применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 4 ТмК ТС таможенная пошлина — это соответствующий обязательный платеж, который взимают таможенные органы при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. В Республике Беларусь налоги на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, регламентированы Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь.

Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 ТмК ТС — это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары поступили на таможенную территорию Таможенного союза вне зависимости от способа доставки. Это может быть пересылка товаров за пределы страны, перекачка нефти и газа с использованием трубопроводного транспорта, экспорт электроэнергии по линиям электропередачи до момента выпуска материальных либо иных ценностей таможенными органами.

Таможенное законодательство регламентирует деятельность, связанную не только с ввозом товаров, но и с их вывозом, а также с выпуском товаров. Вывоз товаров согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 4 ТмК ТС — это совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом до фактического пересечения таможенной границы.

Как известно, юридическая ответственность является важным механизмом регулирования жизнедеятельности современного общества, мерой государственного принуждения за совершение физическими или юридическими лицами преступлений, предусматривающей различные виды наказания в зависимости от отраслевой принадлежности <8>.

<8> Рыльская, М.А. Проблемы разрешения конфликтов в гражданском обществе / М.А.Рыльская // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2014. — N 3. — С. 14.

Для возникновения и осуществления на практике юридической ответственности требуются определенные основания и условия. ТмК ТС в редакции до 02.01.2015 относит к налогам налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а к таможенным пошлинам — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

По мнению Григорьева В.В., уклонение от уплаты таможенных платежей следует рассматривать как совершение действий, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение либо направленных на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, а равно неуплату таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты, либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки при реальной возможности их уплаты, либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам, либо заведомое предоставление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей <9>.

<9> Григорьев, В.В. Условия и основания наступления юридической ответственности за неуплату таможенных платежей / В.В.Григорьев // Юридический мир. — 2015. — N 3. — С. 54 — 58.

2. Факторы, способствующие совершению преступлений в таможенной сфере, и направления противодействия таможенной преступности.

Преступные деяния, связанные с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей и другими преступлениями против порядка осуществления экономической деятельности в таможенной сфере, во все времена были и продолжают оставаться наиболее прибыльными занятиями для различных криминальных структур. Чаще всего преступления совершаются в процессе внешнеэкономической деятельности, которая, в свою очередь, является наиболее криминогенной отраслью экономики, представляя реальную угрозу экономической безопасности стран — участниц ЕАЭС. Указанному негативному явлению в области таможенной интеграции в рамках ЕАЭС способствует ряд факторов и условий социально-экономического, политического, правового и организационного характера.

Основными факторами являются следующие.

2.1. Наличие сектора теневой экономики, что обусловлено низкой эффективностью контроля за доходами физических и юридических лиц в качестве субъектов внешнеэкономических отношений.

Например, в Российской Федерации теневой капитал по состоянию на 2010 год оценивался приблизительно в размере 40% внутреннего валового продукта, при этом 12% теневого капитала приходилось на бизнес, связанный с незаконным оборотом наркотических средств, и нелегальный оборот оружия; около 4% — использование бюджетных средств не по назначению (как правило, в корыстных и иных личных целях); 9% — занижение таможенных платежей.

В теневой экономике выделяются: неофициальная экономика, включающая в себя легально разрешенные виды деятельности, осуществляемой без регистрации, разрешений, лицензий, в рамках которой статистикой не учитывается производство товаров и услуг, скрываемых от налогообложения, остающихся в тени; фиктивная экономика, куда входят спекулятивные сделки, приписки, хищения, различные мошеннические действия, связанные с получением и передачей денег; подпольная экономика, к которой относятся запрещенные законом виды экономической деятельности, включая организованную экономическую преступность <10>.

<10>. Грачев, О.В Факторы, способствующие совершению преступлений в сфере таможенной интеграции / О.В.Грачев // Российская юстиция. — 2014. — N 2. — С. 18 — 20.

2.2. Вывоз капитала за границу. Коррупционная деятельность должностных лиц таможенных и других государственных органов.

