Отсутствие в санкции статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях конфискации препятствует ее применению

В соответствии с ч. 1 ст. 6.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся.

Первым предложением ч. 1 ст. 7.1 КоАП установлено, что административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части КоАП в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение.

Согласно ч. 3 ст. 6.3 КоАП конфискация применяется в качестве дополнительного административного взыскания. В свою очередь, дополнительные административные взыскания (за исключением взыскания стоимости предмета административного правонарушения) применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 6.3 КоАП).

Таким образом, такое административное взыскание, как конфискация, может быть применено только в случае его указания в санкции статьи Особенной части КоАП.

Однако данное правило не всегда соблюдается на практике.

Так, постановлением районного суда от 21.11.2008 гр-н Д. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.25 КоАП и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 10 базовых величин, что составило 350000 руб., с конфискацией табачных изделий.

Однако санкцией ч. 2 ст. 12.25 КоАП не предусмотрена возможность наложения на физическое лицо административного взыскания в виде конфискации (возможно — только на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо).

Табачные изделия также не могли быть конфискованы как предмет специальной конфискации, которая применяется независимо от того, указана ли она в санкции статьи Особенной части КоАП (второе предложение ч. 1 ст. 7.1 КоАП), а также независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности (ч. 2 ст. 6.10 КоАП), — поскольку данные изделия не относятся к вещам, изъятым из оборота, незаконным орудиям охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановленных местах, а также к незаконным средствам сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян).

По протесту заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь от 02.04.2009 постановление районного суда постановлением Председателя Верховного Суда Республики Беларусь от 29.04.2009 изменено, из постановления исключено указание о наложении на Д. административного взыскания в виде конфискации табачных изделий.