Среди объективных факторов, способствующих совершению преступлений в таможенной сфере, необходимо указать на вывоз капитала за границу (например, по разрешениям и лицензиям, выдаваемым Национальным банком Республики Беларусь).

Вывоз капитала за границу используется криминальными лицами для осуществления контрабандных операций, отмывания «грязных» денег через иностранные банки, совершения иных преступлений экономической направленности. Эти действия сопряжены с подкупом должностных лиц таможенных и других государственных органов.

Преступность в таможенной сфере имеет много причин, одной из которых является коррупция. Практика правоохранительной деятельности свидетельствует, что среди сотрудников таможенных органов имеется немало лиц с коррумпированными связями. Примером может служить расследование уголовного дела о взяточничестве и других злоупотреблениях со стороны должностных лиц одной из таможен области.

В частности, следствием выявлено, что в коррупционную схему был вовлечен личный состав таможенного поста на белорусской границе во главе с начальником таможни.

Таможенники получали определенные материальные ценности от заинтересованных лиц (в зависимости от количества перемещаемых грузов) и взамен осуществляли беспрепятственный пропуск крупных партий различных товаров через белорусскую границу в пункте пропуска. Один из участников преступной группы с целью сокрытия преступной деятельности за вознаграждение сообщал, где и когда будет проводиться проверка Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

В результате по делу о коррупции было задержано 19 человек, по месту жительства участников группы изъято наличными более 2,2 млн.дол. США.

2.3. Низкий уровень технического оснащения таможенных границ, не способствующий созданию надлежащего таможенного контроля.

С учетом огромной территории и соответствующей протяженности таможенных границ ЕАЭС недостаточный, а в ряде случаев весьма низкий уровень их технического оснащения является существенным криминогенным фактором в сфере таможенной деятельности.

Экономические затруднения в государствах — участниках ЕАЭС сдерживают развитие и укрепление систем таможенных органов, замедляют процесс создания необходимой инфраструктуры, материально-технического оснащения, подготовки кадров, решения других вопросов их деятельности.

Нарушениям, допускаемым работниками таможенных органов, может способствовать недостаточный ведомственный контроль за должностными лицами, которые непосредственно производят досмотр товаров, осуществляют документальный контроль таможенной стоимости, предоставление отсрочек и рассрочек таможенных платежей, привлечение правонарушителей к административной либо уголовной ответственности, контролируют своевременную уплату таможенных платежей, осуществляют проверки хозяйственно-финансовой деятельности участников внешнеэкономической деятельности, контролируют деятельность складов временного хранения, таможенных складов, таможенных перевозчиков и брокеров <11>.

<11> Гармаев, Ю.П. Должностные преступления в таможенных органах / Ю.П.Гармаев. — М.: Юрлитинформ, 2010. — С. 14.

2.4. Недостатки в вопросах взаимодействия правоохранительных и других государственных органов.

Одной из причин, определяющих высокий уровень латентности преступлений против порядка осуществления экономической деятельности в таможенной сфере, является недостаточная работа по налаживанию эффективного взаимодействия между правоохранительными и таможенными органами <12>.

<12> Конев, А.А. Преступность в России, ее реальное состояние / А.А.Конев. — Н. Новгород, 2008. — С. 108 — 118.

Деятельность таможенных органов в отдельных государствах — участниках ЕАЭС не в полной мере координируется с правоохранительными и другими государственными органами. Не налажена, на наш взгляд, эффективная система обмена информацией в отношении юридических и физических лиц, уклоняющихся от уплаты таможенных платежей, не всегда организована работа по обеспечению полноты и достоверности отчетности о внешнеэкономических сделках субъектов хозяйствования.

2.5. Миграция населения.

Хотя основной контингент лиц, занимающихся контрабандой наркотических средств, прибывает в страны — участницы ЕАЭС из отдельных государств Азии и Африки с низким уровнем доходов населения, массовой безработицей, приводящей к вовлечению граждан с помощью криминальных структур в преступную деятельность в сфере наркобизнеса, нередко ряды новых контрабандистов продолжают формироваться и из представителей некоторых стран Содружества Независимых Государств, где криминогенная обстановка и наркоситуация складывается весьма остро.

При этом основные позиции в незаконном обороте наркотических средств на пространстве ЕАЭС из числа иностранных граждан занимают жители Украины, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, а также Китая, что связано с массовым характером миграции представителей этих государств на территорию ЕАЭС, отдельные из них активно включаются в контрабандные поставки и распространение наркотиков.

Таким образом, имеется достаточно проблем, связанных с легализацией таможенных отношений и противодействием таможенной преступности. Многие из них решаемы при условии активизации работы предпринимательских структур, развития процессов саморегулирования и, естественно, ответной реакции органов государственной власти <13>.

<13> Грачев, О.В. Факторы, способствующие совершению преступлений в сфере таможенной интеграции / О.В.Грачев // Российская юстиция. — 2014. — N 2. — С. 18 — 20.

Эффективность таможенной политики как важного элемента экономической деятельности государства зависит от соответствия нормативных правовых актов в сфере таможенного законодательства идее баланса интересов государства и субъектов хозяйствования.

Основная концепция законодательства о предпринимательстве связана с обеспечением экономической свободы в рамках социальной ответственности перед обществом и финансово-правовой ответственности перед государством.

Последнее обстоятельство актуализируется в сфере таможенного дела и соответствующего законодательства, поскольку в результатах внешнеэкономической деятельности не менее заинтересовано и государство, чей бюджет прямо зависит от таких результатов. Чем больше таких поступлений, тем богаче бюджет страны и тем выше благосостояние граждан страны, нуждающихся в социальной защите. Поэтому с социальных позиций высокие таможенные пошлины и платежи, их своевременное и полное поступление в бюджет и последующее перераспределение, безусловно, оправданны. Однако увеличение ставок пошлин и платежей, нарушающих сбалансированность интересов государства и иных субъектов внешнеэкономической деятельности, имеет и выраженный негативный аспект, поскольку снижает заинтересованность хозяйствующих субъектов в увеличении объемов или интенсификации такой деятельности. Может наблюдаться также значительный косвенный негативный эффект — искусственное завышение ценообразования на внутреннем рынке, погашаемое за счет потребителя <14>.

<14>. Грачев, О.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, как угроза экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции / О.В.Грачев // Налоги. — 2012. — N 6. — С. 29 — 31.

Таможенные платежи как одна из наиболее важных составляющих бюджета страны подвергаются рискам существенного их снижения в результате противоправной деятельности физических лиц и должностных лиц организаций, являющихся субъектами внешнеэкономической деятельности. Факторами детерминации преступности в данной сфере являются различие уровней отечественных и мировых цен, криминогенные риски в сфере инвестиционной деятельности, использование криминальными структурами внешнеэкономических связей для целей легализации их капиталов, недостатки при осуществлении государственными органами экспортного и валютного контроля, пробелы таможенного законодательства стран — участниц ЕАЭС.

Наряду с устранением указанных выше факторов также необходима унификация законодательства стран — участниц ЕАЭС в части преступлений против порядка осуществления экономической деятельности в таможенной сфере.

Как отмечалось ранее, в Республике Беларусь установлена уголовная ответственность за совершение контрабанды, связанной с осуществлением экономической деятельности. В то же время совершение экономической контрабанды в Российской Федерации декриминализировано и перенесено в сферу административно-правовых отношений. Позиция российской стороны аргументируется избыточностью уголовной ответственности за совершение экономической контрабанды.

Несогласованность уголовного законодательства государств — участников ЕАЭС можно объяснить этапом становления интеграционного объединения. Уголовное законодательство в части таможенных преступлений стран — участниц ЕАЭС должно быть унифицировано, иначе существование интеграционного объединения с неунифицированным законодательством будет затруднительным <15>.

<15> Грачев, О.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, как угроза экономической безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции / О.В.Грачев // Налоги. — 2012. — N 6. — С. 29 — 31.